Решение по делу № 33-2330/2022 от 21.07.2022

Мотивированное апелляционное определение составлено 26 августа 2022 г.

Судья Лабутина Н.А.

№ 33-2330/2022

УИД 51RS0001-01-2022-001974-26

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

24 августа 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Муравьевой Е.А.

судей

Власовой Л.И.

при секретаре

Сазановой Н.Н.

Кандевиц О.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2153/2022 по иску Швецовой Елены Анатольевны к Комитету имущественных отношений города Мурманска о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и восстановлении на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в прежней очереди,

по апелляционной жалобе и дополнениям к ней Швецовой Елены Анатольевны на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 31 мая 2022 г.

Заслушав доклад судьи Власовой Л.И., объяснения Швецовой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов жалобы представителя Комитета имущественных отношений города Мурманска Агапкиной С.А., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Швецова Е.А. обратилась в суд с иском к Комитету имущественных отношений города Мурманска (далее – КИО города Мурманска) о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и восстановлении на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в прежней очереди.

В обоснование указала, что с 2001 года состояла в очереди улучшение жилищных условий.

4 февраля 2022 г. КИО города Мурманска была снята с указанного учета, поскольку один из членов её семьи перестал состоять совместно с ней на регистрационном учете по месту жительства в связи с переездом в другую область, что привело к увеличению обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи по сравнению с учетной нормой.

Полагая, что оснований для снятия её с учета у КИО города Мурманска не имелось ввиду отсутствия иного жилья, а минимальный размер площади на человека составляет не 12 кв.м, а 18 кв.м, как указывает КИО города Мурманска, просила суд признать решение КИО г. Мурманска от 4 февраля 2022 г. о снятии её с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным и подлежащем отмене, а также восстановить её в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе с учетом дополнений к ней Швецова Е.А. просит решение суда отменить, разрешить вопрос по существу.

В обоснование, ссылаясь на Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2020 г. № 33-КА20-3, приводит довод о том, что состояла в очереди на улучшение жилищных условий с 2003 года до 2 февраля 2022 г. С учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий была снята в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, как утратившая основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма в связи с наличием жилого помещения в собственности её супруга, где она зарегистрирован по месту жительства. Вместе с тем, она не имеет прав на данное жилое помещение, поскольку оно перешло супругу по договору дарения, регистрация в этом помещении не свидетельствует о ее обеспеченности жильем.

Считает, что снятие с указанного учета возможно только в случае если площадь имеющегося жилого помещения превысит норму предоставления, а не учетную норму.

Полагает, что изложенные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении правом.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции после перерыва не явилась Швецова Е.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела посредством видеоконференц-связи надлежащим образом.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, поскольку её неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется по договору социального найма.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Установление учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагаются на органы местного самоуправления (пункты 2 и 3 части 1 статьи 14, части 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Исходя из содержания части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (части 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления жилой площади по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма; норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма.

Решением Мурманского городского Совета от 7 апреля 2005 г. № 6-62 установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях — 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Также данным муниципальным правовым актом определена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма – не менее 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 13 мая 2003 г. Швецова Е.А. обратилась в администрацию города Мурманска с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Распоряжением Администрации города Мурманска от 4 июня 2003 г. *-р Швецова Е.А. составом семьи из 3-х человек (она, супруг, сын), приняты на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по общей очереди, о чем Швецова Е.А. уведомлена письмом № 1-2ж-323 от 9 июня 2003 г.

В ходе осуществления перерегистрации списка очередников в целях подтверждения права граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьей 8 Закона Мурманской области от 7 июля 2005 г. № 646-01-ЗМО «О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» Администрацией города Мурманска были запрошены сведения в ГОБУ «МФЦ Мурманской области».

По сведениям ГОБУ «МФЦ МО» от 20 января 2022 г., Ш.П.К. (_ _ года рождения) - сын Швецовой Е.А., снят с регистрации в жилом помещении по адресу: ..., в связи с выездом в ... область.

В настоящее время, семья Швецовой Е.А., состоит из двух человек (она и ее супруг), и они занимают благоустроенную однокомнатную квартиру общей площадью 32.50 кв.м, расположенную по адресу: ..., где на каждого члена семьи приходится по 16,25 кв.м от общей площади, что больше учетной нормы на человека (12 кв.м).

В связи с тем, что семья Швецовой Е.А. имеет обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи более учетной нормы, постановлением администрации города Мурманска от 2 февраля 2022 г. № 235 Швецова Е.А. снята с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о чем она уведомлена письмом КИО города Мурманска 4 февраля 2022 г. за исх. № 15-09/1036.

Разрешая спор, суд первой инстанции, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что семья Швецовой Е.А. имеет обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи более учетной нормы в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных ею требований не имеется.

Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, изложены в оспариваемом решении, оснований не согласиться с которым по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Обстоятельства дела, необходимые для его правильного разрешения, установлены и оценены судом в полном объеме.

Оценивая доводы жалобы об отсутствии оснований для снятия истца с учета, как нуждающейся в жилом помещении, судебная коллегия исходит из следующего.

Семья истца состояла на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с 2003 года, поэтому к данным правоотношениям подлежит применению в совокупности и взаимосвязи с Жилищным кодексом Российской Федерации и положения Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 189-ФЗ).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 189-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом.

Частью 2 статьи 6 Федерального закона № 189-ФЗ предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений упомянутой части.

Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 1549-О-П «По жалобе гражданина С. на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона № 189-ФЗ не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 г. принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

Согласно пункту 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Мурманской области, утвержденных решением Исполнительного комитета Мурманского областного Совета народных депутатов от 17 апреля 1991 г. № 92 и Президиума облсофпрофа от 29 мая 1991 г. № 9-1, действовавших до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий), нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане и семьи, в том числе имеющие обеспеченность площадью на 1 члена семьи 7, а для вступления в жилищные кооперативы 9 и менее квадратных метров.

Пункт 42 указанных Правил устанавливал, что на каждого члена семьи предоставляется не менее 9 кв. м жилой площади.

В силу пункта 20 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь в отдельной квартире составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения пунктом 42 настоящих правил на каждого члена семьи, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.

По смыслу приведенных выше норм права для граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 г., под улучшением ими жилищных условий (основание для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР) следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилого помещения по норме предоставления, которая установлена действующим законодательством (применительно к муниципальному образованию город Мурманск – минимальному размеру общей площади жилого помещения, указанному в пункте 2 решения Мурманского городского Совета от 7 апреля 2005 г. № 6-62).

Таким образом, при решении вопроса о наличии оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принятых на такой учет в соответствии с законодательством, действующим на территории муниципального образования город Мурманск до вступления в силу решения Мурманского городского Совета от 7 апреля 2005 г. № 6-62, уровень жилищной обеспеченности таких граждан следует проверять на предмет его соответствия норме предоставления (как это было установлено ранее действовавшими Правилами учета), но при этом сама норма предоставления должна определяться в соответствии с действующим законодательством.

Как указывалось выше, пунктом 2 решения Мурманского городского Совета от 7 апреля 2005 г. № 6-62 утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, являющаяся минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Как следует из справки ГОБУ «МФЦ МО» от 18 февраля 2022 г., общая площадь однокомнатной квартиры *, расположенной по адресу: ..., составляет 32, 5 кв. м, в том числе жилая 16,5 кв. м.

Таким образом, на одного члена семьи Швецовой Е.А. приходится 16,25 кв. м общей площади жилого помещения (32, 5 кв. м/ 2).

В рассматриваемом случае, учитывая снятие с регистрационного учета по месту жительства сына истца, произошло изменение жилищной обеспеченности у истца, которая стала превышать норму предоставления общей площади на 1 человека - 14 кв. м, позволяющую истцу состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При таких обстоятельствах, поскольку жилищная обеспеченность стала превышать установленную законом норму, прекратило существовать основание, в соответствии с которым семья Швецовой Е.А. была поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

При этом, ссылка в жалобе на неправильное определение судом нормы, из которой следовало определять жилищную обеспеченность Швецовой Е.А., не влияет на обжалуемое решение, поскольку как указывалось выше, жилищная обеспеченность истца превышает норму предоставления общей площади на 1 человека - 14 кв. м.

Такая позиция подтверждается указанным в жалобе Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Принимая во внимание изложенное, в отношении Швецовой Е.А. имелись основания для снятия с учета, как нуждающейся в жилом помещении, в связи с чем соответствующие доводы жалобы судебной коллегией отклоняются.

Судебная коллегия не принимает во внимание довод жалобы об отсутствии у Швецовой Е.А. прав на жилое помещение, принадлежащее супругу, поскольку такое основание для постановки на учет, как нуждающейся в жилом помещении, закон не содержит.

Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в силу положений статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

Иных доводов для отмены или изменения решения суда, обстоятельств, которые имеют правовое значение для рассмотрения дела, влияют на правильность и обоснованность выводов суда, требуют дополнительной проверки судом апелляционной инстанции, апелляционная жалоба не содержит.

В целом приведенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указание на обстоятельства и факты, которые имели бы правовое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, фактически основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.

Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого судебного постановления и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 31 мая 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Швецовой Елены Анатольевны – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-2330/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Швецова Елена Анатольевна
Ответчики
КИО г. Мурманска
Суд
Мурманский областной суд
Судья
Власова Лидия Игоревна
Дело на странице суда
oblsud.mrm.sudrf.ru
21.07.2022Передача дела судье
17.08.2022Судебное заседание
24.08.2022Судебное заседание
09.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2022Передано в экспедицию
24.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее