РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 ноября 2021 г. г.Донской
Донской городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Тишковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полосиной Е.Н.,
с участием
представителя истца Тульского природоохранного прокурора по доверенности и поручению помощника прокурора г. Донского Тульской области Образцовой Е.И.,
представителя ответчика ООО «Канализационные сети» по доверенности Левочкина Е.А.,
представителя третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области по доверенности ФИО2,
представителя третьего лица администрации муниципального образования г. Донской по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1179/2021 по иску Тульского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Канализационные сети» о взыскании вреда причиненного водному объекту – реке Ольховец, вследствие нарушения водного законодательства,
установил:
Тульский природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Канализационные сети» (далее ООО «Канализационные сети») о взыскании вреда причиненного водному объекту – реке Ольховец, вследствие нарушения водного законодательства указывая о том, что Тульской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, водного законодательства ООО «Канализационные сети» при осуществлении хозяйственной деятельности. Ссылаясь на ст. 42 Конституции РФ, ст. 3, ч.1 ст. 34, чч. 1,2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 44, п.1 ч.6 ст. 60 Водного кодекса РФ указывает, что результаты проверки свидетельствуют о том, что ООО «Канализационные сети» требования указанного законодательства не соблюдаются. Отмечают, что ООО «Канализационные сети» зарегистрировано в качестве юридического лица УФНС по Тульской области. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Канализационные сети» является сбор и обработка сточных вод. Постановлением комитета Тульской области по тарифам от 15.12.2020 №<данные изъяты> ООО «Канализационные сети» на 2021 год утверждены тарифы на оказание услуг по транспортированию сточных вод. ООО «Канализационные сети» включено в региональный государственный реестр объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (II категории объектов) за №<данные изъяты>. Согласно договору аренды имущества от 23.03.2021 б/н, заключенному между ООО <данные изъяты> и ООО «Канализационные сети» последнеепринимает в аренду канализационные сети <адрес>. 04.03.2021 специалистами ФБУ «Тульский ЦСМ» отобрана проба сточной воды от приемного колодца централизованной системы канализации, расположенного примерно в 150 м севернее от д. <данные изъяты> по <адрес> в р.Ольховец, а также 2 пробы природной воды в р. Ольховец выше и ниже по течению от места сброса сточных вод. По результатам количественного химического анализа отобранной пробы сточной воды (заключение ФБУ «Тульский ЦСМ» от №<данные изъяты> от 11.03.2021) установлено, что:
в сточной воде, сбрасываемой 04.03.2021 из приемного колодца центральной системы канализации, расположенного примерно в 150 м севернее от д. <данные изъяты> по <адрес>, содержатся загрязняющие вещества: железо -1,1 мг/л, фосфат-анион -2,3 мг/л, нефтепродукты - 0,9 мг/л, аммоний-ион -93,7 мг/л, БПК5-83,3 мг/л, хлорид-анион -107,2 мг/л, сульфат-анион - 424,6 мг/л, нитрат-анион -23,4 мг/л, ХПК – 170 мг/л;
в пробе природной воды, отобранной 04.03.2021 из р. Ольховец выше сброса сточных вод от приемного колодца центральной системы канализации, расположенного примерно в 150 м севернее от д. <данные изъяты> по <адрес>, в указанный водный объект, по показателям: железо (общее) - в 7,2 раза, сульфат–анион – в 3,49 раза; аммоний-ион – в 188 раз; фосфат-ион (в перерасчете на фосфор) – в 12 раз; ХПК – в 4,33 раза; БПК5 – в 30,95 раза; нефтепродукты - в 14 раз;
в пробе природной воды, отобранной 04.03.2021 из р. Ольховец ниже сброса сточных вод от приемного колодца центральной системы канализации, расположенного примерно в 150 м севернее от д. <данные изъяты> по <адрес>, в указанный водный объект, по показателям: железо (общее) - в 7,6 раза, сульфат –анион – в 3,45 раза, аммоний-ион – в 196,2 раза, фосфат-ион (в перерасчете на фосфор) – в 13 раз; ХПК – в 4 раза; БПК5 – в 28,57 раза, нефтепродукты - в 16 раз.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что ООО «Канализационные сети» в нарушение требований законодательства осуществляется сброс недостаточно очищенных сточных вод в р. Ольховец и ее водоохранную зону, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов), что влечет загрязнение водного объекта. В связи с выявленными нарушениями требований к охране водных объектов, юридическое лицо ООО «Канализационные сети» и должностное лицо и.о. директора ООО «Канализационные сети» Косинов Д.Е. привлечены к административной ответственности по ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ. Указанными действиями ООО «Канализационные сети» причинило вред водному объекту рыбохозяйственного назначения (р. Ольховец), который согласно произведенному Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области по поручению Тульской природоохранной прокуратуры на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87, за период с 04.03.2021 по 25.03.2021 составил 22 856 367 руб. 36 коп. В адрес руководителя ООО «Канализационные сети» 19.07.2021 вынесено представление, которым природоохранный прокурор потребовал принять незамедлительные меры к возмещению вреда, причиненному водному объекту р. Ольховец, вследствие нарушения водного законодательства в период с 04.03.2021 по 25.03.2021 в размере 22 856 367 руб. 36 коп. Вышеуказанное представление рассмотрено с участием сотрудников природоохранной прокуратуры, признано обоснованным, однако в связи с отсутствием денежных средств, общество указывает на отсутствие возможности к единовременному возмещению вреда, причиненному водному объекту – р. Ольховец. Просит взыскать с ООО «Канализационные сети» в пользу Российской Федерации вред, причиненный водному объекту - реке Ольховец, вследствие нарушения водного законодательства за период с 04.03.2021 по 25.03.2021, в размере 22 856 367 руб. 36 коп.
По делу в качестве третьих лиц определением Донского городского суда Тульской области от 25.10.2021 привлечены администрация муниципального образования г. Донской, Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области.
В судебном заседании представитель истца Тульского природоохранного прокурора по доверенности и поручению помощник прокурор г. Донского Тульской области Образцова Е.И. поддержала исковое заявление в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Канализационные сети» по доверенности Левочкин Е.А. требования прокурора не признал, просил отказать в их удовлетворении в полном объеме, по доводам изложенным им в отзыве на исковое заявление, согласно которому из материалов проверки проведенных Тульской природоохранной прокуратурой следует, что сброс сточных вод в водный объект осуществляется без их очистки и по всем опасным веществам имеется значительное превышение в сравнении с нормативными показателями. Для достижения нормативных показателей качества сточных вод и их надлежащего сброса необходима организация их очистки, а именно наличие очистных сооружений. Ранее находившиеся в месте сброса в водный объект очистные сооружения были выведены из эксплуатации и демонтированы прежним сособственником - ООО <данные изъяты> по причине их полного износа и аварийного состояния. Отмечает, что водоотведение это комплекс мероприятий из трех составляющих – приема, транспортировки и очистки сточных вод, а ООО «Канализационные сети» осуществляет именно транспортировку сточных вод, поскольку комитетом Тульской области по тарифам утвержден тариф на транспортировку сточных вод. Ссылается на решение Донского городского суда Тульской области от 28.01.2015 №2-14/2015, по которому исковые требования Тульского природоохранного прокурора удовлетворены, на администрацию муниципального образования г. Донской возложена обязанность в срок до 01.01.2016 организовать водоотведение, обеспечивающее сбор, отведение и очистку сточных канализационных вод в <адрес> и исключающее их поступление на рельеф местности в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах. До настоящего времени указанное решение суда не исполнено. Поскольку ООО «Канализационные сети» уже осуществляет транспортировку сточных вод, администрации муниципального образования г. Донской для исполнения вышеуказанного решения суда надлежит организовать только очистку канализационных стоков, посредством постройки соответствующих очистных сооружений, определив организацию, которая будет осуществлять их эксплуатацию. Указывает, что у ООО «Канализационные сети» отсутствуют в эксплуатации очистные сооружения. Полагает, что спорные коллекторы, на которых обнаружен выброс сточных вод на грунт являются бесхозяйными. Ввиду бездействия администрации муниципального образования г. Донской ООО «Канализационные сети» не может обеспечить надлежащую передачу сточных вод на очистку и последующий сброс в водный объект. Указывает, что поскольку комплекс имущества, используемый для водоотведения находится в муниципальной собственности, поэтому постройка очистных сооружений, в силу ст.ст. 209, 210 ГК РФ лежит на собственнике – администрации муниципального образования г. Донской. Полагает, что Тульской природоохранной прокуратурой незаконно и необоснованно в нарушение норм закона, а также решения Донского городского суда Тульской области от 28.01.2015, на ООО «Канализационные сети» возлагается ответственность за сброс в водный объект недостаточно очищенных сточных вод. Полагает, что заявленные требования являются вмешательством Тульской природоохранной прокуратуры в экономическую деятельность ООО «Канализационные сети» и тем самым ограничивается его свободы, право на которую гарантируется ст. 8 Конституции РФ.
Представитель администрация муниципального образования г. Донской по доверенности ФИО1 в судебном заседании полагал, что требования природоохранного прокурора основаны на нормах действующего законодательства, поэтому подлежат удовлетворению, по делу установлен надлежащий ответчик, данные обстоятельства подтверждаются рамками проверки природоохранного прокурора, ранее проведенными проверками, решением Арбитражного суда Тульской области от 07.04.2021, кроме того постановлением от 25.03.2016 ООО «Канализационные сети» было признано гарантирующей организацией по холодному водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования г. Донской в том числе и в <адрес>.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные требования Тульского природоохранного прокурора, пояснив, что Министерство природных ресурсов приняло участие в проверке проведенной Природоохранной прокуратурой, в ходе проверки специалистами ФБУ «Тульский ЦСМ» отобраны: проба сточной воды от приемного колодца централизованной системы канализации, расположенного примерно в 150 м севернее от д. <данные изъяты> по <адрес> в р.Ольховец, а также 2 пробы природной воды в р. Ольховец выше и ниже по течению от места сброса сточных вод. По результатам отобранных проб было зафиксировано ухудшение качества воды. Материалы проверки были направленны на рассмотрение в Тульскую природоохранную прокуратуру. Далее для расчета ущерба Министерством был произведен повторный отбор проб сточной воды, для подтверждения ухудшения качества воды. Расчет производился в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды Российской Федерации от 13.04.2009 № 87 на основании концентрации загрязняющих веществ, сбрасываемых в составе сточных вод. Размер ущерба рассчитан на основании концентрации загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами.
Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, пришел к следующему.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с нормами Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (пункт 1 статьи 11).
Эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (статья 34).
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды представляет собой поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
На основании части 1 статьи 55 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного воздействия на окружающую среду в населенных пунктах, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений.
Согласно подпункту 1 пункта 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда. Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15, 1064 ГК РФ.
Обязанность водопользователей не допускать причинение вреда окружающей среде закреплена в пункте 1 части 2 статьи 39 ВК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении Пленума от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» при рассмотрении споров о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, судам следует учитывать принципы охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная и иная деятельность. К их числу в соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды относятся, в частности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающею среду, устранению последствий этого воздействия (пункт 1).
Согласно разъяснению в пункте 3 указанного Постановления Пленума от 30.11.2017 № 49 с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, прокурор, граждане, общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, а также органы местного самоуправления, с учетом того, что абзацем шестым статьи 3 Закона об охране окружающей среды на них возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности, ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Регулируя водные отношения, Водный кодекс Российской Федерации в части 2 статьи 69 предусматривает, что методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 639 «О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства» установлено, что методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, разрабатывается и утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404, предусматривает, что Минприроды России самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде (пункт 5.2.44).
Реализуя делегированные ему полномочия и принимая во внимание специфику регулируемой сферы имущественных отношений, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации приказом от 13 апреля 2009 г. № 87 утвердило Методику исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства (далее - Методика).
В пункте 9 Методики поименованы факторы, которые влияют на величину размера вреда. К ним относятся: состояние водных объектов, природно-климатические условия, длительность и интенсивность воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водный объект, что соответствует основным принципам охраны окружающей среды, предусмотренным Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Регулируя вопросы управления в области использования и охраны водных объектов, Водный кодекс Российской Федерации в статье 30 предусматривает государственный мониторинг водных объектов, который представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов.
В соответствии с пунктом 14 Методики № 87 исчисление размера вреда, причиненного водным объектам, осуществляется при выявлении фактов нарушения водного законодательства, наступление которых устанавливается по результатам государственного контроля и надзора в области использования и охраны водных объектов на основании натурных обследований, инструментальных определений, измерений и лабораторных анализов. Кроме того, факт нарушения водного законодательства может быть установлен в соответствии с извещением организацией - водопользователем контролирующих органов о сбросе сточных вод и (или) дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод с превышением допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ, которые установлены нормативами допустимого сброса или лимитами сброса при его наличии.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, в соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» обязаны возместить его в полном объеме. В данной норме федеральный законодатель назвал факторы, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на водные объекты, такие как загрязнение, истощение, порча, уничтожение, деградация, разрушение, в результате, которых имеет место причинение вреда.
Как установлено судом, следует из материалов дела, ООО «Канализационные сети» зарегистрировано в качестве юридического лица и внесено в ЕГРЮЛ 18.03.2015, ОГРН 1157154007680, ИНН 7114021818, КПП 711401001 законным представителем юридического лица - ООО «Канализационные сети» является и.о. директора Косинов Д.Е., основным видом деятельности ООО «Канализационные сети» является сбор и обработка сточных вод (свдениями из ЕГРЮЛ).
Как следует из постановления от 25.03.2016 №<данные изъяты> первого заместителя главы администрации МО г. Донской, по которому ООО «Канализационные сети» определены гарантирующей организацией для центральной системы холодного водоснабжения и водоотведения и определена зона деятельности территории <адрес>.
Как следует из договора аренды имущества от 23.03.2020, заключенного между ООО <данные изъяты> и ООО «Канализационные сети», заключенного сроком на 5 лет, арендодатель предоставляет согласно приложениям №<данные изъяты> к договору канализационные сети, общей протяженность 40200 м, адрес: <адрес>.
Согласно договору пожертвования недвижимого имущества №<данные изъяты> от 08.05.2020, заключенному между ООО <данные изъяты> и администрацией муниципального образования г. Донской, и приложению №<данные изъяты> к договору, канализационные сети, общей протяженностью 40200 м, адрес: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты> безвозмездно переданы администрации МО г. Донской.
Решением №<данные изъяты> от 25.05.2020 единственного участника ООО «Канализационные сети», на должность и.о. директора ООО «Канализационные сети» назначен главный инженер Косинов Д.Е.
Постановлением комитета Тульской области по тарифам от 15.12.2020 №<данные изъяты> ООО «Канализационные сети» на 2021 год утверждены тарифы на оказание услуг по транспортированию сточных вод.
Свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 24.08.2017, ООО «Канализационные сети» включено в региональный государственный реестр объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (II категории, негативного воздействия на окружающую среду) за №<данные изъяты>.
Постановлением № <данные изъяты> главного государственного инспектора отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области Дмитриевой Н.Г. от 13.04.2021 по делу об административном правонарушении по факту осуществления сброса 04.03.2021 в районе <адрес> на расстоянии приблизительно 150 м. севернее от д. <данные изъяты> по <адрес>, от приемного колодца централизованной системы канализации, эксплуатируемого ООО «Канализационные сети», сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов) в водный объект р. Ольховец, что влечет загрязнение водного объекта и нарушение требований ч.1 ст. 44, ч.2 ст. 55, п.1 ч.6 ст. 60 Водного кодекса РФ, ч.1 ст. 34, ч.1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2020 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ООО «Канализационные сети» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. Постановление вступило в законную силу 06.09.2021.
Административный штраф в размере 150 000 руб. ООО «Канализационные сети» не оплачен, на основании определения от 25.10.2201 предоставлена рассрочка до 08.02.2022.
Постановлением №<данные изъяты> главного государственного инспектора отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области Дмитриевой Н.Г. от 13.04.2021 по делу об административном правонарушении по факту осуществления сброса 04.03.2021 в районе <адрес> на расстоянии приблизительно 150 м. севернее от д. <данные изъяты> по <адрес>, от приемного колодца централизованной системы канализации, эксплуатируемого ООО «Канализационные сети», сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов) в водный объект р. Ольховец, что влечет загрязнение водного объекта и нарушение требований ч.1 ст. 44, ч.2 ст. 55, п.1 ч.6 ст. 60 Водного кодекса РФ, ч.1 ст. 34, ч.1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2020 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», и.о. директора ООО «Канализационные сети» Косинов Д.Е., признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. Постановление вступило в законную силу 02.09.2021.
Административный штраф в размере 50 000 руб. оплачен и.о. директора ООО «Канализационные сети» Косиновым Д.Е. 15.10.2021.
Указанный факт сброса сточных вод подтверждается заключениями ФБУ «Тульский ЦСМ» от 11.03.2021 № <данные изъяты>, №<данные изъяты> по результатам количественного химического анализа отобранных 11.06.2020 проб сточной воды от приемного колодца централизованной системы канализации, расположенного примерно в 150 м севернее от д. <данные изъяты> по <адрес> в р.Ольховец, а также 2 проб природной воды в р. Ольховец выше и ниже по течению от места сброса сточных вод, подтвердившими содержание загрязняющих веществ, превышающих предельно допустимый коэффициент загрязняющих веществ.
В соответствии с сообщением Московско-Окского территориального Управления Федерального агентства по рыболовству №<данные изъяты> река Ольховец на территории Донского района Тульской области является водным объектом рыбохозяйственного значения.
По сообщению Тульского ЦГМС-филиал ФГБУ «Центральное УГМС» от 30.03.2021 № <данные изъяты> предоставить сведения о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в воде р. Ольховец не представляется возможным, так как отборы на этих водных объектах не проводятся Тульским ЦГМС-филиал ФГБУ «Центральное УГМС».
Из сообщения ООО «Канализационные сети от 07.04.2021 №<данные изъяты> следует, что среднесуточные объемы сточных вод, транспортируемые (сбрасываемые) в 2021 году на <адрес> составляет 1686,4 м3.
Как следует из акта №<данные изъяты> по результатам участия в проверке, организованной органом прокуратуры от 17.03.2021, на основании запроса прокуратуры Тульской области от 03.03.2021 №<данные изъяты> было проведено обследование: территории <адрес> в водоохраной зонеы р. Ольховец; обследование проводилось 04.03.2021 – 1 рабочий день; при проведении проверки присутствовал, в том числе и.о. директора ООО «Канализационные сети» Косинов Д.Е. и представитель ООО «Канализационные сети» по доверенности Левочкин Е.А.; предмет исследования - соблюдение обязательных требований в области использования и охраны водных объектов; в ходе обследования специалистами ФБУ «Тульский ЦСМ» отобраны пробы: пробы сточной воды от приемного колодца канализации расположенного на расстоянии 150 м севернее от <адрес>, 2 пробы природной воды из р. Ольховец выше и ниже мест сброса сточных вод от приемного колодца канализации расположенного на расстоянии 150 м севернее от <адрес>. Было установлено, что на момент обследования от приемного колодца канализации в районе <адрес> на расстоянии приблизительно 150 м. севернее от <адрес>, в водный объект р. Ольховец осуществляется сброс сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов).
Как видно из заключения ФБУ «Тульский ЦСМ» от №<данные изъяты> от 11.03.2021 по результатам проверки в рамках государственного экологического контроля по плану-заявке Министерства природных ресурсов и экологии на отбор и исследование проб объектов природной среды (сточная вода г. Донской Тульской области) в сточной воде (проба №<данные изъяты> (протокол №<данные изъяты> от 11.03.2021), сбрасываемой 04.03.2021 из приемного колодца центральной системы канализации, расположенного примерно в 150 м севернее от <адрес>, установлено присутствие загрязняющих веществ загрязняющие вещества: железо -1,1 мг/л, фосфат-анион -2,3 мг/л, нефтепродукты - 0,9 мг/л, аммоний-ион -93,7 мг/л, БПК5-83,3 мг/л, хлорид-анион -107,2 мг/л, сульфат-анион - 424,6 мг/л, нитрат-анион -23,4 мг/л, ХПК – 170 мг/л.
Как видно из заключения ФБУ «Тульский ЦСМ» от №<данные изъяты> от 11.03.2021 по результатам проверки в рамках государственного экологического контроля по плану-заявке Министерства природных ресурсов и экологии на отбор и исследование проб объектов природной среды (сточная вода г. Донской Тульской области):
в результате проведения испытаний выявлено превышение ЦДК загрязняющих веществ, нормируемых согласно Норматива качества воды водных объектов рыбохозяйственного назначения, в том числе нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах, водных объектов рыбохозяйственного значения, утв. Приказом Минсельхоза от 13.12.2016 №552;
в пробе природной воды №<данные изъяты> (протокол №<данные изъяты> от 11.03.2021), отобранной 04.03.2021 из р. Ольховец выше сброса сточных вод от приемного колодца центральной системы канализации, расположенного примерно в 150 м севернее от <адрес>, в указанный водный объект, по показателям: железо (общее) - в 7,2 раза, сульфат –анион – в 3,49 раза; аммоний-ион – в 188 раз; фосфат-ион (в перерасчете на фосфор) – в 12 раз; ХПК – в 4,33 раза; БПК5 – в 30,95 раза; нефтепродукты - в 14 раз, растворенный кислород – менее 1 мг/дм3;
в пробе природной воды №<данные изъяты> (протокол №<данные изъяты> от 11.03.2021), отобранной 04.03.2021 из р. Ольховец ниже сброса сточных вод от приемного колодца центральной системы канализации, расположенного примерно в 150 м севернее от <адрес>, в указанный водный объект, по показателям: железо (общее) - в 7,6 раза, сульфат –анион – в 3,45 раза, аммоний-ион – в 196,2 раза, фосфат-ион (в перерасчете на фосфор) – в 13 раз; ХПК – в 4 раза; БПК5 – в 28,57 раза, нефтепродукты - в 16 раз, растворимый кислород - менее 1 мг/дм3.
19.07.2021 в адрес руководителя ООО «Канализационные сети» внесено представление Тульского природоохранного прокурора № <данные изъяты> об устранении нарушений законодательства, об охране окружающей среды, водного законодательства, согласно которому специалистами ФБУ «Тульский ЦСМ» отобраны пробы: пробы сточной воды от приемного колодца канализации расположенного на расстоянии 150 м севернее от <адрес>, 2 пробы природной воды из р. Ольховец выше и ниже мест сброса сточных вод от приемного колодца канализации расположенного на расстоянии 150 м севернее от <адрес>. Проверкой установлено, что ООО «Канализационные сети» в нарушение требований законодательства осуществляет сброс недостаточно очищенных сточных вод в р. Ольховец и ее водоохранную зону, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов), что влечет загрязнение водного объекта. Указанными действиями ООО «Канализационные сети» причинил вред водному объекту рыбохозяйственного назначения (р. Ольховец), который согласно произведенному Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области по поручению Тульской природоохранной прокуратуры на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87, за период с 04.03.2021 по 25.03.2021 составил 22 856 367 руб. 36 коп. В связи с чем, природоохранный прокурор потребовал принять незамедлительные меры к компенсации вреда, причиненному водному объекту р. Ольховец, вследствие нарушения водного законодательства в период с 04.03.2021 по 25.03.2021 в размере 22 856 367 руб. 36 коп.
Как следует из сообщения и.о. директора ООО «Канализационные сети» от 02.08.2021 №<данные изъяты> вышеуказанное представление рассмотрено с участием представителя Тульской природоохранной прокуратуры. В связи с отсутствием денежных средств, либо имущества такой суммы, общество указывает на отсутствие возможности к единовременному возмещению вреда, причиненного водному объекту – р. Ольховец. Отмечает, что ООО «Канализационные сети» находятся в трудном финансовом положении. Кроме того, причинение вреда водному объекту напрямую связано с неисполнением администрацией муниципального образования г. Донской решения Донского городского суда Тульской области от 28.01.2015 об обязании организовать водоотведение на территории муниципального образования, включающее в себя очистку сточных вод (постройку очистных сооружений), в результате чего ввиду крайней необходимости во избежание чрезвычайных ситуаций, сброс сточных вод осуществляется непосредственно в водный объект.
На основании Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды Российской Федерации от 13.04.2009 № <данные изъяты> (пункт 11 по форме № <данные изъяты>) по результатам исчисления размера вреда, причиненного водному объекту (р. Ольховец) в результате сброса от приемного колодца централизованной системы канализации, расположенного на расстоянии приблизительно 150 м севернее от <адрес>, в водный объект сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке (обезвреживанию), определенными Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области по результатам участия в проверке, организованной Тульской природоохранной прокуратурой, размер вреда, причиненный реке Ольховец за период с 04.03.2021 по 25.03.2021 составляет 22 856 367 руб. 36 коп., в том числе ущерб от превышения предельно допустимой концентрации вредного вещества: сульфат-анион в размере 206 003,70 руб., ХПК в размере 138 634,86 руб., БПК полный в размере 4 249 035,23 руб., аммоний-ион в размере 17 884 205, 00 руб., фосфат-ион (в перерасчете на фосфор) в размере 157 858,89 руб., железо в размере 194 828,19 руб., нефтепродукты в размере 25 801,49 руб.
Правильность представленного прокурором расчета размера вреда, причиненного реке Ольховец по формуле № <данные изъяты> пункт 11 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды Российской Федерации от 13.04.2009 № <данные изъяты>, сомнений у суда не вызывает, расчет судом проверен и ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
Ходатайств о назначении экспертизы, в том числе по определению размера причиненного вреда, стороной ответчика ООО «Канализационные сети» в судебном заседании не заявлялось.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 07.04.2021 по делу №А68-9989/2020, исковые требования Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования удовлетворены. С ООО «Канализационные сети» в пользу Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования взыскан вред, нанесенный почве в размере 1 980 000 руб.
Суд находит вышеперечисленные доказательства относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами по делу в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Поскольку установлен факт осуществления ответчиком ООО «Канализационные сети» в период с 04.03.2021 по 25.03.2021 из приемного колодца централизованной системы канализации, расположенного на расстоянии приблизительно 150 м севернее от <адрес>, сброса сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке (обезвреживанию), в водный объект - р. Ольховец, являющейся водным объектом рыбохозяйственного назначения, что привело к превышению нормативов допустимого воздействия на водный объект и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ, вследствие чего ухудшилось качество природной воды в р. Ольховец, суд приходит к выводу о том, что указанные действия ответчика относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду, повлекшего причинение вреда окружающей среде в соответствии с положениями пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Поскольку факт сброса сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке (обезвреживанию), не отрицался представителем ответчика ООО «Канализационные сети» в ходе рассмотрения дела, пояснившим, что сброс произошел вследствие отсутствия очистных сооружений, ранее находившихся в месте сброса в водный объект, и выведенных из эксплуатации и демонтированных прежним собственником – ООО <данные изъяты> по причине их полного износа и аварийного состояния, суд полагает, что установлено наличие вины в действиях ответчика ООО «Канализационные сети» при осуществлении сброса сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке (обезвреживанию), приведших к превышению нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в р. Ольховец.
Суд не находит оснований для признания обоснованными доводы стороны ответчика об осуществлении сброса сточных вод в реку Ольховец в виду крайней необходимости во избежание чрезвычайных ситуаций, поскольку ответчик с момента заключения договора аренды указанного имущества с износом 100% знал и использовал непригодное оборудование, кроме того данные обстоятельства не могут являться основанием для освобождения причинителя вреда от гражданско-правовой ответственности.
Таким образом, с учетом изложенных выше обстоятельств, представленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу о том, что в результате противоправных действий ответчика ООО «Канализационные сети» водному объекту р.Ольховец, являющемуся собственностью Российской Федерации, причинен вред вследствие сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод ООО «Канализационные сети» в период с 04.03.2021 по 25.03.2021, которая составляет 22 856 367 руб. 36 коп.
В подтверждение своих доводов стороной ответчика представлено решение Донского городского суда Тульской области от 28.01.2015 №2-14/2015, по которому исковые требования Тульского природоохранного прокурора удовлетворены, на администрацию муниципального образования г. Донской возложена обязанность в срок до 01.01.2016 организовать водоотведение, обеспечивающее сбор, отведение и очистку сточных канализационных вод в <адрес> и исключающие их поступление на рельеф местности в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах; а также апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 09.04.2015, по которому решение Донского городского суда Тульской области от 28.01.2015 оставлено без изменения, апелляционную жалобу администрации МО г. Донской – без удовлетворения.
Доводы стороны ответчика о том, что бремя ответственности за сброс сточных вод должна нести администрация муниципального образования город Донской как собственник имущества, со ссылкой на ст. 209 и ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и решение Донского городского суда Тульской области от 28.01.2015 №2-14/15, а также на то, что спорные коллекторы, на которых обнаружен выброс сточных вод на грунт являются бесхозяйными, суд считает несостоятельными, поскольку в связи заключением договора аренды имущества от 23.03.2020 ответственность за содержание имущества перешла от администрации муниципального образования г. Донской к ООО «Канализационные сети», кроме того постановлением от 25.03.2016 №<данные изъяты> ООО «Канализационные сети» определены гарантирующей организацией для центральной системы водоотведения и определена зона деятельности территории <адрес>, кроме того, ООО «Канализационные сети» на 2021 год утверждены тарифы на оказание услуг по транспортированию сточных вод, в связи с чем принадлежность имущества, посредством которого осуществляется транспортировка и сброс сточных вод, не влияет на принятие решения по делу.
Ввиду недоказанности ответчиком выполнения мероприятий для уменьшения размера вреда и при отсутствии оснований для освобождения его от уплаты ущерба, оснований для применения положения п. 14 Методики № <данные изъяты> суд не находит.
С учетом установленных по делу обстоятельств, оценки представленных сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о доказанности причинения вреда и его размера, противоправности поведения причинителя вреда, причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненным вредом, а также об обоснованности заявленного Тульским природоохранным прокурором иска и полагает необходимым взыскать с ООО «Канализационные сети» в пользу Российской Федерации вред, причиненный водному объекту - реке Ольховец, вследствие нарушения водного законодательства, в период с 04.03.2021 по 25.03.2021 в размере 22 856 367 руб. 36 коп.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истица была освобождена, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в том числе, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
Поскольку прокурор в силу ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины по исковым требованиям к ответчику ООО «Канализационные сети», суд приходит к выводу о том, что с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 60 000 рублей в бюджет муниципального образования город Донской Тульской области.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░» (░░░░ 1157154007680, ░░░ 7114021818, ░░░ 711401001) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░ 00011609010011000140), ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░ 04.03.2021 ░░ 25.03.2021 ░ ░░░░░░░ 22 856 367 (░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░. 36 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 60 000 ░░░. 00 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.11.2021.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░