59RS0004-01-2024-004690-87
Дело № 12-1665/2024
Р Е Ш Е Н И Е
18 июня 2024 года г. Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Порошин О.В.,
с участием представителей Управления Роскомнадзора по Пермскому краю Нефедова М.В. и Лядова Д.В.,
рассмотрев жалобу Кондакова ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <Адрес>, гражданина РФ, военнообязанного, с высшим образованием, состоящего в браке, <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного и проживающего по адресу: <Адрес> <Адрес>, работающего заместителем начальника управления, начальника отдела пожарного мониторинга ГКУ ПК «УГПС Пермского края», на постановление № ПО-59/04/288 старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Врио руководителя Управления Роскомнадзора по Пермскому краю Ловыгина А.В. от 08.05.2024 в отношении Кондакова С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 13.4 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением № ПО-59/04/288 старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Врио руководителя Управления Роскомнадзора по Пермскому краю Ловыгина А.В. от 08.05.2024, Кондаков С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.13.4 КоАП РФ, в связи с тем, что 16.04.2024 в период с 11:21 до 11:29 часов заместитель начальника управления, начальник отдела пожарного мониторинга ГКУ ПК «УГПС Пермского края» Кондаков С.А. допустил использование радиоэлектронного средства системы охранной сигнализации, установленного по адресу: <Адрес> <данные изъяты>, с несоблюдением требований п. 1.1 Условий использования радиочастот или радиочастотных каналов Разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов №-рчс-23-0020 от ДД.ММ.ГГГГ в части несоответствия разрешенной частоты передачи (разрешенная частота передачи – 469,775 МГц; измеренная частота передачи – 444,550 МГц), чем нарушил требования ст. 24 Федерального закона от 07.07.2003 № 126 ФЗ «О связи». Должностному лицу Кондакову С.А. назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей.
Кондаков С.А. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, просит его отменить как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить, поскольку ГКУ ПК «УГПС Пермского края» не является собственником и пользователем оборудования, передающего сигнал на частоте 444,5 МГц в пожарную часть по адресу: Пермский край, г.Чусовой, ул.Ударника, 32. В соответствии с протоколом № 6 от 29.06.2021 заседания Совета глав муниципальных районов, муниципальных и городских округов при губернаторе Пермского края руководители муниципальных объектов защиты, начиная с 2021 должны были предпринять меры по обеспечению перевода собственного оборудования на работу в диапазоне 469-470 МГц, однако бездействовали. Прекратить прием сигналов о возникновении пожаров ГКУ ПК «УГПС Пермского края» не вправе, так как это приведет не только к массовому нарушению требований о пожарной безопасности руководителями объектов защиты класса функциональной пожарной опасности Ф1.1., Ф1.2., Ф4.1., Ф4.2., но и к реальной угрозе несвоевременного реагирования на возникновение пожара, гибели и травмирования людей, нанесения крупного ущерба от воздействия опасных факторов пожара в социально значимых учреждениях здравоохранения и образования с массовым пребыванием людей на территории всего Пермского края, так как на данный момент более 3000 объектов защиты оснащены оборудованием, передающим сигнал на частоте 444,5 МГц. Большинство указанных объектов – это общеобразовательные школы, детские сады, медицинские учреждения (в том числе стационары с пациентами, лишенными возможности самостоятельного передвижения). Таким образом, не отключая оборудование, принимающее сигналы о пожаре на радиочастоте 444,5 МГц, региональный оператор действует в условиях крайней необходимости, для устранения опасности, непосредственно угрожающей охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не может быть устранена иными средствами. Причиненный вред или возможность причинения вреда отсутствуют. Частота 444,5 МГц для системы пожарного мониторинга используется на территории Пермского края с 2014 года, ее использование не могло повлечь негативных последствий для безопасности граждан.
Согласно письма № 11/22/1539 Врио командующего войсками Центрального военного округа Теплинского М. от 10.11.2020 в адрес Губернатора Пермского края, решением первого заместителя Министра обороны РФ от 29.11.2010 № 205/307/1979 для применения подразделениями МЧС России системы ПАК «Стрелец-Мониторинг» выделен частотный ресурс в полосе радиочастот 469,7 – 470 МГц. Для реализации указанного решения штабом Центрального военного округа выдано разрешение на право использования радиочастот от 01.07.2016 № 64-2016 для подразделений МЧС России, в том числе на территории Пермского края. В целях сохранения жизни и здоровья людей считает возможным продление срока использования номиналов радиочастот 444,55 МГц и 469,9 МГц для системы ПАК «Стрелец-Мониторинг» на территории Пермского края до 01.05.2021. Дальнейшее использование указанных номиналов радиочастот не представляется возможным.
В судебное заседание Кондаков С.А. и его защитник Аристова Е.А. не явились, извещены о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не ходатайствовали об отложении рассмотрения жалобы.
Представители ГКУ ПК «УГПС Пермского края» Нефедов М.В. и Лядов Д.В. возражали против удовлетворения жалобы, мотивируя тем, что радиочастота 444,55 МГц соответствующим разрешением Министерства обороны никогда не выделялась для МЧС и организации сети ПАК «Стрелец-мониторинг». В 2020 году в Управлении Роскомнадзора по Пермскому краю, Кондакову С.А. разъяснили о необходимости получить разрешение на использование радиочастоты 444,55 МГц, поскольку запрета на получение разрешения этой частоты нет, чтобы не строить вторую опорную сеть, закупать оборудование для использования радиочастоты 469,775 МГц. Управление Роскомнадзора по Пермскому краю не выносило никаких предписаний о немедленном прекращении деятельности системы дублирования сигналов о пожаре. Протокол об административном правонарушении составлен по факту выявления нарушения условий использования радиочастот, а не по результатам контрольно-надзорного мероприятия или внеплановой проверки, не выдавали предписаний, обязательных для исполнения. Представление было внесено о необходимости принять меры для устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Приказом № 1173 МЧС России предусмотрены альтернативные варианты сети связи, в том числе с использованием GSM-каналов, кабельных линий связи при наличии на территории муниципального образования.
В отзыве руководителя Управления Роскомнадзора по Пермскому краю ФИО12. на жалобу Кондакова С.А. указано, что 18.04.2024 по результатам проведения внепланового мероприятия по радиоконтролю из Управления
по Пермскому краю филиала ФГУП «Главный радиочастотный центр» в
Приволжском федеральном округе (далее - Управление РЧЦ) в Управление Роскомнадзора по <Адрес> поступил акт мероприятия по радиоконтролю от ДД.ММ.ГГГГ № с протоколом измерений технических параметров излучений РЭС от ДД.ММ.ГГГГ № (вх. от ДД.ММ.ГГГГ №). Протоколом измерений технических <данные изъяты>, и используемого с нарушением условий использования радиочастот или радиочастотных каналов. В соответствии с разрешением на использование радиочастот или радиочастотных каналов от ДД.ММ.ГГГГ №-рчс-23-0020 (далее - Разрешение) ГКУ ПК «УГПС ПК» имеет право на использование радиочастоты 469,775 МГц. Условиями использования радиочастот или радиочастотных каналов, в том числе, определены места установки РЭС, а именно п. 31 частотно-территориального плана Разрешения определено место установки БС-13-РТР - <Адрес>, вышка РТПЦ (географические координаты 58°19"29" с.ш., 57°50"09" в.д.). Согласно ч. 5 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 126-ФЗ «О связи» средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Использование без регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации в соответствии с
настоящей статьей, не допускается. Порядок регистрации РЭС определен постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств» (далее - Постановление №). Согласно п. 7 Постановления № регистрация радиоэлектронных средств
и высокочастотных устройств осуществляется по заявлению владельца радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или пользователя радиоэлектронного средства. Согласно п. 2 Постановления № под владельцем радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств понимается лицо, у которого эти средства или устройства находятся в собственности, на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления либо на ином законном основании (аренда, безвозмездное пользование). РЭС системы охранной сигнализации, установленное по адресу: <Адрес>. АМС, было зарегистрировано ГКУ ПК «УГПС ПК» 06.10.2023 путем направления соответствующего заявления о регистрации РЭС посредством системы электронного взаимодействия «Портал заявителей», размещенной на официальном сайте Роскомнадзора. Следовательно, подав заявление о регистрации РЭС системы охранной сигнализации, пожарная часть, фактически признало себя владельцем данного радиоэлектронного средства. Кондаков С.А. принимал непосредственное участие при подготовке и направлении заявления о регистрации РЭС системы охранной сигнализации, установленное по адресу: <Адрес>, АМС, о чем свидетельствует скриншот заявления о регистрации РЭС (исх. от 27.09.2023 № 1310-1-9, вх. от 06.10.2023 № 10932/59) из Единой информационной системы Роскомнадзора в котором Кондаков С.А., указан в качестве контактного лица владельца РЭС.
В результате проведения радиоконтроля излучений на радиочастоте 469,775 МГц не зафиксировано, что подтверждается показаниями специальных технических средств. В ходе составления протокола об административном правонарушении, а также при рассмотрении материалов административного производства вопрос принадлежности данного радиоэлектронного средства Кондаковым С.А. не оспаривался, возражения не заявлялись.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи) регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства и обеспечивается в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ посредством проведения экономических, организационных и технических мероприятий, связанных с конверсией радиочастотного спектра и направленных на ускорение внедрения перспективных технологий, обеспечение эффективного использования радиочастотного спектра в социальной сфере и экономике, а также для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о связи право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и (или) присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов.
Использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения не допускается, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств гражданского назначения осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи на основании заявлений граждан Российской Федерации или заявлений российских юридических лиц с учетом результатов проводимой радиочастотной службой экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами (экспертиза электромагнитной совместимости).
Таким образом, упомянутое в жалобе Кондакова С.А. письмо объединенного стратегического командования Центрального военного округа Министерства обороны России от 10.11.2020 № 10/22-1539, направленное в адрес Губернатора Пермского края не может являться достаточным основанием для использования радиочастоты 444,550 МГц на территории Пермского края. Исходя из письма объединенного стратегического командования Центрального военного округа Министерства обороны России от 21.05.2021 № 11/22-810 в адрес Губернатора Пермского края, факт невозможности использования данной радиочастоты без получения соответствующего разрешения стал известен еще в 2021 году.
Условиями Решения Государственной комиссии по радиочастотам (далее - ГКРЧ) от 13.10.2014 № 13-27-04, прямо определена необходимость получения разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов. Однако, ГКУ ПК «УГПС ПК» в 2023 году направило в Роскомнадзор документы на получение разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов для использования номинала 469,775 МГц, вместо 444,550 МГц. Согласно постановлению Правительства Пермского края от 28.03.2023 № 138-п «Об утверждении порядка организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны на территории Пермского края» (далее - Постановление № 138-п) ГКУ ПК «УГПС ПК» является региональным оператором, обеспечивающим прием, диспетчеризацию и контроль прохождения дублирующего сигнала о пожаре. В соответствии п. 2.3 Постановления № 138-п для подключения к оборудованию системы передачи извещений, находящемуся в управлении регионального оператора, руководители государственных и муниципальных объектов защиты направляют региональному оператору заявление по установленной форме.
Региональный оператор рассматривает заявление и по результатам рассмотрения принимает решение о подключении объекта защиты либо об отказе в подключении. Согласно п. 1.5 постановления Правительства Пермского края от 28.03.2023 № 138-п при дублировании сигнала о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны должна быть обеспечена совместимость прибора объектового оконечного и прибора пультового оконечного. Таким образом, объекты защиты при подключении к оборудованию системы передачи извещений фактически полностью зависят от решений принимаемых ГКУ ПК «УГПС ПК».
При этом, ГКУ ПК «УГПС ПК», обладая информацией о том, что более 3000 объектов защиты длительное время используют для передачи дублирующего сигнала радиочастоту 444,550 МГц и используют оборудование, не предусматривающее перенастройку на другие радиочастоты, принято решение о получении разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов для организации дублирования сигналов о возникновении пожара на радиочастоте 469, 775 МГц.
Должностной инструкцией заместителя начальника управления, начальника отдела пожарного мониторинга ГКУ ПК «УГПС ПК» определены должностные обязанности, согласно которым Кондаков С.А. отвечает:
- за организацию работы по обеспечению деятельности ГКУ ПК «УГПС ПК», в том числе за работу системы пожарного мониторинга в Пермском крае (пункт 1 глава 2 должностной инструкции);
- за организацию работы по решению спорных вопросов, возникающих в деятельности ГКУ ПК «УГПС ПК», в том числе в работе системы пожарного мониторинга (пункт 14 глава 2 должностной инструкции).
Считают, что оснований для применения ст.ст. 2.7, 2.9 КоАП РФ, не имеется.
Согласно решения Пермского районного суда Пермского края по делу № 2а-1127/2024 от 14.05.2024 признаны незаконными действия ГКУ ПК «Управление государственной противопожарной службы Пермского края» по приему дублирующего сигнала о возникновении пожара от зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2, с использованием ПАК «Стрелец-Мониторинг» на радиочастоте 444,5 МГц с возложением на указанное Учреждение обязанности прекратить использование ПАК «Стрелец-Мониторинг» на радиочастоте 444,5 МГц по приему дублирующего сигнала о возникновении пожара от зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с 01.06.2025.
Оценив доводы заявителя, выслушав участников судебного заседания, исследовав представленные материалы об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Часть 3 статьи 13.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение условий использования радиочастотного спектра, установленных решением о выделении полосы радиочастот и (или) разрешением на использование радиочастот или радиочастотных каналов (в том числе нарушение срока регистрации радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства), нарушение правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение норм или параметров радиоизлучения, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей.
Пунктом 4 статьи 22 и пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 07.07.2003 № 126 ФЗ «О связи» установлен разрешительный порядок доступа пользователей к радиочастотному спектру. Использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения не допускается, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 07.07.2003 №126 ФЗ «О связи» в полосах радиочастот категории преимущественного пользования радиоэлектронными средствами, используемыми для нужд государственного управления, выделение полос радиочастот для радиоэлектронных средств, обеспечивающих органы государственной власти, оборону страны, безопасность государства и обеспечение правопорядка, осуществляется в РФ федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны и федеральным органом исполнительной власти в области обороны. Выделение полос радиочастот осуществляется на десять лет или на меньший заявленный срок. По обращению пользователя радиочастотным спектром этот срок может быть увеличен или уменьшен по решению органов, выделивших полосу радиочастот.
Согласно п. 2 Правил осуществления радиоконтроля в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 № 175, контроль за излучениями радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств является составной частью государственного управления использованием радиочастотного спектра и международно-правовой защиты присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов и представляет собой комплекс организационных и технических мероприятий, осуществляемых путем измерений и инструментальных оценок параметров излучений радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств. Результаты мероприятий по радиоконтролю оформляются в письменном виде с приложением протоколов результатов измерений технических параметров излучений радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (п. 5).
В силу п. 1 Положения о радиочастотной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.05.2014 № 434, радиоконтроль на территории РФ осуществляет специально уполномоченная служба по обеспечению регулирования использования радиочастот и радиоэлектронных средств при Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - радиочастотная служба.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, Кондаков С.А. являясь должностным лицом - заместитель начальника управления, начальника отдела пожарного мониторинга ГКУ ПК «УГПС Пермского края», допустил использование радиоэлектронного средства системы охранной сигнализации по адресу: <Адрес>, на радиочастоте 444,550 МГц, с несоблюдением требований п. 1.1 Условий использования радиочастот или радиочастотных каналов Разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов № 450-рчс-23-0020 от 23.08.2023 в части несоответствия разрешенной частоты передачи (разрешенная частота передачи – 469,775 МГц; измеренная частота передачи – 444,550 МГц).
Виновность Кондакова С.А. в совершении указанного административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении № АП-59/04/502 от 25.04.2024; актом мероприятия по радиоконтролю № 59-0746-01 с приложением от 18.04.2024; протоколом измерений технических параметров излучения радиоэлектронных средств № 59-0195-18500-14 от 17.04.2024; разрешением на использование радиочастот или радиочастотных каналов № 450-рчс-23-0020 от 28.03.2023; приказом о переводе работника Кондакова С.А. на другую работу № 408-к от 01.01.2023; должностной инструкцией заместителя начальника, начальника отдела пожарного мониторинга государственного казенного учреждения Пермского края «Управления государственной противопожарной службы Пермского края» от 01.02.2023.
Указанные доказательства соответствуют признакам допустимости, относимости и достоверности. Действия Кондакова С.А. квалифицированы правильно по ч. 3 ст. 13.4 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, принадлежность передающего сигнал в пожарную часть оборудования не имеет юридического значения, поскольку система дублирования сигналов о пожаре с применением ПАК «Стрелец-мониторинг» является беспроводной системой, которая без участия персонала объекта позволяет в автоматическом режиме осуществлять мониторинг показателей, характеризующих состояние безопасности социально значимых и потенциально опасных объектов, а также оповещать население об условий чрезвычайных ситуаций по каналу связи, который не зависит от работы аппаратуры связи общего пользования. Контроль за выполнением обязательств со стороны подрядных организаций в части обеспечения услуг мониторинга и обслуживания обеспечивает заместитель начальника, начальник отдела пожарного мониторинга ГКУ ПК «УГПС Пермского края» (п. 6 Должностной инструкции), он же отвечает за организацию работы по взаимодействию с мониторинговой организацией и организацией, обслуживающей пультовое оборудование и обеспечивающей исправность канала связи между объектом защиты и подразделением пожарной охраны Пермского края (п. 7 Должностной инструкции). В связи с чем, использование радиочастоты объектом защиты и пожарной части находится в ведении и контролируется заместителем начальника, начальником отдела пожарного мониторинга ГКУ ПК «УГПС Пермского края».
Доводы Кондакова С.А. о том, что письмом № 10/22-1539 от 10.11.2020 разрешалось использование частоты 444,5 МГц, не являются основанием для отмены обжалуемого постановления, поскольку указанное письмо относится к иному периоду, который Кондакову А.С. не вменяется. В указанном письме автор прямо указывал о невозможности дальнейшего использования после 01.05.2021 указанных номиналов радиочастот. Решение Государственной комиссии по радиочастотам № 13-27-04 от 13.10.2014 не отменяет общий порядок получения разрешения на использование радиочастоты 444,550 МГц.
Доводы защиты о необходимости применения ст. 2.7 КоАП РФ являются несостоятельными, поскольку использование 16.04.2024 радиоэлектронного средства системы охранной сигнализации, установленного по адресу <Адрес>, АМС, на радиочастоте 444,550 МГц не было обусловлено состоянием крайней необходимости, наличием какой-либо опасности, поскольку пожар во вменяемый период отсутствовал. Радиочастота использовалась для поддержания системы дублирования сигналов о пожаре, которая не была единственным средством для передачи сообщения о возможном пожаре.
Вопреки доводам заявителя Кондакова С.А., в течение длительного времени им не предприняты все предусмотренные законом и необходимые меры для соблюдения требований законодательства при использовании радиоэлектронного средства и частоты передачи. О необходимости получения разрешения на использование радиочастоты 444,550 МГц, Кондакову С.А. было известно с 2020 года, однако надлежащих, своевременных мер для получения разрешения на радиочастоту Кондаков С.А. как должностное лицо, не предпринял. Обжалуемое постановление принято в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 29.10 КоАП РФ, наказание назначено с учетом правил, содержащихся в ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 3 ст.13.4 КоАП РФ.
Оснований для отмены или изменения постановления, в том числе по доводам жалобы, освобождения Кондакова С.А. от административной ответственности, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется. В совершенном административном правонарушении отсутствуют признаки малозначительности, поскольку несанкционированное использование радиочастотного спектра может повлечь вред обороне страны, безопасности государства, обеспечению правопорядка и эффективному использованию радиочастотного спектра в социальной сфере, экономике, а также государственном управлении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление № ПО-59/04/288 старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Врио руководителя Управления Роскомнадзора по Пермскому краю Ловыгина А.В. от 08.05.2024 в отношении Кондакова ФИО13 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 13.4 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Решение в течение 10 суток может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд города Перми.
Судья – О.В.Порошин