Р Е Ш Е Н И Е дело № 2-1623/18
Именем Российской Федерации
25 декабря 2018года г.Белая Калитва
Белокалитвинский городской суд Ростовской области в составе:
Председательствующего судьи Е.А.Добрухиной,
С участием истца Сорокина А.П., представителя ответчика Администрации Белокалитвинского района Лукашовой Ю.Н., представителя ответчика Администрации Белокалитвинскогогородского поселения Григорьевской Е.В.,
при секретаре О.Н.Пузановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сорокина А.П. к Администрации Белокалитвинского городского поселения, Администрации Белокалитвинского района об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди,
УСТАНОВИЛ:
Сорокин А.П. обратился в суд с иском к Администрации Белокалитвинского района об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Истец является инвалидом <данные изъяты> группы и состоит на учете в <данные изъяты> с диагнозом <данные изъяты>. Эпидемически опасен для окружающих. Истец обращался в Администрацию Белокалитвинского района Ростовской области с заявлением о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, так как он не имеет своего жилья и страдает тяжелой формой хронического заболевания, и по закону имеет право получить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди. 2.09.2018 года Администрация Белокалитвинского района Ростовской области вынесла постановление № 1553, которым признала Сорокина А.П. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, выдана справка, что он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых на условиях социального найма на территории Белокалитвинского района с 12.09.2018 года.
Истец указывает, что по состоянию на 26.09.2018 он числится по Белокалитвинскому городскому поселению в списках на получение жилья за № 924, составом 1 человек, а в списках, инвалидов, ветеранов и семей детей-инвалидов, ставших на квартирный учет после 01.01.2005 года числится за № 13. Полагал, что в соответствии с законом, Администрация Белокалитвинского района должна предоставить ему помещение по договору социального найма вне очереди.
Истец просил суд обязать Администрацию Белокалитвинского района Ростовской области предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди Сорокину А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <адрес>, зарегистрированному по адресу: <адрес>, инвалиду <данные изъяты> группы, страдающего тяжелой формой хронического заболевания.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Белокалитвинского городского поселения. Истец уточнил исковые требования и просил суд обязать Администрацию Белокалитвинского района Ростовской области и Администрацию Белокалитвинского городского поселения предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди Сорокину А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <адрес>, зарегистрированному по адресу: <адрес>, инвалиду <данные изъяты> группы, страдающего тяжелой формой хронического заболевания.
В судебном заседании истец поддержал уточненные исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика Администрации Белокалитвинского района Лукашова Ю.Н. исковые требования не признала. В отзыве указали, что предоставление жилых помещений малоимущим, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, является в силу совокупности условий, содержащихся в Конституции Российской Федерации (статья 12, 40, 130 (часть 1), 132 (часть 1), Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (включая статьи 2, 14, 16, 50), Жилищном кодексе Российской Федерации (статьи 14, 19,49,51, 57), полномочием органа местного самоуправления. Между Администрацией Белокалитвинского района и Администрацией Белокалитвинского городского поселения заключено соглашение № 44 от 29.12.2017 г. о передачи полномочий в части: ведения в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся, в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, межведомственной комиссией. В соответствии с Областным законом от 20.09.2010 № 481-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан», Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06. 2012 № 541 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов и семей, имеющих детей инвалидов» органам местного самоуправления переданы только полномочия в отношении инвалидов, вставших на учет до 01 января 2005 года. Считали требования Сорокина А.П. к Администрации Белокалитвинского района о возложении обязанностей предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди не основано на нормах действующего жилищного законодательства. Просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика Администрации Белокалитвинского городского поселения Григорьевская Е.В. исковые требования не признала. В отзыве указали, что содержащееся в п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ условие о предоставлении инвалидам жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления. Предоставление данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями. Указала, что в настоящее время у Администрации Белокалитвинского городского поселения не имеется свободного муниципального жилья, которое возможно было бы предоставить истцу. Просила отказать в удовлетворении иска.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом. Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является отсылочной нормой, подлежащей применению в системной взаимосвязи с положениями этого же Федерального закона и нормами жилищного законодательства. Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.
Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901, определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет.
Согласно пункту 6 указанных выше правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Вышеизложенные нормы свидетельствуют о том, что законодатель, предусматривая право лица, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, включенного в соответствующий перечень, на внеочередное предоставление жилого помещения, исходил из необходимости оградить его и проживающих совместно с ним лиц от неблагоприятных проявлений, которые сопутствуют заболеванию.
Суд установил, что Сорокин А.П. является инвалидом <данные изъяты> группы и состоит на учете в <данные изъяты> с диагнозом <данные изъяты> (л.д.10), то есть страдает заболеванием, которое включено в перечень заболеваний, установленных постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года №378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
С 12 сентября 2018года Сорокин А.П. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо, страдающее открытой формой туберкулеза с составом семьи 1 человек (л.д. 7).
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что к вопросам местного значения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
Аналогичные положения содержатся в ч.1 ст.14 и п.3 ч.2 ст.19 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Содержащееся в п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Действительно, в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения законом предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст.ст.135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.5 ч.1 ст.55, ст.ст.60,61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации"), однако, обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств.
Истец проживает на территории Белокалитвинского городского поселения, поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья в Администрацию Белокалитвинского городского поселения, которая является надлежащим ответчиком по делу.
Администрация Белокалитвинского района осуществляла постановку истца на учет в качестве нуждающихся, в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании соглашения № 44 от 29.12.2017г, заключенного между Администрацией Белокалитвинского района и Администрацией Белокалитвинского городского поселения о передачи полномочий в части: ведения в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся, в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Требования истца о предоставлении вне очереди благоустроенное жилое помещение, к Администрации Белокалитвинского района удовлетворении не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2018░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░