Решение по делу № 33-962/2023 от 17.01.2023

Дело № 33-962/2023

№ 2-301/2022 (72RS0021-01-2021-005109-78)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение

г. Тюмень 20 февраля 2023 г.

    Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе

председательствующего Плосковой И.В.,
судей Пленкиной Е.А., Халаевой С.А.
при секретаре Матыченко И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Гергуса А.Я. в лице представителя Марьяновой С.В. на решение Тюменского районного суда Тюменской области от 27 сентября 2022 г., которым постановлено:

«В удовлетворении искового заявления Гергуса А.Я. к департаменту имущественных отношений Тюменской области, департаменту лесного комплекса Тюменской области, ФГУП «Рослесинфорг», Федеральному агентству лесного хозяйства, МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО, ЯНАО, Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии» по Тюменской области, Управлению Росреестра по Тюменской области, ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» о признании земельного участка входящим в состав территории садоводческого общества, признании права собственности на земельный участок, признании недействительными результатов межевания земельного участка, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о принадлежности земельного участка отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пленкиной Е.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Гергус А.Я. обратился в суд с иском департаменту имущественных отношений Тюменской области, департаменту лесного комплекса Тюменской области, ФГУП «Рослесинфорг», Федеральному агентству лесного хозяйства, МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО, ЯНАО, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тюменской области, Управлению Росреестра по Тюменской области, ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» (с учетом уточнений) о признании земельного участка с адресным описанием: <.......>, общей площадью 1 000 кв.м, входящим в состав территории СНТ «Архитектор»; признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <.......>, общей площадью 1 000 кв.м; признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером <.......>, категории земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, по адресу: <.......> принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, в части включения в его границы границ земельного участка, расположенного по адресу: <.......>, общей площадью 1 000 кв.м.

В обоснование исковых требований истец указывал, что является членом СНТ «Архитектор», на протяжении длительного времени несет бремя содержания, владеет как своим, пользуется по назначению земельным участком по адресу: <.......>. Полагает, что поскольку в настоящее время сведения о земельном участке в реестре недвижимости отсутствуют, единственным способом защиты является судебная защита прав истца.

Истец Гергус А.Я. в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, его представитель Марьянова С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным основаниям.

Представитель ответчика ФГУП «Рослесинфорг» - Горшкалева И.В. в судебном заседании иск не признала.

Представитель ответчика Управления Росреестра по Тюменской области - Щетникова Н.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель СНТСН «Архитектор» Рыбина С.П. в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, оспаривая обстоятельства предоставления истцу земельного участка.

Представители ответчиков департамента имущественных отношений Тюменской области, департамента лесного комплекса Тюменской области, МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тюменской области, Федерального агентства лесного хозяйства, ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов», представитель третьего лица ТСН «Архитектор» в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие с указанием на надлежащее извещение.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен истец Гергус А.Я. в лице представителя Марьяновой С.В., в апелляционной жалобе просит об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения по делу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает, что судом первой инстанции допущены нарушения норм процессуального права, которые привели к принятию судом неправильного решения. Ссылается на то, что факт членства в товариществе и надлежащего содержания участка подтверждается членской книжкой СНТ «Архитектор» и записями в ней, а также справкой о членстве. По утверждению заявителя жалобы, в 2001 г. администрацией Андреевского муниципального образования Тюменского района было издано постановление от 24 июня 2001 г. № 40 «О предоставлении земельного участка в бессрочное (постоянное) пользование СНТ «Архитектор», в границы этого земельного участка площадью 103 га вошли все ранее выделенные обществу участки площадью 6,3 га, 2,3 га и 8,1 га. Отмечает, что органом кадастрового учета на основании вышеуказанного акта органа местного самоуправления внесены сведения о предоставлении земельного участка в государственный кадастр. Считает, что поскольку согласования с Тюменским лесхозом на перечисленные выше участки СНТ «Архитектор» получены, постановление № 40 действовало в отношении этих участков на законном основании. Указывает, что участок истца фактически существует на местности, находится в фактическом пользовании более 20 лет, правами третьих лиц не обременен. Ссылается на то, что спорный земельный участок расположен на территории СНТ «Архитектор», земельный участок СНТ «Архитектор» предоставлен до введения в действие Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», истец является членом данного некоммерческого объединения, пользуется названным участком на законных основаниях, установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность отсутствует. По утверждению заявителя жалобы, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что спорный земельный участок не используется, только со слов председателя, которая имеет личную заинтересованность в исключении из членов СНТ, только руководствуясь личными мотивами, не предъявляя никаких требований, а лишь только приложив заявления лиц, которые не подтверждают членство в СНТ. Отмечает, что истец в обоснование своих доводов указывала, что в период с 2020 г. находилась в декретном отпуске с маленьким ребенком и не имела возможности обрабатывать участок, но от соседей нареканий и нарушений в использовании участком не поступало, на собрании до 2019 г. она участвовала, членские взносы оплачивала.

Представителем ответчика Управления Росреестра по Тюменской области в лице представителя Киселевой Н.Н. поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Третьим лицом СНТ «Архитектор» в лице председателя Рыбиной С.П. поданы возражения на апелляционную жалобу истца, в которых третье лицо, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истца Гергуса А.Я., представителей ответчиков департамента имущественных отношений Тюменской области, департамента лесного комплекса Тюменской области, ФГУП «Рослесинфорг», Федерального агентства лесного хозяйства, МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тюменской области, Управления Росреестра по Тюменской области, ГБУ Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов», представителей третьих лиц ТСН «Архитектор», СНТСН «Архитектор», извещенных о времени и месте судебного заседания, не представивших сведений о причинах неявки.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены либо изменения решения суда в апелляционном порядке не находит.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в обоснование заявленных требований истцом представлена справка СНТ «Архитектор» от 18 сентября 2018 г., согласно которой Гергус А.Я. является членом СНТ с 28 апреля 2007 г., копия выписки из протокола общего собрания членов СНТ «Архитектор» от 18 сентября 2018 г., в соответствии с которой Гергусу А.Я. выделен земельный участок для садоводства и огородничества по адресу: <.......> (т.1, л.д.9,11).

Представитель третьего лица - председатель СНТСН «Архитектор» Рыбина С.П. в судебном заседании оспаривала членство Гергуса А.Я в садоводческом товариществе, также представленную им выписку, ссылалась на то, что земельный участок не освоен.

Решением исполнительного комитета Тюменского районного совета народных депутатов от 15 марта 1988 г. <.......> были изъяты земельные участки у сельскохозяйственных предприятий, малоценных лесов государственного лесного фонда и землепользователей, с передачей их для организации новых и расширения существующих садоводческих коллективов предприятий, организаций и учреждений г. Тюмени согласно приложению, в которых под пунктом 23 числится с/о «Архитектор» (т.1, л.д.65-67).

6 мая 1988 г. садоводческому кооперативу «Архитектор» выдан государственный акт на предоставление в бессрочное и бесплатное пользование 6,3 га земли согласно плану землепользования под коллективные сады.

27 августа 1993 г. Администрацией Тюменского района было вынесено постановление <.......> об отводе земель под коллективные сады, согласно которому постановлено просить администрацию области разрешить изъятие земельного участка площадью 8,1 га, угодья: 0,7 га лес, 1,2 га прогалина в лесах, 1 гр, 6,2 га болото в лесах 1 гр, из земель Андреевского лесничества в <.......> Тюменского лесхоза и передать его садоводческому обществу «Архитектор» в постоянное пользование под коллективные сады (т.1, л.д.70).

30 сентября 1993 г. Администрацией Тюменской области принято распоряжение <.......>-р «Об изъятии земельного участка из земель гослесфонда и передаче его садоводческому обществу «Архитектор», согласно которому постановлено просить Правительство РФ разрешить изъять земельный участок площадью 8,1 га из лесов первой группы Тюменского лесхоза Андреевского лесничества и передать его в постоянное пользование садоводческому обществу «Архитектор» под размещение коллективных садов (т.1, л.д.55).

24 июля 2001 г. Администрацией Андреевского муниципального образования Тюменского района было издано постановление от 24 июля 2001 г. <.......> «О предоставлении земельного участка в бессрочное (постоянное) пользование СНТ «Архитектор», согласно которому СНТ «Архитектор» предоставлены земельные участки площадью 103 га в бессрочное (постоянное) пользование из земель Гослесфонда; возложена обязанность зарегистрировать пользование земельными участками СНТ «Архитектор» в Тюменской областной палате государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т.1, л.д.58).

Как следует из обстоятельств дела, постановление Администрации Андреевского муниципального образования Тюменского района от 24 июля 2001 г. № 40 было отменено решением департамента имущественных отношений Тюменской области от 5 февраля 2018 г. № 146-з-ТР.

Согласно ответу департамента имущественных отношений Тюменской области от 10 июня 2021 г. на обращение Гергуса А.Я. о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства в <.......>, в соответствии с информацией, имеющейся в департаменте имущественных отношений Тюменской области, земельный участок не входит в границы садоводческого некоммерческого товарищества «Архитектор», образованного на земельном участке, предоставленном данной некоммерческой организации на основании государственного акта на право пользования землей <.......>, выданного до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации. Земельный участок не входит в границы земельных участков, предоставленных по решению исполнительного комитета Тюменского района от 15 марта 1988 г. <.......> (т.1, л.д.18).

Как следует из представленного истцом межевого плана от 26 августа 2021 г., подготовленного кадастровым инженером Спиридоновой М.А., межевой план подготовлен в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <.......>; образуемый земельный участок расположен в зоне ведения садоводства, огородничества (т.1, л.д.19-31).

В ходе производства по делу судом назначена судебная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «Тюменская землеустроительная компания».

Из заключения эксперта ООО «Тюменская землеустроительная компания» следует, что объекты недвижимости или временные сооружения на земельном участке, расположенном по адресу: <.......>, отсутствуют. Площадь земельного участка по установленным на земельном участке кольям составляет 1 964 кв.м. Граница земельного участка, сформированная в межевом плане от 26 августа 2021 г., не совпадает с границей земельного участка по установленным деревянным кольям.

Из фотографий, имеющихся в экспертном заключении, усматривается, что земельный участок не обрабатывается, зарос растительностью. В исследовательской части заключения эксперта также указано, что хозяйственно-бытовые строения в границах земельного участка отсутствуют, земельный участок занят растительностью.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Гергус А.Я. требований, руководствуясь статьями 25, 11.2, 11.1, 68, 69 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон о введении в действие Земельного кодекса РФ), статьей 37 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон о кадастровой деятельности), суд исходил из того, что истцом не представлена членская книжка, справка от 18 сентября 2019 г. подписана Катковым А.Н., который в тот момент не являлся председателем СНТ «Архитектор», представитель СНТСН «Архитектор» ссылалась на исключение истца из членов товарищества, поскольку земельный участок не освоен, в соответствии с заключением эксперта земельный участок занят растительностью, хозяйственно-бытовые строения на нем отсутствуют; земельный участок по адресу: <.......>, в отношении которого истец заявляет требования о признании права собственности, полностью расположен в границах участка с кадастровым номером <.......>, который отнесен к категории земель: земли лесного фонда, имеет разрешенное использование для ведения лесного хозяйства, сведения о координатах границ которого внесены в ЕГРН, не изменены, право собственности на участок зарегистрировано за Российской Федерацией; доказательств того, что земельный участок по адресу: <.......>, в заявленных истцом фактических границах входит в границы СНТ «Архитектор» либо ТСН «Архитектор», суду не представлено, а нахождение земельного участка, о правах на который заявляет истец, в границах участка лесного фонда, исключает возможность предоставления его в целях садоводства и огородничества, в связи с чем суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, полагая, что они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на нормах права, регулирующих возникшие правоотношения, а доводы апелляционной жалобы истца их не опровергают.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

На основании пунктов 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», действовавшего до 1 января 2019 г., земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 данной статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).

В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действующего в настоящее время, садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» До 1 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации; земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу названного Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом названного пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 2.8 статьи 3 указанного выше Федерального закона В случае, предусмотренном пунктом 2.7 названной статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К этому заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 названной статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 названной статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа. В случае, если ранее ни один из членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 названной статьи, не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают: сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный указанной некоммерческой организации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя); сведения об указанной некоммерческой организации, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.

В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных названным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Закон о кадастровой деятельности определяет кадастровую деятельность как выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.

Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету (пункт 4.1 статьи 1 Закона о кадастровой деятельности).

Как следует из положений статьи 37 Закона о кадастровой деятельности, результатом кадастровых работ кадастрового инженера – индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 названного Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 названного Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.

Статья 22 Закона о государственной регистрации недвижимости предусматривает, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона о государственной регистрации недвижимости).

В соответствии с частью 10 статьи 22 Закона о государственной регистрации недвижимости, действовавшей на момент проведения кадастровых работ и составления представленного истцом межевого плана, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В настоящее время порядок уточнения местоположения земельного участка установлен частью 1.1 статьи 43 Закона о государственной регистрации недвижимости, согласно которой при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 названного Федерального закона.

В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Как следует из положений части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 названного Кодекса.

В соответствии с вышеприведенными положениями закона обстоятельствами, имеющими юридическое значение для разрешения дела и подлежащими установлению, являются обстоятельства предоставления истцу Гергусу А.Я. земельного участка с заявленным им местоположением, входящим в территорию земель, предоставленных садоводческому обществу в предусмотренном законом порядке для ведения садоводства, а также обстоятельства распределения данного земельного участка истцу на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения.

В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, с необходимой и достаточной достоверностью подтверждающие предоставление истцу Гергусу А.Я. испрашиваемого им земельного участка.

Доводов о несогласии с выводами суда об отсутствии членской книжки, выдачи истцу представленных документов о членстве неуполномоченным лицом апелляционная жалоба истца не содержит.

Материалы дела не содержат доказательств, что земельный участок, испрашиваемый истцом, расположен в границах земельных участков площадью 6,3 га и 8,1 га, предоставленных в 1988 г. и в 1993 г., в доводах апелляционной жалобы истец указывает, что земельный участок входит в состав 103 га, сформированных после принятия постановления администрации Андреевского муниципального образования от 24 июля 2001 г., которое впоследствии было отменено.

Кроме того, документы, предоставленные истцом, не содержат сведений о местоположении земельного участка, не подтверждают обоснованность заявленного истцом местоположения, выводы эксперта, а также приложенный к заключению эксперта фотоматериал подтверждают факт того, что земельный участок истцом не используется.

Исходя из положений части 1.1 статьи 43 Закона о государственной регистрации недвижимости при отсутствии сведений о местоположении земельного участка в правоустанавливающих документах местоположение может быть установлено на основании фактического землепользования 15 и более лет.

Из представленного в приложении к заключению судебной экспертизы фотоматериала следует, что на земельном участке отсутствуют капитальные строения, посадки, на участке, а также в непосредственной близости от него произрастают лесные насаждения.

Указанные представителем истца в апелляционной жалобе причины неиспользования земельного участка со ссылкой на нахождение в декретном отпуске, изложенные от имени лица в женском роде, вызывают сомнение в их относимости к рассматриваемому спору, принимая во внимание, что истцом по делу является Гергус А.Я..

Кроме того, результатами судебной экспертизы установлено, что спорный земельный участок налагается на границы земельного участка с кадастровым номером <.......>

Согласно выписке из ЕГРН от 28 июля 2022 г. земельный участок с кадастровым номером <.......>, относится к землям лесного фонда, разрешенное использование земельного участка – для ведения лесного хозяйства, площадью 10 618 827 кв.м, дата постановки на учет – 14 ноября 2016 г. (т.1, л.д 187-191).

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.

В пункте 2 данной статьи установлено, что земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, строительства гаражей для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства.

Статьей 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда отнесены лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса.

В соответствии со статьями 67 - 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, которые проводятся в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности; лесоустройство включает в себя следующие мероприятия: 1) проектирование лесничеств; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, а также особо защитные участки лесов; 4) таксация лесов; 5) проектирование мероприятий по сохранению лесов.

Согласно части 3 статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Таким образом, определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (лесничеств).

Согласно статье 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Кроме того, согласно пункту 1 части 6 статьи 39 Закона о кадастровой деятельности согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Судом установлено, что земельный участок по адресу: <.......>, в отношении которого истец заявляет требования, расположен в границах участка с кадастровым номером <.......> который отнесен к категории земель: земли лесного фонда, имеет разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, сведения о координатах границ которого внесены в ЕГРН, не изменены, право собственности на участок зарегистрировано за Российской Федерацией.

В силу статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Поскольку в силу изложенного судебная коллегия находит не подтвержденными обстоятельства фактического использования истцом испрашиваемого им земельного участка на момент проведения межевания земель лесного фонда, оснований для принятия данных обстоятельств в обоснование признания межевания недействительным судебная коллегия не находит, не усматривая иных правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований относительно оспаривания межевания земельного участка лесного фонда.

При отсутствии оснований для вывода о недействительности межевания, нахождение земельного участка, о правах на который заявляет истец, в границах земельного участка категории земель лесного фонда, в силу вышеуказанных норм права исключает возможность предоставления его в целях садоводства и огородничества.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, выводы суда им соответствуют, нарушения либо неправильного применения норм права судом не допущено, доводы апелляционной жалобы истца выводов суда не опровергают, в связи с чем предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены либо изменения решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тюменского районного суда Тюменской области от 27 сентября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Гергуса А.Я. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи коллегии

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено <.......>

33-962/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Гергус Андрей Ярославович
Ответчики
Департамент лесного комплекса Тюменской области
МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО,
Филиал ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области
Департамент имущественных отношений Тюменской области
ГБУ ТО База авиационной и наземной охраны лесов
Управление Росреестра по Тюменской области
ФГУП Рослесинфорг
Другие
ТСН Архитектор
СНТСН Архитектор
Федеральное агенство лесного хозяйства
Суд
Тюменский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.tum.sudrf.ru
17.01.2023Передача дела судье
20.02.2023Судебное заседание
03.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2023Передано в экспедицию
20.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее