Дело № 2-475/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2018 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Данилина Е.М.,
при секретаре судебного заседания Ивановой О.С.
с участием представителя истца Портнова И.Т.,
представителя ответчика Трифоновой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеевой Ольги Африкановны к Администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Сергеева О.А. обратилась в суд с иском к Администрации Ленинского района г. Чебоксары с требованием, с учетом уточнения, о признании незаконным отказа от дата ----- в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложить на администрацию Ленинского района г. Чебоксары обязанность поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «член семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной Войны» с даты и времени предоставления в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на такой учет и учетных документов.
Исковое заявление, со ссылкой на положения ст. 21 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Закона ЧР от 14.12.2015 №80, а также Указ Президента РФ от 07.05.2008 № 714, мотивировано тем, что Истица дата, является вдовой участника Великой Отечественной войны и ветераном Великой Отечественной воны. С дата зарегистрирована и проживает по месту жительства в адрес, общей площадью ------ кв.м. Данная комната принадлежит Зайковой И.А. По праву собственности или договору найма жилых помещений она не имеет. В данной комнате она проживает согласно договору аренды.
Истица обратилась в администрации Ленинского района г. Чебоксары с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договоур социального найма как вдову ветерана ВОВ в соответствии со ст. 21 ФЗ от дата № 35-ФЗ «О ветеранах». Однако, в такой постановке ей было отказано. Отказ мотивирован тем, что фактически по адресу: адрес она не проживает. Однако, это существенно нарушает ее права. Ссылаясь на изложенные обстоятельства,
В судебном заседании представитель истца Портнов И.Т. иск поддержал в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
Представителя ответчика Трифонова Т.Г. иск не признала, пояснив, что Истица для постановки на учет представила доказательства ее проживания по адресу: адрес, а именно договор аренды с Зайковой И.А., начиная с ------ года, но сама Зайкова И.А. стало единоличным собственником указанного объекта недвижимости с дата года, соответственно до этого времени договор аренды должен быть ничтожным. Кроме того, администрация неоднократно выходила по указанному адресу и путем опроса соседей было установлено, что она там не проживает.
Третье лицо Зайкова И.А., представитель третьего лица Минтруда ЧР не явились, представив заявления о рассмотрении дел без их участия.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу части третьей статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от дата № 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Указанные лицам предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до дата, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после дата, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу ст. 23.2 данного Закона российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до дата, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 (ред. от 09.01.2010) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии со ст. 1 Закон ЧР от дата -----
"О форме предоставления в Чувашской Республике меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определена в Чувашской Республике форма предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона от дата N 5-ФЗ "О ветеранах" и статье 17 Федерального закона от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до дата, и граждан, указанных в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от дата N 5-ФЗ "О ветеранах", нуждающихся в улучшении жилищных условий, - предоставление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений.
Постановление Кабинета Министров ЧР от дата ----- утвержден Порядок предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее – Порядок).
В силу п. 2.1 Порядка Министерством труда и социальной защиты Чувашской Республики формируется сводный список граждан - получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Частью 2 ст. 51 ЖК РФ установлено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно п. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В г. Чебоксары учетная норма установлена в размере 14,5 кв.м.
В ходе разбирательства дела установлено, что Сергеева О.А., дата г.р., является ветераном Великой Отечественной Войны, а также вдовой ветерана Великой Отечественной Войны, о чем выданы удостоверения.
Сергеева О.А. с дата зарегистрирована по месту жительства по адресу: адрес, что следует из выписки из лицевого счета -----. Вышеуказанная квартира на праве собственности принадлежит Зайковой И.А., с которой у Истца заключен договор аренды указанного жилого помещения.
Помещений на праве собственности у Истца не имеется, за последние пять лет действий, направленных на ухудшение жилищных условий Истца не установлено.
дата Истец обратилась в администрацию Ленинского района г. Чебоксары с заявлением о постановке на учет иных категорий граждан «Ветераны Великой Отечественной войны и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны», нуждающихся в жилых помещениях и имеющих на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом т 12.01.1995 № 5-ФЗ «О Ветеранах».
адрес было отказано в постановке Сергеевой О.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в связи с тем, что фактически Сергеева О.А. в адрес не проживает, решением жилищной комиссии от дата на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, ей было отказано в постановке на такой учет, о чем дата было направлено письмо.
В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда основывается на исследованных в судебном заседании доказательствах.
Ответчиком приводятся доводы о том, что администрация неоднократно выходила по указанному адресу и путем опроса соседей было установлено, что она там не проживает.
В подтверждение указанных обстоятельств Ответчиком представлены акты от дата и дата, содержащие сведения об опросе соседей.
Вместе с тем, указанные акты подтверждают факты выхода представителей Ответчика по адресам, но изложенные в них сведения об объяснениях соседей не являются доказательства, отвечающими требованиям ст. 55, 60, 69 ГПК РФ.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО5 показал, что проживает по адресу: адрес, с ------ года и знает Истца. Он Истца долгое время не видел, наблюдал лишь последние семь дней.
Вместе с тем, ФИО5 показал, что в силу своей работы он мало находился дома, в период с мая по дата года находился на стационарной лечении. На пенсии он с дата. В силу свое работы он уезжал на вахту на ------ месяца, дома находился дней по ------
Таким образом, Ответчиком не представлено доказательств, однозначно опровергающих доводы Истца о проживании по месту ее регистрации в адрес.
Напротив, из показаний свидетелей ФИО6, ФИО7 следует, что они являются соседками Истицы по адрес, которая проживает там уже ------. Они часто видятся с ней около дома, в подъезде, в церковь вместе ходят.
Также Истцом представлены сведения о доставке ее приемный покой БУ «Центральная городская больница» с адреса: адрес
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, не представляется возможным сделать вывод несоответствии указанного Истцом адреса ее регистрации по месту жительства ее фактическому адресу.
Поскольку указанное основание явилось единственным основанием для отказа в постановке на учет, данные отказ является незаконным.
Доводы Ответчика о том, что договор аренды с Зайковой И.А. дата года является недействительным, значения не имеют, поскольку: во-первых, значение имеет факт проживания на момент обращения в администрацию, т.е. дата года, во-вторых, договор аренды никем из заинтересованных лиц в установленном порядке не оспорен. И, кроме того, само по себе возможное ненадлежащее оформление договора не исключает факт проживания в предоставленном помещении.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата ----- в постановке Сергеевой Ольги Африкановны на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Возложить на администрацию Ленинского района г. Чебоксары обязанность поставить Сергееву Ольгу Африкановну на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категорий граждан «Ветераны Великой Отечественной войны и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны» с дата.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Председательствующий судья Е.М. Данилин