Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
15 марта 2018 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Вершининой О.В.,
при секретаре Шестеровой О.М.,
с участием истца Скворцова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-699/2018 по иску Скворцова В.А. к администрации муниципального образования города Братска о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Скворцов В.А. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику администрации муниципального образования города Братска, в котором с учетом уточнения от 12.03.2018, просит суд обязать ответчика предоставить истцу Скворцову В.А. вне очереди благоустроенное применительно к условиям города Братска жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, применительно к условиям населенного пункта города Братска, в размере не менее 28 кв.м. общей площади, находящееся в границах населенного пункта город Братск Иркутской области.
В обоснование своего иска истец указал на то, что истцу установлена третья группа инвалидности по общему заболеванию на срок до 01 мая 2018 года. Истец в период с 05 февраля 2016 года зарегистрирован по адресу: <адрес> по 05.02.2018. По указанному адресу совместно с истцом зарегистрированы восемь человек: ФИО3, ФИО4, ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 Справкой ОГБУЗ «Иркутская областная клиническая туберкулезная больница» от 27.09.2016 подтверждается наличие у истца заболевания, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. С целью получения жилого помещения истец 22 декабря 2016 года обратился в администрацию г. Братска с соответствующим заявлением. До настоящего времени жилое помещение ответчиком истцу не предоставлено.
Истец Скворцов В.А. в судебном заседании исковые требования по доводам иска поддержал по указанным в иске основаниям, суду пояснил, что у него своей семьи не имеется, он является одиноким, просит суд обязать ответчика предоставить ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
Представитель ответчика администрации г. Братска по доверенности Предко Ю.В. в судебное заседание не явилась, о месте, времени проведения судебного заседания извещена надлежащим образом, возражений по иску не представила.
Определением суда от 20.02.2018 к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Министерство финансов РФ, представитель которого в судебное заседание не явился, о месте, времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
Выслушав доводы истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).
Предусмотренные данным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (преамбула Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ в качестве меры социальной защиты предусмотрено обеспечение инвалидов жильем.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ установлено, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона.
Согласно статье 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г. (часть 1 данной статьи).
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 года № 987н.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, а также нормами Жилищного кодекса Российской Федерации вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Аналогичные положения закреплены и в ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
В силу ч.ч. 3, 4 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.
Судом из письменных материалов дела, в том числе материалов учетного дела Скворцова В.А., установлено, что как следует из справки серии МСЭ-2015 *** от 03.04.2017, Скворцову В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена инвалидность 3 группы по общему заболеванию на срок до 01.05.2018.
Согласно свидетельству № 117 о регистрации по месту пребывания от 05.02.2016, справке с места жительства от 09.12.2016, выданной отделом по вопросам миграции МУ МВД России «Братское», Скворцов В.А., 1965 года рождения, зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с 05.02.2016 по 05.02.2018. Вместе с ним по указанному адресу зарегистрированы: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Судом из материалов учетного дела Скворцова В.А. установлено, что с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Скворцов В.А. обратился в администрацию г. Братска 12 апреля 2016 года.
Скворцов В.А. имеет инвалидность 3 группы по общему заболеванию.
В соответствии с постановлением администрации г. Братска *** от 13.05.2016, *** от 25.01.2017 Скворцов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В деле также имеется справка ОГБУЗ «Иркутская областная клиническая туберкулезная больница» Братский филиал от 07.09.2016, выданная на имя Скворцова В.А., из которой следует, что согласно заключению ВК, протокол *** от ДД.ММ.ГГГГ, Скворцов В.А. по состоянию здоровья, согласно постановлению Правительства РФ от 16.06.2016 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», страдает <данные изъяты> Скворцов В.А. нуждается в предоставлении отдельной жилплощади.
Также согласно справке ОГБУЗ «Иркутская областная клиническая туберкулезная больница» Братский филиал от 12.03.2018, согласно заключению ВК, протокол *** от 12.03.2018 Скворцов В.А. по состоянию здоровья, согласно постановлению Правительства РФ от 16.06.2006 № 378, нуждается в предоставлении жилплощади.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 29.07.2011, собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 26.07.2011, дата регистрации 29.07.2011, ***, являются ФИО5 - доля в праве 1/4, ФИО3 - доля в праве 1/4, ФИО3 - доля в праве 1/4, ФИО4 - доля в праве 1/4.
Судом установлено, что как следует из представленных выписок из ЕГРП от 26.04.2016, ранее истец Скворцов В.А. на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от 14.02.2000, являлся собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Впоследствии правообладателями указанного жилья на основании договора купли-продажи квартиры от 01.07.2005 стали ФИО11, ФИО12. Сведений о наличии у истца в собственности жилого помещения, дома на момент рассмотрения дела по существу не имеется.
Как следует из уведомления филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области от 12.04.2016, в ЕГРП на указанную дату информации о правах Скворцова В.А. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не зарегистрированы.
Как следует из сообщения Братского филиала ОГУП «ОЦТИ - Областное БТИ» от 13.04.2016, по результатам поиска в электронных базах данных БТИ г. Братска сведений о зарегистрированных правах собственности по состоянию на 25.06.1999 за Скворцовым В.А. не установлено.
Таким образом, судом установлено, что Скворцов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает <данные изъяты> которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в квартире, утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации на основании приказа от 29.11.2012 № 987н (п. 1 перечня).
Согласно постановлению администрации г. Братска № 213 от 13.05.2016 Скворцов В.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемым по договорам социального найма.
Учитывая изложенное, Скворцов В.А., являющийся инвалидом 3 группы, и страдающий <данные изъяты> вставший после 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а именно 13 мая 2016 года, имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Данных о том, что у Скворцова В.А. в собственности имеются жилые помещения, материалы дела не содержат.
Ответчиком по делу не оспорено то обстоятельство, что вопрос о предоставлении жилого помещения Скворцову В.А. в порядке, определенном ст. 57 ЖК РФ, не разрешен до настоящего времени.
При таких обстоятельствах, руководствуясь приведенными правовыми нормами, суд приходит к выводу о том, что обязанность по обеспечению жилым помещением Скворцова В.А., 1965 года рождения, вне очереди должна быть возложена на администрацию г. Братска.
Согласно ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Пунктом 1.2 решения Братской городской Думы от 23.05.2005 № 57/г-Д (в ред. Решения Думы г. Братска от 29.05.2015 № 143/г-Д) "Об учетной норме площади и норме предоставления жилого помещения" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере не менее 16 (шестнадцати) квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек, и не менее 28 (двадцати восьми) квадратных метров общей площади на одиноко проживающих граждан.
На основании вышеизложенного, суд находит исковые требования Скворцова В.А. к администрации муниципального образования города Братска об обязании предоставить истцу во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение в г. Братске, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям г. Братска, общей площадью не менее 28 кв.м., обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно статье 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно договору об оказании юридических услуг от 25.12.2017, он заключен между исполнителем ИП Алекса А.В. и заказчиком Скворцовым В.А., по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство оказать заказчику юридические услуги по изучению представленных заказчиком документов, осуществить консультирование заказчика о возможных вариантах разрешения спорного вопроса; составить исковое заявление Скворцова В.А. к администрации г. Братска о понуждении предоставить жилое помещение, для предъявления в суд в соответствии с правилами подведомственности и подсудности (п. 1.1).
Согласно акту сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) от 25.12.2017, исполнителем по договору оказания юридических услуг от 25.12.2017 выполнены работы (оказаны услуги), а именно: заказчику дана консультация о возможных вариантах разрешения спорного вопроса; составлено исковое заявление Скворцова В.А. к администрации г. Братска о понуждении предоставить жилое помещение для предъявления к суд в соответствии с правилами подведомственности и подсудности. Стоимость выполненных работ (оказанных услуг) составила 2 000 руб. Вышеперечисленные работы (услуги) выполнены полностью и в срок. Заказчик по объему, качеству и срокам оказания услуг претензий не имеет.
Поскольку расходы по оплате услуг за составление искового заявления, а также юридической консультации по возникшему спорному вопросу, являются вынужденными расходами истца и связаны с необходимостью обращения истца в суд к ответчику с иском к администрации г. Братска об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, суд считает необходимым удовлетворить требования Скворцова В.А. и взыскать с ответчика администрации г. Братска в пользу истца, понесенные по делу судебные расходы по составлению искового заявления, а также получению юридических консультаций, в размере 2 000 руб..
Ответчик доводы истца об обоснованности иска не опроверг, доказательств в опровержение доводов иска в суд не представил.
Руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Скворцова В,А. удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования города Братска предоставить Скворцову В.А. по договору социального найма вне очереди благоустроенное применительно к условиям города Братска жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, применительно к условиям населенного пункта города Братска, в размере не менее 28 кв.м. общей площади, находящееся в границах населенного пункта города Братска Иркутской области.
Взыскать с администрации муниципального образования города Братска в пользу Скворцова В.А. судебные расходы в размере 2000 руб..
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Вершинина