Каспийский городской суд РД
судья Р.Д. Курбанов в суде первой инстанции № дела 12-51/2021
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
РЕШЕНИЕ
от 21 мая 2021 года, по делу 21-213/2021, г. Махачкала
Судья Верховного Суда Республики Дагестан Магомедова З.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу адвоката ФИО2 в интересах ФИО4 на решение Каспийского городского суда РД от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ, в отношении ФИО4,
установил:
<дата> инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по <адрес> ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ФИО4 и вынесено постановление о привлечении ее к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 500 рублей.
Адвокат ФИО2 в защиту интересов ФИО4 обратился с жалобой на постановление должностного лица в Каспийский городской суд РД.
Решением Каспийского городского суда РД от <дата> постановление по делу об административном правонарушении ИДПС ОГИБДД ОМВД России по <адрес> ФИО3 от <дата> в отношении ФИО4, предусмотренном ч.1 ст.12.1 КоАП РФ оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Дагестан адвокат ФИО2 в защиту интересов ФИО4, выражает несогласие с постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, просит их отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, по доводам, указанным в жалобе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции адвокат ФИО2 и лицо привлекаемое к административной ответственности – ФИО4 просили об удовлетворении жалобы и отмене решения суда.
Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие ИДПС ОГИБДД ОМВД России по <адрес> ФИО3, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания; каких-либо ходатайств не заявил. На основании п.2 ст.25.1 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть настоящее дело в его отсутствие.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связанны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.
В силу пункта 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от дата N 1090, механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от дата N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на адрес" предусмотрено, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных; юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке; юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.
Таким образом, допуск транспортных средств к участию в дорожном движении разрешен только после регистрации их в установленном порядке, управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ.
Как следует из представленных материалов, <дата>г. в 19 часов 40 минут, по адресу: РД <адрес>, водитель ФИО4 управляла автомобилем «Toyota Alphard», регистрационный знак транспортного средства 36 LC 209, незарегистрированным в установленном законом порядке, то есть совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина ФИО4 в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении <адрес> от <дата>, согласно которому водитель ФИО4, двигаясь на транспортном средстве «Toyota Alphard», регистрационный знак транспортного средства 36 LC 209 по адресу: РД <адрес>, на незарегистрированном в установленном порядке, нарушила требование положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения; копией паспорта транспортного средства № РВ 369605, и иными материалами дела.
Доводы защитника ФИО2 в интересах ФИО4 о том, что транспортное средство было ввезено из Республики Армения в связи с чем, по ее мнению, оно не подлежит регистрации на территории РФ, не могут быть приняты во внимание, как основанные на неправильном толковании норм действующего законодательства, ввиду со следующим.
Обязанность государственного учета транспортного средства установлена Федеральным законом от <дата> N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и возникает у его владельца в течение десяти дней со дня временного ввоза на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Согласно п. 3 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, (утв. Постановлением Правительства РФ от <дата> N 1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», государственному учету в регистрационных подразделениях подлежат транспортные средства (за исключением временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 1 года, либо являющихся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность), а также базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами.
Невыполнение указанных положений законодательства, выраженное в управлении транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке по истечение установленного срока, является административным правонарушением, предусмотренным частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ, и влечет за собой штраф в размере от 500 до 800 рублей, а при повторном нарушении - штраф в размере 5 тысяч рублей или лишение права управления на срок от 1 до 3 месяцев.
Однако данные требования не распространяются на автомобили, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года. Транспортное средство может считаться таким, если принадлежит лицу, имеющему постоянное место жительства вне территории Российской Федерации. Таким образом, гражданин Российской Федерации не может рассматриваться в качестве участника международного дорожного движения, если не имеет постоянного места жительства в том государстве, где зарегистрирован автомобиль.
С учетом особых условий вступления в 2014 году Республики Армения в Евразийский экономический союз автомобили, ввезенные на ее территорию и выпущенные по пониженным ставкам, для остальных государств-членов ЕАЭС, в том числе Российской Федерации, являются иностранными товарами, а значит, их ввоз и использование допускаются только при условии таможенного оформления.
В соответствии с обязательствами, взятыми армянской стороной при вступлении в союз, она должна обеспечивать использование таких автомобилей только на территории республики и не допускать их вывоз за ее пределы без таможенного оформления.
Отсутствие необходимых регистрационных и таможенных документов является административным правонарушением, предусмотренным частью 1 статьи 12.3 КоАП РФ, и влечет наказание в виде предупреждения или наложения штрафа в размере 500 рублей с задержанием транспортного средства.
То есть гражданин России, управляющий транспортным средством, зарегистрированным в одной из стран-участниц ЕАЭС, не может считаться участником международного дорожного движения, если он не имеет постоянного места жительства в том государстве, где зарегистрирован данный транспорт.
Для регистрации необходимо наличие действительного паспорта транспортного средства в бумажном или электронном виде, - его оформление осуществляется таможенными органами.
Таким образом в случае, если транспортное средство зарегистрировано в другом государстве-члене ЕАЭС за гражданином России, имеющим постоянное место жительства только в Российской Федерации, требуется его регистрация в подразделениях Госавтоинспекции в 10-дневный срок на основании паспортов транспортных средств, выданных таможенными органами.
Вместе с тем, как указано выше, законодательством установлены исключения в данной части в отношении транспортных средств, временно ввозимых из Республики Армения на территорию других государств-членов ЕАЭС.
Так, в соответствии с пунктами 30-31, 35 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от <дата> (подписан в Минске, <дата>) автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после <дата> (дата подписания Договора о присоединении) по настоящее время и зарегистрированные в данном государстве, считаются для остальных государств - членов ЕАЭС иностранными товарами. В связи с чем, их временный ввоз на территорию Российской Федерации (без уплаты таможенных пошлин и налогов) возможен только лицами, постоянно проживающими в <адрес>. Ввоз и использование на территории Российской Федерации таких автомобилей гражданами России допускается только при условии их таможенного декларирования и уплаты соответствующих налогов и пошлин.
Из материалов дела следует, что ФИО4 является гражданином РФ, зарегистрирована по адресу: РД, <адрес>.
Данных о том, что ФИО4 имеет постоянное место жительства в том государстве, где зарегистрировано данное ТС, то есть в <адрес>, в материалах дела не имеется.
Таким образом, ФИО4 не является участником международного движения, поскольку не имеет постоянного места жительства в том государстве, где зарегистрирован данный автомобиль, в данном случае в <адрес>, а постоянным ее местом жительства является РФ.
В силу изложенного, учитывая, что транспортное средство привезено в Республику Армения после <дата>, зарегистрировано и поставлено на учет в данном государстве, ввезено на территорию Российской Федерации для постоянного личного пользования без ограничения срока <дата> и с тех пор в установленном законом порядке не зарегистрировано, полагаю, что юридическая квалификация действий ФИО4 по ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ является верной, поскольку объективная сторона указанного административного правонарушения выражается именно в управлении водителем транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления правильно установлены фактические обстоятельства дела, которым дана правильная юридическая оценка.
Довод жалобы защитника ФИО2 в интересах ФИО4 о том, что судом неправильно установлены обстоятельства дела и дана неверная оценка представленным в дело доказательствам, является ее субъективным мнением и не может повлечь отмены обоснованного судебного решения.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления должностного лица, а также судебного решения, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Административное наказание заявителю должностным лицом назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, данных о личности виновного, характера совершенного им противоправного деяния, объектом которого является безопасность дорожного движения, и последствия его совершения, является справедливым и соразмерным.
Бремя доказывания судьей распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны были трактоваться в пользу заявителя, материалы дела не содержат.
Нарушений норм материального и процессуального права, том числе права на защиту, влекущих отмену постановления, по делу не установлено.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
Решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.1 КоАП РФ, в отношении ФИО4 – оставить без изменения, жалобу защитника ФИО2 в интересах ФИО4 – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан Магомедова З.А.