РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 сентября 2024 года село Степное
Степновский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Котлярова М.Е.,
с участием:
представителя истца в лице помощника прокурора Степновского района Дибирова М.Т.,
представителя ответчика – администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края в лице Дудошникова В.В.
при секретаре Новиковой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Степновского района Ставропольского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 10 «Ручеек», администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края, управлению образования администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края о возложении обязанности по обеспечению системой охранной сигнализации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Степновского района Ставропольского края в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Степновский районный суд Ставропольского края с исковым заявлением (в последствие уточненным) к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 10 «Ручеек», администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края, управлению образования администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края о возложении обязанности по обеспечению системой охранной сигнализации.
В обосновании исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой, установлено, что в нарушение п.п. «а», «в» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности в МДОУ «Детский сад № 10 «Ручеек» не обеспечены требования антитеррористической защищенности объектов, отнесенных к 3 категории - на объекте отсутствует система охранной сигнализации.
Установление охранной сигнализации является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения.
Неисполнение требований вышеуказанного законодательства нарушает право обучающихся несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса.
Просит суд обязать администрацию Степновского муниципального округа Ставропольского края, управление образования администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края, муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Ручеёк» Степновского муниципального округа Ставропольского края в течении 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности, а именно обеспечить общеобразовательное учреждение системой охранной сигнализации.
В судебном заседании помощник прокурора Дибиров М.Т. исковые требования (с учетом уточнений) поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика - администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края в лице Дудошникова В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований в отношении Администрации Степновского муниципального округа, так как управление образования является отдельным юридическим лицом, функции он свои выполняет в полном объеме, то есть полномочия учредителя, а так же является администратором необходимых расходов бюджетных средств. Для получения необходимых дополнительных бюджетных средств он обращается в финансовое управление администрации, которое так же является юридическим лицом. Администрация в финансировании, либо функцию финансирования не осуществляет.
Ответчики – МДОУ «Детский сад № 10 «Ручеёк», Управление образования администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края, извещенные надлежащим образом в судебное заседание своих представителей не направили, причина неявки не известна, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть заявленные требования без участия представителей ответчиков.
Согласно возражениям ответчика МДОУ «Детский сад № 10 «Ручеёк», ответчик не согласен с предъявленными требованиями, поскольку он не является надлежащим ответчиком по данному делу, кроме того истец обратился с ненадлежащим способом защиты прав, который не приведет к восстановлению нарушенного права.
Администрация Степновского муниципального округа Ставропольского края и управление образования администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края, как лица, осуществляющие функции учредителя и распорядителя бюджетных средств, несут обязанности при формировании муниципального здания предусматривать расходы на содержание здания образовательного учреждения, переданного в оперативное управление, то есть отвечает за обеспечение финансирования вышеуказанных мероприятий.
Таким образом, удовлетворение требований по настоящему исковому заявлению и возложение на МДОУ «Детский сад № 10 «Ручеёк» обязанности устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности, а именно обеспечение общеобразовательного учреждения системой охранной сигнализации не приведет к восстановлению прав и защиты интересов неопределенного круга лиц по независящим от Учреждения обстоятельствам, а именно отсутствием финансирования, так как МДОУ «Детский сад № 10 «Ручеёк» были выполнены все меры для устранения нарушений требования закона, а именно было направлено обращение и коммерческое предложение в отдел образования Степновского муниципального округа Ставропольского края, так как в бюджетной смете Учреждения не предусмотрены средства для обеспечения антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, об обоснованности исковых требований и удовлетворении требований иска.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга несовершеннолетних обучающихся.
В судебном заседании установлено и не опровергается сторонами, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму, входе которой выявлены нарушения требований федеральных законов Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ), от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон № 35-ФЗ).
Установлено, что муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Ручеёк» (далее МДОУ «Детский сад № 10 «Ручеёк») является социальным объектом с пребыванием детей, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Согласно паспорту безопасности МДОУ «Детский сад № 10 «Ручеёк» относится к третьей категории опасности.
В нарушение п.п. «а», «в» п. 25 требований к антитеррористической защищенности в дошкольном образовательном учреждении не обеспечены требования антитеррористической защищенности объектов, отнесенных к 3 категории, а именно на объекте отсутствует система охранной сигнализации.
Установлено, что прокуратурой района в адрес заведующей МДОУ «Детский сад № 10 «Ручеёк» внесено представление об устранении нарушений законодательства, регулирующего безопасные условия несовершеннолетних обучающихся во время образовательного процесса (л.д. 67-69).
Согласно Уставу МДОУ «Детский сад № 10 «Ручеёк» учредителем учреждения является Степновский муниципальный округ Ставропольского края в лице администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края. Функции и полномочия учредителя в пределах своей компетенции в отношении учреждения осуществляются управлением образования администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края. Также, управление образования администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края в отношении учреждения является главным распорядителем бюджетных средств.
Согласно ответу администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края от 17.04.2024 для исполнения требований антитеррористической защищенности образовательных учреждений Степновского муниципального округа, выделенных средств не достаточно. Внебюджетные средства для обеспечения антитеррористической защищенности не привлекались.
Согласно ответу МДОУ «Детский сад № 10 «Ручеёк» от 23.04.2024 ими приняты меры по устранению выявленных нарушений норм федерального законодательства. В бюджет на 2024 год не были заложены бюджетные ассигнования на данный вид расходов, в связи с чем, в управление образования написано письмо с просьбой выделить дополнительные денежные средства для устранения нарушений, указанных в представлении.
Таким образом, судом установлено, что до настоящего времени допущенные нарушения не устранены.
Согласно ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый ребенок имеет конституционное право на образование в безопасных условиях.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, а также создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а также в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В силу п.п. 1, 3, 7 ст. 2 Закона № 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.
Пунктом 2 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона № 35-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)
(далее – Требования).
В соответствии с п.п. «а, в» п. 17, п.п. «г» п. 18, п.п. «в, д» п.20,
п.п. «а» п. 25, п.п. 30, 43 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством: организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств; исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них.
В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия, в том числе оснащение объектов (территорий) охранной сигнализации (п.п. «а», «в» п. 25 Требований).
Учитывая изложенное, установление охранной сигнализации является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения.
Что касается доводов административного ответчика - МДОУ «Детский сад № 10 «Ручеёк» о том, что он не является надлежащим ответчиком, так как им были выполнены все меры для устранения нарушений требования закона, и о том, что в бюджетной смете Учреждения не предусмотрены средства для обеспечения антитеррористической защищенности образовательного учреждения, так как финансирование дошкольных детских учреждений осуществляется муниципальным образованием, а так же доводов ответчика – администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края о том, что он не является надлежащим ответчиком, так как полномочия по распоряжению бюджетными средствами переданы финансовому управлению и управлению образования администрации Степновского муниципального района Ставропольского края, то суд не может согласиться с указанными доводами по следующим основаниям.
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 этого же Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В пунктах 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий, что предусмотрено пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
В силу пункта 4 статьи 5.2 названного Федерального закона органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Требования по антитеррористической защищенности объектов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, в пункте 5 предусматривают ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий), которая возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий).
Согласно пункту 32 названных Требований, контроль за их выполнением осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях:
а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий);
б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);
в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Из изложенного следует, что Требованиями прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
В силу части 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение представительных органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, если иное не предусмотрено кодексом, обеспечивают исполнение бюджета.
Как уже установлено в судебном заседании учредителем дошкольного учреждения является Степновский муниципальный округ Ставропольского края в лице администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края. Функции и полномочия учредителя в пределах своей компетенции в отношении учреждения осуществляются управлением образования администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края.
Также, управление образования администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края в отношении дошкольного учреждения является главным распорядителем бюджетных средств, что подтверждается п.п. 3.2., п.п. 3.3. положения об управлении образования администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, соблюдение требований правил антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, как учредителя образовательного учреждения, и обязанного в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма.
Образовательные учреждения в период образовательного процесса являются объектами, подлежащими первоочередной антитеррористической защите в целях обеспечения жизни и здоровья их воспитанников и сотрудников учреждения. Вопросы безопасности пребывания детей, сотрудников школы и иных посетителей находится в совместном ведении образовательных учреждений и органа местного самоуправления, на которые также возложена обязанность по соблюдению прав указанных лиц на антитеррористическую безопасность, что подразумевает проведение необходимых мероприятий в целях обеспечения жизни и здоровья учащихся и учителей образовательного учреждения. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение приоритета безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Доводы дошкольного учреждения об отсутствии финансирования на цели безопасности не может являться основанием к отказу в удовлетворении предъявленных исковых требований ввиду того, что действующее законодательство не ставит осуществление деятельности в области безопасности в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств в бюджете муниципального образования. Отсутствие в бюджете финансовых средств на указанные цели не освобождает от исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов, направленных на реализацию конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность.
Таким образом, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и возложении обязанности по устранению нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности, а именно обеспечения дошкольного общеобразовательного учреждения системой охранной сигнализации на администрацию Степновского муниципального округа Ставропольского края, управление образования администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края и МДОУ «Детский сад № 10 «Ручеёк»
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Степновского района Ставропольского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 10 «Ручеек», администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края, управлению образования администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края о возложении обязанности по обеспечению системой охранной сигнализации - удовлетворить.
Обязать администрацию Степновского муниципального округа Ставропольского края, управление образования администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края, муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Ручеёк» Степновского муниципального округа Ставропольского края в течении 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности, а именно обеспечить общеобразовательное учреждение системой охранной сигнализации.
С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться 09 сентября 2024 года и обжаловать его в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда через Степновский районный суд Ставропольского края в течение месяца.
Председательствующий судья - М.Е. Котляров
Мотивированное решение изготовлено 09.09.2024.