Дело № 2а-660/2021
УИД: 91RS0022-01-2021-000042-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 февраля 2021 года <адрес>
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Микитюк О.А.
при секретаре П.В.В.
с участием истца К.В.М.
представителя ответчика Ф.А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску К.В.М. к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Феодосии о признании отказа незаконным, понуждении совершить определенные действия,
установил:
Административный истец К.В.М. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным отказ отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Феодосии в удовлетворении его жалобы, оформленным письмом ОМВД России по <адрес> от 04.12.2020 года № 3-208201949849, а также, обязать отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Феодосии внести изменения в паспорт гражданина РФ К.В.М., серии №, выданный ОВД <адрес> края 19.06.2003 года, код подразделения 232-014, в части указания даты регистрации в <адрес> Республики Крым, изменив дату «01 июля 2014 года» на дату «28 октября 1988 года». требования мотивированы тем, что он в 2014 году обратился к ответчику с заявлением о регистрации по месту жительства в <адрес>, однако его зарегистрировали по адресу: <адрес> с 01.07.2014 года, тогда как фактически он проживает и зарегистрирован по указанному адресу с 28.10.1988 года, поскольку он получил паспорт гражданина Украины и фактически все время проживал и служил в <адрес>. Его заявления и жалобы не были удовлетворены в связи с чем он вынужден обратиться с иском в суд.
В судебном заседании истец свои требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и дополнительно пояснил, что после распада СССР и СНГ он оставался служить в вооруженных силах РФ на территории Республики Крым в <адрес>. Получил паспорт гражданина РФ и зарегистрировал свое место жительства. В 2003 году он получил паспорт гражданина РФ без регистрации. В настоящее время дата прописки играет важную роль для пенсионного обеспечения и распространения на него льгот, предусмотренных для жителей РК.
Представитель ответчика исковые требования не признала и просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, добавив, что истец являлся гражданином РФ и приобрел гражданство не на основании 6-ФКЗ, в связи с чем, был зарегистрирован по месту жительства в течении 3х дней с момента обращения с данным заявлением.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные суду доказательства, считает необходимым в иске отказать исходя из следующего.
Судом установлено, что 14 марта 1996 года истцу Феодосийским ГО ГУ МВД Украины в АР Крым выдан паспорт гражданина Украины (л.д.8,9).
Согласно указанного паспорта К.В.М. был зарегистрирован в <адрес> 28.10.1988 года, с 11.02.2011 - по адресу: <адрес>.
Также суду представлен паспорт гражданина РФ, выданный 19.06.2003 года ОВД <адрес>. Согласно указанного паспорта, истец зарегистрирован по адресу: <адрес> с 01.07.2014 года (л.д.10.)
Из домовой книги для прописки граждан, проживающих в доме № по <адрес> усматривается, что истец зарегистрирован по выше указанному адресу с 11.02.2011 года (л.д.15,16).
Согласно материалов проверки по обращению К.В.М., последний с заявлением о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, обратился 01.07.2014 года и в тот же день произведена регистрация места жительства истца в <адрес>, о чем проставлена отметка в паспорте гражданина РФ, выданного 19.06.2003 года
Проверкой также установлено, что истец был зарегистрирован в <адрес> с 19.06.2003 года.
Таким образом, истец имел двойное гражданство: являлся гражданином Украины с 1996 года и является гражданином Российской Федерации с 2003 года, то есть по состоянию на 18 марта 2014 года на день вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, уже являлся гражданином Российской Федерации.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что истец являлся военнослужащим Вооруженных сил РФ.
Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, возлагает на государство в качестве его конституционной обязанности признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 2) и устанавливает, что в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (часть 1 статьи 17).
Применительно к праву на гражданство Российской Федерации Конституция Российской Федерации закрепляет право на его приобретение и прекращение в соответствии с федеральным законом, признает его единым и равным независимо от оснований приобретения и что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (части 1 и 3 статьи 6).
Указанным положениям Конституции Российской Федерации корреспондируют положения Всеобщей декларации прав человека, согласно которым каждый человек имеет право на гражданство, никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство (статья 15), а также положения Европейской конвенции о гражданстве (заключена в городе Страсбурге 6 ноября 1997 года, Российской Федерацией подписана, но не ратифицирована) о том, что в вопросах, касающихся гражданства, следует учитывать законные интересы как государств, так и отдельных лиц (преамбула).
Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя по запросу Президента Российской Федерации конституционность Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (далее - Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым), в постановлении от 19 марта 2014 года N 6-П констатировал, что его статья 5 о признании гражданами Российской Федерации со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, гарантирует приобретение, при желании, гражданства Российской Федерации без необходимости предпринимать для этого какие-либо действия.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 4 октября 2016 года N 18-П, федеральный законодатель, закрепляя в части 1 статьи 4 Федерального закона N 6-ФКЗ, содержащее такое же правовое предписание, в качестве специального условия признания гражданина Украины (лица без гражданства) гражданином Российской Федерации с 18 марта 2014 года факт его постоянного проживания на эту дату на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имел целью предоставление гражданства Российской Федерации тем находящимся на указанных территориях лицам, которые имеют реальную связь с этой территорией или выразили явное стремление к ее установлению и входят в состав постоянного населения соответствующей территории, а значит, с 18 марта 2014 года - и с Российской Федерацией в целом.
Гражданство Российской Федерации - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица (статья 3 и 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Закон о гражданстве)).
Статьей 17 Закона о гражданстве предусмотрено, что при изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.
Приведенные правовые предписания в их системном единстве свидетельствуют о том, что при решении вопроса о признании гражданином Российской Федерации в порядке статьи 4 Федерального закона N 6-ФКЗ имеет правовое значение наряду с фактом проживания на территории Крыма до его присоединения к Российской Федерации территориальное происхождение лица, его воля на получение гражданства Российской Федерации, реальная связь с этой территорией.
Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность части 1 статьи 4 Федерального закона N 6-ФКЗ, указал в постановлении от 4 октября 2016 года N 18-П, что эта норма, обеспечивая наделение статусом граждан Российской Федерации определенную в ней категорию граждан Украины, - и, соответственно, их интеграцию в состав многонационального народа России в рамках интеграции новых субъектов Российской Федерации в ее экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы, в систему органов государственной власти Российской Федерации, - гарантирует права и законные интересы этих лиц, предоставляя им свободу выбора при решении вопроса о гражданстве.
Исходя из изложенного, по состоянию на март 2014 года истец уже являлся гражданином Российской Федерации и приобрел гражданство не на основании части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Согласно статье 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "О воинской обязанности и военной службе", военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
В силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (часть 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных данным законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года).
Документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации (далее именуются - документы, удостоверяющие личность), необходимыми для осуществления регистрационного учета, является в том числе и паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и предоставить перечень документов, указанный в п. 16 Правил Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" ( утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 25.05.2017).(далее Правила).
Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов, за исключением случая, предусмотренного абзацем седьмым пункта 16 настоящих Правил, регистрируют граждан по месту жительства и выдают гражданину или лицу, ответственному за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, от которых поступили документы, паспорт гражданина с отметкой о регистрации по месту жительства или свидетельство о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста ( п. 18 Правил).
Исходя из системного анализа выше указанных норм закона и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку судом не установлено нарушений при проведении регистрации истца по месту жительства как гражданина РФ. Оснований для указания даты регистрации 28.10.1988 года не имеется, поскольку как гражданин РФ истец был зарегистрирован в <адрес> и изменил место регистрации 01.07.2014 года.
При этом факт постоянного проживания гражданина Российской Федерации в целях назначения ему страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" может подтверждаться судебным решением, на основании которого он был признан гражданином Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", если из установленных в данном судебном решении обстоятельств самих по себе или в совокупности с иными доказательствами следует, что названный гражданин по состоянию на 18 марта 2014 года постоянно и на законных основаниях фактически проживал в соответствующем жилом помещении на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2019 года N 3279-О).
Судебные расходы суд распределяет в соответствии со ст. 111 КАС РФ.
Полный текст решения изготовлен 09.02.2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Феодосийский городской суд РК в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья О.А. Микитюк