Дело № УИД: 47RS0№-18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июня 2021 года <адрес>
Кингисеппский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Башковой О.В.,
при помощнике судьи ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании
при участии представителя ответчика – АО «Управляющая компания» ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия на <данные изъяты> год,
гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области к Акционерному обществу «Управляющая компания» о признании бездействия, выраженного в неисполнении требований СанПин, противоправным, об обязании устранить нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области (далее Управление Роспотребнадзора), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Кингисеппский городской суд Ленинградской области с иском к ответчику АО «Управляющая компания» о признании бездействия, выразившегося в неисполнении ответчиком п.133 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных и общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», противоправным, об обязании ответчика устранить указанные нарушения путем организации сбора и очистки подвальных помещений дома, расположенного по адресу: <адрес>, указав в обоснование иска, что АО «Управляющая компания» осуществляет управление указанным многоквартирным домом. При осмотре Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по ЛО подвального помещения указанного многоквартирного дома было установлено нарушение п. 133 СанПин 2.1.3684-21 (п. 9.1, 9.2 СанПин 2.1.2.2645-10, действующих ранее), а именно: обнаружены высушенные остатки разлившихся канализационных сточных вод, указанное нарушение требует устранить, обратив решение суда к немедленному исполнению (л.д. 3-6).
В судебное заседание представитель истца не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика АО «Управляющая компания» в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, пояснил, что подтопление подвала вызвано переполнением смотрового колодца из сетей городской канализации вследствие ее засорения, пояснил также, что на момент рассмотрения дела в суде нарушения устранены, что подтверждается актом приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (ст. 11).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39). При выявлении нарушения санитарного законодательства должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки об устранении выявленных нарушений санитарных правил (п. 2 ст. 50).
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решении вопросов пользования указанного имущества, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее Правила), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 2 Правил в состав общего имущества включается, в том числе, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Согласно пункту 10 Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Согласно требованиям п. 133 СанПин 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (введены в действие с 01 марта 2021 года), не допускается захламление, загрязнение и затопление подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений.
Согласно п. 136 указанного СанПин хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие нежилые помещения в многоквартирном доме, инженерное оборудование и коммуникации, должны обеспечить соблюдение гигиенических нормативов.
До 01 марта 2021 года действовал СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»
Согласно п.п. 9.1, 9.2 указанного СанПин, при эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается:
захламление, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений.
При эксплуатации жилых помещений требуется своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и других), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ осмотра подвального помещения многоквартирного жилого дома <адрес> выявлен факт нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации указанного многоквартирного дома, было установлено: при входе в подвальное помещение многоквартирного дома с левой стороны затоплено канализационными стоками, канализационная труба не имеет заглушки, из которой периодически при смыве жителями многоквартирного дома выливаются сточные воды. Выявленная неисправность канализационной трубы привела к затоплению подвала канализационными стоками, также не проведены мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространение инфекционных заболеваний.
По результатам выявленных нарушений в отношении АО «Управляющая компания» составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, и вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административному правонарушении (л.д. 9-17).
Таким образом, наличие нарушений вышеуказанных норм Закона установлено на основании имеющихся в деле доказательств.
Доводы представителя ответчика о том, что выявленные нарушения устранены, отклоняются судом, а представленный ответчиком в обоснование указанного довода акт приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ не может быть принят судом в качестве допустимого и достаточного доказательства, подтверждающего факт устранения ответчиком на момент рассмотрения настоящего спора выявленных нарушений, поскольку акт составлен без участия представителя Управления Роспотребнадзора по ЛО, в нем отсутствуют данные о том, что выполненные работы по санобработке подвального помещения привели к устранению выявленных нарушений СанПин, в акте не указано, какие именно работы были проведены и не указан результат проведенных работ.
При этом, истцом в материалы дела представлен акт санитарного обследования подвального помещения указанного дома, проведенного Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области ДД.ММ.ГГГГ, согласно акту, нарушения санитарного законодательства не устранены.
Поскольку выявленные нарушения указывают на то, что АО «Управляющая компания» ненадлежащим образом исполняет свои обязательства по управлению многоквартирным жилым домом, не обеспечивает соответствие состояния подвального помещения указанного дома требованиям СанПин, доказательств, подтверждающих, что имеющиеся нарушения на момент рассмотрения настоящего спора, устранены, в материалах дела не имеется, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований о признании бездействия ответчика, выраженного в неисполнении требований п. 133 СанПин 2.1.3684-21 (п. 9.1 ранее действующего СанПин 2.1.2.2645-10) при управлении многоквартирным домом <адрес>, противоправным и обязания ответчика устранить допущенные нарушения путем организации очистки подвального помещения жилого дома <адрес>.
Доводы представителя ответчика о том, что подтопление подвала вызвано переполнением смотрового колодца из сетей городской канализации вследствие ее засорения, также отклоняются судом, поскольку указанные доводы ничем объективно не подтверждаются.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ суд должен установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истец просит обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку замедление исполнения решения может повлечь причинение значительного ущерба жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Частью 1 статьи 212 ГПК РФ определено, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Из правового смысла норм ст. 212 ГПК РФ следует, что право суда обратить решение суда к немедленному исполнению возникает в случае наличия особых обстоятельств, при наличии которых происходит замедление его исполнения, что может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение решения суда может оказаться невозможным.
Таких обстоятельств судом не установлено, поскольку согласно последнему составленному истцом акту от ДД.ММ.ГГГГ, зафиксировано загрязнение подвального помещения многоквартирного дома <адрес> обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы причинения значительного ущерба жизни и здоровью неопределенного круга лиц, судом также не установлено, следовательно, у суда отсутствуют правовые основания для обращения решения суда к немедленному исполнению.
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из правила, содержащегося в части 2 статьи 206 ГПК РФ с учетом характера дела, принципа разумных пределов исполнения решения, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, суд определяет срок, в течение которого судебное решение должно быть исполнено, в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу, который суд находит достаточным для устранения выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к Акционерному обществу «Управляющая компания» о признании бездействия, выраженного в неисполнении требований СанПин, противоправным, об обязании устранить нарушения, удовлетворить.
Признать противоправным бездействие Акционерного общества «Управляющая компания», выраженное в неисполнении пункта 133 СанПин 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" – при управлении многоквартирным жилым домом <адрес>.
Обязать Акционерное общество «Управляющая компания» устранить нарушения п. 133 СанПин 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" путем организации очистки подвального помещения многоквартирного жилого дома <адрес> в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд Ленинградской области.
Судья
Решение в окончательной форме принято 23 июня 2021 года.