Дело № 2а-1593/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кирово-Чепецк 30 июля 2019г.
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области
в составе председательствующего судьи Тимкиной Л.А.,
при секретаре судебного заседания Копытовой Е.А.,
с участием заместителя Кирово-Чепецкого городского прокурора Хлебниковой Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кирово-Чепецкого городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Кирово-Чепецкий городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование административного иска указано, что в ходе проверки при использовании доступа к сети Интернет, осуществленного с персонального компьютера, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что на странице по адресу: *** размещена информация, оправдывающая противоправное поведение, распространяющая в молодежной среде субкультуру, ориентированную на внедрение в повседневную жизнь стиля общения и «законов» криминального мира (АУЕ – арестантское уркаганское единство). При просмотре содержания информации установлено, что она имеет открытый для всех пользователей доступ. В указанной информации демонстрируется аббревиатура «воровской» жизни, распространяющая в молодежной среде субкультуру, ориентированную на внедрение в повседневную жизнь стиля общения и «законов» криминального мира (АУЕ - арестантское уркаганское единство), побуждающая интерес несовершеннолетних к криминальному поведению, призывающие к применению насилия, оскорблению в отношении сотрудников полиции.
Со ссылкой на ст. 39 КАС РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» Кирово-Чепецкий городской прокурор просит суд признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на электронной странице ***, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании административный истец - заместитель Кирово-Чепецкого городского прокурора ФИО2 поддержала заявленные требования.
Представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, дело просил рассмотреть в отсутствие представителя истца.
Суд, заслушав административного истца, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, и интересов Российской Федерации.
В силу п.9 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Согласно пунктов 3, 5, 6 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань.
Положениями ч. 1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ) установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ч. 6 ст. 10 Закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Ст.318 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) установлена уголовная ответственность за применение насилия в отношении представителя власти. Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Ст.319 УК РФ установлена уголовная ответственность за оскорбление представителя власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Ст.9 Закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 15.1 Закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Реестр).
В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения страниц сайта в реестр является, в том числе, решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети "Интернет": информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц, а также вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При этом порядок ограничения доступа к информации, предусмотренной ст. 15.3 Закона применен быть не может, поскольку в рассматриваемом случае на страницах сайта отсутствуют прямые призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Указанное исключает возможность направления требования о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию без разрешения суда по данному вопросу, то есть без внесения решения суда о признании информации запрещенной к распространению.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
В судебном заседании установлено, что Кирово-Чепецкой городской прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, побуждающей интерес к криминальному поведению было установлено, что при использовании доступа к сети Интернет, осуществленного с персонального компьютера, расположенного по адресу: <адрес> на странице по адресу: *** размещена информация, оправдывающая противоправное поведение, распространяющая в молодежной среде субкультуру, ориентированную на внедрение в повседневную жизнь стиля общения и «законов» криминального мира (АУЕ – арестантское уркаганское единство). При просмотре содержания информации установлено, что она имеет открытый для всех пользователей доступ. В информации демонстрируется аббревиатура «воровской» жизни, распространяющая в молодежной среде субкультуру, ориентированную на внедрение в повседневную жизнь стиля общения и «законов» криминального мира (АУЕ – арестантское уркаганское единство), побуждающая интерес несовершеннолетних к криминальному поведению, призывающие к применению насилия, оскорблению в отношении сотрудников полиции.
Данные обстоятельства подтверждаются справкой о проверке исполнения законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, побуждающей интерес к криминальному поведению от <дата>, скриншотом с изображением электронной страницы по адресу: ***.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения.
Учитывая, что информация, указанная на странице по адресу: ***, а также ее специфика не соответствуют требованиям Федерального закона от <дата> № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а именно в дано случае имеется информация, обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань и является незаконной, нарушающей права и интересы неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу, что предоставление возможности доступа к указанной информации с использованием сети «Интернет» фактически является распространением запрещенной информации, что является нарушением требований законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, побуждающей интерес к криминальному поведению.
Поскольку законодательством предусмотрена возможность ограничения информации через сеть «Интернет» в том числе путем признания ее судом запрещенной к распространению на территории РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований Кирово-Чепецкого городского прокурора в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Кирово-Чепецкого городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на электронной странице по адресу: ***, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Настоящее решение является основанием для включения указателя электронной страницы по адресу: *** в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд <адрес>.
Председательствующий Тимкина Л.А.