Решение по делу № 2а-93/2019 от 22.03.2019

дело №2а-93/2019

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

18 апреля 2019 года                     пгт. Троицко-Печорск

Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе судьи Плесовской Н.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Коми к Сидорченко С.А. о взыскании недоимки по налогам и пени,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Республике Коми обратилась в суд с административным исковым заявлением к Сидорченко С.А. о взыскании недоимки по налогам и пени на общую сумму 12967 руб. 79 коп., в том числе: налог на имущество физических лиц за 2015-2016 годы в размере 480 руб., пени за период с 02.12.2016 по 06.11.2017, с. 02.12.2017 по 10.12.2017 в размере 19 руб. 86 коп.; транспортный налог с физических лиц за 2016 год в размере 9500 руб., пени за период с 01.12.2015 по 28.11.2017, с 02.12.2017 по 10.12.2017 в размере 2844 руб. 96 коп.; земельный налог с физических лиц за 2016 год в размере 90 руб., пени за период с 01.12.2015 по 28.11.2017, с 02.12.2017 по 10.12.2017 в размере 32 руб. 97 коп. Административный ответчик, являясь плательщиком налога на имущество, транспортного налога, земельного налога своевременно не исполнил обязанность по их уплате. Выставленные в его адрес уведомления об уплате налогов, а затем - требования об уплате недоимки по налогам и пени ответчиком не исполнены, что послужило основанием для обращения налогового органа в суд с настоящим административным иском.

Дело рассмотрено судом в отсутствие сторон, без проведения устного разбирательства, в порядке упрощенного производства в соответствии с ч. 3 ст. 291 КАС РФ.

От административного ответчика в суд поступили письменные возражения на иск, в которых Сидорченко С.А. указывает, что на дату обращения с настоящим иском в суд налоговый орган утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени в связи с пропуском установленного срока, поскольку с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки и пени по налогам, с учетом срока, установленного налоговым органом для уплаты налога требованиями № 8046 от 29.11.2017 и № 9256 от 11.12.2017, административный истец должен был обратиться не позднее 16.07.2018 и 29.07.2018, фактически с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени административный истец обратился 27.08.2019, то есть с нарушением установленного срока, однако с заявлением о восстановлении пропущенного срока взыскатель не обращался. Кроме того, считает, что предъявленные к взысканию суммы задолженности по налогу на имущество с физических лиц за 2015 год, пени по налогу на имущество с физических лиц и транспортному налогу исчислены не верно. Также отмечает, что с заявлением о получении пароля и логина для доступа в личный кабинет налогоплательщика в налоговый орган не обращался, в связи с чем доводы административного истца в части его надлежащего уведомления о начислении налогов считает несостоятельными. По указанным основаниям просит отказать в удовлетворении требований в полном объеме, относительно рассмотрения возможности рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства не возражал.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В силу абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1 ст. 69 НК РФ).

В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Аналогичные правила согласно п. 6 ст. 75 НК РФ применяются для взыскания пеней.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 357, 358 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы автомобили, признаваемые объектом налогообложения.

Согласно имеющимся в деле сведениям за административным ответчиком по состоянию на 2016 год зарегистрировано транспортное средство - автомобиль HONDA ACCORD, государственный регистрационный знак О858ТР11.

Таким образом, вышеуказанное транспортное средство в спорный период являлось объектом налогообложения, а ответчик являлся плательщиком транспортного налога.

Статьей 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя.

Статьей 362 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

В силу статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом,

Статьей 400 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.401 настоящего Кодекса, согласно которой объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество в т.ч. жилой дом; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно представленным сведениям административному ответчику в 2015-2016 года принадлежало на праве собственности следующее недвижимое имущество: квартира, расположенная по адресу: РК, пгт.Троицко-Печорск, <адрес>, квартира, расположенная по адресу: РК, пгт.Троицко-Печорск, <адрес>

В соответствии с п.1-2 ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п.2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п.3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом РФ не принято решение, предусмотренное абз.3 п.1 настоящей статьи.

В силу положений ст.409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются юридические и физические лица, обладающие земельным участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения.

По сведениям, предоставленным Управлением Росреестра по РК, в собственности Сидорченко С.А. в 2016 году находился земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>

В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом на основании налогового уведомления, направляемого в их адрес налоговым органом.

Из материалов дела следует, что административному ответчику направлялось налоговое уведомление от 20.09.2017 об уплате не позднее 01.12.2017 налогов на общую сумму 10070 руб., в том числе: транспортного налога за 2016 год в размере 9500 руб., земельного налога за 2016 год в размере 90 руб., налога на имущество за 2016 год в размере 299 руб., перерасчет налога на имущество за 2015 год в размере 81 руб.

В связи с неуплатой ответчиком налогов в срок, указанный в налоговом уведомлении, налоговой инспекцией направлялось требование от 29.11.20157, которым административному ответчику предлагалось оплатить задолженность по налогам, в том числе: недоимка по транспортному налогу в сумме 9500 руб., 3792 руб., и пени за несвоевременную уплату налога 1016 руб. 99 коп., 16446 руб. 95 коп., 157 руб. 51 коп., недоимка по налогу на имущество физических лиц в размере 78 руб. 74 коп. и пени за несвоевременную уплату в размере 18 руб. 67 коп., недоимка по земельному налогу в размере 78 руб. 74 коп., 90 руб. 00 коп. и пени в размере 18 руб. 41 коп., 4 руб. 57 коп., 9 руб. 77 коп., срок уплаты недоимки по налогам и пени установлен налоговым органом ответчику до 16.01.2018.

Кроме того, административному истцу направлено требование от 11.12.2017, которым административному ответчику предлагалось оплатить задолженность по транспортному налогу, начисленному по состоянию на 01.12.2017, в размере 9500 руб. и пени в размере 23 руб. 51 коп., налогу на имущество, начисленному по состоянию на 01.12.2017, в размере 480 руб. и пени в размере 1 руб. 19 коп., земельному налогу, начисленному по состоянию на 01.12.2017, в размере 90 руб. и пени в размере 0 руб. 22 коп., со сроком уплаты до 29.01.2018.

В связи с неисполнением Сидорченко С.А. обязанности по уплате налогов и пени в срок, указанный в требованиях об уплате налогов, Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Коми обратилась к мировому судье Троицко-Печорского судебного участка Республики Коми с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с него недоимки и пени по земельному налогу с физических лиц, транспортному налогу с физических лиц, налогу на имущество с физических лиц, которое поступило в Троицко-Печорский судебный участок Республики Коми 27.08.2018.

Мировым судьей Промышленного судебного участка города Сосногорска Республики Коми Пименовой З.И., в порядке исполнения обязанностей мирового судьи Троицко-Печорского судебного участка Республики Коми, 30.08.2018 вынесен судебный приказ № 2а-14/83/2018 о взыскании с Сидорченко С.А. в пользу Межрайонной ИФНС России № 3 по Республики Коми недоимки по транспортному налогу за 2016 год в размере 9500 руб., пени за 2015-2016 годы в размере 2844 руб. 96 коп.;недоимки по налогу на имущество за 2016 год в размере 480 руб., пени за 2015-2016 годы в размере 19 руб. 86 коп.; недоимки по земельному налогу за 2016 год в размере 90 руб., пени за 2015-2016 годы в размере 32 руб. 97 коп.

20.09.2018 определением мирового судьи Таежного судебного участка г.Сосногорска Республики Коми Иванюк А.С., в порядке исполнения обязанностей мирового судьи Троицко-Печорского судебного участка Республики Коми, судебный приказ №2а-1483/2018 от 30.08.2018 о взыскании с Сидорченко С.А. в пользу Межрайонной ИФНС России № 3 по Республики Коми недоимки по налогам и пени отменен.

Исходя из представленной налоговым органом расшифровке задолженности налогоплательщика задолженности по налогам и пени в вышеуказанных суммах Сидорченко С.А. не уплачены.

В силу положений ч. 4, 6 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Статьей 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть подано не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Судом установлено, что в заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Сидорченко С.А. налогов и пени, исчисленных за 2015-2016 годы на основании уведомлений от от 12.09.2016 и от 20.09.2017, в связи с неисполнением требований об уплате задолженности по налогам и пени налогов от 29.11.2017 и от 11.12.2017, со сроком уплаты до 16.01.2018 и 29.01.2018 соответственно, налоговый орган обратился к мировому судье Троицко-Печорского судебного участка Республики Коми 27.08.2018, о чем свидетельствует щтамп входящей корреспонденции .

Вместе с тем, с заявлением о вынесении судебного приказа с учетом положений абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе был обратиться до 16.07.2018 и до 29.07.2018 соответственно.

Следовательно, с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился за пределами шестимесячного срока, установленного ч. 2ст. 48 НК РФ, при этом с ходатайством о восстановлении пропущенного срока административный истец не обращался.

Положения пункта 3 статьи 48 НК РФ не предполагают возможность обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

В связи с чем, правовых оснований для взыскания после отмены судебного приказа задолженности по налогам и пени за пределами шести месяцев после истечения сроков для их уплаты не имеется.

Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного срока, административный истец в качестве уважительных причин указал на возвращение мировым судьей для устранения недостатков заявлений МИФНС №3 о вынесении судебного приказа, которые подавались налоговым органом 19.04.2018 и 22.05.2018.

Оснований для восстановления пропущенного срока суд не усматривает, поскольку обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному обращению в суд, налоговым органом не приведено, соответственно, предусмотренный законом шестимесячный срок пропущен без уважительных причин. Факты возвращения мировым судьей заявлений о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей административному истцу течение процессуального срока не прерывают и не приостанавливают. При этом налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, ему известен порядок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О-О).

Таким образом, срок на обращение в суд с настоящим заявлением административным истцом пропущен, оснований для его восстановления не имеется, что в силу положений статей 286, 289 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 175-180, 290, 293-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

    

решил:

В удовлетворении административного иска межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Коми к Сидорченко С.А. о взыскании недоимки по налогам и пени отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии данного решения.

Судья Н.В. Плесовская

2а-93/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Коми
Ответчики
Сидорченко Сергей Анатольевич
Суд
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
trpsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация административного искового заявления
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
26.03.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2020Дело оформлено
26.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее