Решение по делу № 2а-38/2022 (2а-1507/2021;) от 22.11.2021

Дело 2а-38/2022

УИД 03RS0049-01-2021-002825-90

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 января 2022 года                с. Николо-Березовка РБ

Краснокамский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Гареевой А.У., при секретаре Садриевой Р.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 29 по Республике Башкортостан к Шаймуллиной Ф.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 29 по РБ обратилась в суд с административным иском к Шаймуллиной Ф.Н., в обоснование иска указав, что Шаймуллина Ф.Н. состоит на налоговом учете в МРИ ФНС № 29 по РБ. Шаймуллина Ф.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла деятельность в качестве нотариуса и являлась плательщиком страховых взносов. За Шаймуллиной Ф.Н. числится по обязательным платежам и санкциям на общую сумму 261562, 36 рублей, в том числе налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 256280,18 рублей за налоговый период 2015 год, пени в размере 5282,18 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец просил взыскать с Шаймуллиной Ф.Н. вышеназванные суммы недоимок и санкций.

    Административный истец представитель Межрайонной ИФНС России по РБ на судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, суду направил заявление о рассмотрении дела без его участия, также направил пояснения по иску, согласно которого при подготовке материалов в суд при подаче административного искового заявления при формировании требования от ДД.ММ.ГГГГ и отправке на печать в дате требования произошла опечатка (ДД.ММ.ГГГГ), при формировании требования от ДД.ММ.ГГГГ и отправке на печать в дате требования произошла опечатка (ДД.ММ.ГГГГ), срок исполнения требования истек ДД.ММ.ГГГГ, нарочные реестры передачи заявлений о вынесении судебных приказов мировым судьям за 2017 год уничтожены в связи с истечением срока хранения.

    Административный ответчик Шаймуллина Ф.Н. на судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, суду направила заявление о рассмотрении дела без ее участия, возражения на исковые требования.

На основании ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Исследовав и изучив письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

    В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы предусмотрена п.1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

Возникновение обязанности по уплате налога связывается с наличием объекта налогообложения, одним из которых является доход (пункт 1 статьи 38 НК РФ).

В соответствии со статьей 41 НК РФ, закрепляющей принципы определения доходов, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" названного кодекса.

Согласно ст. 227 НК РФ, исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет. Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со ст. 228 НК РФ нотариусы, занимающиеся частной практикой, исчисление и уплату НДФЛ производят с учетом особенностей, установленных статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 2 пункта 1 статьи 227 названного кодекса). Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225; они обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет. Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В случае появления в течение года у налогоплательщиков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком. Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в пункте 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего Кодекса. Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей. В случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.

Согласно ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса. Лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства. В случае прекращения деятельности, указанной в статье 227 настоящего Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде. Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, порядок представления которых определен настоящим пунктом, производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации.

Судом установлено, что административный ответчик Шаймуллина Ф.Н. осуществляла деятельность в качестве нотариуса в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем была обязана уплачивать установленные законом налоги и сборы.

Шаймуллиной Ф.Н. ДД.ММ.ГГГГ предоставлена налоговая декларация 3-НДФЛ за 2015 г. с суммой к уплате налога 263717 рублей. В нарушение п. 4 ст. 228 НК РФ сумма налога в установленный срок не уплачена.

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе, пеней. Пеней признается установленная статьей 75 Кодекса денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно положениям ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

    Налоговым органом за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ со сроком уплаты начиная с ДД.ММ.ГГГГ ответчику начислены пени на недоимку в сумме 385055 рублей, образовавшуюся за 2013, 2014 годы в размере 5282,18 рублей за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые ответчиком не уплачены, доказательств иного, как того требует ст. 62 КАС РФ, суду не представлено.

    В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Налоговым органом в отношении налогоплательщика, в соответствии со ст. 69 НК РФ, выставлены и направлены в адрес должника требования об уплате налога, пени и штрафа от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом разъяснений административного истца об опечатке в дате указанных требований), указанные требования ответчику направлены, что подтверждается реестрами заказной корреспонденции.

    Согласно статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ).

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Общая сумма налога и пени, подлежащая взысканию с административного истца превысила 3000 рублей в требовании от ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения которого был установлен до ДД.ММ.ГГГГ, тем самым срок для обращения в суд у налоговой инспекции истек ДД.ММ.ГГГГ. С заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть за истечением установленного срока. Определением мирового судьи судебного участка № 5 по городу Нефтекамск РБ от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ по делу № 2а-1137/2017 о взыскании с Шаймуллиной Ф.Н. задолженности по налогам. С административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Согласно ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Учитывая, что налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа за пределами установленного п. 2 ст. 48 НК РФ срока для взыскания задолженности в судебном порядке, на момент обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа пропущенный срок для обращения в суд восстановлен не был, а также ходатайства о восстановлении срока при рассмотрении настоящего иска свидетельствующего об уважительности причин пропуска срока заявлено не было, основания для удовлетворения заявленных требований административного истца и взыскания задолженности с административного ответчика отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 29 по Республике Башкортостан к Шаймуллиной Ф.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций на сумму 261562,36 рублей – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом через Краснокамский межрайонный суд Республики Башкортостан.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья А.У. Гареева

2а-38/2022 (2а-1507/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 29 по РБ
Ответчики
Шаймуллина Флюра Нуруллиновна
Суд
Краснокамский районный суд Республики Башкортостан
Судья
Гареева А.У.
Дело на сайте суда
krasnokamsky.bkr.sudrf.ru
22.11.2021Регистрация административного искового заявления
22.11.2021Передача материалов судье
25.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
25.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2021Подготовка дела (собеседование)
06.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2021Судебное заседание
12.01.2022Судебное заседание
26.01.2022Судебное заседание
27.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее