Решение по делу № 33-9273/2024 от 04.09.2024

Судья Пчёлкина Н.Ю.

Дело №33-9273/2024

№2-2843/2024

УИД 22RS0068-01-2024-002864-91

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 октября 2024 г.

г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего

Секериной О.И.,

судей

Масликовой И.Б., Попова С.В.,

при секретаре

Лезвиной К.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора г. Бийска на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 5 июля 2024 г. по делу

    по иску прокурора г. Бийска в интересах Г. к Министерству социальной защиты Алтайского края о признании права на получение материальной помощи, возложении обязанности выплатить материальную помощь,

Заслушав доклад судьи Секериной О.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Бийска в интересах Г. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты Алтайского края о признании права на получение материальной помощи, возложении обязанности выплатить материальную помощь.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой г.Бийска при проведении проверки по обращению Г. установлено нарушение его права на получение материальной помощи. Проверкой установлено, что Г. 17 ноября 2023 г. заключил контракт с Министерством обороны Российской Федерации в лице военного комиссара г. Бийска, Бийского и Солтонского района Алтайского края на пребывание в добровольческом формировании сроком на 6 месяцев, зачислен в списки *** дивизии войсковой части ***. На момент заключения контракта на военную службу Г. был зарегистрирован и проживал в Алтайском крае, <адрес>.

Постановлением Правительства Алтайского края от 16 февраля 2023 г. №43 «О предоставлении материальной помощи отдельным категориям граждан, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции и членам их семей» определены основания и процедура принятия Министерством решений по обращениям граждан указанной категории. Пунктом 1.6 Постановления регламентировано предоставление материальной помощи в соответствии с Постановлением Администрации Алтайского края от 5 октября 2007 г. №466 «Об утверждении Правил предоставления материальной помощи гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации», гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы через пункт отбора на военную службу по контракту (1 разряда) г. Барнаул, и офицерам запаса, заключившим такой контракт через ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» после 1 марта 2023 г. в размере 100 000 руб.

Постановлением в редакции, действовавшей на момент заключения Г. контракта, предусматривалось предоставление материальной помощи, в числе прочего, гражданам, призванным на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации по мобилизации; гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы на срок не менее 6 месяцев в именных подразделениях войсковых частей Вооруженных Сил Российской Федерации; гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы через пункт отбора на военную службу по контракту (1 разряда) г. Барнаул и офицерам запаса, заключившим такой контракт через ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» после 1 марта 2023 г. в размере 100 000 руб.

В связи с заключением контракта в декабре 2023 года Г. обращался в Министерство социальной защиты с заявлением об оказании материальной помощи в связи с участием в специальной военной операции. Согласно п.п.1 п.5 Постановления, основанием для отказа в предоставлении материальной помощи является несоответствие гражданина категориям, указанным в п.1 настоящего постановления.

Исходя из буквального толкования пункта 1.6 Постановления, право на получение материальной помощи имеют только граждане, заключившие контракт о прохождении военной службы после 1 марта 2023 г. через пункт отбора на военную службу по контракту (1 разряда) г. Барнаул и заключившим такой контракт через ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края». Отказ ответчика ставит Г. в неравное положение по сравнению с лицами, заключившими такой контракт до указанной даты, и содержит признаки дискриминации, что является недопустимым. Г. является жителем Алтайского края, проходил военную службу по контракту в зоне СВО, у него имеются основания для получения материальной помощи, предусмотренной пунктом 1.6 Постановления Правительства Алтайского края «О предоставлении материальной помощи отдельным категориям граждан, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции и членам их семей».

На основании изложенного, просит признать за Г. право на получение материальной помощи в соответствии с пунктом 1.6 Постановления Правительства Алтайского края от 16 февраля 2023 г. №43 «О предоставлении материальной помощи отдельным категориям граждан, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции, и членам их семей». Обязать Министерство социальной защиты Алтайского края выплатить Г. материальную помощь в соответствии с пунктом 1.6 Постановления Правительства Алтайского края от 16 февраля 2023 г. №43 «О предоставлении материальной помощи отдельным категориям граждан, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции, и членам их семей» в размере 100 000 руб.

Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 5 июля 2024 г. исковые требования прокурора в интересах Г. оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, прокурор в апелляционном представлении просит решение отменить, принять по делу новое об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Исходя из буквального толкования пункта 1.6 Постановления, право на получение материальной помощи имеют только граждане, заключившие контракт о прохождении военной службы после марта 2023 г. через пункт отбора на военную службу по контракту (1 разряда) г. Барнаул и заключившим такой контракт через ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края». Отказ ответчика ставит Г. в неравное положение по сравнению с лицами, заключившими такой контракт до указанной даты, и содержит признаки дискриминации, что является недопустимым. Г. является жителем Алтайского края, проходил военную службу по контракту в зоне СВО, у него имеются основания для получения материальной помощи, предусмотренной пунктом 1.6 Постановления Правительства Алтайского края от 16 февраля 2023 г. №43 «О предоставлении материальной помощи отдельным категориям граждан, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции, и членам их семей».

В суде апелляционной инстанции прокурор поддержала доводы апелляционного представления, представитель ответчика Министерства социальной защиты Алтайского края Коршунова О.О. поддержала доводы, изложенные в возражениях, просила оставить решение суда без изменения. Представитель ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» Чурсин В.А. просил решение суда оставить без изменения.

Судебное извещение, направленное Г. возвращено за истечением срока хранения. В телефонограмме гражданская супруга Г., адрес электронной почты которой указан в материалах дела, пояснила, что супруг находится на СВО, она извещает Г. обо все судебных заседаниях, в том числе и назначенным на 15 октября 2024 г., он не возражает рассматривать дело в его отсутствие.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) является основанием рассмотрения гражданского дела при сложившейся явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 17 ноября 2023 г. между Г. и Министерством обороны Российской Федерации в лице представителя военного комиссара г. Бийска, Бийского и Солтонского районов Алтайского края заключен контракт о пребывании в добровольческом формировании для выполнения задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на условиях, установленных настоящим контрактом, на срок 6 месяцев (л.д. 6,7).

Согласно выпискам из приказов командира войсковой части *** от 1 декабря 2023 г. *** майор запаса Г. зачислен в списки личного состава ***, назначен на должность ***.

Доброволец майор запаса Г. считается приступившим к выполнению задач в зоне специальной военной операции на территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской области (основание – боевое распоряжение от 24 ноября 2023 г.).

Согласно выписке из приказа командира войсковой части *** от 1 января 2024 г. ***, доброволец майор запаса Г. прекратил выполнение задач специальной военной операции в связи с убытием на стационарное излечение (получение ранения при выполнении задач специальной военной операции).

Г. зарегистрирован по адресу: <адрес>, состоит на воинском учете в ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края».

Обращаясь с иском в суд в интересах Г., прокурор ссылался на неисполнение ответчиком обязательств по выплате истцу материальной помощи в размере 100 000 руб., предусмотренной подп. 1.6 п. 1 Постановления Правительства Алтайского края №43 от 16 февраля 2023 г. «О предоставлении материальной помощи отдельным категориям граждан, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции, и членам их семей».

При этом прокурор полагает, что по своему правовому статусу и характеру выполненных задач Г., являющийся участником добровольческого формирования, приравнен к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а потому вправе претендовать на установленную Постановлением Правительства Алтайского края от 16 февраля 2023 г. №43 «О предоставлении материальной помощи отдельным категориям граждан, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции, и членам их семей» единовременную региональную выплату.

По делу установлено, что уполномоченными органами (пунктом отбора на военную службу по контракту (1 разряда), г. Барнаул и ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края») не предоставлялись в Министерство социальной защиты Алтайского края сведения в отношении Г. о заключении контракта о прохождении военной службы, поскольку таковой им не заключался и последний на военную службу по контракту из пункта отбора на военную службу не призывался, равно как и по контракту, заключенному с ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» в качестве офицера.

Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Постановления от 16 февраля 2023 г. №43 «О предоставлении материальной помощи отдельным категориям граждан, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции и членам их семей», оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, установив, что 17 ноября 2023 г. Г. заключен контракт о пребывании в добровольческом формировании через военного комиссара г. Бийска, Бийского и Солтонского районов Алтайского края в качестве сержанта, пришел к выводу об отсутствии у истца права на получение материальной помощи, предусмотренной подп. 1.6 п. 1 Постановления №43 от 16 февраля 2023 г. «О предоставлении материальной помощи отдельным категориям граждан, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции, и членам их семей» (далее – Постановление от 16 февраля 2023 г. №43) исходя из того, что указанный нормативный акт связывает право на получение материальной помощи с местом заключения контракта на прохождение военной службы.

Установив, что контракт на прохождение военной службы заключен истцом не через пункт отбора на военную службу по контракту (1 разряда), г. Барнаул, Г. не является офицером, заключившим контракт о военной службе через ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края», при участии добровольца в выполнении задач СВО в составе *** статус военнослужащего не приобретается, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Согласно п. 8.1 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «Об обороне» (далее – ФЗ «Об обороне») для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (войска национальной гвардии Российской Федерации), в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации (войск национальной гвардии Российской Федерации) за пределами территории Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 22.1 ФЗ «Об обороне» предусмотрено, что добровольческие формирования могут создаваться Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации) по решению Президента Российской Федерации.

В состав добровольческих формирований входят граждане Российской Федерации, добровольно поступившие в добровольческие формирования, а также могут входить военнослужащие, направленные в них Министерством обороны Российской Федерации (военнослужащие и сотрудники, направленные Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации) (п. 3 ст. 22.1 ФЗ «Об обороне»).

В соответствии с п. 4 ст. 22.1 ФЗ «Об обороне» гражданин Российской Федерации может поступить в добровольческое формирование путем заключения контракта о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации).

На основании п. 6 ст. 22.1 ФЗ «Об обороне» контракт о пребывании в добровольческом формировании заключается между гражданином Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации) письменно по типовой форме и в порядке, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации).

В силу п. 10 ст. 22.1 ФЗ «Об обороне» граждане Российской Федерации, пребывающие в добровольческих формированиях, имеют статус (совокупность прав, обязанностей и ответственности), устанавливаемый федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На таких граждан в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяется статус военнослужащих.

Порядок поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования, пребывания в них и исключения из них, требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, поступающим в добровольческие формирования и пребывающим в них, а также порядок заключения контракта о пребывании граждан Российской Федерации в добровольческих формированиях утверждены Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2023 г. №67.

Из п. 2 Порядка поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования, пребывания в них и исключения из них, требований, предъявляемых к гражданам Российской Федерации, поступающим в добровольческие формирования и пребывающим в них, следует, что граждане, находящиеся на военной службе, изъявившие желание поступить в добровольческое формирование, подают заявление в военные комиссариаты муниципальных образований, где они состоят на воинском учете (не состоящие на воинском учете – в военные комиссариаты муниципальных образований по месту жительства).

В п. 5 Порядка заключения контракта о пребывании граждан Российской Федерации в добровольческих формированиях определено, что контракт может быть заключен с гражданином сроком на шесть, восемь или двенадцать месяцев.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, - в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, в Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, в воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях.Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом (п. 3 ст. 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

В соответствии с п. 1 ст. 32 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации, иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

Заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются настоящим Федеральным законом, Положением о порядке прохождения военной службы, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих (п. 5 ст. 32 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 34 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» конкретизирован круг кандидатов для поступления на военную службу, отбор которых осуществляется военными комиссариатами. К категории таких граждан не подпадают кандидаты для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами.

Отбор указанных кандидатов, а также кандидатов из числа иностранных граждан для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности согласно изменениям от 20 апреля 2015 г. осуществляется пунктом отбора на военную службу по контракту совместно с военными комиссариатами в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 710 в целях реализации п. 1 ст. 5 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» утверждено Положение «О пункте отбора на военную службу по контракту».

Согласно п. 1 данного Положения, пункт отбора на военную службу по контракту предназначен для проведения отбора кандидатов для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами (матросами), сержантами (старшинами), прапорщиками (мичманами) из числа граждан Российской Федерации и иностранных граждан, не находящихся на военной службе, а также для проведения агитационной и информационно-разъяснительной работы по привлечению их на военную службу по контракту.

В то время как согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2023 г. № 67 «Об определении порядка поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования, пребывания в них и исключения из них, требований, предъявляемых к гражданам Российской Федерации, поступающим в добровольческие формирования и пребывающим в них, а также порядка заключения контракта гражданами Российской Федерации о пребывании в добровольческом формировании и типовой формы контракта» граждане, не находящиеся на военной службе, изъявившие желание поступить в добровольческое формирование, подают заявление в военные комиссариаты муниципальных образований, где они состоят на воинском учете (не состоящие на воинском учете - в военные комиссариаты муниципальных образований по месту жительства).

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что лица, поступившие в добровольческие формирования, военнослужащими, проходящими военную службу, не являются, а контракт о пребывании в добровольческом формировании не тождественен контракту о прохождении военной службы и заключается только в военном комиссариате соответствующего муниципального образования, в то время как контракт о прохождении военной службы заключается в соответствующем пункте отбора.

Доводы апелляционного представления о наличии признаков дискриминации допущенной в отношении Г., поскольку размер его денежного довольствия не может быть менее размера денежного довольствия военнослужащего по контракту, также подлежат отклонению по следующим основаниям.

Положениями п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ «О статусе военнослужащих») предусмотрено, что денежное содержание граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, и его размеры устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации) не ниже размеров денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и занимающих соответствующие (аналогичные) воинские должности.

Как предусмотрено ст.12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», обеспечение военнослужащих денежным довольствием осуществляется в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»), иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.

Денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»).

Наряду с денежным содержанием гражданам, пребывающим в добровольческих формированиях, Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации) могут устанавливаться другие денежные выплаты.

На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 2 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих»).

В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 3 августа 2023 г. №582 «О мерах по обеспечению обязательного государственного страхования жизни и здоровья граждан Российской Федерации, пребывающих в добровольческих формированиях» в целях реализации предусмотренных п. 8 ст. 18 ФЗ «О статусе военнослужащих» государственных гарантий по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья граждан Российской Федерации, пребывающих (пребывавших) в добровольческих формированиях, постановлено предоставить гражданам Российской Федерации, пребывающим (пребывавшим) в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (войска национальной гвардии Российской Федерации), в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации (войск национальной гвардии Российской Федерации) за пределами территории Российской Федерации, страховые гарантии в виде компенсации.

Установлено, что страховыми случаями, при наступлении которых выплачивается компенсация, являются: а) гибель (смерть) гражданина в период пребывания в добровольческом формировании; б) смерть гражданина до истечения одного года со дня прекращения контракта о пребывании в добровольческом формировании, наступившая вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период пребывания в добровольческом формировании; в) установление гражданину в период пребывания в добровольческом формировании инвалидности; г) установление гражданину до истечения одного года со дня прекращения контракта о пребывании в добровольческом формировании инвалидности вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период пребывания в добровольческом формировании; д) получение гражданином в период пребывания в добровольческом формировании увечья (ранения, травмы, контузии) (ст. 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 августа 2023 г. №582).

В соответствии с подп. «ж» п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 16 марта 2022 г. №121 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации» постановлено высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации с учетом географических особенностей соответствующих территорий принять исчерпывающие меры по обеспечению социально-экономической стабильности, предусматривающие в том числе принятие дополнительных мер адресной поддержки различных категорий граждан Российской Федерации, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также при необходимости решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, включая определение порядка и условий осуществления таких выплат.

Согласно ч. 3 ст. 48 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

В целях реализации вышеуказанного Указа Президента Российской Федерации от 16 марта 2022 г. №121 в соответствии с Постановлением Администрации Алтайского края от 5 октября 2007 г. №466 «Об утверждении Правил предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации» Правительством Алтайского края утверждено Постановление от 16 февраля 2023 г. №43 «О предоставлении материальной помощи отдельным категориям граждан, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции, и членам их семей», которым определены категории граждан, имеющих право на получение материальной помощи, условия и порядок ее предоставления.

В силу подп. 1.6 п. 1 Постановления от 16 февраля 2023 г. №43 (в ред. на дату заключения контракта) материальная помощь предоставляется гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы через пункт отбора на военную службу по контракту (1 разряда), г. Барнаул, и офицерам запаса, заключившим такой контракт через федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Алтайского края», после 1 марта 2023 г. в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Материальная помощь предоставляется указанным гражданам однократно на основании заявления и документов (сведений), предусмотренных п. 5 приложения 1 к настоящему постановлению, представленных в Министерство социальной защиты Алтайского края пунктом отбора на военную службу по контракту (1 разряда), г. Барнаул или федеральным казенным учреждением «Военный комиссариат Алтайского края».

В п. 5 приложения 1 к Постановлению от 16 февраля 2023 г. №43 определено, что для предоставления материальной помощи гражданам, указанным в подп. 1.6 п. 1 настоящего постановления, необходимы следующие документы (сведения): 1) документ, удостоверяющий личность гражданина; 2) документ, удостоверяющий личность представителя гражданина, а также документ (документы), подтверждающий (подтверждающие) его полномочия, - в случае подачи заявления и документов представителем гражданина; 3) выписка из приказа командира войсковой части о заключении контракта (зачислении в списки личного состава войсковой части).

Согласно п. 4 Постановления от 16 февраля 2023 г. №43 материальная помощь предоставляется гражданам, указанным в подп. 1.6 п. 1 настоящего постановления, состоящим на воинском учете в федеральном казенном учреждении «Военный комиссариат Алтайского края», независимо от места жительства (места пребывания) на дату наступления обстоятельства, дающего право на получение материальной помощи.

Подпунктом 1 п. 5 Постановления от 16 февраля 2023 г. №43 установлено, что основанием для отказа в предоставлении материальной помощи является несоответствие гражданина категориям, указанным в п. 1 настоящего постановления.

Таким образом, граждане, пребывающие в добровольческих формированиях, не являются субъектами единовременной материальной помощи при подписании контракта о прохождении военной службы в соответствии с подп. 1.6 п. 1 Постановления от 16 февраля 2023 г. №43, поскольку заключают контракт через ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края», в то время как таковой должен быть заключен через пункт отбора № 1. Кроме того, заключенный с майором запаса Г. контракт о пребывании в добровольческом формировании, не является контрактом о военной службе.

При этом судебная коллегия принимает во внимание, что материальная помощь, в отношении которой заявлен спор, устанавливается по усмотрению уполномоченных органов субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции, соответствующий нормативный акт принят в интересах граждан, не только проживающих на территории края, но и призванных для выполнения задач в ходе СВО при определенных условиях и не входит в состав денежного довольствия военнослужащего по контракту, состав которого определен ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Разграничивая полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты, федеральный законодатель отнес к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации решение вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан (подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), а также предоставил им право устанавливать для некоторых категорий граждан дополнительные по сравнению с установленными федеральным законодательством меры социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Данная правовая позиция отражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2021 г. №1977-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Кузнецова И. С. и Кузнецовой В. В. на нарушение их конституционных прав пунктами 11 и 12 Порядка назначения и выплаты денежной выплаты гражданам Российской Федерации, относящимся к категории «дети войны».

По своей правовой природе такая мера социальной поддержки является дополнительным обеспечением за счет средств субъекта Российской Федерации и выплачивается наряду с предоставляемыми на основании норм соответствующих федеральных законов мерами социальной поддержки. Соответственно, субъект Российской Федерации вправе устанавливать, а также изменять условия и порядок предоставления такого обеспечения, определять круг лиц, на которых оно распространяется, с учетом, в том числе финансовых возможностей.

В целом доводы, указанные в апелляционном представлении, по существу сводятся к несогласию процессуального истца с постановленным решением по основаниям, которые были предметом рассмотрения суда первой инстанции, эти доводы направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции по правилам ст.ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием к отмене данного решения.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления, а также могли бы служить основанием для отмены решения суда, по доводам апелляционного представления и материалам дела не усматривается.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 5 июля 2024 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора г. Бийска Алтайского края оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 октября 2024 года.

33-9273/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Гребенкин М.Ю,
Прокурор г.Бийска
Прокурор Центрального района г. Барнаула
Ответчики
Министерство социальной защиты Алтайского края
Другие
Алтайский филиал ПАО Ростелеком
Барнаульское отделение ПАО ВымпелКом БФ
Алтайское региональное отделение Сибирского филиала ПАО Мегафон
Центр компетенций по информации ограниченного доступа (ЦК ИОД) ООО Т2 Мобайл
ФКУ Военный комиссариат Алтайского края
Филиал ПАО МТС в Алтайском крае
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
05.09.2024Передача дела судье
01.10.2024Судебное заседание
15.10.2024Судебное заседание
17.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2024Передано в экспедицию
15.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее