№ 2-2159/2024
64RS0047-01-2024-003188-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 ноября 2024 г. г. Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Лавровой И.В.,
при секретаре судебного заседания Шубиной С.В.,
с участием истца Михеева А.А., представителя истца Дюкич Е.А., представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Гришина Я.Д., представителя ответчика МБУ «Служба благоустройства Октябрьского района» Афанасьева А.Г., представителя третьего МУПП «Саратовводоканал» Шишкиной Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Михеева Александра Андреевича к администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», администрации муниципального образования «Город Саратов», МБУ «Служба благоустройства Октябрьского района», о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, судебных расходов,
установил:
Михеев А.А. обратился с исковыми требованиями к администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», муниципальному бюджетному учреждению «Служба благоустройства Октябрьского района», администрации муниципального образования «Город Саратов»
о возмещении вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, судебных расходов.
В обоснование требований указал, что 22 декабря 2023 года в 13 часов
по адресу: <адрес> произошло ДТП с участием автомобиля EXEED VX государственный регистрационный знак № года принадлежащем на праве собственности Михееву А.А. под управлением
ФИО8 ДТП произошло в результате наезда автомобиля на яму в дорожном покрытии, залитую водой. Уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ просил взыскать в солидарном порядке с ответчиков ущерб в размере 117 700 руб., расходы по проведению досудебной экспертизы в размере 5 000 руб.
Истец, его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали с учетом уточнений, просили их удовлетворить.
Представители ответчиков возражали относительно предъявленных требований.
Представитель третьего лица МУП «Саратовводоканал» Шишкина Н.П. полагала, что вины МУПП в причинении вреда имуществу истца не имеется.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом заблаговременно, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Учитывая положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит
к следующему.
Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В соответствии со статьей 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.
Согласно части 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков
в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 22 декабря 2023 года
в 13 часов по адресу: <адрес> произошло ДТП
с участием автомобиля EXEED VX государственный регистрационный знак № года принадлежащем на праве собственности ФИО1 под управлением Михеева Д.А. ДТП произошло в результате наезда автомобиля на яму
в дорожном покрытии, залитую водой, в результате чего вышеуказанный автомобиль получил механические повреждения в виде повреждения дисков и колес. Указанные обстоятельства подтверждаются материалом ГИБДД.
Собственником транспортного средства является Михеев А.А.
В ходе оформления ДТП уполномоченным сотрудником ДПС был составлен рапорт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений
и технических средств организации дорожного движения в виде выбоины
на проезжей части, размерами: длина – 0,9 м., ширина – 0,8 м., глубина – 0,2 м.
Определением от 22 декабря 2023 г. в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении водителя ФИО8 было отказано в связи
с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения
и международных договоров Российской Федерации.
Участники дорожного движения имеют право:
- свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать информацию от должностных лиц, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона, о причинах установления ограничения или запрещения движения по дорогам;
- на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза
в результате дорожно-транспортного происшествия.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся
к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В силу ст. 17, 18 Федерального закона «Об автомобильных дорогах
и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований данного Закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно статье 16 пункта 1 подпункта 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность
в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание
и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами (статья 13.1).
Дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 6 статьи 3).
Согласно положениям Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ
«О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления
в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с ч. 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 года
№ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ
«О безопасности дорожного движения»).
Пункт 5 статьи 6 Устава муниципального образования «Город Саратов» относит к вопросам местного значения муниципального образования дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности соответствии
с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской думы № 27-281
от 29.04.2008 года, комитет является структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», уполномоченным в том числе, осуществлять деятельность в сфере дорожного хозяйства, обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 3.1.4 Положения о Комитете установлено, что Комитет организует
в пределах зон ответственности, разграничение которых производится на основании муниципальных правовых актов, деятельность по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог местного значения.
Постановлением Росстандарта Российской Федерации от 26.09.2017 года
№ 1245-ст утвержден «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», устанавливающий перечень и допустимые условия обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют
в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см и более, глубиной - 5 см и более, площадью 0,06 кв. м, равной или более (таблица 5.3 ГОСТа Р 50597-2017).
В соответствии с п. 4.4 ГОСТ Р 50597-2017 до устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных средств (изменяющих траекторию и скорость движения), таких как отдельные выбоины, просадки или проломы, колея, выступы или углубления в зоне деформационных швов, превышающие установленные настоящим стандартом размеры, отсутствие (разрушение) крышки люка смотрового колодца, решетки дождеприемника, а также массивных предметов на проезжей части (упавшие деревья и конструкции и др.)
и необработанных мест, участок дороги или улицы должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден
(в т.ч. временными техническими средствами организации дорожного движения
по ГОСТ 32758) в течение двух часов с момента обнаружения.
Все требования государственного стандарта являются обязательными
и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В силу п. 5.1.2 ГОСТ Р 52289-2004 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений
и направляющих устройств, утвержденного Приказом Ростехрегулирования
от 15.12.2004 года № 120-ст (далее Национальный стандарт) знаки, устанавливаемые на дороге, должны соответствовать требованиям ГОСТ 25590 и в процессе эксплуатации отвечать требованиям ГОСТ Р 50597. Знаки по ГОСТ 10807, находящиеся в эксплуатации, заменяют на новые по ГОСТ Р 25590, когда
их характеристики перестанут соответствовать требованиям ГОСТ Р 50597.
В соответствии с п. 5.2.1 Национального стандарта, предупреждающие знаки применяют для информирования водителей о характере опасности и приближении
к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке. В соответствии с п. 5.2.2 предупреждающие знаки устанавливают в населенных пунктах на расстоянии от 50 до 100 метров до начала опасного участка в зависимости от разрешенной максимальной скорости движения, условий видимости и возможности размещения.
В силу п. 5.5.5 Национального стандарта знаки 4.2.1 «Объезд препятствия справа» применяют для указания направлений объезда начала ограждений, установленных по оси проезжей части, начала разделительной полосы, приподнятых островков безопасности и направляющих островков, различного рода препятствий на проезжей части. Знаки устанавливают вне проезжей части в начале разделительных полос, островков и ограждений. При наличии в указанных местах тумбы с внутренним освещением знаки устанавливают на ней.
В соответствии с пунктом 7.1.6 Методических рекомендаций по ремонту
и содержанию автомобильных дорог общего пользования, принятого и введенного
в действие письмом Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 17.03.2004 года № ОС-28/1270-ис (далее - Методические рекомендации) при проведении ремонтных работ организация, проводящая работы, принимают необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения. На участках проведения работ (до их начала) устанавливают временные дорожные знаки, сигнальные фонари, ограждающие и направляющие устройства, делают временную разметку проезжей части, а в необходимых случаях устраивают объезд ремонтируемого участка. Ограждение места работ производят
с помощью ограждающих щитов, штакетных барьеров, стоек, вешек, конусов, шнуров с цветными флажками, сигнальных огней.
Согласно п. 7.1.7 Методических рекомендаций временные дорожные знаки, устанавливаемые в местах проведения работ, должны соответствовать ГОСТ 10807-78 «Знаки дорожные», а условия их применения - ГОСТ 23457-86 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения».
Для обеспечения видимости границ места проведения работ в темное время суток ограждающие устройства, применяемые на неосвещенных участках дорог, оборудуются световозвращающими элементами размером 5 х 5 см. а
на автомагистралях - размером 10 х 10 см, размещаемыми в верхней части ограждений через 0,5 м.
Опасные места (траншеи, котлованы, ямы размером 0,1 м и более) необходимо оградить барьерными или парапетными ограждениями, а также обозначить сигнальными фонарями. Сигнальные фонари и световозвращающие элементы выполняются красным цветом (п. 7.1.8 Методических рекомендаций).
В состав работ по содержанию автомобильных дорог в соответствии
с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утверждённой приказом Приказ Минтранса России от 16.11.2012 года № 402
«Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту
и содержанию автомобильных дорог» устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытии, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов; ликвидация колей глубиной до 50 мм; фрезерование или срезка гребней выпора и неровностей по колеям (полосам наката) с заполнением колей черным щебнем или асфальтобетоном и устройством защитного слоя на всю ширину покрытия.
В соответствии с пособием дорожному мастеру (по организации производства при содержании и ремонте автомобильных дорог), утвержденным Приказом Российского дорожного агентства от 16.06.2000 года № 115-р, дорожный мастер осуществляет постоянный надзор за состоянием автомобильных дорог
и сооружений в пределах обслуживаемого им участка (п. 1.2), ежедневно осматривает дороги и искусственные сооружения на закреплённом за ним участке в целях определения потребности в производстве работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, а также в целях контроля качества произведённых ранее работ. Проводимые дорожным мастером осмотры подразделяются на регулярные (проводимые ежедневно), периодические (проводимые один раз в месяц или квартал) и специальные. При проведении регулярных осмотров оцениваются состояние
и объемы необходимых работ по приведению в нормативное состояние покрытия, обочин, разделительной полосы, откосов насыпей и выемок, придорожной полосы,
а также состояние инженерного оборудования и обустройства (п.1.3); представляет
в установленные сроки главному инженеру дорожно-эксплуатационной организации выявленные им в результате осмотра данные о несоответствии отдельных элементов дороги нормативным требованиям и принимает необходимые меры по устранению выявленных несоответствий в сроки, установленные требованиями нормативно-технических документов; принимает все необходимые меры для обеспечения безопасности проезда автотранспортных средств. В случае возникновения обстоятельств, представляющих угрозу безопасности движения, жизни и здоровью участников движения, дорожный мастер обязан незамедлительно принять меры
к устранению их последствий. С целью обеспечения безопасности движения дорожный мастер обеспечивает установку временных средств организации движения в местах дорожно-транспортных происшествий (ограждений, дорожных знаков и т.д.) (п.1.8).
В соответствии с п. 3.2.4 вышеназванного пособия, дорожный мастер
на основании данных ежедневных осмотров определяет потребность и объёмы проведения работ по устранению мелких деформаций и повреждений дорожной одежды и обочин, определяет потребность в строительных материалах
и обеспечивает их доставку в необходимом количестве в места ремонтных работ; определяет потребность в использовании временных средств организации движения (знаков, конусов и т.п.), руководит их расстановкой до момента начала производства работ и контролирует уборку (демонтаж) временных средств организации движения по завершении работ; определяет состав бригады и потребность в средствах механизации и специальном оборудовании в зависимости от вида деформаций
и разрушений; руководит работами непосредственно на месте их производства, контролирует соблюдение технологий, сроки выполнения и качество; осуществляет приёмку выполненных работ.
Из схемы дорожно-транспортного происшествия следует, что на проезжей части дороги напротив <адрес>, в день дорожно-транспортного происшествия имелся провал в проезжей части на полосе движения автомобиля истца.
Инспектором ДПС полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Саратову составлен рапорт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений
и технических средств организации дорожного движения, согласно которому
на участке дороги у д. № по <адрес> имеется провал проезжей части дороги размерами: длина – 0,9 м., ширина – 0,8 м., глубина – 0,2 м.
Отсутствие соответствующих знаков и ограждений на данном участке дороги
в соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами подтверждается схемой дорожно-транспортного происшествия, материалом по факту данного дорожно-транспортного происшествия.
С учетом приведенных выше правовых норм и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что обеспечение безопасности дорожного движения на дорогах, осуществление муниципального контроля
за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения, на администрации муниципального образования «Город Саратов» лежит обязанность по обеспечению соответствия состояния коммуникаций, автомобильных дорог установленным правилам.
Таким образом, руководствуясь изложенными нормами права, регулирующими компетенцию органов местного самоуправления, суд полагает, что возмещение истцу причиненных убытков должно быть осуществлено администрацией муниципального образования «Город Саратов», как лицом, ответственным за содержание соответствующего участка автомобильной дороги. Администрация муниципального образования «Город Саратов», осуществляя полномочия собственника спорной автомобильной дороги, несет бремя ее содержания и ответственность перед истцом
за сохранение надлежащего дорожного покрытия на спорном участке дороги.
Пунктом 9 ст. 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах
и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что
к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего
и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в силу п. 6 ст. 13 вышеназванного закона относится
к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Возлагая гражданско-правовую ответственность на администрацию муниципального образования «Город Саратов», суд исходит также из того, что автомобильная дорога, расположенная в районе д. № по <адрес>, является собственностью муниципального образования «Город Саратов».
Из материалов дела следует, что предупредительные знаки, соответствующие ограждения в соответствии с требованиями Правил дорожного движения Российской Федерации и вышеуказанных нормативных актов отсутствовали на вышеуказанном участке дороги. Указанные выявленные недостатки являются нарушением ГОСТ Р 50597-2017.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что в момент дорожно-транспортного происшествия на проезжей части дороги по адресу: <адрес>, имелся провал проезжей части дороги, не соответствующий ГОСТ Р 50597-2017, и который не был оборудован предупреждающими дорожными знаками, техническими или сигнальными средствами, отсутствовали ограждения.
Наличие указанного препятствия для безопасного движения по дорожному покрытию явилось причиной причинения повреждений автомобилю истца.
Таким образом, именно администрация муниципального образования «Город Саратов» несет ответственность за причинение истцу материального вреда в связи с указанным дорожно-транспортным происшествием, так как обязана обеспечивать соответствие дорог на своей территории принятым стандартам безопасности, организовать мероприятия по их ремонту и содержанию
и контролировать их исполнение.
Оснований полагать, что на месте ДТП проводились вскрышные работы, в том числе несанкционированные, у суда не имеется. Соответствующих этому доказательств в материалы дела не предоставлено.
Суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по данному делу является администрация муниципального образования «Город Саратов», в иске к МБУ «Служба благоустройства Октябрьского района», администрации Октябрьского района города Саратова, следует отказать.
Ответчиком не представлено суду доказательств того, что указанное дорожно-транспортное происшествие произошло не по его вине. При этом доказательства вины истца в произошедшем дорожно-транспортном происшествии в материалах дела также отсутствуют. Довод о том, что поврежедения автомобиля истца могли быть получены при иных обстоятельствах, объективными данными не подтверждены. Как пояснил истец в судебном заседании, ранее в ДТП автомашина участия
не принимала, он её единственный владелец с момента приобретения. Данные показания стороны ничем не опровергнуты. Из заключения проведенной по делу судебной экспертизы следует, что имевшиеся у автомобиля истца повреждения могли быть получены при описанных истцом обстоятельствах.
Так, в силу положений п. 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации водитель должен вести транспортное средство со скоростью,
не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные
и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля
за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
Между тем, материалы дела не содержат сведений о том, что водитель знал или должен был знать о наличии провала асфальто-бетонного покрытия на проезжей части дороги. Каких-либо доказательств, подтверждающих, что нарушение водителем Правил дорожного движения Российской Федерации, в том числе и п. 10.1 данных Правил, явилось причиной дорожно-транспортного происшествия повлекшего ущерб для истца, суду не представлено. Напротив, из имеющегося в деле определения
от 22 декабря 2023 г. следует, что в отношении водителя в возбуждении дела
об административном правонарушении в связи с указанным выше дорожно-транспортным происшествием отказано, ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях в Российской Федерации.
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 года № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» по общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Установленная статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик.
Доказательств отсутствия вины ответчиком не представлено, в связи с чем, вред, причиненный истцу в результате ДТП, подлежит возмещению в полном объеме ответчиком администрацией муниципального образования «Город Саратов».
В ходе рассмотрения гражданского дела по существу была назначена
и проведения судебная экспертиза по результатам которой (заключение № от 04 октября 2024 года) установлено соответствие выявленных на автомашине истца повреждений (правого переднего колесного диска, правой передней шины, правого заднего колесного диска, правой задней шины) обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия 22 декабря 2023 года. Стоимость восстановительного ремонта по среднерыночным ценам по Саратовской области без учета износа составляет: 117 700 руб.
Суд полагает заключение судебной экспертизы допустимым доказательством.
Ходатайств о назначении повторной либо дополнительной экспертизы ответчиком не заявлялось.
В связи с чем, с администрации муниципального образования «Город Саратов» в пользу истца подлежит взысканию в счет компенсации ущерба по восстановлению транспортного средства в размере 117 700 руб.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с п. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Истцом понесены расходы на проведение досудебной экспертизы, стоимость которой составляет 5 000 руб.
Стоимость проведенной по делу судебной экспертизы, выполненной ООО «Русэксперт» составляет 37 500 руб. Денежные средства в указанном размере подлежат взысканию с ответчика в пользу экспертного учреждения.
Поскольку истцом при обращении за судебной защитой уплачена государственная пошлина в размере 4 559 руб., суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства в размере 3 731 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Михеева Александра Андреевича к администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», администрации муниципального образования «Город Саратов», МБУ «Служба благоустройства Октябрьского района», о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, судебных расходов удовлетворить частично.
Взыскать с администрации муниципального образования «Город Саратов» (ИНН 6450530344) за счет средств муниципального бюджета муниципального образования «Город Саратов» в пользу Михеева Александра Андреевича (паспорт
№) ущерб, причиненный дорожно-транспортным происшествием в размере 117 700 руб. 00 коп., расходы по оплате досудебной экспертизы в размере 5 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 731 руб.
В удовлетворении исковых требований к администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», МБУ «Служба благоустройства Октябрьского района», о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, судебных расходов – отказать.
Взыскать с администрации муниципального образования «Город Саратов» (ИНН 6450530344) за счет средств муниципального бюджета муниципального образования «Город Саратов» в пользу общества с ограниченной ответственностью «РусЭксперт» (ИНН 6451410723) в счет оплаты стоимости проведенной судебной экспертизы 37 500 руб.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Саратова.
Мотивированное решение изготовлено 12 ноября 2024 г.
Судья И.В. Лаврова