Решение по делу № 33-9372/2024 от 26.04.2024

Судья Сафин А.Р.                                     УИД 16RS0046-01-2023-014304-51

                                                                                          Дело № 2-1081/2024

                                                                                        Дело № 33-9372/2024

                                                                                                  Учет № 082г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 мая 2024 года          город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Муртазина А.И.,

судей Мелихова А.В., Субботиной Л.Р.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи                     Азмухановым Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи                  Муртазина А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Татарстан на решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 1 февраля 2024 года, которым частично удовлетворено исковое заявление Шакирова Д.Р., Хузина Р.Р., Хайрутдинова Н.Н. к Министерству здравоохранения Республики Татарстан, Министерству здравоохранения Российской Федерации о возложении обязанности организовать бесплатное обеспечение лекарственными препаратами.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Шакировой Д.Р. в поддержку жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Шакиров Д.Р., Хузин Р.Р., Хайрутдинов Н.Н. обратились в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Татарстан о возложении обязанности организовать бесплатное обеспечение лекарственными препаратами. В обоснование исковых требований указано следующее.

    Шакиров Д.Р., <дата> года рождения имеет заболевание – <данные изъяты>, тяжелое течение. <данные изъяты>. <данные изъяты> Имеет вторую группу инвалидности, инвалид с детства. Наблюдается и прикреплен к ГАУЗ «Городская поликлиника № 6».

    02 октября 2023 года в ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России заявителю по инициативе лечащего врача был проведен Консилиум, решением которого были назначены по жизненным показаниям препараты элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор КАФТРИО и ивакафтор КАЛИДЕКО. Дозировки указаны в Консилиуме.

    В связи с этим истец обратился к ответчику с просьбой об организации обеспечения его названными лекарственными препаратами. В ответ на обращение, Министерство здравоохранения Республики Татарстан сообщило, что вопрос обеспечения препаратами элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор КАФТРИО и ивакафтор КАЛИДЕКО будет рассмотрен в случае выделения дополнительного финансирования.

    Указывается, что на данный момент Шакиров Д.Р. так и остается без назначенных по жизненным показаниям препаратов элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор КАФТРИО и ивакафтор КАЛИДЕКО.

    Хузин Р.Р., <дата> года рождения имеет заболевание - <данные изъяты>. Имеет третью группу инвалидности, инвалид с детства. Наблюдается и прикреплен к 3-ей Поликлинике г. Альметьевск.

    02 октября 2023 года в ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России заявителю по инициативе лечащего врача был проведен Консилиум, решением которого были назначены по жизненным показаниям препараты тезакафтор/ивакафтор СИМКЕВИ и ивакафтор КАЛИДЕКО. Дозировки указаны в Консилиуме.

    В связи с этим истец обратился к ответчику с просьбой об организации обеспечения его названными лекарственными препаратами. В ответ на обращение, Министерство здравоохранения Республики Татарстан сообщает, что вопрос обеспечения препаратами тезакафтор/ивакафтор и ивакафтор будет рассмотрен в случае выделения дополнительного финансирования. На данный момент истец так и остается без назначенных по жизненным показаниям препаратов тезакафтор/ивакафтор СИМКЕВИ и ивакафтор КАЛИДЕКО.

    Хайрутдинов Н.Н., <дата> г.р. имеет заболевание - <данные изъяты>. Имеет вторую группу инвалидности, инвалид с детства. Наблюдается и прикреплен к Апастовской ЦРБ.

    02 октября 2023 года в ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России заявителю по инициативе лечащего врача был проведен Консилиум, решением которого были назначены по жизненным показаниям препараты элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор КАФТРИО и ивакафтор КАЛИДЕКО. Дозировки указаны в Консилиуме.

    В связи с этим истец обратился к ответчику с просьбой об организации обеспечения его названными лекарственными препаратами. В ответ на обращение, Министерство здравоохранения Республики Татарстан сообщает, что вопрос обеспечения препаратами элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор и ивакафтор будет рассмотрен в случае выделения дополнительного финансирования». На данный момент Хайрутдинов Н.Н. так и остается без назначенных по жизненным показаниям препаратов элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор КАФТРИО и ивакафтор КАЛИДЕКО.

    Шакиров Д.Р., Хузин Р.Р., Хайрутдинов Н.Н. указывают, что являются инвалидами, страдающими редким генетическим заболеванием - <данные изъяты>, которое включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний.

    Руководствуясь изложенным, истцы просили суд возложить на Министерство здравоохранения Республики Татарстан обязанность организовать бесплатное обеспечение Шакирову Д.Р. (<дата> года рождения) лекарственным препаратом элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор (КАФТРИО) + ивакафтор (КАЛИДЕКО), назначенным по жизненным показаниям, указанным в Консилиуме от «02» октября 2023 года ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России на постоянной основе, до отмены препарата.

    Возложить на Министерство здравоохранения Республики Татарстан обязанность организовать бесплатное обеспечение Хузину Р.Р. (<дата> года рождения) лекарственными препаратами тезакафтор/ивакафтор (СИМКЕВИ) + ивакафтор (КАЛИДЕКО), назначенными по жизненным показаниям, указанными в Консилиуме от «02» октября 2023 года ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России на постоянной основе, до отмены препаратов.

    Возложить на Министерство здравоохранения Республики Татарстан обязанность организовать бесплатное обеспечение Хайрутдинову Н.Н.                   (<дата> года рождения) лекарственными препаратами элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор (КАФТРИО) + ивакафтор (КАЛИДЕКО), назначенными по жизненным показаниям, указанными в Консилиуме от               «02» октября 2023 года ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России на постоянной основе, до отмены препаратов.

    Обратить решение суда к немедленному исполнению.

    В судебном заседании представитель истцов Мухаметшина К.И. исковые требования поддержала.

    Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Татарстан, Шакирова Д.Р. с исковыми требованиями не согласилась.

    Представитель ответчика Министерства здравоохранения Российской Федерации в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие, представлены возражения на исковые требования.

    Представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации в суд не явился.

Суд иск удовлетворил частично, постановив решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе ответчик Министерство здравоохранения Республики Татарстан просит решение суда отменить в части удовлетворения иска и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме, указывая на ненадлежащую оценку судом обстоятельств по делу и представленных доказательств. Так суд не учел, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отнесено к расходным обязательствам Российской Федерации. Министерство здравоохранения Республики Татарстан организовывает свою работу, в том числе по обеспечению населения лекарственными средствами за счет средств, предусмотренных в бюджете Республики Татарстан и не в праве принимать самостоятельные решения, приводящие к увеличению расходов Республиканского бюджета.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Татарстан,              Шакирова Д.Р. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.

Истцы и их представитель в суд апелляционной инстанции не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

    Представитель ответчика Министерства здравоохранения Российской Федерации и представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации в суд апелляционной инстанции не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 года и ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ), подтверждают неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими (статья 10 Конвенции).

Исходя из статьи 25 Конвенции о правах инвалидов, государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья. В частности, государства-участники: предоставляют те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их инвалидности, включая раннюю диагностику, а в подходящих случаях – коррекцию и услуги, призванные свести к минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в том числе среди детей и пожилых; не допускают дискриминационного отказа в здравоохранении или услугах в этой области.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Материнство и детство, семья находится под защитой государства (статья 38 Конституции Российской Федерации).

Положениями статьи 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В целях реализации государством его конституционных обязанностей в области здравоохранения Федеральный закон 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, в частности, правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (подпункты 1 и 3 статьи 1).

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года                 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ) основным принципом охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий являются приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи и др.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и др.

Согласно статье 11 Федерального закона от 21 ноября 2011 года№ 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (статья 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определено, что организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 данного Федерального закона, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Положениями статьи 29 указанного Федерального закона определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан.

В силу пункта 5 части 1 указанной статьи организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В соответствии с частью 5 статьи 37 и частью 1 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускается в случае наличия медицинских показаний по решению врачебной комиссии.

Согласно части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В соответствии с частями 3, 4 статьи 48 Федерального закона«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» консилиум врачей – совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.

    Из нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства Республики Татарстан их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Республики Татарстан) зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентам может быть назначено лекарственное средство, не зарегистрированное на территории Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации может быть осуществлен на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в частности, по заявлению медицинских организаций.

    Сам по себе факт того, что данное заболевание не включено в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации не может служить основанием для отказа в обеспечении лекарственными препаратами, необходимость применения которых по жизненным показаниям подтверждена консилиумом врачей.

    Из материалов дела следует, что Шакиров Д.Р., <дата> года рождения имеет заболевание – <данные изъяты> Имеет вторую группу инвалидности, инвалид с детства. Наблюдается и прикреплен к ГАУЗ «Городская поликлиника № 6».

    Согласно имеющемуся в материалах дела протоколу заседания врачебной комиссии ФГБУ НИИ пульмонологии ФМБА России от 02 октября 2023 года Консилиумом принято решение по назначению Д.Р. Шакирову по жизненным показаниям препаратов элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор КАФТРИО и ивакафтор КАЛИДЕКО.

    Хузин Р.Р., <дата> года рождения имеет заболевание - <данные изъяты>. Наблюдается и прикреплен к 3-ей Поликлинике г. Альметьевск.

    Согласно имеющемуся в материалах дела протоколу заседания врачебной комиссии ФГБУ НИИ пульмонологии ФМБА России от 02 октября 2023 года Консилиумом принято решение по назначению Р.Р. Хузину по жизненным показаниям препаратов тезакафтор/ивакафтор СИМКЕВИ и ивакафтор КАЛИДЕКО.

    Хайрутдинов Н.Н., <дата> года рождения имеет заболевание - <данные изъяты> Имеет вторую группу инвалидности, инвалид с детства. Наблюдается и прикреплен к Апастовской ЦРБ.

    Согласно имеющемуся в материалах дела протоколу заседания врачебной комиссии ФГБУ НИИ пульмонологии ФМБА России от 02 октября 2023 года Консилиумом принято решение по назначению Н.Н. Хайрутдинову по жизненным показаниям препаратов элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор КАФТРИО и ивакафтор КАЛИДЕКО.

    Именно в связи с этим заболеванием истцам установлена инвалидность. Вследствие этого истцы, как инвалиды с детства, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», а также Федеральной и Территориальной программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами.

В связи с этим истцы обратились к ответчику с просьбой об организации обеспечения его названными лекарственными препаратами. В ответ на обращение, Министерство здравоохранения Республики Татарстан сообщило истцам, что вопрос обеспечения вышеуказанными препаратами будет рассмотрен в случае выделения дополнительного финансирования.

Указывая, что на данный момент так и остаются без назначенных по жизненным показаниям препаратов, истцы обратились в суд с настоящим иском.

Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований в части возложения обязанности на Министерство здравоохранения Республики Татарстан по обеспечению истцом вышеуказанными препаратами.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом районного суда, как соответствующим обстоятельствам дела и требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы, которые сводятся к отсутствию оснований для возложения на ответчиков обязанности по обеспечению истцов указанными лекарственными препаратами, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.

Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения утвержден согласно приложению № 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р и не включает лекарственные препараты элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор (КАФТРИО) и ивакафтор (КАЛИДЕКО), и тезакафтор/ивакафтор (СИМКЕВИ).

Пунктами 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Постановление № 890) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены Постановлением № 890.

В соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным Постановлением № 890, неработающим инвалидам П группы предоставляются бесплатно все лекарственные средства (по медицинским показаниям).

Лекарственные препараты элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор (КАФТРИО) и ивакафтор (КАЛИДЕКО), и тезакафтор/ивакафтор (СИМКЕВИ) не зарегистрированы на территории Российской Федерации.

Вместе с тем, Минздравом России Шакирову Д.Р., Хузину Р.Р., Хайрутдинову Н.Н. были выданы заключения (разрешительные документы) АО «Мединторг» на ввоз незарегистрированных лекарственных препаратов для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья определяет Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 1 этого федерального закона).

В соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Удовлетворяя иск к Министерству здравоохранения Республики Татарстан, суд первой инстанции исходил из того, что данное министерство является республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИД, медицинской помощи и медицинской реабилитации, лекарственного обеспечения, деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (пункт 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан, утвержденного Кабинета Министров Республики Татарстан от             23 декабря 2011 года № 1052) и в соответствии с абзацем четвертым пункта 3.3.6 Положения организует обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами питания и изделиями медицинского назначения граждан, имеющих право на безвозмездное лекарственное обеспечение.

    Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Решение вопросов организации обеспечения лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В связи с чем, суд обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения иска к Министерству здравоохранения Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В силу статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ                  «О государственной социальной помощи», инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

На основании пункта 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного Федерального закона, включая инвалидов, набора социальных услуг включается социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Вместе с этим средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Отсутствие денежных средств на приобретение лекарственного препарата не может послужить основанием для снижения уровня государственных гарантий по обеспечению истцов необходимым для их жизнедеятельности лекарственными препаратами.

Не указание в решении суда источника финансирования закупки лекарственного препарата не свидетельствует о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, поскольку источники финансового обеспечения в сфере охраны здоровья определены Федеральным законом от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Довод апелляционной жалобы о том, что самостоятельными средствами на закупку дорогостоящих препаратов Министерство здравоохранения Республики Татарстан не располагает и не обладает полномочиями по заключению государственного контракта без выделения финансирования на конкретные цели, не может быть расценен в качестве основания для неисполнения возложенных законом функций. Отсутствие бюджетных денежных средств само по себе не должно умалять установленное законодательством Российской Федерации право лица, страдающего тяжелым заболеванием, на получение лечения необходимыми лекарственными препаратами в рамках установленных мер государственных гарантий. При этом пациенты, страдающие редкими заболеваниями, должны иметь право на такое же качество лечения, как другие пациенты.

Вопросы, связанные с финансированием закупа лекарственных препаратов, находятся вне компетенции суда, и Министерство здравоохранения Республики Татарстан способно разрешить данный вопрос в пределах своей компетенции с учетом собственного правового статуса, места в системе органов государственной власти и межведомственного взаимодействия, получения субвенций из федерального бюджета, а также с применением положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов. В связи с чем, другие доводы апелляционной жалобы ответчика также подлежат отклонению.

Решение суда в части отказа в удовлетворении иска об обращении принятого решения к немедленному исполнению сторонами не обжаловано, является законным и обоснованным. Мотивы, по которым суд пришел к постановленным выводам, изложены в решении суда в соответствии с требованиями ст. 198 ГПК РФ и в дополнительной правовой аргументации не нуждаются.

Учитывая изложенные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что имеющие правовое значение обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушения норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 1 февраля 2024 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Татарстан - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме             31 мая 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-9372/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Хайрутдинов Насим Надырович
Шакиров Дамир Рустамович
Хузин Ренат Равилевич
Ответчики
Министерство здравоохранения РТ
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
26.04.2024Передача дела судье
30.05.2024Судебное заседание
13.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2024Передано в экспедицию
30.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее