Дело №***
Решение в окончательной форме ***
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
*** Адрес***
Первомайский районный суд Адрес*** в составе
председательствующего судьи Венедиктовой Н.И.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Мурманская управляющая жилищно-сервисная компания»» о защите прав потребителя,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к ОАО «Мурманская управляющая жилищно-сервисная компания» (далее МУ ЖСК) о защите прав потребителя, в обоснование которого указала, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: Адрес***, ул.Адрес***. Услуги по управлению, содержанию и ремонту многоквартирного дома оказывает ООО «Мурманская управляющая жилищно-сервисная компания», которым необоснованно указывается задолженность в квитанциях по оплате. Так в феврале 2010 года ответчиком выставлен счет по услуге «содержание и ремонт» за январь 2010 года на сумму 1318 рублей 68 копеек, из которых 1028 рублей 13 копеек - стоимость указанных ответчиком услуг, 290 рублей 55 копеек - сумма долга. Задолженностей по услуге «содержание и ремонт» не имела, что подтверждается счетом за декабрь 2009 года и чеком-ордером от 23.01.2010г.
С *** ответчиком в одностороннем порядке изменена стоимость услуги по «содержанию и ремонту» со стоимости 22 рубля 10 копеек за 1 кв.м площади жилого помещения на 25 рублей 19 копеек за 1 кв. м площади жилого помещения. Не согласившись с односторонним изменением ответчиком стоимости услуги, продолжила уплачивать оказываемые услуги по цене 22 рубля 10 копеек за 1 кв.м площади жилого помещения. За период с января 2011 года по август 2012 года оплачены услуги по содержанию и ремонту в общей сумме 24 973 рубля, исходя из следующего расчета: 22,10 х 56,5 х 20 = 1248,65 х 20 = 24 973 рубля, где: 22,10 - цена услуги за 1 кв.м; 56,5 - площадь квартиры; 20 - количество месяцев в периоде с января 2011 по август 2012 (включительно).
С *** ответчик в счета по оплате услуги «содержание и ремонт» стал включать стоимость услуги «домофон» в размере 30 рублей в месяц. В счете за январь 2011 года ответчиком также была исчислена задолженность по услуге «домофон» в сумме 210 рублей. Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома решение по вопросу предоставления ответчиком услуги «домофон» не принималось, соответствующие изменения в договор управления в установленном законом порядке не вносились. С апреля 2012 года ответчик исключил из счета строку по услуге «домофон».
За период с января 2011 года по март 2012 года ответчиком начислена плата за услугу «домофон» в размере 660 рублей исходя из следующего расчета: 210 + 30 х 15 = где 210рублей - сумма исчисленного ответчиком долга по услуге «домофон»; 30 - цена услуги «домофон»; 15- количество месяцев, в течение которых выставлялись счета за услугу «домофон». Выставляемые счета в части услуги «домофон» не оплачивались.
Всего за период с *** по *** за услуги «содержание и ремонт», «домофон», с учетом исчисленного на *** долга по услуге «домофон», ответчиком указывается долг в размере 4442 рубля 25 копеек. Согласно счету за «сентябрь 2012» исчисленная ответчиком неустойка (пени) за неуплату истцом вышеуказанных сумм составляет 223 рубля 01 копейка.
Просит обязать ООО "Мурманская управляющая жилищно-сервисная компания" исключить из счетов по оплате услуги «содержание и ремонт» денежную сумму в размере 4665 рублей 26 копеек, отображаемую по строке «долг», применять при расчетах тариф на услугу "содержание и ремонт" в размере 22 рубля 10 копеек за 1 кв.м площади жилого помещения, взыскать штраф за нарушение прав потребителя в размере 2 332 рубля 63 копейки.
В судебное заседание истица не явилась о времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом. Факт надлежащего извещения подтвержден представителем истца, ФИО3, которая в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, дала пояснения, аналогичные описательной части решения. Согласилась с расчетом сумм долга, представленным ответчиком, согласно которому сумма долга, которая указывается платежных документах на *** составляет 4665 рублей 27 копеек, из которых 3491 рубль 80 копеек разница в связи с повышением тарифа, 290 рублей 55 копеек сумма задолженности на *** года, пени 300 рублей 27 копеек, оплата за пользование домофоном 582 рубля 64 копейки. Кроме того, пени связи с неуплатой задолженности в сумме 290 рублей 55 копеек и задолженности за пользование домофоном составляют 57 рублей 27 копеек.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы.
Представитель ответчика, ФИО4, в судебном заседании исковые требования в части исключения суммы долга в размере 290 рублей 55 копеек, задолженности за пользование домофоном в сумме 582 рубля 64 копейки, пени в сумме 57 рублей 27 копеек согласилась. Полагала исковые требования в части исключения суммы долга в связи с повышением тарифа на содержание и ремонт и обязывании начисления по тарифу в размере 22 рубля 10 копеек за 1 кв. м не подлежащими удовлетворению, поскольку повышение тарифа произошло в связи с повышением стоимости работ на товары и услуги и размер повышения в процентном соотношении не превышает 13%, т.е. предельные минимальные и максимальные индексы изменения размера.
Последствия признания иска разъяснены и понятны.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично.
Как установлено в судебном заседании истица ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: Адрес***, ул.Адрес***.
С *** истицей не в полном объеме вноситься плата за жилье, в связи с указанием размера задолженности в сумме 290 рублей 55 копеек, платы пользование домофоном 582 рубля 64 копейки, а также пени в сумме 57 рублей 27 копеек в связи с невнесением этих сумм.
Расчет указанных сумм представлен ответчиком и представитель истица с данным расчетом согласилась. У суда нет оснований не доверять приведенным данным.
Ответчиком исковые требования в части исключения задолженности в сумме 290 рублей 55 копеек, платы за пользование домофоном 582 рубля 64 копейки, а также пени в сумме 57 рублей 27 копеек, а всего в сумме 930 рублей 46 копеек признаны. Последствия признания иска разъяснены и понятны. Суд полагает возможным удовлетворить требования в этой части и принять признание иска в этой части, поскольку ответчиком не оспаривалось, что указанные суммы в качестве долга указываются необоснованно. Права третьих лиц в связи с признанием иска не нарушены.
Требования в части исключения суммы задолженности в размере 3491 рубль 80 копеек, образовавшейся в связи с неуплатой после повышения тарифа на содержание и ремонт с 22 рублей 10 копеек до 25 рублей 19 копеек и пени в связи с неуплатой этой суммы в размере 243 рубля (300 рублей 27 копеек (всего пени)- 57 рублей 27 копеек (пенсии в связи с необоснованным начислением сумм задолженности в размере 290 рублей 55 копеек и за пользование домофоном в сумме 582 рубля 64 копейки), а также требования в части возложения обязанности производить начисление по тарифу 22 рубля 10 копеек не подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как установлено судом и следует из материалов дела, деятельность по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома осуществляется ООО «МУ ЖСК».
В соответствии с договором №*** М управления многоквартирным домом от *** утвержден размер платы за содержание и ремонт в размере 22 рубля 43 копейки.
Материалами дела подтверждено и не оспаривалось в судебном заседании, что с *** управляющая компания в одностороннем порядке увеличила размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме до 25 рублей 19 копеек за 1 кв. м.
Истицей сумма производилась оплата за услуги без учета повышения, в связи с чем в квитанциях указана задолженность, из которой 3491 рубль 80 копеек задолженность по оплате за услуги «содержание и ремонт».
В силу пунктов 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Согласно частям 1, 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Частями 1, 3 (пункты 2 и 3) статьи 162 Жилищного кодекса РФ установлено, что договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть, в том числе, указаны:
- перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
- порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Во исполнение требований части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от *** N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 31 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ от *** N 491 (ред. от 06.05.2011) во исполнение требований части 3 статьи 39 Жилищного кодекса РФ при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Пунктом 8 Правил N 491 от *** установлено, что разъяснения о применении правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Письмом Минрегионразвития РФ от *** N 6174-АД/14 разъяснено, что под порядком определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения необходимо понимать формулировку порядка (методику) определения (расчета) стоимости указанных в договоре в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ услуг и работ по содержанию и текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. При этом фиксированную стоимость отдельных услуг и работ целесообразно указывать в перечне услуг и работ только на момент заключения договора. Такая фиксированная стоимость может применяться не менее одного года (часть 7 статьи 156 Кодекса). В последующем указанная стоимость в соответствии с указанной в договоре управления формулировкой порядка (методикой) определения (расчета) стоимости может индексироваться при наличии указанных в договоре оснований (например, изменения уровня инфляции, уровня потребительских цен или значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей). При наличии в договоре управления положения о пересмотре размера платы за содержание и ремонт жилого помещения принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме ежегодных решений об изменении такой платы не требуется. Отсутствие в договоре управления указанного положения об индексации платы и указании в договоре управления только фиксированного размера такой платы приводит к необходимости изменения размера такой платы только в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 161 Кодекса).
Как установлено судом и следует из материалов дела, между собственниками жилых помещений и ООО «МУ ЖСК» заключен договор управления названным домом, который в соответствии с п. 3.4.1, вступил в силу с *** года
Пунктом 5.2 договора размер месячной платы за содержание и ремонт жилого помещения на момент настоящего договора составляет 22,43 рублей с 1 кв. метра общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Согласно пункту 5.4 договора управляющая организация вправе за 30 дней до окончания каждого года действия настоящего договора предоставить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по изменению перечней, указанных в приложениях N 2 и N 3 к настоящему договору, а также смету расходов на исполнение услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Указанная смета является основанием для принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об изменении на размера платы за управление, содержание и ремонт жилого помещения на следующий отчетный период.
В случае, если общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в указанный срок не проводилось или не приняло решение об утверждении нового размера платы за управление, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, то управляющая организация, начиная с первого месяца очередного года действия договора, вправе начислять плату за жилое помещение исходя из предложенной сметы расходов на исполнение работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. При этом приложения N 2 и 3 к настоящему договору считаются измененными в соответствии с предложениями управляющей организации до согласования собственниками помещений и управляющей организации иного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, изменение размера платы за содержание и ремонт жилых помещений многоквартирного дома может быть произведено в соответствии с решением собрания собственников жилого помещения.
Процедура установления и изменения такой платы однозначно регламентирована нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к положениям гражданского законодательства и имеют своей направленностью, прежде всего, гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как более слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.
Договор управления многоквартирным домом *** года, устанавливая в пункте 5.4 возможность изменения платы за содержание и ремонт жилого помещения до принятия соответствующего решения собранием собственников жилых помещений многоквартирного дома, а также без принятия указанного решения, не содержит такого предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ существенного условия как порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В договоре отсутствует порядок (методика) индексации расчета стоимости услуг и работ по содержанию и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Предусмотренный в оспариваемом пункте 5.4. договора механизм начисления платы за содержание и ремонт жилого помещения, исходя из предложенной сметы расходов на исполнение работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, не может быть признан в качестве такого порядка. В договоре указан только фиксированный размер платы (22,43 коп. с 1 кв. метра).
Ответчик не лишен возможности в установленном законом порядке предусмотреть в договоре управления механизм индексации стоимости услуги по содержанию и ремонту жилых помещений многоквартирного дома, определив методику (порядок) определения расчета стоимости данной услуги.
Вместе с тем, требования в части обязывания производить начисление платы за жилье и коммунальные услуги в соответствии с тарифом в размере 22 рубля 10 копеек за 1 кв.м. и исключении суммы задолженности не подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 6, 7 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от *** N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей, устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от *** N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги, по субъектам Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с указанными комплексами по муниципальным образованиям.
Постановлением Адрес*** от *** N 479-ПП/18 установлены предельные минимальные и максимальные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Адрес*** на 2009 год. Постановлениями Управления по тарифному регулированию Адрес*** от *** N 37/13 и от *** N 34/3 установлены предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Адрес*** на 2010 год и на 2011 год соответственно.
Для Адрес*** предельные максимальные индексы изменения размера платы за ремонт и содержание жилого помещения установлены по годам в размере 120%, 115% соответственно.
Плата на *** для собственников - 18, 91 руб./кв. м, для нанимателей - 16, 54 руб./кв. м; с февраля 2011 г. - 18, 91 руб./кв. м и с июня 2011 г. - 21. 75 руб./кв. м - для всех проживающих в жилых помещениях, следует, что рост не превысил установленных предельных максимальных индексов изменения размера платы.
Кроме того, в соответствии с представленными данными изменение цен и тарифов на работы и услуги специализированных организаций жилищно-коммунального комплекса, находящихся в договорных отношениях с ООО «МУ ЖСК»по дому повысились в 2010 году по отношению к 2009 году на 16,81%, в 2011 году по отношению к 2010 году на 31,37%.
Согласно отзыву ответчика, согласно сметы затрат размеры платы за содержание и текущий ремонт общего имущества собственников помещений, исчисленный в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства составляет 26,42 рубля за 1 кв.м. В тоже время, применяемый с *** размер платы за услуги содержание и текущий ремонт составляет 25, 19 рублей за 1 кв.м.
В соответствии с п. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Исходя из положений вышеприведенных норм материального права, определение тарифов на ремонт и содержание жилья является прерогативой собственников, которые учитывают предложения управляющей организации.
Учитывая тот факт, что данных действий ими произведено не было, то органы местного самоуправления обязаны устанавливать тарифы на ремонт и содержание частного жилищного фонда (ст. 19 ЖК РФ), если соответствующее решение собственников не принималось или не состоялось, следовательно, ответчик правильно начисляет плату за содержание и ремонт жилого помещения по тарифам, с учетом данных установленных органом местного самоуправления.
Как установлено судом, с 2009 года по 2012 год собственники жилых помещений общее собрание не проводили.
Изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Наделение органов местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме не препятствует осуществлению собственниками помещений в многоквартирном доме права по самостоятельному установлению данной платы и направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства, что соответствует интересам как собственников помещений в многоквартирном доме, так и иных участников жилищных правоотношений.
Реализуя полномочия по установлению размера платы за ремонт и содержание жилого помещения, органы местного самоуправления должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных правоотношений.
С учетом изложенного, суд не может признать обоснованным доводы истицы о необходимости установления размера платы за содержание и ремонт и исключении суммы долга, не оплаченной в связи исчислением платы за содержание и ремонт без учета повышения.
Согласно пункту 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 46 Постановления от *** N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
По мнению суда штраф в пользу истицы не подлежит взысканию поскольку, во -первых, в пользу истицы денежные суммы не взыскивались. Во – вторых, штраф в соответствии с приведенными нормами подлежит взысканию при несоблюдении в добровольном порядке требований потребителя. Однако, для разрешения в добровольном порядке вопросов, которые были предметом настоящего судебного разбирательства истица не обращалась. Заявление от *** судом расценивается как обращение за разъяснением, которые ответчиком и были даны. Фактически заявитель выражает несогласия в связи с изменением размера платы, а в удовлетворении этих требований судом отказано. В данном заявлении не содержится требований и проведении перерасчета, исключении сумм задолженности.
На основании ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию госпошлина в доход государства.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к ОАО «Мурманская управляющая жилищно-сервисная компания» о защите прав потребителя частично.
Обязать ОАО «Мурманская управляющая жилищно-сервисная компания» исключить из счетов по оплате услуг, выставляемых собственнику Адрес***, корпус №*** по ул.Адрес*** в Адрес*** ФИО1 сумму задолженности в размере 930 рублей 46 копеек, отказав в удовлетворении остальной части иска.
Взыскать с ОАО «Мурманская управляющая жилищно-сервисная компания» госпошлину в доход бюджета Адрес*** в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд Адрес*** в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные ГПК РФ способы обжалования судебного решения до дня его вступления в законную силу.
Судья Венедиктова Н.И.
*****************