55RS0016-01-2021-001847-78

Дело № 2-71/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Кормиловка                             08 февраля 2022 года

Кормиловский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Бочаровой У.В.

при помощнике судьи Чепилко Е.А.

с участием помощника прокурора Неделько Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Михайловского сельского поселения Кормиловского муниципального района <адрес> о возложении обязанности проводить дезинфекцию на территории поселения в соответствии с требованиями, установленными постановлением Главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кормиловского района Омской области обратился в суд с указанным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией Михайловского сельского поселения Кормиловского муниципального района <адрес> законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В ходе проверки установлено, что администрацией поселения мероприятия по дезинфекции на территории сельского поселения не проводились, информация в установленные сроки в Управление Роспотребнадзора по <адрес> не направлялась. По данному факту прокуратурой района главе поселения внесено представление об устранении нарушений закона. Из ответа администрации поселения следует, что меры по устранению указанных нарушений закона не приняты. Просил обязать администрацию Михайловского сельского поселения Кормиловского муниципального района <адрес> проводить дезинфекцию на территории поселения и предоставлять информацию о выполнении дезинфекции (акт выполненных работ) в соответствии с требованиями, установленными постановлением Главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П «О мерах по профилактическим дезинфекционным мероприятиям на открытых пространствах населенных пунктов и в многоквартирных жилых домах на территории <адрес>».

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Неделько Е.В., заявленные требования поддержала по доводам изложенным в исковом заявлении. Указала, что в Администрации Миайловского сельского поселения требования постановления Главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П «О мерах по профилактическим дезинфекционным мероприятиям на открытых пространствах населенных пунктов и в многоквартирных жилых домах на территории <адрес>» не выполняются. Не производится обработка мест общего пользования: детских площадок, трибун стадиона, входной группы здания администрации. Тот факт, что в зимний период времени детскими площадками не пользуются не свидетельствует об отсутствии необходимости проводить обработку.

Представитель ответчика администрации Михайловского сельского поселения Кормиловского муниципального района Ермолаев С.Г. исковые требования прокурора не признал, суду пояснил, что в сельском поселении имеется три населенных пункта: <адрес>. Мест массового скопления людей, где единовременно могло бы собраться 50 и более человек на территории поселения не имеется.. Сельские клубы переданы в безвозмездное пользование МУК КМР «РДК», остановочные павильоны в собственности поселения не находятся, детских площадок на территории поселения не имеется. Была одна детская площадка, но ее разбили, дети туда не ходят. Имеется уличный стадион, трибуны находятся в нерабочем (аварийном состоянии). Имеется здание Октябрьская, <адрес> половина которого занята библиотекой, находящейся в ведении <адрес>, вторая половина здания используется под склад инвентаря (кровати, стулья столы, мягкий инвентарь). Помещения администрации регулярно дезинфицируются. Дезинфекции подвергается и входная группа, однако в зимний период обработать поручни не возможно, так как тряпка со средством примерзает к перилам.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 8 ч.1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно ст.ст. 1, 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями всех форм собственности, индивидуальными предпринимателями, гражданами.

В том числе в их обязанности входит выполнение санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

На основании распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р «О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории <адрес>» на территории <адрес> введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций <адрес>.

Как установлено п. 2 постановления Главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П «О мерах по профилактическим дезинфекционным мероприятиям на открытых пространствах населенных пунктов и в многоквартирных жилых домах на территории <адрес>» органам местного самоуправления необходимо обеспечить дезинфекцию территории муниципальных образований, наружных поверхностей зданий и объектов - тротуаров, скамеек, площадок у входа, наружных дверей, поручней муниципального жилого фонда, малых архитектурных форм, урн вблизи и в местах массового скопления людей (аэропортов, вокзалов, муниципальных рынков, объектов проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, городских парков и т.п.); остановочных площадок и павильонов для общественного транспорта, подземных и надземных переходов.

Также в местах массового скопления людей, на территориях, непосредственно прилегающих к аэропортам, вокзалам, торговым центрам, рынкам, для обеззараживания тротуаров, площадок используют наиболее надежные дезинфицирующие средства из группы хлорактивых соединений, обладающие вирулицидным действием, способом орошения с применением специального оборудования.

Пунктом 4 Постановления -П предусмотрено, что органы местного самоуправления должны предоставлять информацию о выполнении дезинфекции (акт выполненных работ) еженедельно в Управление Роспотребнадзора по <адрес> на электронные адреса: sanotdel@55.rospotrebnadzor.ru, rpn@55.rospotrebnadzor.ru.

В судебном заседании установлено, что постановление Главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П «О мерах по профилактическим дезинфекционным мероприятиям на открытых пространствах населенных пунктов и в многоквартирных жилых домах на территории <адрес>» не опубликовано.

Между тем согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются; любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Толкуя приведенные нормы, Конституционный Суд РФ указал, что названные конституционные предписания являются одной из гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, носят императивный характер и в равной мере распространяются на все законы и другие нормативные акты - как федерального уровня, так и уровня субъектов РФ (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 71-О «По запросу Самарского областного суда о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Таким образом, любые нормативные правовые акты субъекта РФ подлежат обязательному опубликованию, неопубликованные акты не применяются.

Официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с порядком, установленным законодательством субъектов РФ (п. 3 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).

В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах) нормативные правовые акты субъектов РФ вступают в силу после их официального опубликования. При этом в тексте указанной статьи названы только несколько видов нормативных правовых актов субъектов РФ, подлежащих опубликованию: конституция (устав), законы (после их официального опубликования) и иные нормативные правовые акты субъекта РФ по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина (не ранее чем через десять дней после их официального опубликования).

В данном случае выяснению подлежит вопрос, касается ли соответствующий акт вопросов защиты прав и свобод человека и гражданина. Как разъяснил Конституционный Суд РФ, установление факта наличия (или отсутствия) в законе или ином нормативном акте, принятом субъектом РФ, положений, затрагивающих вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, входит в компетенцию соответствующих судов (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 71-О).

Анализирую содержание постановления Главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П «О мерах по профилактическим дезинфекционным мероприятиям на открытых пространствах населенных пунктов и в многоквартирных жилых домах на территории <адрес>», а также требование прокурора, обратившегося в суд в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц суд приходит к выводу, что указанное постановление является нормативным правовым актом и затрагивает права и свободы граждан на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие, в противном случае обращение прокурора в суд не основано на законе.

Судом установлено, что постановление Главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П «О мерах по профилактическим дезинфекционным мероприятиям на открытых пространствах населенных пунктов и в многоквартирных жилых домах на территории <адрес>» на котором прокурор основывает свое исковое заявление не было опубликовано, а следовательно не подлежит применению в силу вышеизложенного.

Прокурором указано, что проводилась проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности администрации Михайловского сельского поселения. Указанная проверка проводилась путем направления требования о предоставления письменной информации. Администрации поселения необходимо было ответить на два вопроса проводится ли дезинфекция территории муниципального образования и направляется ли соответствующая информация в Роспотребнадзор. Прокурором не выявлялось в рамках проверки наличие объектов подлежащих дезинфекции – наличие перил, тротуаров, их покрытие, парков, лавочек, урн, рынков, аэропортов, вокзалов, объектов транспортной инфраструктуры и ее ведомственная принадлежность.

Информация о таких объектах в суд не представлена, в материалах дела отсутствует.

Прокурором не анализировалось количество и половозрастные характеристики жителей населенных пунктов Михайловского сельского поселения. Так согласно сведений поселения в д. Ефимовка значится зарегистрированных и проживающих 56 человек, следовательно представить ситуацию в которой все жители села соберутся в одном месте одновременно не возможно. В селе Ефимовка отсутствуют образовательные и досуговые учреждения, рынки и иные здания имеющие вместительность 50 и более человек.

Обосновывая исковые требования прокурор настаивал на необходимости подвергать обработке в круглогодичном режиме стадиона, детских игровых площадок, металлических конструкций входной группы здания администрации. При этом прокурор не принимал во внимание довод ответчика о ветхом состоянии стадиона, отсутствия на нем специального покрытия, аварийного состояния детской игровой площадки, зимний период времени и фактическое не использование оборудования.

Прокурор не представил суду доказательств необходимости проведения дезинфекции в зимний период времени при низких отрицательных температурах и не использования детских и спортивных сооружений <адрес>.

Однако суд находит указанные доводы подлежащими учету при вынесении решения.

Мотивы побудившие прокурора обратиться в суд и достаточные для предъявления иска прокурором это нарушение прав неопределенного круга лиц. Постановление Главного государственного санитарного врача <адрес> -П издано с целью профилактики распространения инфекционных заболеваний. Не использование объектов инфраструктуры населением Михайловского сельского поселения и как следствие отсутствие дезинфекционных мер не повлекло нарушение прав граждан. А следовательно не может быть восстановленным решением суда право не подвергшееся нарушению.

Судом установлено, что на территории Михайловского сельского поселения тротуаров, скамеек, площадок у входа, наружных дверей, поручней муниципального жилищного фонда, малых архитектурных форм, урн вблизи и местах массового скопления людей (аэропортов, вокзалов, муниципальных рынков, объектов проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, городских парков и т.п.) не имеется.

Согласно информации размещенной на сайте Роспотребнадзора местом массового скопления людей является территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо местом общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях могут одновременно находиться более 50 человек.

Так, на территории Михайловского сельского поселения расположено три населенных пункта: <адрес> с числом жителей 874 человека, <адрес> – 442 человека, д. <адрес> – 56 человек. Из них детского населения от 1 года до 6 лет – 93 человека, от 7 до 18 лет - 277 человек. На территории <адрес> имелась детская площадка. В настоящий момент она разрушена. Согласно представленных фотографий на детской площадке расположены: одна металлическая качель (остав без качающего механизма), двойная качель, карусель, лесенка и два турника, песочница с опорой для солнцезащитного навеса (навес снят). Все снаряды покрыты снегом, следы использования отсутствуют. Набор снарядов, их состояние и месторасположение исключает возможность использования их одновременно большим количеством людей. В том числе и более 50 человек. По своему состоянию, детская площадка находится в аварийном состоянии (не комплектна) и является опасной для детей. В зимний период (на момент рассмотрения дела) не используется.

Также на территории Михайловского сельского поселения имеется стадион с деревянными трибунами. Состояние трибун согласно пояснений главы, а также представленных фотографий аварийное.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для возложения обязанности на поседение проводить обработку данной площадки и стадиона в зимний период, а также и летний, так как пребывание детей на указанной площадке и стадионе не безопасно, доступ на них должен быть ограничен до приведения их в работоспособное состояние.

Кроме того, обработка металлических конструкций путем орошения (п. 2 Постановления главного санитарного врача <адрес>) в зимний период времени приведет к образованию наледи, что также нельзя признать отвечающим требованиям безопасности пребывания детей на игровой площадке и стадионе.

На территории Михайловского сельского поселения многоквартирные дома (кроме двухквартирных с отдельными входами) отсутствуют, следовательно отсутствуют и места общего пользования подлежащие обработке.

Также установлено, что нормы по обработке здания администрации Михайловского сельского поселения соблюдаются. Проводится ежедневная влажная уборка и обработка дезинфицирующими средствами поверхностей входной группы, лестничных маршей, дверных ручек и пр. При положительных температурах проводится дезинфекция уличных металлических перил администрации. В связи с тем, что в администрации Михайловского поселения работает 2 специалиста, то Постановление главного государственного санитарного врача <адрес> -П по мнению суда также не распространяются на них. В том числе и в части возложения обязанности по еженедельному направлению соответствующего акта на электронный адрес ведомства.

За период с даты подписания постановления главного государственного санитарного врача по <адрес> до настоящего времени от указанного ведомства никаких предписаний в адрес администрации Михайловского сельского поселения не поступало.

Суд принимает решение в рамках рассматриваемых требований. Требование истца сводилось к возложению на Администрацию Михайловского сельского поселения обязанности проводить дезинфекцию территории поселения в соответствии с требованиями, установленными постановлением Главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П.

Суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора:

1. так как указанное постановление не носит обязательного характера (являясь нормативным правовым актом, затрагивающим права человека и гражданина оно не опубликовано надлежащим образом)

2. на территории Михайловского сельского поселения не имеется мест, подлежащих дезинфекции в соответствии с указанным постановлением

3. администрацией Михайловского сельского поселения проводится дезинфекция в задании администрации в соответствии с требованиями иных Санитарных правил

4. при рассмотрении настоящего гражданского дела наличие обязанности Михайловского сельского поселения проводить дезинфекцию в силу иных норм Санитарных правил не рассматривалось, так как не являлось предметом искового заявления прокурора.

В связи с указанным, суд признает обращение прокурора <адрес> в суд с указанным заявлением не основанным на законе, а требования прокурора не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ -░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2-71/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Кормиловского района Омской области
Ответчики
Администрация Михайловского сельского поселения
Суд
Кормиловский районный суд Омской области
Судья
Бочарова Ульяна Владимировна
Дело на сайте суда
kormilovcourt.oms.sudrf.ru
30.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.12.2021Передача материалов судье
10.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2022Подготовка дела (собеседование)
27.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2022Судебное заседание
08.02.2022Судебное заседание
08.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее