Решение по делу № 2-1727/2020 от 08.06.2020

Дело № 2-1727/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 августа 2020 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Козловой Л.В.,

с участием старшего помощника прокурора Блохиной А.В.,

при секретаре Сагировой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Ростова-на-Дону к Администрации г. Ростова-на-Дону, МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону», Департаменту автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону о понуждении оборудовать автомобильную дорогу тротуарами, обустроить подходы к светофорному объекту,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Ростова-на-Дону, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском к о понуждении оборудовать автомобильную дорогу тротуарами, обустроить подходы к светофорному объекту.

Прокуратурой Советского района г. Ростова-на-Дону с привлечением должностных ОГИБДД УМВД России по г. Ростову-на-Дону по поручению прокуратуры города 19.02.2020 проведено обследование автомобильной дороги по <адрес> (<адрес>), в ходе которого установлено следующее. В соответствии с отчетом о техническом состоянии автомобильных дорог г. Ростова-на-Дону за 2019 год автомобильная дорога по ул. Доватора имеет твердый тип покрытия и предварительно отнесена к дорогам категории IB согласно постановления Правительства РФ от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации».

Согласно п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст (далее - ГОСТ Р 52766- 2007) тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.

Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны (п. 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007).

В силу п. 3.1 ГОСТ Р 52766-2007 в настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52765 - 2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация», определяющим тротуар как имеющее усовершенствованное покрытие инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов в населенных пунктах, размещаемое в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги, а также часть дороги на мостовых или других искусственных сооружениях.

Однако, как установлено проверкой, на автомобильной дороге по ул. Доватора в нарушение вышеуказанных требований на участке от проспекта <адрес> тротуар отсутствует, а на участке автомобильной дороги по <адрес> тротуар местами не имеет твердой поверхности.

В соответствии с п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).

У наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием должны быть установлены ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа с двух сторон дороги на расстоянии не менее 50 м в обе стороны от пешеходного перехода (п. 4.5.2.6 ГОСТ Р 52766-2007).

Прокуратурой Советского района г. Ростова-на-Дону в ходе обследования установлено, что на пересечении <адрес> установлен светофор, однако пешеходные переходы в соответствии с вышеуказанными требованиями не оборудованы (отсутствуют дорожные знаки, разметка, пешеходные ограждения, подходы к пешеходному переходу).

Прокуратурой города по данному факту в адрес главы администрации г. Ростова-на-Дону 14.04.2020 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

Согласно ответу заместителя главы администрации г. Ростова-на-Дону по транспорту и дорожному хозяйству Солонского К.Ю. на вышеуказанное представление в силу уставной деятельности МКУ «ДИСОТИ» является муниципальным учреждением, реализует бюджетные средства в рамках доведенных лимитов на текущий финансовый год и при условии выделения бюджетных средств по данному направлению по заказу МКУ «ДИСОТИ» силами подрядных организаций будут выполнены работы по устройству тротуара на вышеуказанном участке.

С учетом изложенного, просил суд обязать ответчиков в срок не позднее 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать автомобильную дорогу по улице <адрес> в соответствии с требованиями п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст; привести тротуар автомобильной дороги по улицу Доватора на участке от пр. Солженицина до дома № 156/4 по ул. Доватора твердым покрытием в соответствии с п. 3.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст; оборудовать подходы к светофорному объекту на пересечении ул. Доватора и пр. Солженицына в соответствии с пп. 4.5.2.4 и 4.5.2.6 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие
требования», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст.

Помощник прокурора г.Ростова-на-Дону Блохина А.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель Администрации г. Ростова-на-Дону в лице Тареева С.П. в судебное заседание явился, исковые требования не признал, указывая на то, что указанная обязанность должна быть возложена на Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения и ДИСОТИ. Полагали себя ненадлежащим ответчиком.

Представители Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения и ДИСОТИ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

В силу положений ч. 1, 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), ч. 1.1 ст. 12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 N 436-ЗС "О местном самоуправлении в Ростовской области" к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района водоснабжения населения и водоотведения, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из приведенных правовых положений следует, что обеспечение надлежащего содержания муниципального имущества, предназначенного для организации водоснабжения и дорожной деятельности, относится к обязанности органа местного самоуправления. Причем полномочия органов местного самоуправления в указанной области являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

На основании п. 7 ст. 3 Закона N 257-ФЗ владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление.

Статьей 13 Закона N 257-ФЗ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе и утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, а также осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии ст. 5 Закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения (п. 4 ст. 6 Закона N 196-ФЗ).

Статьей 6 Областного закона от 16.08.2000 №97-ЗС «О безопасности дорожного движения на территории Ростовской области» предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством в пределах своей компетенции решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 1 Положения Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону Департамент является отраслевым (функциональным) органом Администрации г. Ростова-на-Дону, осуществляющим функции по реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Департамент является юридическим лицом и приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Департамент не имеет права вести приносящую доход деятельность.

Основными задачами Департамента являются осуществление управленческих и иных функций в области строительства, ремонта, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации автомобильных дорог и искусственных сооружений, организации дорожного движения (кроме содержания и эксплуатации технических средств регулирования дорожного движения: дорожных знаков, светофорных объектов), оценки и паспортизации объектов транспортной инфраструктуры в городе Ростове-на-Дону, разработки проектов планировки, межевания земельных участков для размещения объектов транспортной инфраструктуры.

Департамент осуществляет содержание автомобильных дорог (содержание систем дождевой канализации; оценка стоимости и паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений; диагностика, обследование и оценка технического состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений; учет интенсивности дорожного движения; разработка проектов организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки; установка дорожных знаков и табло индивидуального проектирования, светофорных объектов, пунктов автоматизированного учета интенсивности дорожного движения и других пунктов контроля за дорожным движением, элементов весового и габаритного контроля транспортных средств, элементов интеллектуальных транспортных систем, в том числе элементов систем передачи данных; устройство искусственных дорожных неровностей и зон ограничения для движения транспорта; нанесение дорожной разметки; установка ограждений, сигнальных столбиков и световозвращающих устройств (катафотов).

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Советского района г. Ростова-на-Дону с привлечением должностных ОГИБДД УМВД России по г. Ростову-на-Дону по поручению прокуратуры города 19.02.2020 проведено обследование автомобильной дороги по <адрес> (<адрес>), в ходе которого установлено следующее. В соответствии с отчетом о техническом состоянии автомобильных дорог г. Ростова-на-Дону за 2019 год автомобильная дорога по ул. Доватора имеет твердый тип покрытия и предварительно отнесена к дорогам категории IB согласно постановления Правительства РФ от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации».

Согласно п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст (далее - ГОСТ Р 52766- 2007) тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.

Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны (п. 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007).

В силу п. 3.1 ГОСТ Р 52766-2007 в настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52765 - 2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация», определяющим тротуар как имеющее усовершенствованное покрытие инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов в населенных пунктах, размещаемое в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги, а также часть дороги на мостовых или других искусственных сооружениях.

Однако, как установлено проверкой, на автомобильной дороге по ул. Доватора в нарушение вышеуказанных требований на участке от <адрес> тротуар отсутствует, а на участке автомобильной дороги по ул. Доватора от пр. Солженицина до дома № 156/4 по ул. Доватора тротуар местами не имеет твердой поверхности.

В соответствии с п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).

У наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием должны быть установлены ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа с двух сторон дороги на расстоянии не менее 50 м в обе стороны от пешеходного перехода (п. 4.5.2.6 ГОСТ Р 52766-2007).

В ходе проведенного обследования установлено, что на пересечении <адрес> установлен светофор, однако пешеходные переходы в соответствии с вышеуказанными требованиями не оборудованы (отсутствуют дорожные знаки, разметка, пешеходные ограждения, подходы к пешеходному переходу).

В этой связи, прокуратурой города по данному факту в адрес главы администрации г. Ростова-на-Дону 14.04.2020 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

Согласно ответу заместителя главы администрации г. Ростова-на-Дону по транспорту и дорожному хозяйству на вышеуказанное представление в силу уставной деятельности МКУ «ДИСОТИ» является муниципальным учреждением, реализует бюджетные средства в рамках доведенных лимитов на текущий финансовый год и при условии выделения бюджетных средств по данному направлению по заказу МКУ «ДИСОТИ» силами подрядных организаций будут выполнены работы по устройству тротуара на вышеуказанном участке.

При таком положении иск подлежит удовлетворению, учитывая, что именно на МКУ «ДИСОТИ», осуществляющего функции муниципального заказчика и Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону, в свою очередь осуществляющим функции по реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности, возложенные данные обязательства.

В этой связи, в удовлетворении исковых требований к администрации г. Ростова-на-Дону надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону» и Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону в срок не позднее 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать автомобильную дорогу по <адрес> в соответствии с требованиями п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст; привести тротуар автомобильной дороги по <адрес> твердым покрытием в соответствии с п. 3.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст; оборудовать подходы к светофорному объекту на пересечении <адрес> в соответствии с пп. 4.5.2.4 и 4.5.2.6 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие
требования», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст.

В удовлетворении исковых требований Прокурора г. Ростова-на-Дону к Администрации г. Ростова-на-Дону - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено 28 августа 2020 года.

2-1727/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ростова н/Д
Ответчики
МКУ "Дисоти"
Администрация Ростова н/Д
Другие
ДАДиОДД г. Ростова-на-Дону
Суд
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Козлова Людмила Владимировна
Дело на странице суда
leninsky.ros.sudrf.ru
08.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.06.2020Передача материалов судье
09.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2020Подготовка дела (собеседование)
22.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.06.2020Судебное заседание
04.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Судебное заседание
24.08.2020Судебное заседание
28.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее