Решение по делу № 12-1096/2023 от 29.05.2023

УИД16 RS 0051-01-2023-006580-66

                                                                                              Дело № 12-1096/2023

    РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

27 июля 2023 года                                                                          город Казань

Судья Советского районного суда города Казани Мельникова О.В.

при секретаре судебного заседания                          Канзафаровой Э.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Ибраимовой Э.Л. на постановление начальника отдела-старшего судебного пристава МРОСП по ОИП УФССП по РТ ФИО3 <номер изъят> от <дата изъята> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, вынесенное в отношении Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее ИКМО г. Казани, заявитель) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника отдела-старшего судебного пристава МРОСП по ОИП УФССП по РТ ФИО3 <номер изъят> от <дата изъята> ИКМО г. Казани признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, защитник ИКМО г. Казани обратилась в суд с жалобой, в обосновании жалобы указала, что с постановлением она не согласна, поскольку оно вынесено с нарушением процессуальных и материальных норм. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

Защитник ИКМО г. Казани Ибрагимова Э.Л. в судебное заседание не явилась, извещена.

Допрошенная в предыдущем судебном заседании в качестве свидетеля судебный пристав – исполнитель МОСП по ОИП ФИО5 пояснила суду, что на момент вынесения постановления решение не было исполнено.

Проверив доводы жалобы и изучив письменные материалы административного дела, суд приходи к следующему.

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Из материалов дела следует, что <дата изъята> судебным приставом – исполнителем МО СП по ОИП ФИО5 ИКМО г. Казани было выдано требование об исполнении решения суда сроком до <дата изъята>, также в требовании указано, что в случае невыполнения требования судебного-пристава в соответствии со статьей 105, 113 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебным приставом <дата изъята> будет составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.15 КоАП РФ.

<дата изъята> в 11 часов 00 минут в отношении ИКМО г. Казани составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ за неисполнение требования об исполнении решения суда сроком до <дата изъята>, в требовании от <дата изъята> о назначении срока исполнения решения суда.

Указанные обстоятельства послужили основанием <дата изъята> для привлечения ИКМО г. Казани к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, при вынесении постановления должностное лицо ссылался на доказательства собранные по делу, а именно на: исполнительный лист от <дата изъята>; постановление о возбуждении исполнительного производства от <дата изъята>; требование об исполнении решения от <дата изъята>; протокол об административном правонарушении от <дата изъята>.

С таким выводом должностного лица согласиться нельзя ввиду следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Так, согласно положению статье 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с положениями статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.

Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено составление протокола об административном правонарушении с участием лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

Выполнение указанных требований при составлении протокола об административном правонарушении направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.

В связи с этим уполномоченное должностное лицо обязано принять меры к извещению данного лица о месте и времени составления протокола.

Соответственно, в материалах дела должны содержаться доказательства документально подтверждающие факт извещения лица, привлекаемого к ответственности, о месте и времени составления протокола. В противном случае такой протокол не может служить процессуальной основой для рассмотрения дела и должен быть возвращен административному органу.

Согласно материалам дела, <дата изъята> судебным приставом исполнителем было вынесено требование об исполнении решения до <дата изъята>, а в случае невыполнения требования судебного-пристава в соответствии со статьей 105, 113 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебным приставом <дата изъята> будет составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.15 КоАП РФ.

<дата изъята> представителем ИКМО г. Казани указанное требование было получено.

Также из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении в отношении ИКМО г. Казани был составлен <дата изъята> в 11 часов 00 минут, однако, сведений об извещении ИКМО г. Казани о вышеуказанной дате должностным лицом в материалах дела не имеется.

Данных о направлении законному представителю ИКМО г. Казани каких-либо иных извещений в материалах дела нет.

Таким образом, материалы дела позволяют сделать вывод о том, что законный представитель ИКМО г. Казани о составлении в отношении ИКМО г. Казани протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ <дата изъята> надлежащим образом извещен не был.

Следовательно, на момент составления протокола об административном правонарушении, лицо, привлекаемое к административной ответственности по настоящему делу, не было извещено надлежащим образом.

Тем самым представитель ИКМО г. Казани, не извещенный надлежащим образом о месте и времени составления протокола, был лишен предоставленных КоАП РФ гарантий защиты, поскольку не мог квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений.

Отсутствие в материалах дела сведений о надлежащем извещении ИКМО г. Казани о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении является существенным процессуальным нарушением требований КоАП РФ, которые влекут признание данного протокола недопустимым доказательством.

Согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Указанные положения законодательства получили развитие в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

С учетом положений названной выше нормы, правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также доводов заявителя, отсутствие объективных данных, подтверждающих вручение ИКМО г. Казани извещения о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по настоящему делу, не позволяют сделать вывод о соблюдении должностным лицом требований части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ.

При рассмотрении дела не установлено факта создания необходимых условий для реализации права лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту, и выявлен факт существенного нарушения должностным лицом требований КоАП РФ при составлении <дата изъята> протокола об административном правонарушении, являющегося основополагающим процессуальным документом по делу об административном правонарушении.

Поскольку вина ИКМО г. Казани в совершении административного правонарушения установлена на недопустимом доказательстве - протоколе об административном правонарушении, что является существенным нарушением закона и не может быть признано законным и обоснованным.

Таким образом, считать дело об административном правонарушении рассмотренным всесторонне, полно и объективно оснований не имеется, поскольку должностным лицом допущены существенные нарушения процессуальных требований, влияющие на законность и обоснованность постановления.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Соблюдение порядка привлечения ИКМО г. Казани к административной ответственности вызывает сомнение и не может быть устранено судом, при рассмотрении жалобы на постановление, без возвращения дела об административном правонарушении на новое рассмотрение.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица от <дата изъята>, вынесенное в отношении ИКМО г. Казани по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, подлежит отмене.

Согласно части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

       ...4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения ИКМО г. Казани к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек, дело подлежит направлению должностному лицу МРОСП по ОИП для устранения противоречий.

В связи с отменой постановления и направлением дела на новое рассмотрение недопустимо обсуждение доводов жалобы, предопределяющих выводы о наличии или отсутствии вины лица, привлекаемого к административной ответственности, так как они подлежат проверке при новом рассмотрении дела.

При новом рассмотрении дела должностному лицу необходимо устранить указанные нарушения и принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление начальника отдела-старшего судебного пристава МРОСП по ОИП УФССП по РТ ФИО3 <номер изъят> от <дата изъята> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, вынесенное в отношении Исполнительного комитета муниципального образования города Казани    с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, отменить.

Жалобу защитника Исполнительного комитета муниципального комитета города Казани Ибраимовой Э.Л. - удовлетворить частично.

Дело направить на новое рассмотрение начальнику отдела – старшему судебному приставу межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления ФССП России по Республике Татарстан ФИО3

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти суток со дня вручения либо получения его копии через Советский районный суд города Казани.

Судья                подпись                   Мельникова О.В.

12-1096/2023

Категория:
Административные
Статус:
Возвращено без рассмотрения
Ответчики
Исполнительный комитет муниципального образования города Казани
Суд
Советский районный суд г. Казань Республики Татарстан
Судья
Мельникова Ольга Васильевна
Статьи

17.15

Дело на странице суда
sovetsky.tat.sudrf.ru
30.05.2023Материалы переданы в производство судье
18.07.2023Судебное заседание
27.07.2023Судебное заседание
07.08.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
27.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее