38RS0033-01-2020-002915-68
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
16 ноября 2020 г.Иркутск
Судья Ленинского районного суда г. Иркутска Заблоцкая М.Н., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Шанс», <...>
привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
3 сентября 2020 года советником отдела по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Шанс».
В судебном заседании защитник – Можаровская Е.Ю., действующая на основании доверенности от 13.10.2020, просила прекратить производство по делу, указав, что истек срок привлечения к административной ответственности, указывая, что с 28.03.2020 трехмесячный срок давности истек. Также указала, что продавец действительно осуществляла реализацию алкогольной продукции по <адрес>, после 21 часа и была привлечена к дисциплинарной ответственности. Также просила заменить штраф на предупреждение, поскольку организация является микропредприятием.
Исследовав протокол об административном правонарушении и материалы дела, заслушав защитника Общества, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ, чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии со статьей 2 указанного Закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется данным Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 4.1 указанного Закона органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются на каждом уровне функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и функционируют, в том числе в режиме повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
На основании статьи 11 указанного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе уполномочены:
- принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
- устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;
- с учётом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы её возникновения во исполнение установленных правил поведения, устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии со статьей 28 указанного Закона виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях организации несут административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417.
Согласно указанным правилам граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в п.п. 8 и 9 ст. 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в том числе Губернатора субъекта Российской Федерации), направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В зависимости от складывающейся обстановки на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, и (или) от дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принимаемых Правительством Российской Федерации, Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностными лицами, указанными в п.п. 8 и 9 ст. 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», организации, в том числе принимают необходимые меры по защите от чрезвычайной ситуации работников и иных граждан, находящихся на их территориях.
В соответствии с подпунктами «а,б» пункта 2 указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», указом Губернатора Иркутской области от 18 марта 2020 года № 59-уг «О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» юридическим лицам, осуществляющим деятельность на территории Иркутской области, с 28 марта 2020 года до 31 мая 2020 года включительно было предписано временно приостановить работу ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений таких предприятий, а также доставки заказов, работы столовых, буфетов, кафе и иных предприятий питания, осуществляющих организацию питания для работников организаций.
Указом Губернатора Иркутской области от 26.06.2020 № 187–уг «О внесении изменений в указ Губернатора Иркутской области от 18 марта 2020 года № 59-уг» допускалась деятельность хозяйствующих субъектов:
- при обслуживании на вынос без посещения гражданами помещений таких хозяйствующих субъектов, а также при осуществлении доставки заказов, работы столовых, буфетов, кафе, и иных предприятий питания, осуществляющих организацию питания для работников организаций;
- при организации сезонных летних кафе (в том числе на летних верандах и (или) террасах) при стационарных предприятиях общественного питания.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно Указа губернатора Иркутской области от 18.03.2020 № 59-уг на территории Иркутской области с 20-00 часов 18 марта 2020 года был введен режим функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В связи с чем, юридическим лицам, осуществляющим деятельность на территории Иркутской области с 28 марта 2020 по 31 мая 2020 было предписано временно приостановить работу кафе, столовых, ресторанов, буфетов, закусочных и иных предприятий общественного питания.
Однако, ООО «Шанс» осуществляло реализацию алкогольной продукции.
Как усматривается из материалов дела, 24.07.2020 в службу потребительского рынка и лицензирования Иркутской области из ГУ МВД России по Иркутской области поступило обращение гражданина о нарушении лицензионных требований при продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции по адресу: <адрес>.
В рамках рассмотрения указанного обращения 19 августа 2020 года, с использованием единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлено, что ООО «Шанс» в кафе по адресу: <адрес>, в период с 28 марта 2020 года по 3 апреля 2020 года осуществляло розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Согласно информации, содержащейся в Журнале учета объема розничной продажи, маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам, сформированном в Интернет-сервисе «Личный кабинет» на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, ООО «Шанс» в период с 28.03.2020 по 3 апреля 2020 года в ЕГАИС зафиксирована розничная продажу алкогольной продукции различных наименований в количестве 260 штук.
ООО «Шанс» 17.10.2017 Службой потребительского рынка и лицензирования Иркутской области выдана лицензия № на осуществление розничной алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, сроком действия до 17.08.2021. Согласно данной лицензии розничная продажа алкогольной продукции ООО «Шанс» могла осуществляться, в том числе, в кафе по адресу: <адрес>.
Согласно выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним – нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве аренды ООО «Шанс» (договор аренды № от ****год, срок действия с ****год по ****год).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «Шанс» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, а именно:
- протоколом об административном правонарушении №-ю от 03.09.2020, в котором зафиксированы обстоятельства совершения административного правонарушения (л.д. 2-16);
- обращением гражданина о проведении проверки в отношении магазина «Ретро» (л.д. 43);
- журналом учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 28.03.2020 по 01.08.2020 (л.д. 33);
- показаниями защитника, подтвердившего, что продажа алкогольной продукции в указанный период осуществлялась.
Исследованные судом доказательства являются относимыми к данному делу, допустимыми, поскольку получены в установленном законом порядке, достоверными, а в совокупности достаточными для разрешения дела об административном правонарушении по существу.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд находит вину ООО «Шанс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.20.6.1 КоАП РФ, доказанной.
Действия ООО «Шанс» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, поскольку вопреки положениям федеральных и региональных нормативно-правовых актов, при наличии такой возможности, Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела возникновение угрозы причинения вреда в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от совершенного правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к установленным требованиям действующего законодательства в сфере общественных отношений, устанавливаемых при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации; государственной и общественной безопасности. Ни характер правонарушения, ни объект посягательства, ни обстоятельства дела в виде конкретных действий, образующих объективную сторону административного правонарушения, в настоящем случае не позволяют прийти к выводу об отсутствии угрозы причинения вреда.
Рассматривая доводы защитника относительно прекращения производства по делу за истечением срока давности привлечения к административной ответственности, суд исходит из следующего.
Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 предусмотрено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом, следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. На основании изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что данное правонарушение является длящимся, а потому срок привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с момента обнаружения правонарушения, т.е. с 19 августа 2020 г., в связи с чем, трехмесячный срок привлечения к административной ответственности на данный момент не истек.
Обсуждая вопрос о назначении наказания, суд учитывает обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
В качестве смягчающего обстоятельства суд учитывает признание вины, совершение административного правонарушения впервые, другими сведениями суд не располагает. Отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено.
Санкцией ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в качестве альтернативных основных наказаний предусмотрено предупреждение и наложение административного штрафа.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершённые административные правонарушения, в том числе при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Вместе с тем, учитывая, что Общество не выполнило Правила, установленные при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), которая способна причинить вред жизни и здоровью людей, назначение наказания в виде предупреждения невозможно.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствий, имущественным положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, позволяющих применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в судебном заседании не установлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности назначить наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать общество с ограниченной ответственностью «Шанс» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Штраф подлежит оплате по следующим реквизитам: получатель платежа УФК по Иркутской области (Служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области), Отделение Иркутск БИК 042520001 ИНН 3808172278 КПП 380801001 ОКТМО 25701000 р/с 40101810250048010001 КБК 00011601205010000140 «Административные штрафы, установленные главой 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, выявленные должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включенных в соответствующие перечни, утвержденные высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации».
Постановление может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г.Иркутска в течение 10 суток со дня получения.
Судья М.Н. Заблоцкая