Решение по делу № 33-2456/2023 от 20.02.2023

Кировский районный суд г.Махачкалы

Республики Дагестан, судья ФИО5

дело

УИД 05RS0-54

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу

6 апреля 2023 г. г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
в составе:

председательствующего ЗагироваН.В.,

судей ФИО9 и МагомедовойХ.М.,

при секретаре судебного заседания ЕсоянеА.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ШахбановаИ.Ш., поданному в интересах ФИО3,
к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1)
о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и денежной компенсации за задержку выплат

по апелляционной жалобе представителя истца ХалитовойС.Х. по доверенности ШахбановаИ.Ш. на решение Кировского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от <дата>г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ПономаренкоО.В., объяснения истца ХалитовойС.Х. и ее представителя ШахбановаИ.Ш., просивших об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований, а также объяснения представителя ответчика МагомедовойА.А., просившей об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

установила:

ХалитоваС.Х. через своего представителя ШахбановаИ.Ш. обратилась в суд
с исковым заявлением к ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1 о взыскании недоначисленной
и невыплаченной заработной платы и денежной компенсации за задержку выплат.

В обоснование заявленных требований указала, что с <дата>г. по настоящее время она работает в должности заведующей аптекой-провизора в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1. Со дня приема на работу (с <дата>г.) по <дата>г. ей производилась доплата в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от <дата> «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», с июня 2021 года выплата прекращена по результатам проведенной проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1, которой было установлено, что данная выплата осуществлялась якобы в нарушение Методических указаний ФИО1 от <дата> №исх-16-39443 и от <дата> №исх-16-3100, поскольку должность «заведующий аптекой» относится к должностям руководителей. С отказом ответчика производить выплату не согласна, считает его незаконным, поскольку ввиду неверного толкования положений ФИО2 Минздрава ФИО1 от <дата> н занимаемая ею должность необоснованно была отнесена к категории «руководители». Считает, что она имеет право на получение выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от <дата> .

На основании изложенного ХалитоваС.Х. с учетом последующих уточнений исковых требований просила:

признать незаконным, неправомерным и не соответствующем требованиям Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной ФИО2 Министерства здравоохранения РФ от <дата> н
"Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтичес-ких работников", а также требованиям абз.3 ч.2 ст.57, ст.195.1 ТКРФ внесение должности «Заведующий аптекой-провизор» филиала «Больница» в штатное расписание ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1, а также отнесение указанной должности к категории должностей руководителей;

обязать внести изменения в штатное расписание ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1
в части касающейся несоответствия должности «Заведующий аптекой-провизор» требованиям Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной ФИО2 Министерства здравоохранения РФ от <дата> н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников", требованиям абз. 3 ч. 2 ст. 57, ст. 195.1 ТК РФ, а также отнесение указанной должности к категории должностей руководителей;

признать несоответствующим требованиям ст.57 ТКРФ Трудовой договор
с работником от <дата> между ФИО1 С.X. и ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1. Обязать привести в соответствие с требованиями ст.57 ТК РФ Трудовой договор
с работником от <дата> между ФИО1 С.X. и ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1;

признать незаконным и неправомерным прекращение выплаты заработной платы заведующей аптекой-провизора филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1 С.X. в повышенном размере в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от <дата> «О мероприятиях по реализации государст-венной социальной политики» с <дата>;

обязать ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1 производить начисление заработной платы заведующей аптекой-провизора филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1 С.X. в повышенном размере в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от <дата> «О мероприятиях по реализации государст-венной социальной политики»;

взыскать с ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1 в пользу истца следующие денежные суммы: задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате
в повышенном размере в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от <дата> «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в размере 376693руб. 10коп. за период с <дата> по <дата>; денежную компенсацию за задержку выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты – <дата> по день фактического расчета включительно, в размере 61129руб. 40коп.; компенсацию мораль-ного вреда в размере 50000 руб.

Решением Кировского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан
от <дата>г. в удовлетворении исковых требований ХалитовойС.Х. отказано.

На данное решение представителем истца ШахбановымИ.Ш. подана апелляцион-ная жалоба, в которой он выражает несогласие с ним и, повторяя обстоятельства дела, а также доводы, изложенные в исковом заявлении, просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Кроме того, в обоснование доводов апелляционной жалобы ШахбановИ.Ш. указывает, что суд пришел к неверным выводам о том, что должность истца «Заведующий аптекой-провизор» филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1 не соответствует ни одному основанию, указанному в вышеприведенном Указе Президента РФ , так как должность руководителя указана без приставки по соответствующему профилю. Истец имеет медицинское образование по специальности «провизор» «фармация», а должность «провизор» указана у ФИО1 С.X. как «Заведующий аптекой-провизор». Истец имеет необходимое фармацевтическое образование, а занимаемая должность дополняется наименованием соответствующего профиля «провизор», при этом ее трудовая функция непосредственно связана с оказанием медицинской помощи.

Также ШахбановИ.Ш. не соглашается с выводами суда о необоснованности довода стороны истца относительно незаконности наименования занимаемой ФИО1 С.X. должности ввиду ее отсутствия в Номенклатуре должностей, поскольку этот довод не относится к предмету иска; о том, что в полномочия начальника ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1 не входит изменение штатного расписания, а также, что истец получает в полном объеме все необходимые выплаты по должности согласно трудовому договору, в связи с чем не имеется нарушения ее прав.

ШахбановИ.Ш. полагает, что судом не дана всесторонняя и объективная оценка нарушениям ответчиком трудовых прав истца, заявленным в исковых требованиях.
По существу судом рассмотрено лишь одно из указанных в иске требований.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения истца, его представителя, а также представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ХалитоваС.X. с <дата>г. работает заведующей аптекой-провизором аптеки филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1.

По условиям трудового договора от <дата>г., заключенного между ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1 (работодатель) и ХалитовойС.X. (работник), работодатель предоставляет работнику работу по должности заведующей аптеки - провизора аптеки, работа истца является основной, за выполнение трудовых обязанностей истцу установлена оплата труда, состоящая из: должностного оклада в соответствии со штатным расписанием, процентной надбавки к заработной плате за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, ЕДВ, премии по результатам работы, ежемесячной надбавки за непрерывный стаж (выслугу лет), исходя из фактически сложившихся размеров этой выплаты при возникновении этих прав.

Согласно п.3 Положения о денежном довольствии сотрудников и оплаты труда гражданского персонала ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1, утвержденного ФИО2 ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1 от <дата> -лс, сотрудникам устанавливаются другие дополнительные выплаты, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ФИО2 от <дата> утверждена система оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы, оплата труда которого осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, которой установлены оклады, выплаты компенсационного и стимулирую-щего характера.

Указом Президента РФ от <дата> постановлено Правительству РФ в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до <дата>г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы
в соответствующем регионе (подп. "е" п. 1).

По май 2021 года включительно ХалитовойС.X. производились выплаты
на основании Указа Президента Российской Федерации от <дата>г. , с июня 2021 года выплата прекращена.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции
о законности прекращения выплаты истцу заработной платы в повышенном размере
в соответствии с требованиями названного Указа Президента Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, осуществляется, в том числе, указами президента Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 90 Конституции Российской Федерации указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

В силу положений ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации Указ Президента Российской Федерации от <дата> N 597 официально опубликован для всеобщего сведения в день его подписания и содержит указание о вступлении его в силу со дня официального опубликования.

Указ Президента Российской Федерации от <дата> N 597 издан в целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики, в части регулирования спорных отношений направлен на повышение оплаты труда отдельных категорией работников, содержит положения нормативного характера, опубликован и вступил в законную силу, в связи с чем, его положения являются обязательными.

В целях реализации данного Указа Президента Российской Федерации, распоряжением Правительства Российской Федерации от <дата> N 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, которая предусматривает комплекс организационных, методических и контрольных мероприятий.

Целями Программы являются сокращение разрыва между средним уровнем оплаты труда работников учреждений и средним уровнем заработной платы по субъекту Российской Федерации; устранение необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда руководителей и работников учреждений; совершенствование системы критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников, установление указанных критериев и показателей в учреждениях, где они в настоящее время отсутствуют; отмена стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников; определение оптимального соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок.

Указом Президента Российской Федерации от <дата> N 597 определены категории работников, в отношении которых предусмотрено обеспечение повышения к 2018 году заработной платы, а также цели и условия повышения заработной платы - достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых такими работниками услуг. Абзацем 2 подпункта "е" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от <дата> N 597 предусмотрено повышение средней заработной платы для трех категорий медицинских работников, в том числе, указаны работники медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг).

Указ Президента Российской Федерации от <дата> N 597, а также изданные в целях его исполнения распорядительные акты Правительства Российской Федерации, не содержат положений, позволяющих работодателям по своему усмотрению применять повышение средней заработной платы к названным категориям работников по причинам, не обусловленным результатами их трудовой деятельности.

При разрешении данного спора юридически значимыми обстоятельствами являются факты, подтверждающие, что истец относится к категории лиц, указанных
в абз. 2 подп. «е» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от <дата>г. ,
а именно: является работником медицинской организации, имеет высшее фармацевти-ческое образование, выполняет работу по должности, обеспечивающей предоставление медицинских услуг.

<дата>г. заместителем директора ФИО1 утверждены Методические указания по выплате медицинским работникам из числа гражданского персонала медицинских учреждений (организаций) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в целях обеспечения показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от <дата>г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

В соответствии с наименованием и пунктом 1 Методических указаний они определяют единый методический подход для расчета выплаты медицинским работникам из числа гражданского персонала медицинских учреждений (организаций) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации с учетом требований ФИО2 Росстата, утверждающего формы федерального статистического наблюдения N ЗП-здрав, и указания по его заполнению.

Указ Президента Российской Федерации от <дата>г. не содержит предписаний о необходимости соответствия перечисленных в нем работников конкретным категориям персонала, указанным в форме федерального статистического наблюдения N ЗП-здрав (Сведения о численности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориям персонала).

Имеющиеся в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от <дата>г. -р, указания на необходимость учета статистического наблюдения показателей заработной платы категорий работников, повышение оплаты труда которых определено Указом Президента Российской Федерации от <дата>г. , с целью планирования допол-нительного финансирования на эти цели, мониторинга выполнения целевых значений индикаторов повышения оплаты труда указанных категорий работников, формирования официальной статистической информации об их средней заработной плате, также не устанавливают в качестве юридически значимых условий требования о соответствии таких работников конкретным категориям персонала, указанным в форме №ЗП-здрав.

Из буквального содержания наименования и п. 1 Методических указаний ФИО1 от <дата>г. следует, что они разработаны только в отношении медицинских работников из числа гражданского персонала медицинских учреждений (организаций) ФИО1.

В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от <дата>г. №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.

Под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (п. 10 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от <дата> №323-ФЗ).

Под понятие медицинские работники не подпадают работники медицинской организации, имеющие высшее фармацевтическое образование и исполняющие трудовые обязанности на должностях провизор, провизор-стажер, провизор-аналитик, провизор-технолог, старший провизор, а также заведующий аптекой-провизор.

Таким образом, в пункте 1 Методических указаний ФИО1 от <дата>г. допущено сужение круга работников медицинских учреждений, в отношении которых предусмотрено повышение оплаты труда Указом Президента Российской Федерации от <дата> .

Вместе с тем, пунктом 3 Методических указаний ФИО1 определено, что выплата производится работникам по основной работе, занимающим должности: руководителей структурных подразделений (отделов, отделений, кабинетов и другое) медицинских учреждений (организаций), наименование должностей которых дополняется наименованием должности врача, соответствующего профилю структурного подразделения (например, заведующий хирургическим отделением - врач-хирург); врачей и работников, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование (врач-стажер, врачи-специалисты всех наименований, старший врач; провизор, провизор-стажер, провизор-аналитик, провизор-технолог, старший провизор, биолог, зоолог, инструктор-методист по лечебной физкультуре, медицинский психолог, специалист по социальной работе, специалист по реабилитации инвалидов); среднего медицинского (фармацевтического) персонала; младшего медицинского персонала (младшая медицинская сестра по уходу за больными, санитар, сестра-хозяйка).

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства, ХалитоваС.X. имеет высшее фармацевтическое образование, а также допущена к осуществлению медицинской (фармацевтической) деятельности по специальности (направлению подготовки) «Управление и экономика фармации», является работником ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1, относящегося к медицинским организациям.

Согласно штатному расписанию ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1, утвержденному ФИО2 от <дата> , в филиале «Больница» в качестве структурного подразделения предусмотрена аптека, в штате которой одна должность - заведующий аптекой-провизор (категория «служащий»). ФИО2
от <дата>г. в названное штатное расписание внесены изменения, которыми фактически должность «заведующий аптекой-провизор» отнесена к категории «руководитель».

В соответствии со штатным расписанием ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1, утвержденным ФИО2 УФИО1 по Республике Дагестан от <дата>г. , в филиале «Больница» в качестве структурного подразделения также предусмотрена аптека, в штате которой одна должность - заведующий аптекой-провизор (категория «руководитель»).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что замещаемая истцом должность не соответствует ни одному основанию указанному
в вышеприведенном Указе Президента РФ , так как должность руководителя указана без приставки по соответствующему профилю, что в целом и не может быть указано, так как истец имеет медицинское образование по специальности «провизор» «фармация», а должность «провизор» указана у ХалитовойС.Х. как «Заведующая аптекой-провизор».

Вместе с тем, судом не учтено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> с <дата> введены в действие новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов.

Пунктом 2 вышеуказанного постановления предусмотрено, что введение новых систем оплаты труда для работников и гражданского персонала осуществляется федеральными государственными органами – в отношении работников этих органов
и подведомственных им учреждений.

Пунктом 5 Постановления Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предписано утвердить профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессио-нальным квалификационным группам с учетом предложений заинтересованных федераль-ных органов исполнительной власти согласованных с соответствующими профсоюзами.

Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (ч. 6 ст. 144 Трудового кодекса РФ).

В соответствии с частью 7 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

ФИО2 Минздравсоцразвития ФИО1 от <дата> N 526 утверждены профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевти-ческих работников, согласно которым к 4-й профессиональной квалификационной группе "Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)" 1 квалификационного уровня относятся должности: заведующий структурным подразделением (кроме заведующих отделениями хирургического профиля стационаров) (отделом, отделением, лабораторией, кабинетом, отрядом и др.); начальник структурного подразделения (отдела; отделения; лаборатории; кабинета; отряда и др.); руководитель бюро медико-социальной экспертизы.

В разделе 3 Приложения к ФИО2 от <дата> "Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы", изданному в соответствии с ФИО2 Минздравсоцразвития ФИО1 от <дата>г. , утверждены должностные оклады по профессиональным квалификационным группам должностей медицинских и фармацевтических работников.

Согласно пункту 3.4 названного раздела, замещаемая истцом должность относится к профессиональной квалификационной группе "Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)" - заведующий (начальник) структурным подразделением (отделом, отделением, лабораторией, кабинетом и др.) (кроме заведующего отделением хирургического профиля стационаров): при наличии в подразделении менее 7 врачебных и (или) провизорских должностей (включая руководителя). Для данной должности предусмотрен должностной оклад в размере 8 500 рублей.

Таким образом, замещаемая истцом должность относится к профессиональной квалификационной группе, в которою также включены должности заведующих структурными подразделениями - врачей-специалистов, для которых пунктом 3.1 Методических указаний ФИО1 от <дата>г. право на выплату, установлен-ную абз. 2 подпункта "е" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от <дата>г. , предусмотрено.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на ФИО2 Минздрава ФИО1 от <дата>г. н, которым утверждена Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, в соответствии с п. 2.1 раздела II "Фармацевтические работники" которой заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации относится к должностям руководителей.

Вместе с тем, этой же Номенклатурой к аналогичной группе должностей руководителей в разделе I "Медицинские работники" пунктом 1.1. отнесены заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации - врач-специалист, для которых пунктом 3.1 Методических указаний ФИО1 от <дата>г. предусмотрено право на спорную выплату.

Кроме того, пунктом 3.2 Методических указаний ФИО1 от <дата>г. право на указанную выплату предусмотрено для следующих работников, имеющих высшее фармацевтическое образование: провизора, провизора-стажера, провизора-аналитика, провизора-технолога, старшего провизора.

Как следует из штатных расписаний ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1, представленных в материалах дела, в филиале «Больница» в качестве структурного подразделения предусмотрена аптека, в штате которой одна должность - заведующий аптекой-провизор.

Принимая во внимание, что ХалитоваС.Х. имеет высшее фармацевтическое образование, исходя из имеющейся в материалах дела должностной инструкции заведующей аптекой (провизора), а также принимая во внимание, что в штате филиала учреждения имеется только одна должность - должность заведующей аптекой-провизора, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ХалитоваС.Х. осуществляла трудовую функцию провизора, в связи с чем имеет право на получение выплат в соответствии
с Указом Президента РФ от <дата> .

Судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, выводы сделаны без учета фактических обстоятельств, имеющих существенное значение при разрешении заявленных требований, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным и неправомерным прекращения выплаты заработной платы ФИО1 С.X. в повышенном размере в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от <дата> ; о возложении обязанностей на ответчика производить начисление заработной платы ФИО1 С.X. в повышенном размере в соответствии с требованиями названного Указа Президента Российской Федерации; о взыскании с ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1 в пользу истца задолженности по недоначисленной и невыплаченной заработной плате в повышенном размере в соответствии с требованиями этого Указа Президента Российской Федерации за период с <дата> по <дата>, а также компенсации морального вреда. Данные требования подлежат удовлетворению.

Определяя сумму, подлежащую взысканию с ответчика в пользу истца, в качестве задолженности по недоначисленной и невыплаченной заработной плате в повышенном размере за период с <дата> по <дата>, судебная коллегия соглашается с размером, указанным в исковом заявлении, – 376693руб. 10коп., находя его верно исчисленным, исходя из произведенного расчета.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Удовлетворяя требование в части взыскания компенсации морального вреда, судебная коллегия, исходя из фактических обстоятельства дела и с учетом объема и характера причиненных работнику ХалитовойС.X. нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости, считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда
в размере 5000 руб.

Требование о взыскании с ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1 в пользу истца денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы в повышенном размере в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от <дата> за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного
срока выплаты – <дата> по день фактического расчета включительно, в размере 61129руб. 40коп. не подлежит удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с ч.1 ст.236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Из приведенных положений ст.236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.

Между тем, в данном случае указанные выплаты являются предметом спора,
в связи с чем к данным правоотношениям не может применяться ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции полагает, что в остальной части обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения, поскольку иные требования, касающиеся признания незаконными штатного расписания ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1 (в части, касающейся должности «Заведующий аптекой-провизор») и трудового договора от <дата>, заключенного между ХалитовойС.X. и ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1, а также возложения обязанностей на ответчика внести изменения в названное штатное расписание и привести указанный трудовой договор в соответствие с требованиями
ТК РФ, не затрагивают законных прав и интересов истца, касающихся в рамках настоящего дела получения заработной платы в полном объеме, при этом данные штатное расписание и трудовой договор, исходя из представленных материалов гражданского дела, отвечают требованиям действующего законодательства и из их содержания
не усматривается нарушений, которые бы свидетельствовали о необходимости внесения
в них каких-либо изменений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

определила:

решение Кировского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан
от <дата>г. отменить в части отказа в удовлетворении требований ФИО3 (серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации – 8206170931) к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть Федеральной службы исполнения наказаний» (идентификационный номер налогоплательщика – 6634009269, основной государственный регистрационный номер – 1046602120498) о признании незаконным прекращения выплаты заработной платы ХалитовойС.X. в повышенном размере в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от <дата>г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» с <дата>г., возложении обязанности на Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть Федеральной службы исполнения наказаний» по начислению заработной платы ХалитовойС.X. в повышенном размере в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от <дата>г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», взыскании с Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Федеральной службы исполнения наказаний» в пользу ХалитовойС.X. задолженности по недоначисленной
и невыплаченной заработной плате в повышенном размере в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от <дата>г. «О мероприятиях
по реализации государственной социальной политики» за период с <дата>г.
по <дата>г. в размере 376693 (триста семьдесят шесть тысяч шестьсот девяносто три) руб. 10коп. и компенсации морального вреда.

В отмененной части принять новое решение.

Признать незаконным прекращение выплаты заработной платы ХалитовойС.X.
в повышенном размере в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от <дата>г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» с <дата>г.

Возложить обязанность на Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть Федеральной службы исполнения наказаний» по начислению заработной платы ХалитовойС.X. в повышенном размере в соответствии
с требованиями Указа Президента Российской Федерации от <дата>г.
«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

Взыскать с Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Федеральной службы исполнения наказаний» в пользу ФИО3 задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате в повышенном размере в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от <дата>г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» за период с <дата>г. по <дата>г. в размере 376693 (триста семьдесят шесть тысяч шестьсот девяносто три) руб. 10коп. и компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) руб.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия
и может быть обжаловано в кассационном порядке в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

ФИО6 ФИО10

ФИО7 ФИО9

Х.ФИО5

Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>

Кировский районный суд г.Махачкалы

Республики Дагестан, судья ФИО5

дело

УИД 05RS0-54

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу

6 апреля 2023 г. г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
в составе:

председательствующего ЗагироваН.В.,

судей ФИО9 и МагомедовойХ.М.,

при секретаре судебного заседания ЕсоянеА.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ШахбановаИ.Ш., поданному в интересах ФИО3,
к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1)
о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и денежной компенсации за задержку выплат

по апелляционной жалобе представителя истца ХалитовойС.Х. по доверенности ШахбановаИ.Ш. на решение Кировского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от <дата>г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ПономаренкоО.В., объяснения истца ХалитовойС.Х. и ее представителя ШахбановаИ.Ш., просивших об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований, а также объяснения представителя ответчика МагомедовойА.А., просившей об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

установила:

ХалитоваС.Х. через своего представителя ШахбановаИ.Ш. обратилась в суд
с исковым заявлением к ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1 о взыскании недоначисленной
и невыплаченной заработной платы и денежной компенсации за задержку выплат.

В обоснование заявленных требований указала, что с <дата>г. по настоящее время она работает в должности заведующей аптекой-провизора в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1. Со дня приема на работу (с <дата>г.) по <дата>г. ей производилась доплата в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от <дата> «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», с июня 2021 года выплата прекращена по результатам проведенной проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1, которой было установлено, что данная выплата осуществлялась якобы в нарушение Методических указаний ФИО1 от <дата> №исх-16-39443 и от <дата> №исх-16-3100, поскольку должность «заведующий аптекой» относится к должностям руководителей. С отказом ответчика производить выплату не согласна, считает его незаконным, поскольку ввиду неверного толкования положений ФИО2 Минздрава ФИО1 от <дата> н занимаемая ею должность необоснованно была отнесена к категории «руководители». Считает, что она имеет право на получение выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от <дата> .

На основании изложенного ХалитоваС.Х. с учетом последующих уточнений исковых требований просила:

признать незаконным, неправомерным и не соответствующем требованиям Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной ФИО2 Министерства здравоохранения РФ от <дата> н
"Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтичес-ких работников", а также требованиям абз.3 ч.2 ст.57, ст.195.1 ТКРФ внесение должности «Заведующий аптекой-провизор» филиала «Больница» в штатное расписание ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1, а также отнесение указанной должности к категории должностей руководителей;

обязать внести изменения в штатное расписание ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1
в части касающейся несоответствия должности «Заведующий аптекой-провизор» требованиям Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной ФИО2 Министерства здравоохранения РФ от <дата> н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников", требованиям абз. 3 ч. 2 ст. 57, ст. 195.1 ТК РФ, а также отнесение указанной должности к категории должностей руководителей;

признать несоответствующим требованиям ст.57 ТКРФ Трудовой договор
с работником от <дата> между ФИО1 С.X. и ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1. Обязать привести в соответствие с требованиями ст.57 ТК РФ Трудовой договор
с работником от <дата> между ФИО1 С.X. и ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1;

признать незаконным и неправомерным прекращение выплаты заработной платы заведующей аптекой-провизора филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1 С.X. в повышенном размере в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от <дата> «О мероприятиях по реализации государст-венной социальной политики» с <дата>;

обязать ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1 производить начисление заработной платы заведующей аптекой-провизора филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1 С.X. в повышенном размере в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от <дата> «О мероприятиях по реализации государст-венной социальной политики»;

взыскать с ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1 в пользу истца следующие денежные суммы: задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате
в повышенном размере в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от <дата> «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в размере 376693руб. 10коп. за период с <дата> по <дата>; денежную компенсацию за задержку выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты – <дата> по день фактического расчета включительно, в размере 61129руб. 40коп.; компенсацию мораль-ного вреда в размере 50000 руб.

Решением Кировского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан
от <дата>г. в удовлетворении исковых требований ХалитовойС.Х. отказано.

На данное решение представителем истца ШахбановымИ.Ш. подана апелляцион-ная жалоба, в которой он выражает несогласие с ним и, повторяя обстоятельства дела, а также доводы, изложенные в исковом заявлении, просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Кроме того, в обоснование доводов апелляционной жалобы ШахбановИ.Ш. указывает, что суд пришел к неверным выводам о том, что должность истца «Заведующий аптекой-провизор» филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1 не соответствует ни одному основанию, указанному в вышеприведенном Указе Президента РФ , так как должность руководителя указана без приставки по соответствующему профилю. Истец имеет медицинское образование по специальности «провизор» «фармация», а должность «провизор» указана у ФИО1 С.X. как «Заведующий аптекой-провизор». Истец имеет необходимое фармацевтическое образование, а занимаемая должность дополняется наименованием соответствующего профиля «провизор», при этом ее трудовая функция непосредственно связана с оказанием медицинской помощи.

Также ШахбановИ.Ш. не соглашается с выводами суда о необоснованности довода стороны истца относительно незаконности наименования занимаемой ФИО1 С.X. должности ввиду ее отсутствия в Номенклатуре должностей, поскольку этот довод не относится к предмету иска; о том, что в полномочия начальника ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1 не входит изменение штатного расписания, а также, что истец получает в полном объеме все необходимые выплаты по должности согласно трудовому договору, в связи с чем не имеется нарушения ее прав.

ШахбановИ.Ш. полагает, что судом не дана всесторонняя и объективная оценка нарушениям ответчиком трудовых прав истца, заявленным в исковых требованиях.
По существу судом рассмотрено лишь одно из указанных в иске требований.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения истца, его представителя, а также представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ХалитоваС.X. с <дата>г. работает заведующей аптекой-провизором аптеки филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1.

По условиям трудового договора от <дата>г., заключенного между ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1 (работодатель) и ХалитовойС.X. (работник), работодатель предоставляет работнику работу по должности заведующей аптеки - провизора аптеки, работа истца является основной, за выполнение трудовых обязанностей истцу установлена оплата труда, состоящая из: должностного оклада в соответствии со штатным расписанием, процентной надбавки к заработной плате за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, ЕДВ, премии по результатам работы, ежемесячной надбавки за непрерывный стаж (выслугу лет), исходя из фактически сложившихся размеров этой выплаты при возникновении этих прав.

Согласно п.3 Положения о денежном довольствии сотрудников и оплаты труда гражданского персонала ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1, утвержденного ФИО2 ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1 от <дата> -лс, сотрудникам устанавливаются другие дополнительные выплаты, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ФИО2 от <дата> утверждена система оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы, оплата труда которого осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, которой установлены оклады, выплаты компенсационного и стимулирую-щего характера.

Указом Президента РФ от <дата> постановлено Правительству РФ в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до <дата>г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы
в соответствующем регионе (подп. "е" п. 1).

По май 2021 года включительно ХалитовойС.X. производились выплаты
на основании Указа Президента Российской Федерации от <дата>г. , с июня 2021 года выплата прекращена.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции
о законности прекращения выплаты истцу заработной платы в повышенном размере
в соответствии с требованиями названного Указа Президента Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, осуществляется, в том числе, указами президента Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 90 Конституции Российской Федерации указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

В силу положений ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации Указ Президента Российской Федерации от <дата> N 597 официально опубликован для всеобщего сведения в день его подписания и содержит указание о вступлении его в силу со дня официального опубликования.

Указ Президента Российской Федерации от <дата> N 597 издан в целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики, в части регулирования спорных отношений направлен на повышение оплаты труда отдельных категорией работников, содержит положения нормативного характера, опубликован и вступил в законную силу, в связи с чем, его положения являются обязательными.

В целях реализации данного Указа Президента Российской Федерации, распоряжением Правительства Российской Федерации от <дата> N 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, которая предусматривает комплекс организационных, методических и контрольных мероприятий.

Целями Программы являются сокращение разрыва между средним уровнем оплаты труда работников учреждений и средним уровнем заработной платы по субъекту Российской Федерации; устранение необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда руководителей и работников учреждений; совершенствование системы критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников, установление указанных критериев и показателей в учреждениях, где они в настоящее время отсутствуют; отмена стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников; определение оптимального соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок.

Указом Президента Российской Федерации от <дата> N 597 определены категории работников, в отношении которых предусмотрено обеспечение повышения к 2018 году заработной платы, а также цели и условия повышения заработной платы - достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых такими работниками услуг. Абзацем 2 подпункта "е" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от <дата> N 597 предусмотрено повышение средней заработной платы для трех категорий медицинских работников, в том числе, указаны работники медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг).

Указ Президента Российской Федерации от <дата> N 597, а также изданные в целях его исполнения распорядительные акты Правительства Российской Федерации, не содержат положений, позволяющих работодателям по своему усмотрению применять повышение средней заработной платы к названным категориям работников по причинам, не обусловленным результатами их трудовой деятельности.

При разрешении данного спора юридически значимыми обстоятельствами являются факты, подтверждающие, что истец относится к категории лиц, указанных
в абз. 2 подп. «е» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от <дата>г. ,
а именно: является работником медицинской организации, имеет высшее фармацевти-ческое образование, выполняет работу по должности, обеспечивающей предоставление медицинских услуг.

<дата>г. заместителем директора ФИО1 утверждены Методические указания по выплате медицинским работникам из числа гражданского персонала медицинских учреждений (организаций) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в целях обеспечения показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от <дата>г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

В соответствии с наименованием и пунктом 1 Методических указаний они определяют единый методический подход для расчета выплаты медицинским работникам из числа гражданского персонала медицинских учреждений (организаций) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации с учетом требований ФИО2 Росстата, утверждающего формы федерального статистического наблюдения N ЗП-здрав, и указания по его заполнению.

Указ Президента Российской Федерации от <дата>г. не содержит предписаний о необходимости соответствия перечисленных в нем работников конкретным категориям персонала, указанным в форме федерального статистического наблюдения N ЗП-здрав (Сведения о численности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориям персонала).

Имеющиеся в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от <дата>г. -р, указания на необходимость учета статистического наблюдения показателей заработной платы категорий работников, повышение оплаты труда которых определено Указом Президента Российской Федерации от <дата>г. , с целью планирования допол-нительного финансирования на эти цели, мониторинга выполнения целевых значений индикаторов повышения оплаты труда указанных категорий работников, формирования официальной статистической информации об их средней заработной плате, также не устанавливают в качестве юридически значимых условий требования о соответствии таких работников конкретным категориям персонала, указанным в форме №ЗП-здрав.

Из буквального содержания наименования и п. 1 Методических указаний ФИО1 от <дата>г. следует, что они разработаны только в отношении медицинских работников из числа гражданского персонала медицинских учреждений (организаций) ФИО1.

В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от <дата>г. №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.

Под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (п. 10 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от <дата> №323-ФЗ).

Под понятие медицинские работники не подпадают работники медицинской организации, имеющие высшее фармацевтическое образование и исполняющие трудовые обязанности на должностях провизор, провизор-стажер, провизор-аналитик, провизор-технолог, старший провизор, а также заведующий аптекой-провизор.

Таким образом, в пункте 1 Методических указаний ФИО1 от <дата>г. допущено сужение круга работников медицинских учреждений, в отношении которых предусмотрено повышение оплаты труда Указом Президента Российской Федерации от <дата> .

Вместе с тем, пунктом 3 Методических указаний ФИО1 определено, что выплата производится работникам по основной работе, занимающим должности: руководителей структурных подразделений (отделов, отделений, кабинетов и другое) медицинских учреждений (организаций), наименование должностей которых дополняется наименованием должности врача, соответствующего профилю структурного подразделения (например, заведующий хирургическим отделением - врач-хирург); врачей и работников, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование (врач-стажер, врачи-специалисты всех наименований, старший врач; провизор, провизор-стажер, провизор-аналитик, провизор-технолог, старший провизор, биолог, зоолог, инструктор-методист по лечебной физкультуре, медицинский психолог, специалист по социальной работе, специалист по реабилитации инвалидов); среднего медицинского (фармацевтического) персонала; младшего медицинского персонала (младшая медицинская сестра по уходу за больными, санитар, сестра-хозяйка).

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства, ХалитоваС.X. имеет высшее фармацевтическое образование, а также допущена к осуществлению медицинской (фармацевтической) деятельности по специальности (направлению подготовки) «Управление и экономика фармации», является работником ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1, относящегося к медицинским организациям.

Согласно штатному расписанию ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1, утвержденному ФИО2 от <дата> , в филиале «Больница» в качестве структурного подразделения предусмотрена аптека, в штате которой одна должность - заведующий аптекой-провизор (категория «служащий»). ФИО2
от <дата>г. в названное штатное расписание внесены изменения, которыми фактически должность «заведующий аптекой-провизор» отнесена к категории «руководитель».

В соответствии со штатным расписанием ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1, утвержденным ФИО2 УФИО1 по Республике Дагестан от <дата>г. , в филиале «Больница» в качестве структурного подразделения также предусмотрена аптека, в штате которой одна должность - заведующий аптекой-провизор (категория «руководитель»).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что замещаемая истцом должность не соответствует ни одному основанию указанному
в вышеприведенном Указе Президента РФ , так как должность руководителя указана без приставки по соответствующему профилю, что в целом и не может быть указано, так как истец имеет медицинское образование по специальности «провизор» «фармация», а должность «провизор» указана у ХалитовойС.Х. как «Заведующая аптекой-провизор».

Вместе с тем, судом не учтено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> с <дата> введены в действие новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов.

Пунктом 2 вышеуказанного постановления предусмотрено, что введение новых систем оплаты труда для работников и гражданского персонала осуществляется федеральными государственными органами – в отношении работников этих органов
и подведомственных им учреждений.

Пунктом 5 Постановления Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предписано утвердить профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессио-нальным квалификационным группам с учетом предложений заинтересованных федераль-ных органов исполнительной власти согласованных с соответствующими профсоюзами.

Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (ч. 6 ст. 144 Трудового кодекса РФ).

В соответствии с частью 7 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

ФИО2 Минздравсоцразвития ФИО1 от <дата> N 526 утверждены профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевти-ческих работников, согласно которым к 4-й профессиональной квалификационной группе "Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)" 1 квалификационного уровня относятся должности: заведующий структурным подразделением (кроме заведующих отделениями хирургического профиля стационаров) (отделом, отделением, лабораторией, кабинетом, отрядом и др.); начальник структурного подразделения (отдела; отделения; лаборатории; кабинета; отряда и др.); руководитель бюро медико-социальной экспертизы.

В разделе 3 Приложения к ФИО2 от <дата> "Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы", изданному в соответствии с ФИО2 Минздравсоцразвития ФИО1 от <дата>г. , утверждены должностные оклады по профессиональным квалификационным группам должностей медицинских и фармацевтических работников.

Согласно пункту 3.4 названного раздела, замещаемая истцом должность относится к профессиональной квалификационной группе "Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)" - заведующий (начальник) структурным подразделением (отделом, отделением, лабораторией, кабинетом и др.) (кроме заведующего отделением хирургического профиля стационаров): при наличии в подразделении менее 7 врачебных и (или) провизорских должностей (включая руководителя). Для данной должности предусмотрен должностной оклад в размере 8 500 рублей.

Таким образом, замещаемая истцом должность относится к профессиональной квалификационной группе, в которою также включены должности заведующих структурными подразделениями - врачей-специалистов, для которых пунктом 3.1 Методических указаний ФИО1 от <дата>г. право на выплату, установлен-ную абз. 2 подпункта "е" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от <дата>г. , предусмотрено.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на ФИО2 Минздрава ФИО1 от <дата>г. н, которым утверждена Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, в соответствии с п. 2.1 раздела II "Фармацевтические работники" которой заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации относится к должностям руководителей.

Вместе с тем, этой же Номенклатурой к аналогичной группе должностей руководителей в разделе I "Медицинские работники" пунктом 1.1. отнесены заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации - врач-специалист, для которых пунктом 3.1 Методических указаний ФИО1 от <дата>г. предусмотрено право на спорную выплату.

Кроме того, пунктом 3.2 Методических указаний ФИО1 от <дата>г. право на указанную выплату предусмотрено для следующих работников, имеющих высшее фармацевтическое образование: провизора, провизора-стажера, провизора-аналитика, провизора-технолога, старшего провизора.

Как следует из штатных расписаний ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1, представленных в материалах дела, в филиале «Больница» в качестве структурного подразделения предусмотрена аптека, в штате которой одна должность - заведующий аптекой-провизор.

Принимая во внимание, что ХалитоваС.Х. имеет высшее фармацевтическое образование, исходя из имеющейся в материалах дела должностной инструкции заведующей аптекой (провизора), а также принимая во внимание, что в штате филиала учреждения имеется только одна должность - должность заведующей аптекой-провизора, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ХалитоваС.Х. осуществляла трудовую функцию провизора, в связи с чем имеет право на получение выплат в соответствии
с Указом Президента РФ от <дата> .

Судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, выводы сделаны без учета фактических обстоятельств, имеющих существенное значение при разрешении заявленных требований, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным и неправомерным прекращения выплаты заработной платы ФИО1 С.X. в повышенном размере в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от <дата> ; о возложении обязанностей на ответчика производить начисление заработной платы ФИО1 С.X. в повышенном размере в соответствии с требованиями названного Указа Президента Российской Федерации; о взыскании с ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1 в пользу истца задолженности по недоначисленной и невыплаченной заработной плате в повышенном размере в соответствии с требованиями этого Указа Президента Российской Федерации за период с <дата> по <дата>, а также компенсации морального вреда. Данные требования подлежат удовлетворению.

Определяя сумму, подлежащую взысканию с ответчика в пользу истца, в качестве задолженности по недоначисленной и невыплаченной заработной плате в повышенном размере за период с <дата> по <дата>, судебная коллегия соглашается с размером, указанным в исковом заявлении, – 376693руб. 10коп., находя его верно исчисленным, исходя из произведенного расчета.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Удовлетворяя требование в части взыскания компенсации морального вреда, судебная коллегия, исходя из фактических обстоятельства дела и с учетом объема и характера причиненных работнику ХалитовойС.X. нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости, считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда
в размере 5000 руб.

Требование о взыскании с ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1 в пользу истца денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы в повышенном размере в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от <дата> за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного
срока выплаты – <дата> по день фактического расчета включительно, в размере 61129руб. 40коп. не подлежит удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с ч.1 ст.236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Из приведенных положений ст.236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.

Между тем, в данном случае указанные выплаты являются предметом спора,
в связи с чем к данным правоотношениям не может применяться ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции полагает, что в остальной части обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения, поскольку иные требования, касающиеся признания незаконными штатного расписания ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1 (в части, касающейся должности «Заведующий аптекой-провизор») и трудового договора от <дата>, заключенного между ХалитовойС.X. и ФКУЗ МСЧ-5 ФИО1, а также возложения обязанностей на ответчика внести изменения в названное штатное расписание и привести указанный трудовой договор в соответствие с требованиями
ТК РФ, не затрагивают законных прав и интересов истца, касающихся в рамках настоящего дела получения заработной платы в полном объеме, при этом данные штатное расписание и трудовой договор, исходя из представленных материалов гражданского дела, отвечают требованиям действующего законодательства и из их содержания
не усматривается нарушений, которые бы свидетельствовали о необходимости внесения
в них каких-либо изменений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

определила:

решение Кировского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан
от <дата>г. отменить в части отказа в удовлетворении требований ФИО3 (серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации – 8206170931) к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть Федеральной службы исполнения наказаний» (идентификационный номер налогоплательщика – 6634009269, основной государственный регистрационный номер – 1046602120498) о признании незаконным прекращения выплаты заработной платы ХалитовойС.X. в повышенном размере в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от <дата>г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» с <дата>г., возложении обязанности на Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть Федеральной службы исполнения наказаний» по начислению заработной платы ХалитовойС.X. в повышенном размере в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от <дата>г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», взыскании с Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Федеральной службы исполнения наказаний» в пользу ХалитовойС.X. задолженности по недоначисленной
и невыплаченной заработной плате в повышенном размере в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от <дата>г. «О мероприятиях
по реализации государственной социальной политики» за период с <дата>г.
по <дата>г. в размере 376693 (триста семьдесят шесть тысяч шестьсот девяносто три) руб. 10коп. и компенсации морального вреда.

В отмененной части принять новое решение.

Признать незаконным прекращение выплаты заработной платы ХалитовойС.X.
в повышенном размере в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от <дата>г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» с <дата>г.

Возложить обязанность на Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть Федеральной службы исполнения наказаний» по начислению заработной платы ХалитовойС.X. в повышенном размере в соответствии
с требованиями Указа Президента Российской Федерации от <дата>г.
«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

Взыскать с Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Федеральной службы исполнения наказаний» в пользу ФИО3 задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате в повышенном размере в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от <дата>г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» за период с <дата>г. по <дата>г. в размере 376693 (триста семьдесят шесть тысяч шестьсот девяносто три) руб. 10коп. и компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) руб.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия
и может быть обжаловано в кассационном порядке в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

ФИО6 ФИО10

ФИО7 ФИО9

Х.ФИО5

Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>

33-2456/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Халитова Солтанат Хансултановна
Ответчики
ФКУЗ МСЧ-5 ФСИН России
Другие
ФСИН России
Шаххбанов Имам Шахбанович
Магомедова А.А.
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
21.02.2023Передача дела судье
17.03.2023Судебное заседание
06.04.2023Судебное заседание
01.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2023Передано в экспедицию
06.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее