Решение по делу № 3а-295/2020 от 09.06.2020

Дело № 3а-295/2020

42OS0000-01-2020-000247-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Шалагиной О.В.,

при секретаре Морозовой А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«10» июля 2020 года

административное дело по административному исковому заявлению Зыбенка Владимира Олеговича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Зыбенок В.О. обратился в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

Требования, с учетом уточнения, мотивированы тем, что он является собственником объектов недвижимости:

здания, с кадастровым номером , площадью 717,2 кв.м., назначение - нежилое здание, наименование – спортивно-оздоровительный комплекс, расположенного по адресу: <адрес>

помещения, с кадастровым номером , площадью 313,2 кв.м., назначение – нежилое помещение, наименование – нежилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>

Кадастровая стоимость здания с кадастровым номером определена по состоянию на 12 ноября 2016 года и составляет 24655356,53 руб., кадастровая стоимость помещения с кадастровым номером определена по состоянию на 29 ноября 2016 года и составляет 12948135,88 руб.

Между тем рыночная стоимость данных объектов недвижимости значительно ниже их кадастровой стоимости. Так, согласно отчету оценщика ИП ФИО № ОН/475-15-04-2020 от 15.04.2020 года рыночная стоимость здания с кадастровым номером на дату оценки 12 ноября 2016 года составляет 8718000 руб.

Согласно отчету оценщика ИП ФИО № ОН-476-18-04-2020 от 18.04.2020 года рыночная стоимость помещения с кадастровым номером на дату оценки 29 ноября 2016 года составляет 3222000 руб.

В связи с этим, ссылаясь на ст.ст.402, 403 Налогового кодекса РФ, Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», просит установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

Зыбенок В.О. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Его представители Лапина С.А., Потылицына Т.А., действующие на основании доверенности от 22.06.2020, в судебном заседании заявленные требования поддержали.

Административные ответчики ФГБУ «ФКП Росреестра» (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области - Кузбассу), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу, Правительство Кемеровской области - Кузбасса (ранее - Коллегия администрации Кемеровской области) и заинтересованное лицо администрация Новокузнецкого городского округа своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Управление Росреестра по Кемеровской области – Кузбассу, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области - Кузбассу представили письменные возражения, указывая на то, что не являются административными ответчиками по делу, не оспаривают право административного истца на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Правительство Кемеровской области - Кузбасса (ранее - Коллегия администрации Кемеровской области) в письменном объяснении не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Администрация Новокузнецкого городского округа возражений по административному иску не представила.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителей административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно ст.24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно абзацу пятому части 16 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Как следует из материалов дела, Зыбенок В.О. является собственником объектов недвижимости:

здания, с кадастровым номером , площадью 717,2 кв.м., назначение - нежилое здание, наименование – спортивно-оздоровительный комплекс, расположенного по адресу: <адрес> право собственности зарегистрировано 10 декабря 2016 года;

помещения, с кадастровым номером , площадью 313,2 кв.м., назначение – нежилое помещение, наименование – нежилое помещение, расположенного по адресу: <адрес> право собственности зарегистрировано 12 января 2017 года.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объектов недвижимости от 25 июня 2020 года объект недвижимости с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет 12 ноября 2016 года, объект недвижимости с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет 29 ноября 2016 года.

Из выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 25 июня 2020 года видно, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости 12 ноября 2016 года, определенная по состоянию на 12 ноября 2016 года, составляет 24655356,53 руб.; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости 29 ноября 2016 года, определенная по состоянию на 29 ноября 2016 года, составляет 12948135,88 руб.

Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как собственника объектов недвижимости, являющегося плательщиком налога на имущество, размер которого определяется от кадастровой стоимости объектов недвижимости (п.1 ст.401, п.1, 2 ст.403 Налогового кодекса РФ), он вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости.

В суд с настоящим административным исковым заявлением Зыбенок В.О. обратился 09 июня 2020 года.

Из представленного административным истцом отчета № ОН/475-15-04-2020 от 15.04.2020г. об оценке рыночной стоимости спортивно-оздоровительного комплекса, составленного оценщиком ИП ФИО, следует, что рыночная стоимость здания с кадастровым номером , площадью 717,2 кв.м., по состоянию на 12 ноября 2016 года составляет 8718000 руб.

Из отчета № ОН/476-18-04-2020 от 18.04.2020г. об оценке рыночной стоимости нежилого помещения, составленного оценщиком ИП ФИО, следует, что рыночная стоимость здания с кадастровым номером , площадью 313,2 кв.м., по состоянию на 29 ноября 2016 года составляет 3222000 руб.

Оценивая относимость отчетов оценщика, определившего рыночную стоимость спорных объектов капитального строительства по состоянию на 12 и 29 ноября 2016 года к разрешаемым спорным правоотношениям, суд исходит из следующего.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13 января 2012 года № 2 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области по состоянию на 02 июня 2011 года.

Кадастровая стоимость здания с кадастровым номером была определена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области от 12 ноября 2016 года (л.д.199) по состоянию на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости – 12 ноября 2016 года, в связи с образованием объекта недвижимости.

Кадастровая стоимость помещения с кадастровым номером была определена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области от 29 ноября 2016 года (л.д.202) по состоянию на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости – 29 ноября 2016 года, в связи с образованием объекта недвижимости.

При определении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости были использованы удельные показатели кадастровой стоимости, утвержденные постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13 января 2012 года № 2.

Следовательно, в соответствии с положениями ст.24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости следует считать дату внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости, т.е. 12 ноября 2016 года - для объекта недвижимости с кадастровым номером , 29 ноября 2016 года - для объекта недвижимости с кадастровым номером , что отражено в кадастровых справках, и на эту дату должна быть установлена их кадастровая стоимость.

Таким образом, дата, по состоянию на которую оценщиком определена рыночная стоимость спорных объектов недвижимости, соответствует дате, по состоянию на которую установлена их рыночная стоимость.

Административными ответчиками, в том числе Правительством Кемеровской области – Кузбасса – органом, утвердившим результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области, не представлено заслуживающих внимания возражений, подтвержденных доказательствами, относительно величины установленной оценщиком в отчете рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.

Отчеты оценщика о рыночной стоимости объектов недвижимого имущества содержат подробные описания проведенных исследований, в них указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки спорных объектов, иные необходимые сведения, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. Рыночная стоимость здания с кадастровым номером определена затратным подходом методом сравнительной единицы, сравнительным подходом методом сравнения продаж и доходным подходом с использованием метода капитализации доходов. Рыночная стоимость помещения с кадастровым номером определена сравнительным подходом методом сравнения продаж и доходным подходом с использованием метода капитализации доходов, отказ от применения затратного подхода обоснован. Для оценки спорных объектов капитального строительства сравнительным подходом оценщиком использованы объекты-аналоги, соответствующие объектам оценки по основным характеристикам, применение корректировок обосновано. Произведено согласование полученных результатов использованных подходов. В отчетах оценщиком приведены сведения об источниках полученной информации об аналогах объекта оценки и выводы оценщика при согласовании результатов расчета рыночной стоимости объектов оценки. Отчеты оценщика содержит сведения о соответствии уровня знаний оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

При таких данных, учитывая, что административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено доказательств, опровергающих выводы оценщика и свидетельствующих об ином размере рыночной стоимости объектов недвижимости, а у суда не имеется оснований не доверять отчетам оценщика, суд не находит оснований для назначения по собственной инициативе судебной экспертизы для определения рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.

Следовательно, принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, суд приходит к выводу о том, что представленные административным истцом отчеты оценщика об определении рыночной стоимости спорных объектов недвижимости являются надлежащими доказательствами, подтверждающими размер рыночной стоимости спорных объектов недвижимости на даты, по состоянию на которые была установлена их кадастровая стоимость.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости их рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость объектов недвижимости ниже их кадастровой стоимости, в связи с чем он вправе требовать установления кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

В соответствии с ч.2 ст.247 КАС РФ к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу и ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что данные лица не являются надлежащими ответчиками по делу, противоречат приведенным положениям закона и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца, которые основаны на законе.

При таких обстоятельствах исковые требования Зыбенка В.О. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Зыбенка Владимира Олеговича удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – здания, с кадастровым номером , площадью 717,2 кв.м., назначение - нежилое здание, наименование – спортивно-оздоровительный комплекс, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 8718000 руб., определенной по состоянию на 12 ноября 2016 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – помещения, с кадастровым номером , площадью 313,2 кв.м., назначение – нежилое помещение, наименование – нежилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 3222000 руб., определенной по состоянию на 29 ноября 2016 года.

Дата обращения Зыбенка В.О. в Кемеровский областной суд с настоящим административным исковым заявлением – 09 июня 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд.

Председательствующий: Шалагина О.В.

Решение в окончательной форме принято 10 июля 2020 года.

3а-295/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ЗЫБЕНОК ВЛАДИМИР ОЛЕГОВИЧ
Ответчики
КУГИ Кемеровской области
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Шалагина Ольга Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
09.06.2020Регистрация административного искового заявления
09.06.2020Передача материалов судье
10.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2020Подготовка дела (собеседование)
26.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2020Судебное заседание
10.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2020Дело оформлено
03.09.2020Дело передано в архив
10.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее