34RS0002-01-2020-005309-61 Дело №2а-2886/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 23 сентября 2020 года
Дзержинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Гринченко Е.В.,
помощника судьи Зинченко Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Тонконоговой А.И.
с участием представителя административного истца – помощника прокурора <адрес> Куликовой Н.Н., представителя административного ответчика администрации <адрес> Бондаренко А.А., представителя заинтересованного лица МУ «Комдорстрой» Каштановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес>, указывая на то, что в прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены множественные недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги по <адрес> (от ул.<адрес>) (идентификационный № №), что не соответствует требованиям ГОСТ Р 5070597-2017, ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 52605-2006, ГОСТ Р 51256. При этом выявленные дефекты при содержании названной автомобильной дороги ранее выявлялись ОГИБДД УМВД России по <адрес>, были направлены в адрес департамента городского хозяйства администрации Волгограда предписания, которые не исполнены. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. в адрес руководителя департамента городского хозяйства администрации <адрес> было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в связи с тем, что дорожные знаки на автомобильной дороге по <адрес>, в том числе на пешеходных переходах, в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией, не установлены, у всех наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа с двух сторон дороги не установлены, не оборудован тротуар, в том числе подход к пешеходным переходам. Действий по исполнению предписания со стороны администрации не принято. Непринятие администрацией <адрес> надлежащих мер по обеспечению безопасности дорожного движения является нарушением законодательства, создает реальную угрозу жизни и здоровья жителей Волгограда, в том числе, несовершеннолетних граждан.
По указанным основаниям, с учётом уточненных в ходе рассмотрения дела требований, прокурор <адрес> признать незаконным бездействие администрации <адрес> выразившееся в непринятии мер по приведению автомобильной дороги по <адрес> (от <адрес> до <адрес>) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 5070597-2017, ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 52605-2006, ГОСТ Р 51256.
В порядке восстановления нарушенных прав административный истец просил обязать администрацию Волгограда в течение 10 месяцев с момента вступления в законную силу:
- устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и привести дорожное покрытие проезжей части автомобильной дороги в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно: организовать проведение ремонта дорожного полотна автомобильной дороги по <адрес> (от ул.им. <адрес>) (идентификационный № ОП МГ Н 011);
- в соответствии с требованиями п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 установить дорожные знаки на автомобильной дороге по <адрес> у <адрес>: знак 2.1 «Главная дорога», знак 1.5 «Пересечение с трамвайной линией», знак 5.17 «Место остановки трамвая»; у остановки «Завод Ахтуба»– знак 5.20 «Искусственная неровность»; в районе <адрес> - знак 5.20 «Искусственна неровность; у дома №90 по <адрес> – знак 5.17 «Место остановки трамвая»; у остановки «Раздольная» по <адрес> - знак 5.17 «Место остановки трамвая», знак 5.16 «Место остановки автобуса»;
- в соответствии с требованиями п.п. 4.1.1, 4.1.3, 4.1.5 ГОСТ Р 52605-2006 установить искусственные неровности на автомобильной дороге по <адрес> - у остановки <адрес> в районе домов № и № по <адрес>;
- устранить просадку крышки люка смотрового колодца у <адрес> на автомобильной дороге по <адрес> (от <адрес> до ул.им.<адрес>) в соответствии с требованиями п.п.9.3.5.1, 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- восстановить целостность бортового камня у остановки «Раздольная» на автомобильной дороге по <адрес>;
- в соответствии с требованиями п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2004 установить удерживающие пешеходные ограждения у остановки «Раздольная», у <адрес> в <адрес>;
- в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51256-2018 нанести вертикальную разметку на автомобильной дороге по <адрес> у <адрес>, остановки «<адрес>
- в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019 «нанести горизонтальную разметку 1.17.2 у остановки «Раздольная» на автомобильной дороге по <адрес>;
- в местах, не отделенных от проезжей части бордюром на автомобильной дороге по <адрес> (в границах от ул.им<адрес>): от <адрес> до <адрес> - устранить занижение обочины над проезжей частью, в районе <адрес> – устранить завышение обочины над проезжей частью.
Также просил обязать администрацию <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, в соответствии с требованиями п.7.2.2 ГОСТ Р 52289-2019 установить светофорное регулирование с применением вызывной фазы для движения пешеходов на переходном переходе у остановки «Раздольная» автомобильной дороги по <адрес> (в границах от ул.им.<адрес>) (идентификационный № ОП МГ Н 011).
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора <адрес> Куликова Н.Н. заявленные требования, с учётом уточнения, поддержала и просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации <адрес> Бондаренко А.П. просил в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях. При этом не отрицал, что нарушения, установленные в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГг., имеют место быть, однако запрашиваемый прокурором срок для их устранения является неразумным. С учётом выполнения администрацией мероприятий, направленных на внесение изменения в бюджет Волгограда, сроков проектирования, выдачи разрешения на строительство, сроков проведения конкурсных процедур, ориентировочный срок для организации ремонта дорожного покрытия, восстановления целостности бортового камня, устранения дефектов обочины, установки искусственных неровностей, удерживающих пешеходных ограждений и дорожных знаков, нанесения горизонтальной разметки составит не менее 1 года 6 месяцев.
Представитель заинтересованного лица МУ «Комдорстрой» Каштановой А.В., в судебном заседании также поддержала позицию административного ответчика, просила в иске отказать.
Заинтересованные лица ОГИБДД УМВД России по <адрес>, Департамент городского хозяйства администрации <адрес> ООО «Концессия водоснабжения» будучи извещенными о месте и времени рассмотрения настоящего административного дела в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, принимая во внимание, что судом явка заинтересованных лиц, обязательной не признавалась, согласно правилам, установленным ст. 150 и 152 КАС РФ, с учетом сроков рассмотрения дел данной категории, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - ФЗ «О безопасности дорожного движения) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно ст. 5 указанного Закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (п.4 ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения).
Согласно ч. 1, 2 ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Документом, устанавливающим требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, является «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, который признан национальным стандартом. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.
Владельцы дорог и улиц должны информировать пользователей дорог и улиц об изменении организации движения с помощью средств массовой информации, Интернета, информационных щитов и т.п.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В силу пункта 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Согласно пункту 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017 дорожные ограждения и бортовой камень не должны иметь дефектов, указанных в таблице Б.4 приложения Б. Дефекты устраняют в сроки, приведенные в таблице 6.4.
Согласно пункту 9.3.5.1 ГОСТ Р 50597-2017 определение размеров отклонений крышки люка, решетки дождеприемника (5.2.4), верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, возвышения междурельсового настила на железнодорожных переездах (5.2.4) осуществляют в соответствии с 9.3.2, а отдельных углублений и впадин в покрытии междурельсового пространства (настиле) (5.2.4) - поГОСТ 32825.
Приказом Росстандарта от 20.12.2019г. №-ст, с ДД.ММ.ГГГГг. введен в действие, взамен утратившего силу, ГОСТ Р 52289-2019 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, в соответствии с требованиями которого:
- п. 6.2.1 Горизонтальную разметку наносят на дорожные одежды капитального и облегченного (асфальтобетонного вида) типов, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом. Линии разметки 1.1, 1.3, 1.5, 1.6, 1.9, 1.11 наносят материалами и (или) изделиями белого цвета. На линиях разметки 1.1 - 1.4, 1.11 толщиной 1,5 мм и более допускаются технологические разрывы длиной не более 0,05 м с расстоянием между ними не менее 20 м. Допускается применять линии разметки 1.1 - 1.12, 1.14.1, 1.14.2 со структурной и профильной поверхностью, при этом ее внешние границы не должны выходить за пределы, установленные ГОСТ Р 51256. Действие линий разметки 1.1 - 1.3, 1.5 - 1.9, 1.11 по [1];
- п. 6.2.2 В населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных городских дорогах, магистральных улицах, улицах и дорогах местного значения, а в сельских поселениях - на улицах и дорогах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств. Вне населенных пунктов горизонтальную разметку применяют на дорогах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств, а также на дорогах с проезжей частью шириной не менее 6 м при интенсивности движения 1000 авт./сут и более;
- п. 6.3.1 Линии и обозначения вертикальной разметки наносят на пролетные строения и опоры мостовых сооружений, торцевые поверхности порталов тоннелей, ограждения, парапеты, бордюрные камни и другие элементы оборудования дорог для улучшения их видимости участниками дорожного движения;
- п.7.2.2 Светофорное регулирование с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе вводят, если: - наземный пешеходный переход расположен на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для каждого направления, на дороге с односторонним движением - с числом полос три и более; - посадка и высадка пассажиров осуществляется в зоне остановочного пункта маршрутных транспортных средств с проезжей части или посадочной площадки, расположенной на ней. В населенном пункте вне зоны действия знака 1.23 светофорное регулирование с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе допускается не вводить, если этот пешеходный переход находится между соседними регулируемыми пешеходными переходами, расположенными между собой на расстоянии 600 м и менее;
- п. ДД.ММ.ГГГГ Удерживающие пешеходные ограждения по ГОСТ Р 58351 применяют: а) у внешнего края тротуара: 1) на мостовом сооружении; 2) насыпи высотой более 1,5 м; 3) подпорной стене высотой более 1 м; б) на надземных пешеходных переходах.
Согласно требованиям ГОСТ Р 52605-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения, утвержденного приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №-ст:
- п. 4.1.1 искусственные неровности устраивают на отдельных участках дорог для обеспечения принудительного снижения максимально допустимой скорости движения транспортных средств до 40 км/ч и менее;
- п. 4.1.3. Длина ИН (искусственной неровности) должна быть не менее ширины проезжей части. Допустимое отклонение - не более 0,2 м с каждой стороны дороги;
- п. 4.1.5. Для информирования водителей участки дорог с ИН (искусственными неровностями) должны быть оборудованы техническими средствами организации дорожного движения: дорожными знаками и разметкой.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГг. №-ст был утвержден и введен в действие ГОСТ Р 51256-2018 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования», в котором отражены технические требования, в том числе, к вертикальной разметке.
Частью 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также с пунктом 5 части 1 статьи 5 Устава города-героя Волгограда, утвержденного Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 20/362, к вопросам местного значения городского округа Волгоград относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 6 ч. 6 ст. 39 Устава города-героя Волгограда к полномочиям администрации Волгограда в области градостроительной деятельности, транспорта и связи относится также организация и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Как следует из полномочий органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности (ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ) к ним относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу ст. 5, ч. 4 ст. 6, ч. 1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований; мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильный дороги.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, исходя из системного анализа приведенных выше норм, обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов возложена на органы местного самоуправления.
По настоящему делу судом установлено.
В ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки соблюдения безопасности дорожного движения было установлено, что на автомобильной дороге по на автомобильной дороге по <адрес>(от ул.им<адрес> до <адрес>)(идентификационный № ОП МГ Н 011):
1) в нарушение п.6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017:
- у <адрес>: знак 2.1 «Главная дорога» не соответствует нормативам, частично выцвел, имеются потертости, нечитаем, светоотражаемость отсутствует; знак 1.5 «Пересечение с трамвайной линией» - имеет дефекты, светоотражаемость отсутствует»; знак 5.17 «Место остановки трамвая» - имеет дефекты, светоотражаемость отсутствует;
- остановка «Завод Ахтуба»: знак 5.17 «Место остановки трамвая» - имеет дефекты, светоотражаемость отсутствует; знак 5.20 «Искусственная неровность» - отсутствует;
- у <адрес>: знаки 5.20 «Искусственная неровность» - отсутствуют;
- у <адрес>: знак 5.17 «Место остановки трамвая» - отсутствует;
- остановка «Раздольная»: отсутствуют знаки 5.17 «Место остановки трамвая», 5.16 «Место установки автобуса»;
2) в нарушение п.п.4.1.1, 4.1.3, 4.1.5 ГОСТ Р 52605-2006:
- остановка <адрес>» - искусственная неровность (монолитная) имеет дефекты, отсутствует разметка;
- у <адрес> – искусственная неровность (монолитная) имеет дефекты, отсутствует разметка;
- <адрес> – искусственная неровность (монолитная) имеет дефекты, отсутствует разметка;
3) в нарушение п.п.9.3.5.1, 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017:
- у <адрес> – крышка люка смотрового колодца расположена под уклоном, имеется просадка глубиной 10 х 115 х 113 см;
- у <адрес> – имеется просадка 10 х 310 х 205 см;
- у <адрес> – имеются ямы: 8х53х45, 6х41х39, 6х27х40, 8х71х38см;
4) в нарушение п.6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017:
- остановка «Раздольная» - бортовой камень имеет дефекты и повреждения;
5) в нарушение п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2004:
- <адрес> – отсутствуют пешеходные ограждения;
- остановка <адрес>» - отсутствуют пешеходные ограждения;
6) в нарушение ГОСТ Р 50597-2017 по всей длине <адрес> отсутствуют дорожные ограждения;
7) в нарушение ГОСТ Р 51256:
- <адрес> – отсутствует вертикальная разметка;
- остановка «Раздольная» - отсутствует вертикальная разметка;
8) в нарушение п.п.ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019:
- остановка «<адрес> - разметки у остановки трамвая не имеется, у места высадки пассажиров у остановки трамвая отсутствует асфальтобетонное покрытие;
9) в нарушение п.5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017:
- от <адрес>А до <адрес> – имеется занижение обочины;
- <адрес> – имеется завышение обочины;
10) в нарушение п.7.2.2 ГОСТ Р 52289-2019 – светофорное регулирование с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе на остановке «Раздольная» отсутствует;
11) не приняты меры по устранению указанных дефектов и нарушений.
Названные недостатки зафиксированы в акте от ДД.ММ.ГГГГг., составленном государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по <адрес> Сторожевым В.В., в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГг., составленном помощником прокурора района Немтыревой Л.А. с участием государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по <адрес> Возроженникова Д.В. (л.д.14, 15-16).
Ранее, в отношении департамента городского хозяйства администрации Волгограда, который в соответствии с положением о департаменте, утвержденным решением <адрес> городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № является отраслевым структурным подразделением администрации <адрес> осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере дорожной деятельности, благоустройства, охраны окружающей среды должностными лицами ОГИБДД УМВ России по <адрес> составлялись протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, выдавались предписания от ДД.ММ.ГГГГг.
По результатам проведенной проверки прокуратурой <адрес> инициирован настоящий административный иск.
Из проведенного в ходе рассмотрения настоящего дела повторного осмотра автомобильной дороги по <адрес> (от <адрес>) и составленного по его результатам ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора <адрес> Немтыревой Л.А. совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД по <адрес> Возроженниковым Д.В., представителем администрации Волгограда Бондаренко А.А., представителем ООО «Концессия водоснабжения» Тонких А.В. акта проверки, ранее установленные в акте от ДД.ММ.ГГГГг. нарушения по содержанию автомобильной дороги, были подтверждены (л.д.201-202).
Административным ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих исполнение обязательств по надлежащему содержанию автомобильной дороги местного значения по <адрес> (в границах от ул.им.<адрес>), поддержанию её состояния, оборудования соответствующими знаками, светофорными объектами, разметкой, в соответствии с требованиями действующих ГОСТ.
Таким образом, поскольку со стороны органа местного самоуправления имеется нарушение требований федерального законодательства, а также Устава города-героя <адрес> исполнении обязанности по решению вопросов местного значения, а именно по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании и эксплуатации дороги местного значения о <адрес> (в границах от ул.им<адрес>), заявленные прокурором требования о признании незаконным бездействия администрации <адрес>, являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей Волгограда на безопасные условия дорожного движения.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями должны содержаться указание на признание оспоренных действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Исходя из изложенного, а также принимая во внимание выявленные недостатки в эксплуатационном состоянии дороги, являющейся предметом рассмотрения в рамках настоящего административного дела, установленные актами проверки, в целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц на безопасные условия дорожного движения, суд считает необходимым возложить на администрацию Волгограда:
- устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и привести дорожное покрытие проезжей части автомобильной дороги в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно: организовать проведение ремонта дорожного полотна автомобильной дороги по <адрес> (в границах от <адрес>) (идентификационный № ОП МГ Н 011).
- в соответствии с требованиями п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», организовать проведение работ по установке дорожных знаков на автомобильной дороге по <адрес> (идентификационный № ОП МГ Н 011): в районе <адрес> - знак 2.1 «Главная дорога», знак 1.5 «Пересечение с трамвайной линией», знак 5.17 «Место остановки трамвая»; у остановки «Завод Ахтуба»– знак 5.20 «Искусственная неровность»; в районе <адрес> - знак 5.20 «Искусственна неровность; в районе дома №90 по <адрес> – знак 5.17 «Место остановки трамвая»; у <адрес>» по <адрес> - знак 5.17 «Место остановки трамвая», знак 5.16 «Место остановки автобуса»;
- в соответствии с требованиями п.п. 4.1.1, 4.1.3, 4.1.5 ГОСТ Р 52605-2006 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические правила применения», организовать работы по установке искусственных неровностей на автомобильной дороге по <адрес> (идентификационный № ОП МГ Н 011) – у остановки «Завод Ахтуба», в районе домов № и № по <адрес>;
- в соответствии с требованиями п.п.9.3.5.1, 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», организовать проведение работ по устранению просадки крышки люка смотрового колодца в районе <адрес> на автомобильной дороге по <адрес> (идентификационный № ОП МГ Н 011);
- в соответствии с требованиями п.6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» организовать проведение работ по восстановлению целостности бортового камня у остановки «Раздольная» на автомобильной дороге по <адрес> (идентификационный № ОП МГ Н 011);
- в соответствии с требованиями п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», организовать проведение работ по установке удерживающих пешеходных ограждений у остановки «Раздольная», в районе <адрес> на автомобильной дороге по <адрес> (идентификационный № ОП МГ Н 011);
- в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51256-2018 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования» организовать проведение работ по нанесению вертикальной разметки на остановке «Раздольная», в районе <адрес> на автомобильной дороге по <адрес> (идентификационный № ОП МГ Н 011);
- в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», организовать проведение работ по нанесению горизонтальной разметки 1.17.2 у остановки «Раздольная» на автомобильной дороге по <адрес> (идентификационный № ОП МГ Н 011);
- организовать проведение работ в местах, не отделенных от проезжей части бордюром на автомобильной дороге по <адрес> (в границах от <адрес>): от <адрес> до <адрес> – по устранению занижения обочины над проезжей частью, в районе <адрес> – по устранению завышения обочины над проезжей частью;
- в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, в соответствии с требованиями п.7.2.2 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», организовать проведение работ по установке светофорного регулирования с применением вызывной фазы для движения пешеходов на переходном переходе у остановки «Раздольная» автомобильной дороги по <адрес> (в границах от <адрес>) (идентификационный № ОП МГ Н 011).
С учётом того, что для выполнения ремонтных работ по восстановлению дорожного покрытия, устранению дефектов обочины, установки дорожных знаков, искусственных неровностей, устранению просадки крышки люка колодца, установке пешеходных ограждений, нанесению разметки требуется проведение конкурсных процедур, суд считает необходимым установить администрации Волгограда срок для устранения выявленных нарушений – 10 месяцев со дня вступления решения в законную силу, в течение которого административный ответчик сможет в полном объеме исполнить решение суда.
Для организации работ по установке светофорного регулирования с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе, суд считает необходимым установить административному ответчику меньший срок – 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, поскольку отсутствие соответствующего светофорного регулирования у места посадки – высадки пассажиров на остановке общественного транспорта «Раздольная» создает угрозу жизни и безопасности пешеходов.
При этом суд не находит оснований для предоставления иного срока исполнения судебного акта, поскольку установленный судом срок отвечает требованиям разумности. Установление более длительного срока, в том числе, указанного в возражениях стороны административного ответчика, будет затягивать исполнения решения суда, и может повлечь нарушение охраняемых законом прав неопределенного круга лиц – пользователей дороги общего пользования местного значения, в чьих интересах были заявлены требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в непринятии мер по приведению автомобильной дороги по <адрес> (от ул.<адрес>) (идентификационный № №), в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 52605-2006, ГОСТ Р 51256-2018.
Обязать администрацию <адрес> в течение 10 месяцев с момента
вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и привести дорожное покрытие проезжей части автомобильной дороги в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно: организовать проведение ремонта дорожного полотна автомобильной дороги по <адрес> (в границах от ул<адрес>) (идентификационный № ОП МГ Н 011).
Обязать администрацию <адрес> в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, в соответствии с требованиями п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», организовать проведение работ по установке дорожных знаков на автомобильной дороге по <адрес> (идентификационный № ОП МГ Н 011): в районе <адрес> - знак 2.1 «Главная дорога», знак 1.5 «Пересечение с трамвайной линией», знак 5.17 «Место остановки трамвая»; у остановки «Завод Ахтуба»– знак 5.20 «Искусственная неровность»; в районе <адрес> - знак 5.20 «Искусственна неровность; в районе дома №90 по <адрес> – знак 5.17 «Место остановки трамвая»; у остановки «Раздольная» по <адрес> - знак 5.17 «Место остановки трамвая», знак 5.16 «Место остановки автобуса».
Обязать администрацию <адрес> в течение 1О месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, в соответствии с требованиями п.п. 4.1.1, 4.1.3, 4.1.5 ГОСТ Р 52605-2006 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические правила применения», организовать работы по установке искусственных неровностей на автомобильной дороге по <адрес> (идентификационный № ОП МГ Н 011) – у остановки <адрес>», в районе домов № и № по <адрес>.
Обязать администрацию <адрес> в течение 1О месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, в соответствии с требованиями п.п.9.3.5.1, 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», организовать проведение работ по устранению просадки крышки люка смотрового колодца в районе <адрес> на автомобильной дороге по <адрес> (идентификационный № ОП МГ Н 011).
Обязать администрацию <адрес> в течение 1О месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, в соответствии с требованиями п.6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» организовать проведение работ по восстановлению целостности бортового камня у остановки «Раздольная» на автомобильной дороге по <адрес> (идентификационный № ОП МГ Н 011).
Обязать администрацию <адрес> в течение 1О месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, в соответствии с требованиями п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», организовать проведение работ по установке удерживающих пешеходных ограждений у остановки «Раздольная», в районе <адрес> на автомобильной дороге по <адрес> (идентификационный № ОП МГ Н 011).
Обязать администрацию <адрес> в течение 1О месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51256-2018 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования» организовать проведение работ по нанесению вертикальной разметки на остановке <адрес>», в районе <адрес> на автомобильной дороге по <адрес> (идентификационный № ОП МГ Н 011).
Обязать администрацию <адрес> в течение 1О месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», организовать проведение работ по нанесению горизонтальной разметки 1.17.2 у остановки <адрес>» на автомобильной дороге по <адрес> (идентификационный № ОП МГ Н 011).
Обязать администрацию <адрес> в течение 1О месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ в местах, не отделенных от проезжей части бордюром на автомобильной дороге по <адрес> (в границах от ул<адрес>): от <адрес> до <адрес> – по устранению занижения обочины над проезжей частью, в районе <адрес> – по устранению завышения обочины над проезжей частью.
Обязать администрацию <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, в соответствии с требованиями п.7.2.2 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», организовать проведение работ по установке светофорного регулирования с применением вызывной фазы для движения пешеходов на переходном переходе у остановки «Раздольная» автомобильной дороги по <адрес> (в границах от ул.им.<адрес>) (идентификационный № ОП МГ Н 011).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Справка: решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.В. Гринченко