Дело № 2 -2682/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«11 » декабря 2018 года город Иваново
Фрунзенский районный суд города Иванова
в составе председательствующего судьи Чайки М.В.,
при секретаре Бровкиной Ю.Л.
с участием истца представителя истца Заботлиной Л.В., представителя ответчика Фомичевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново гражданское дело по иску Федоровой Е.Б. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о признании права на пенсию
Установил:
Федорова Е.Б. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации и ( государственному учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о признании права на пенсию на том основании, что ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. Ответчик не включил в специальный стаж следующие периоды работы: :
- с 09.09.1993г. по 31.08.1994г. в должности участковой медицинской сестры в терапевтическом отделении поликлиники № 9 Объединения 4-й городской клинической больницы,
- с 01.06.2016г. по 30.12.2016г. в должности медицинской сестры в отделении ортопедической стоматологии негосударственного учреждения здравоохранения « Центральная стоматологическая поликлиника ОАО « РЖД»;
- с 02.11.1997г. по 27.11.1997г., с 03.04.2006г по 28.04.2006г, с 04.04.2011г. по 29.04.2011г., с 01.09.2014г. по 10.11.2014г., с 16.11.2015г. по 11.12.2015г-обучение на курсах повышения квалификации.
Истица считает решение УПФР незаконным в связи с тем, что в указанные периоды работы истица осуществляла лечебную деятельность. На основании изложенного, просит включить в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии спорные периоды, взыскать расходы по оплате госпошлины, а также расходы на оплату услуг представителя.
Истец Федорова Е.Б. в судебное заседание не явилась, извещалась о рассмотрении дела в установленном законом порядке, направила в суд представителя.
Представитель истца Заботлина Л.В. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика УПФР в городских округах Иванове, Кохме, Ивановском муниципальном районе Ивановской области Фомичева Е.А. исковые требования не признала, поддержала отзыв на исковое заявление, ссылаясь на обстоятельства, в нем изложенные, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Третье лицо негосударственное учреждение здравоохранения «Центральная стоматологическая поликлиника ОАО « РЖД» в судебное заседание не явилось, извещалось о рассмотрении дела в установленном законом порядке, направило в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация является социальным государством, в котором устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам гражданина и гарантируется статьёй 39 Конституции Российской Федерации.
Положения статьи 6 части 2, статьи 15 части 4, статьи 17 части 1, статей 18, 19 и 55 части 1 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В силу ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Согласно подпункту 20 ч 1 ст. 30 этого же Закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, следующим лицам осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с п. "н" ч. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" в целях реализации ст. ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются списки должностей и учреждений, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с оспариваемыми периодами, при проверке законности требований истца, подлежат применению постановление Совмина СССР от 17 декабря 1959 года N 1397,постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а также постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, действовавшие в оспариваемые периоды времени.
Списком N 464 было определено, что в стаж лечебной и иной работы по охране здоровья населения, которая дает право на пенсию за выслугу лет, подлежит включению работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно действующему ранее Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, засчитывались периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 (далее - Список N 464).
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и Правила исчисления этого стажа. Указанные Списки также состоят из двух разделов, предусматривающие конкретные наименования должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в льготный стаж.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. № 11-П, Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2004г. № 285-О) льготные условия назначения трудовой пенсии могут устанавливаться в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Это должно осуществляться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ч. 1 и 2 ст. 19), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
То есть вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, работающих в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, должны разрешаться одинаковым образом.
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Судом установлено, что Федорова Е.Б. обратилась в УПФР в городских округах Иванове, Кохме, Ивановском муниципальном районе Ивановской области ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в УПФР в городских округах Иванове, Кохме, Ивановском муниципальном районе Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ. № Федоровой Е.Б. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, предусмотренной пп. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях ».
Как следует из вышеуказанного решения специальный стаж истца на момент обращения за пенсией составил 27 лет 2 месяцев 20 дней.
При этом ответчиком в специальный стаж истца, в том числе, не включены периоды:
с 06.09.1993г по 31.08.1994г. в должности участковой медицинской сестры в терапевтическом отделении поликлиники № 9 Объединения 4 городской клинической больницы, в связи с тем, объединения больниц номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 № 395, не предусматривались, а поликлиника № 9 являясь структурным подразделением Объединения 4-ой городской клинической больницы, не обладала статусом юридического лица;
с 01.06.2016г. по 30.12.2016г. в должности медицинской сестры в отделении ортопедической стоматологии негосударственного учреждения здравоохранения « Центральная стоматологическая поликлиника ОАО « РЖД», в связи с тем, что в данный период работа протекала в открытом акционерном обществе, которое по своей организационно-правовой форме не является учреждением здравоохранения.
- с 02.11.1997г. по 27.11.1997г., с 03.04.2006г по 28.04.2006г, с 04.04.2011г. по 29.04.2011г., с 01.09.2014г. по 10.11.2014г., с 16.11.2015г. по 11.12.2015г -обучение на курсах повышения квалификации, так как п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 ФЗ «О страховых пенсиях», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировке не предусмотрены.
Как следует из трудовой книжки, истица 06.09.1993г. принята на должность участковой мед. сестры в поликлинику № 9, 10.06.1994г. поликлиника № 9 реорганизована в Объединение 4-городской клинической больницы, 31.08.1994г. уволена по собственному желанию, 01.06.2016г. принята на должность медицинской сестры в отделение ортопедической стоматологии НУЗ «Центральная стоматологическая поликлиника ОАО «РЖД», 30.12.2016г. уволена в связи с расторжением трудового договора по инициативе работника.
Согласно справки уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимые для определения права на досрочную трудовую пенсию по старости выданной ОБУЗ «Городская клиническая больница №4» от 26.06.2017г., 01.09.1955г. стационар Объединения 4 городской больницы стал клинической базой кафедры госпитальной терапии Ивановского государственного медицинского института и лечебное учреждение стало именоваться «Объединение 4 городской клинической больницы», 26.10.2000г. Объединение 4 городской клинической больницы переименовано в МУЗ « Городская клиническая больница №4».
В соответствии с п. 3 Постановления Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464.
Пунктом 1 данного Списка предусматривалась возможность включения в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановлением Минтруда РФ от 14 мая 2001 г. N 38 "О порядке включения в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", периодов работы в территориальных медицинских объединениях" было установлено, что работа в должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа по охране здоровья населения, которая дает право на пенсию за выслугу лет", а именно, эта работа в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений, включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам ст. 81 указанного Закона.
Суд считает, что отсутствие в Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, N 464 от 06.09.1991 г. с учетом которых оценивается право на досрочное пенсионное обеспечение, такого наименования учреждения здравоохранения как « Объединения больниц» и «Объединение» не должно умалять право гражданина на признание его работы в данном учреждении работой, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, поскольку наименование учреждения здравоохранения явно свидетельствует об осуществлении истцом профессиональной деятельности именно в больнице. Использование в наименовании учреждения здравоохранения слова "объединение" не может служить основанием для исключения этого периода из специального стажа и ставить истца в неравные условия с лицами, работающими в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
С учетом вышеизложенного, суд установил, с 06.09.1993г по 31.08.1994г истица фактически выполняла работу, связанную с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения, предусмотренную вышеуказанными Списками, а потому данный период подлежит включению в специальный стаж.
Истицей заявлено требование о включении в специальный стаж периода работы с 01.06.2016г. по 30.12.2016г. ( за исключением отпусков без сохранения заработной платы с 04.07.2016г. по 08.07.2016г., с 11.07.2016г. по 15.07.2016г., с 05.12.2016г. по 16.12.2016г) в должности медицинской сестры в отделении ортопедической стоматологии негосударственного учреждения здравоохранения «Центральная стоматологическая поликлиника ОАО « РЖД».
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и Правила исчисления этого стажа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрено, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 г.) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Исходя из 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Судом установлено, что негосударственное учреждение здравоохранения «Центральная стоматологическая поликлиника ОАО « РЖД» по организационно- правовой форме- частное учреждение. Учредителем является ОАО «Российские железные дороги». Основным видом деятельности по ОКВЭД указано- стоматологическая практика.
Как следует из Устава НУЗ «Центральная стоматологическая поликлиника ОАО « РЖД», утвержденного распоряжением ОАО « РЖД» от 24.02.2010г. № 372р учреждение является некоммерческой организацией, основными целями деятельности являются охрана здоровья граждан посредством выполнения медицинских работ, оказания услуг доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведения профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий, медицинских экспертиз. Медицинская деятельность осуществляется при наличии лицензий.
В материалах дела имеется лицензия № ЛО-77-01-005226 от 29.08.2012г. на осуществление медицинской деятельности, а также приложение к лицензии с указанием конкретных видом медицинской деятельности.
Согласно справки, уточняющей работу в должностях, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной или иной работой по охране здоровья населения, выданной НУЗ «Центральная стоматологическая поликлиника ОАО « РЖД», Федорова Е.Б. с 01.06.2016г. по 30.12.2016г. работала в должности медицинской сестры отделения ортопедической стоматологии( условия досрочного назначения страховой пенсии-основание код 27-ГД) в режиме полной рабочей недели, полного рабочего дня, на полную ставку, в подтверждении также представлены: личная карточка работника, штатное расписание за 2016г, должностная инструкция медицинской сестры отделения ортопедической стоматологии, табель учета рабочего времени.
Как следует из материалов дела, лицевой счет застрахованного лица Федоровой Е.Б. не содержит сведений об осуществлении лечебной деятельности.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Обязанности правильного и точного предоставления сведений о характере работы застрахованного лица в органы Пенсионного фонда РФ, в силу закона возложена на работодателя, поэтому отсутствие в данных персонифицированного учета указанный сведений за спорный период работы истца не может повлечь исключение данного периода работы из специального трудового стажа, дающего право на досрочное обеспечение по старости.
Как следует из письменного ответа НУЗ «Центральная стоматологическая поликлиника ОАО «РЖД» от 06.12.2018г. № 242 сведения о коде льготы в индивидуальных сведениях за период с 01.06.2016г. по 30.12.2016г. не проставлялись по техническим причинам программного обеспечения.
По мнению суда, следует учитывать, что назначение пенсии за выслугу лет зависит от вида деятельности работников, а не от наименования или правового статуса учреждения здравоохранения или его структурного подразделения, в которых они осуществляли свою трудовую деятельность.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения).
Все исследованные в судебном заседании доказательства суд считает допустимыми и достаточными для разрешения настоящего спора.
На основании изложенного, оценив в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, с учетом пояснений участников процесса, суд приходит выводу, о том, что характер и специфика, условия осуществляемой истицей работы, выполняемые ей функциональные обязанности в течение всего рабочего дня исходя из собранных по делу доказательств, позволяют сделать вывод о том, что период периода работы с 01.06.2016г. по 30.12.2016г. ( за исключением отпусков без сохранения заработной платы с 04.07.2016г. по 08.07.2016г., с 11.07.2016г. по 15.07.2016г., с 05.12.2016г. по 16.12.2016г) в должности медицинской сестры в отделении ортопедической стоматологии негосударственного учреждения здравоохранения «Центральная стоматологическая поликлиника ОАО « РЖД» должен быть включен в специальный стаж, дающей ей право на назначение пенсии.
Как установлено судом, истица - с 02.11.1997г. по 27.11.1997г., с 03.04.2006г по 28.04.2006г, с 04.04.2011г. по 29.04.2011г., с 01.09.2014г. по 10.11.2014г., с 16.11.2015г. по 11.12.2015г направлялась на курсы повышения квалификации.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата. Аналогичная норма содержалась в ст. 112 Кодекса законов о труде РСФСР, утратившего силу с 01 февраля 2002 года.
Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации и командировок являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в пенсионный фонд РФ.
В соответствии с п. п. 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как следует из справок, уточняющих право на досрочное назначение страховой пенсии медицинским работникам, во время нахождения на курсах повышения квалификации истица продолжала работать, трудовой договор на эти периоды с ней не расторгался. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы вне учреждения и оплачиваются исходя из среднего заработка, с которого работодатель производит отчисление страховых взносов в пенсионный фонд РФ.
Подтверждением прохождения повышения квалификации также являются свидетельства и сертификаты.
Учитывая изложенное, периоды прохождения Федоровой Е.Б. курсов повышения квалификации подлежат включению в специальный страховой стаж.
Поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время которой работник направлялся на упомянутые курсы и в командировки, то исчисление стажа в данные периоды времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для включения указанных периодов работы в стаж дающий право на льготное пенсионное обеспечение подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Также суд считает несостоятельным довод ответчика о том, что не подлежат включению в специальный стаж спорные периоды, в связи с тем, что они не отражены в выписке из индивидуального лицевого счета.
Обязанности правильного и точного предоставления сведений о характере работы застрахованного лица в органы Пенсионного фонда РФ, в силу закона возложена на работодателя, поэтому отсутствие в данных персонифицированного учета указанный сведений за спорный период работы истца не может повлечь исключение данного периода работы из специального трудового стажа, дающего право на досрочное обеспечение по старости.
Все исследованные в судебном заседании доказательства суд считает допустимыми и достаточными для разрешения настоящего спора.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом при подаче заявления были понесены расходы по уплате государственной пошлина в сумме 300 рублей, также согласно квитанций: серии АА № 000833 от 23.08.2018г. и серия АА № 000959 от 31.10.2018г истцом понесены расходы по оплате услуг представителя в сумме 20000 рублей.
Суд, разрешая вопрос о взыскании понесённых расходов, не вправе вмешиваться в условия соглашения об оказании юридических услуг, касающихся сумм вознаграждения представителю. Однако, ч. 1 ст. 100 ГПК РФ предусматривает, что суд обязан взыскивать указанные расходы в разумных пределах. Определяя разумность пределов понесённых стороной судебных расходов, суд не связан размером вознаграждения, установленным в соглашении на оказание услуг, поскольку стороны свободны в силу ст. 421 ГК РФ при заключении договора.
На основании изложенного, учитывая требования закона о взыскании судебных издержек в разумных пределах, соблюдая баланс интересов, принимая во внимание объем и сложность выполненной работы, сложившуюся в Ивановской области стоимость оплаты услуг представителей, состав и объем правовых услуг, суд взыскивает не фактически понесённые заявителем расходы, а только те расходы, которые находит разумными, в связи с чем,подлежит взысканиюс ответчика в пользу истца в возмещение расходов по оплате услуг представителя 6000 рублей
В связи с вышеизложенным, суд полагает возможным взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Федоровой Е.Б. судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей, а также расходы по оплате услуг представителя в сумме 6000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования Федоровой Е.Б. удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный стаж Федоровой Е.Б., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п.п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г.№ 400-ФЗ следующие периоды работы:
- с 06.09.1993г. по 31.04.1999г.- работа в должности участковой медицинской сестры в терапевтическом отделении поликлиники № 9 Объединения 4-й городской клинической больницы ;
с 01.06.2016г. по 30.12.2016г ( за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы) в должности медицинской сестры в отделении ортопедической стоматологии негосударственного учреждения здравоохранения « Центральная стоматологическая поликлиника ОАО « РЖД»
- с 02.11.1997г. по 27.11.1997г., с 03.04.2006г. по 28.04.2016г, с 04.04.2011г. по 29.04.2011г., с 01.09.2014г. по 10.10.2014г., с 16.11.2015г. по 11.12.2015г. нахождение на курсах повышения квалификации
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Федоровой Е.Б. судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: М.В. Чайка
Решение в окончательной форме вынесено 17.12.2018 года
Председательствующий: М.В. Чайка