Судья Кольчугина С.В. Дело № 33-266
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 февраля 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда
в составе председательствующего Галактионовой Р.А.,
судей Павлова А.Е., Шаниной С.А.,
при секретаре В..,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаниной С.А. дело по апелляционной жалобе представителя по доверенности ФГКУ «..» Министерства Обороны Российской Федерации Д.И.Г. на решение Тейковского районного суда … области от 20 ноября 2013 года по иску С.Г.Б. к командиру войсковой части … о признании бездействия незаконным, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «..» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма по избранному месту жительства, признании нуждающейся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, включении в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства,
установила:
С.Г.Б. обратилась в суд с иском к командиру войсковой части. ., Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействия командира войсковой части по вопросу признания ее нуждающейся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства г. … по нормам предоставления площади жилого помещения, установленным ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» незаконным, признании за ней права на обеспечение жилым помещением в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства г.. . за счет средств федерального бюджета, выделяемых для этих целей Министерству обороны РФ, в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, установленными ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих», признании ее нуждающейся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства г. Тамбов по нормам предоставления жилого помещения, предусмотренным ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих», обязании Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны включить ее в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилого помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства г.. ..
Иск мотивирован тем, что истица проходила военную службу по контракту в войсковой части. . в должности техника контрольно-измерительной лаборатории. Приказом командира в/ч. . №. . от 22.10.2004г. истица уволена с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, а приказом командира в/ч. . №. . от 10.11.2004г. исключена из списков личного состава войсковой части. На момент увольнения календарная продолжительность ее военной службы составила. . лет. . месяца. На время прохождения военной службы по контракту ей и членам ее семьи по ордеру №. . от 10.06.1991г. была предоставлена трехкомнатная квартира по адресу: …. Квартира, в которой она проживает, на момент исключения ее из списков личного состава войсковой части, находилась на территории военного городка гор. Тейково, который на основании распоряжения Правительства РФ № 752-р от 1 июня 2000 года был включён в перечень закрытых военных городков. Ни в период прохождения военной службы, ни при увольнении до нее не доводился порядок обеспечения ее и членов ее семьи жилым помещением по избранному постоянному месту жительства. Она не является собственником жилых помещений, проживает в квартире на территории закрытого военного городка, избрала постоянное место жительства в г.. ..
В судебном заседании истица изменила исковые требования, просила суд: признать незаконным бездействие командира в/ч. . по вопросу признания ее нуждающейся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства г.. . в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих»; признать за ней право на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства - гор.. . по договору социального найма, за счет средств федерального бюджета, выделяемых для этих целей Министерству обороны Российской Федерации, в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих»; признать ее нуждающейся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства - гор. Тамбов, в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих»; обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации включить ее в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства гор.. . по договору социального найма, в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Определением суда от 30.04.2013 года к участию в деле привлечено в качестве соответчика ФГКУ «..» Министерства обороны Российской Федерации.
Решением суда иск С.Г.Б. удовлетворен.
С решением суда не согласна представитель ФГКУ «..» Министерства обороны Российской Федерации Д.И.Г. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований истца, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, дело по апелляционной жалобе рассмотрено в отсутствие ответчика командира войсковой части. ., представителей ответчиков Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «..» Министерства обороны Российской Федерации, представителя третьего лица ФКУ «..» Министерства обороны Российской Федерации, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Судебная коллегия, выслушав возражения истицы и ее представителя И.М.Ю. на апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, считает, что решение суда является незаконным и необоснованным.
Удовлетворяя указанные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что на момент увольнения истицы с военной службы она проживала в квартире, находящейся на территории закрытого военного городка, эта квартира, в которой она проживала и проживает в настоящее время, не может быть признана жильем, предназначенным для постоянного проживания, какие-либо жилые помещения на праве собственности истице не принадлежат, после увольнения С.Г.Б. избрала место жительства вне закрытого военного городка, командиром войсковой части №. . ей не был разъяснен порядок обеспечения жилым помещением по избранному постоянному месту жительства, в связи с чем истица имеет право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства по договору социального найма, однако до настоящего времени право на такое обеспечение жильем по избранному месту жительства истицей не реализовано.
В соответствии с положениями ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ в редакции, действующей на момент увольнения истицы и исключения ее из личного состава войсковой части, военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 данного Федерального закона.
6 сентября 1998г. постановлением Правительства Российской Федерации № 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, которые действуют и в настоящее время, за исключением норм указанных Правил, касающихся возложения обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих на органы местного самоуправления, которые с 1 января 2005 года не подлежат применению в силу их противоречия закону.
Указанными Правилами установлен порядок учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
В соответствии с установленным порядком о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (пункт 13).
При исключении из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы военнослужащие подают рапорт по команде о подтверждении избранного ими постоянного места жительства (п.17).
При этом Правилами предусмотрено, что основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление военнослужащего, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел (п.7).
В силу статей 110, 116 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.12.1993 № 2140, каждый военнослужащий имеет право подавать жалобу лично или уполномочивать на это другое лицо о незаконных в отношении его действиях командиров (начальников) или других военнослужащих, о нарушении установленных законами прав и преимуществ. Командир (начальник) должен чутко и внимательно относиться к поступившим предложениям, заявлениям и жалобам. Он несет личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер.
Приказом Министерства обороны Российской Федерации № 517 от 21.11.1998г. «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» на командиров воинских частей возложена обязанность по организации своевременного проведения бесед с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, общая продолжительность военной службы которых составит 10 лет и более к моменту увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, рассмотрению и направлению соответствующих ходатайств и документов в военные комиссариаты по избранным военнослужащими постоянным местам жительства для направления в соответствующие органы местного самоуправления, сообщение военнослужащим о решениях, принятых органами местного самоуправления, извещение военных комиссариатов об изменении военнослужащими решения о избранном постоянном месте жительства, а также занесении в личные дела военнослужащих сведений о постановке на учет и снятии с учета органами местного самоуправления в избранных военнослужащими постоянных местах жительства (п. 1).
Из обстоятельств, установленных судом первой инстанции, следует, что С.Г.Б. нуждающейся в улучшении жилищных условий не признавалась, с рапортом о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в избранном ею постоянном месте жительства не обращалась, об избрании иного места жительства, в том числе и в г.. ., не заявляла.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, материалы дела не содержат.
Вывод суда первой инстанции о том, что представленные в судебное заседание доказательства свидетельствуют о том, что истица избрала иное место жительства, так как не желала после своего увольнения остаться проживать в гор. …, но ей как до увольнения, так и при увольнении с военной службы командиром войсковой части №. . не был разъяснен порядок обеспечения жилым помещением по избранному постоянному месту жительства, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Таких доказательств материалы дела не содержат.
Более того, 14 июня 2004 года врио командира войсковой части №. . в присутствии специалиста по кадрам и строевой части с С.Г.Б. была проведена беседа, что подтверждено листом учета проведения бесед, из которого видно, что с истицей перед предстоящим увольнением проводились разъяснительные беседы. Лист учета проведения бесед подписан лицом, проводившим беседы – врио командира в/ч. . А. Ш., СПНШ по кадрам и строевой части, а также самой С.Г.Б., скреплен печатью войсковой части. ., в графе «обеспеченность жилой площадью по нормам жилищного законодательства» указано – обеспечена, проживает по адресу:. ., в графе «просьбы военнослужащего» - никакой информации не содержится (л.д. 19).
Согласно выписке из приказа командира войсковой части. . №. . от 10.11.2004г., С.Г.Б.. с 10.11.2004г. исключена из списков личного состава части и направлена на воинский учет в ОВК г…. … области, а не на воинский учет избранного места жительства. При этом какого-либо указания на избрание С.Г.Б. иного места жительства приказ не содержит.
Сама С.Г.Б. в суде апелляционной инстанции пояснила, что в период ее увольнения с военной службы об избрании места жительства в г.. . она не заявляла, поскольку у нее были другие семейные обстоятельства. Когда эти обстоятельства изменились, она в устной форме заявила о реализации своего права на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства в гор.. ..
Делая вывод о том, что жилое помещение, в котором истица проживает в настоящее время, является служебным и не может быть признано жильем для постоянного проживания, суд первой инстанции не учел, что таких доказательств суду не представлено. Имеющийся ордер на вселение С.Г.Б. в указанное жилое помещение указания на служебный характер жилья не содержит. Статус закрытого военного городка, на территории которого расположено жилое помещение, и в котором проживает истица, распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2012 № 487-р снят.
Таким образом, выводы суда, на основании которых суд принял решение об удовлетворении требований истицы о признании бездействия командира войсковой части. . по вопросу признания за ней права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства в городе. . незаконным, признании ее нуждающейся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в городе. . и возложении на Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации обязанности по постановке С.Г.Б. в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в получение жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в городе … по договору социального найма, нельзя признать соответствующими фактическим обстоятельствам дела. Доводы, изложенные истицей, в подтверждение заявленных требований, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Следовательно, правовых оснований к удовлетворению требований истицы у суда первой инстанции не имелось.
В ходе судебного заседания ответчиками ФГКУ «..» Министерства Обороны Российской Федерации и командиром в/ч №. . было заявлено о применении последствий пропуска срока исковой давности.
Разрешая данный вопрос, суд указал, что С.Г.Б. не знала о нарушенном праве, так как командиром войсковой части №. . ей не было разъяснено ее право на избрание иного места жительства. С. узнала о нарушенном праве только в 2012 году при обращении за юридической помощью, поэтому срок исковой давности не пропущен.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда.
Права и социальные гарантии военнослужащих закреплены в Федеральном законе № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В соответствии с ч. 3 ст. 6 указанного Федерального закона, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.
Согласно Уставу внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации № 2140 от 14.12.1993г., действующему на момент увольнения С.Г.Б., военнослужащий Вооруженных Сил Российской Федерации в служебной деятельности руководствуется требованиями законов, воинских уставов. Военнослужащий обязан: строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, выполнять требования воинских уставов. (п. 13)
Таким образом, при увольнении с военной службы истице должно было быть известно о наличии у нее права на избрание иного постоянного места жительства. Ссылка на ее юридическую неграмотность является несостоятельной, поскольку вышеперечисленные правовые акты доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц и содержатся в электронно-правовых системах.
Частью 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен общий срок исковой давности, который составляет три года.
В соответствии со ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Из материалов дела следует, что истица уволена с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, и исключена из списков личного состава войсковой части с 10 ноября 2004 года.
С иском С.Г.Б. обратилась в суд 20 марта 2013 года, то есть более чем через 8 лет после ее увольнения с воинской службы.
Доказательств пропуска истицей указанного срока по причинам, которые могли бы быть признаны судом уважительными, в материалах дела не содержится.
Таким образом, срок исковой давности по исковым требованиям С.Г.Б., заявленным к ответчикам ФГКУ «..» Министерства Обороны Российской Федерации и командиру в/ч №. ., следует считать пропущенным.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия считает, что решение суда вынесено при несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, следовательно, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе С.Г.Б. в удовлетворении ее иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Тейковского районного суда Ивановской области от 20 ноября 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение об отказе С.Г.Б. в удовлетворении исковых требований.
Председательствующий:
Судьи:
СОГЛАСОВАНО
СУДЬЯ ______________ ____________________