Дело № 2-6596/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Чарковой Н.Н.,
при секретаре Рейш В.А.,
истца Мисоцкого Н.Н.,
представителя ответчика Щелупановой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 18 июля 2019 года дело по иску Мисоцкого Н.Н. к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании денежных средств, судебных расходов,
у с т а н о в и л:
Мисоцкий Н.Н. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми о возмещении ущерба в размере 232410 руб., судебных расходов в сумме 5524,00 руб.
В обоснование требований истец указал, ... в соответствии с чем, имеет право на льготное лекарственное обеспечение. По результатам заседания врачебной комиссии ГУ «...» принято решение о необходимости продолжения лечения препаратом «...» по жизненным показаниям. Ответчик ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по обеспечению лекарственным препаратом, в связи с чем, истец был вынужден приобрести препарат за свой счет, стоимость препарата составила 232410 руб.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Министерства здравоохранения РК в судебном заседании с иском не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, и оценив в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ все представленные сторонами доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Мисоцкий Н.Н. наблюдается в ГУ ... имеет право на льготное лекарственное обеспечение согласно Постановлению Правительства Российской Федерации 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
По информации ГУ «...» от ** ** ** в ...
Согласно протоколу врачебной комиссии ГБУЗ РК «...» от ** ** ** Мисоцкому Н.Н. назначено применение лекарственного препарата «...».
** ** ** ГУ «...» в адрес Министерства здравоохранения Республики Коми было направлено ходатайство об обеспечении Мисоцкого Н.Н. препаратом «...».
Нуждаемость истца в применении лекарственного препарата «...» указана в письме главного внештатного специалиста-гематолога Министерства от ** ** ** №....
По результатам заседания врачебной комиссии ГУ «... принято решение о необходимости продолжения лечения Мисоцкого Н.Н. препаратом «...».
Статьёй 7 Конституции Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41 часть 1 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. ст. 2, 20, 39 Конституции Российской Федерации человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому онкологическим больным все лекарственные средства отпускаются бесплатно.
В силу п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложено осуществление мер по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры, своевременное обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства РК от 05.07.2012 № 283, Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми, фармацевтической деятельности, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья.
В целях реализации задач Министерство исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, подведомственных Министерству.
Согласно положениям п. 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 года № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Препарат «...» включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 N 2738-р.
Постановление Правительства РФ от 19.12.2016 № 1403 утверждена «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
Согласно раздела V указанной программы, за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Положением о Министерстве здравоохранения Республики Коми предусмотрено, что для реализации задач Министерство исполняет следующие государственные функции: исполняет функции организатора по обеспечению граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (п.п.3 п.9); разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, в том числе государственные программы Республики Коми, а также территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Коми, включающую в себя программу обязательного медицинского страхования (п.п. 6 п. 9), исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, подведомственных Министерству (п.п. 33 п. 9 Положения).
Следовательно, Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти, отвечающим за своевременное и в полном объеме обеспечение населения лекарственными препаратами.
Как установлено при рассмотрении дела и не оспаривается ответчиком, рецепт на приобретение лекарственного препарата истцу выписан не был, и в связи с не обеспечением Мисоцкого Н.Н. лекарственным препаратом «...», истец по причине ухудшения состояния здоровья вынужден был самостоятельно приобрести данный лекарственный препарат в количестве 1 упаковки на сумму 227000 рублей в ООО «Руфарма», стоимость пересылки составила 5410 руб.
Несение заявленных истцом расходов подтверждается товарным чеком №... от ** ** ** на сумму 227000 руб., расходы по пересылке данного лекарственного препарата на сумму 5410 руб. подтверждаются квитанцией ... от 11.06.2019 и кассовым чеком от 11.06.2019.
Как следует из объяснений представителя ответчика, истец был обеспечен лекарственным препаратом «...» в количестве 1 упаковки 27.06.2019.
Учитывая, что Министерством здравоохранения Республики Коми в разумные сроки не выполнены обязательства по обеспечению лекарственным препаратом лица, имеющего право на его получение бесплатно, расходы истца по приобретению лекарственного препарата в общем размере 232410 руб. подлежат взысканию с ответчика.
В силу положений ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче искового заявления государственная пошлина в размере 5524,00 руб.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Мисоцкого Н.Н. в счет возмещения ущерба 232410 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 5524 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий - Н.Н. Чаркова
Мотивированное решение составлено 23 июля 2019 года.