Дело № № ******
УИД № № ******
РЕШЕНИЕ
«09» июля 2019 года г. Екатеринбург
Судья Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Стоянов Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ОАО АК «Уральские авиалинии» Пестовой И.А. на постановление № 66/12-128-19-И заместителя начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Свердловской области Илюнина Н.В. от 22.04.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества Авиакомпания «Уральские авиалинии»,
установил:
Постановлением должностного лица от 22.04.2019 ОАО АК «Уральские авиалинии» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 110000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
В жалобе защитник ОАО АК «Уральские авиалинии» Пестова И.А. просит об отмене постановления о назначении административного наказания и прекращении производства по делу об административном правонарушении. В обоснование жалобы защитник пояснила, что при производстве по делу должностным лицом допущены существенные процессуальные нарушения, поскольку юридическое лицо не было надлежащим образом извещено о составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела.
В судебном заседании защитник ОАО АК «Уральские авиалинии» Камисова И.Р. поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям, пояснив, что представленные должностным лицом в материалы дела сведения об отправке посредством электронной почты извещений о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения дела не подтверждают получение этих извещений ОАО АК «Уральские авиалинии». Кроме того, ОАО АК «Уральские авиалинии» имеет только один официальный адрес электронной почты: company@u6.ru, сведения о котором указаны в реквизитах юридического лица на всех фирменных бланках документов, а также официальном сайте. Просила отменить постановление должностного лица и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Должностное лицо Илюнин Н.В. в судебном заседании пояснил, что уведомление составлении протокола об административном правонарушении, копия протокола об административном правонарушении и уведомление о рассмотрении дела направлялись по двум адресам электронной почты ОАО АК «Уральские авиалинии», имевшимся в распоряжении Государственной инспекции труда в Свердловской области, а именно: info@uralairlines.ru и law.dep@ uralairlines.ru, поскольку юридическое лицо по указанным адресам электронной почту получало сообщения в 2016-2017 годах. Вместе с тем, сведений, подтверждающих принадлежность указанных адресов электронной почты ОАО АК «Уральские авиалинии» и их актуальность на момент проведения проверки и производства по делу об административном правонарушении, представить в материалы дела не может. Просил отказать в удостоверении жалобы.
Выслушав объяснения, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к выводу о необходимости отмены постановления должностного лица по следующим основаниям.
Задачами производства по делу об административном правонарушении, в силу ст. 24.1 КоАП РФ, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. В случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Данная норма права по своей правовой природе призвана обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении, а также предоставление лицу возможности реализовать право на защиту.
В силу п. п. 2, 4 ч. 4 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Частью 1 ст. 25.15 КоАП РФ предусмотрено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Как следует из материалов дела, 14.01.2019 должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении, 22.04.2019 рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении ОАО АК «Уральские авиалинии» в отсутствие законного представителя либо защитника юридического лица.
Согласно пояснениям должностного лица и представленным в материалы дела доказательствам, извещения о составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, а также копия протокола об административном правонарушении направлялись посредством электронной почты.
Вместе с тем, представленные должностным лицом сведения об отправке извещений посредством электронной почты не содержат доказательств их получения юридическим лицом, поскольку свидетельствуют только о направлении таких извещений без фиксации факта их получения в нарушение требований ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ.
Кроме того, должностным лицом в материалы дела не представлено совокупности относимых, допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих принадлежность адресов электронной почты info@uralairlines.ru и law.dep@ uralairlines.ru ОАО АК «Уральские авиалинии», принимая во внимание то обстоятельство, что на официальном сайте ОАО АК «Уральские авиалинии» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» указан адрес электронной почты company@u6.ru, также сведения об этом адресе электронной почты содержатся в доверенности представителя ОАО АК «Уральские авиалинии» Синельникова С.Н. (№ 174 от 14.12.2018), участвовавшего при проведении проверки и получившего копию акта проверки.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие сведений о надлежащем извещении законного представителя юридического лица.
Указанные нарушения процессуальных требований КоАП РФ являются существенными, влекущими безусловную отмену постановления о назначении наказания в связи с нарушением права на защиту. Ненадлежащее извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении являлось основанием к возвращению протокола об административном правонарушении на стадии подготовки к рассмотрению дела, однако, на стадии пересмотра не вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания такая возможность утрачена и восполнена быть не может.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых принято постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление № 66/12-128-19-И заместителя начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Свердловской области Илюнина Н.В. от 22.04.2019 – отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества Авиакомпания «Уральские авиалинии» – прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти суток со дня получения или вручения его копии путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Стоянов Р.В.