Дело № 2-1001/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 ноября 2017 года г. Вельск
Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Смоленской Ю.А.,
при секретаре Сусловой Н.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «Верхнеустькулойское» к отделу судебных приставов по Вельскому и Шенкурскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
администрация МО «Верхнеустькулойское» обратилась в суд с иском к ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП России по Архангельской области и НАО, УФССП России по Архангельской области и НАО об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя от 27 сентября 2017 года по исполнительному производству № 23088/17/29027-ИП, обосновывая требования тем, что решением Вельского районного суда Архангельской области от 14 октября 2014 года по делу № 2-1469/2014 на администрацию МО «Верхнеустькулойское» была возложена обязанность в срок до 30 мая 2015 года по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на земельных участках, расположенных в границах кадастровых кварталов №, в карьере примерно в 650 метрах на запад по дороге от границ населенного пункта д. Мелединская, площадью 1,2 га; №, примерно в 400 метрах на восток по дороге от границ населенного пункта д. Нестюковская на землях Вельского лесничества площадью 0,63 га. 12 июля 2017 года судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № 23088/17/29027-ИП, в рамках которого 27 сентября 2017 года в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с истца исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Между тем, истец полагает, что администрация МО «Верхнеустькулойское» являясь должником, не имела возможности исполнить решение суда в установленный срок в связи с тем, что Федеральным законом № 136-ФЗ от 27 мая 2014 года внесены изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым, участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов не относятся к вопросам местного значения сельского поселения, данные полномочия переданы с 01 января 2016 года муниципальному району. Передача данной компетенции на муниципальный район повлекла за собой невозможность выделения финансовых средств, необходимых для исполнения судебного решения. Указанные обстоятельства, по мнению истца, в силу п. 6 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» являются основаниями для освобождения от взыскания исполнительного сбора.
Представитель истца администрации МО «Верхнеустькулойское» Жильцов С.Ф. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и по тем же основаниям, дополнительно указав, что решение суда фактически было исполнено еще до возбуждения исполнительного производства, что подтверждается договором № от 01 ноября 2014 года, актом о приемке выполненных работ от 30 ноября 2014 года, а также фотографическими снимками.
Представители ответчиков ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП России по Архангельской области и НАО, УФССП России по Архангельской области и НАО на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, заявленные исковые требования не признают по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Прокурор Вельского района на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
С учетом мнения представителя истца, суд рассматривает дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) без участия лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения представителя истца, изучив и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Порядок исполнения судебных постановлений регламентируется Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Законом).
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Закона в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав – исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор взыскивать исполнительский сбор.
В соответствии со ст. 105 Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ст. 112 Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Закона). В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации в соответствии с ч. 3 указанной статьи устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В ч. 6 ст. 112 Закона предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, содержащимся в Постановлении от 30 июля 2001 года №13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такому роду мерам юридической ответственности.
Судом установлено, что решением Вельского районного суда Архангельской области от 14 октября 2014 года по делу № 2-1469/2014, вступившем в законную силу 15 ноября 2014 года, удовлетворены исковые требования прокурора Вельского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, на администрацию МО «Верхнеустькулойское» возложена обязанность в срок до 30 мая 2015 года по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на земельных участках, расположенных в границах кадастровых кварталов: №, в карьере примерно в 650 метрах на запад по дороге от границ населенного пункта д. Мелединская, площадью 1,2 га; №, примерно в 400 метрах на восток по дороге от границ населенного пункта д. Нестюковская на землях Вельского лесничества площадью 0,63 га.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП России по Архангельской области и НАО от 12 июля 2017 года на основании выданного по данному делу 04 июля 2017 года исполнительного листа серии ФС № 008661807 возбуждено исполнительное производство № 23088/17/29027-ИП в отношении должника администрации МО «Верхнеустькулойское», должнику был установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в течение 5 дней с момента получения должником настоящего постановления.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст. 401 ГК РФ. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Из письменных материалов дела следует, что во исполнение решения суда от 14 октября 2014 года по делу № 2-1469/2014 администрацией МО «Верхнеустькулойское» 01 ноября 2014 года был заключен с ООО «Вельское ЛПП» договор №71/6-14 на оказание услуг по сбору и вывозу мусора и отходов на территории МО «Верхнеустькулойское». При этом, работы по договору согласно акту приемки выполненных работ от 30 ноября 2014 года выполнены, что также подтверждается и представленными в судебное заседание представителем истца фотографическими снимками.
Таким образом, судом установлено, что решение Вельского районного суда Архангельской области от 14 октября 2014 года по делу № 2-1469/2014 фактически исполнено должником до возбуждения исполнительного производства.
Между тем, судебным приставом-исполнителем ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП России по Архангельской области и НАО, в рамках исполнительного производства № 23088/17/29027-ИП, возбужденного 12 июля 2017 года, 27 сентября 2017 года вынесено постановление о взыскании с должника администрации МО «Верхнеустькулойское» исполнительского сбора в размере 50000 рублей, из которого следует, что требования исполнительного документа должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнены.
Из анализа представленных суду доказательств, а также обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что администрация МО «Верхнеустькулойское» проявила ту степень заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру обязательств и условиям оборота, приняла комплекс мер для исполнения обязательств и требований судебного постановления, а поэтому в данном случае имеются основания для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора, чем не нарушаются права иных лиц.
Кроме того судом принимается во внимание и то, что Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым, участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов не относятся к вопросам местного значения сельского поселения, данные полномочия переданы с 01 января 2016 года муниципальному району.
Таким образом, учитывая установленные в ходе судебного разбирательства конкретные обстоятельства дела, с учетом выполнения истцом комплекса мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования, суд приходит к выводу о наличии в данном случае предусмотренных ст. 401 ГК РФ оснований для освобождения администрации МО «Верхнеустькулойское» от взыскания исполнительского сбора, в связи с чем, исковые требования по отношению к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и НАО подлежат удовлетворению.
Отдел судебных приставов по Вельскому и Шенкурскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и НАО не является юридическим лицом, поэтому в удовлетворении иска к нему как к ненадлежащему ответчику следует отказать.
В соответствии с ч. 8 ст. 112 Закона решение об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора подлежит немедленному исполнению
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования администрации муниципального образования «Верхнеустькулойское» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального образования «Верхнеустькулойское» от уплаты исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Вельскому и Шенкурского районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 27 сентября 2017 года по исполнительному производству № 23088/17/29027-ИП, возбужденному 12 июля 2017 года на основании исполнительного листа серии ФС № 008661807, выданного 04 июля 2017 года по гражданскому делу № 2-1469/2014.
Решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора обратить к немедленному исполнению.
В удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования «Верхнеустькулойское» к отделу судебных приставов по Вельскому и Шенкурскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.
Председательствующий подпись Ю.А. Смоленская