№2-949/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2021 года город Орёл
Советский районный суд г.Орла в составе:
председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,
при секретаре Рохлиной А.А.,
с участием представителя истца Редникиной С.С.,
представителя ответчика администрации г.Орла Александровой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Советского районного суда г.Орла гражданское дело по иску Мельникова М.В. к администрации г.Орла о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Мельников М.В. обратился в суд с иском к администрации г.Орла о предоставлении жилья.
В обоснование исковых требований указав, что истец является нанимателем жилого помещения по адресу: <...> на основании договора социального найма жилого помещения, заключенного Мельниковым М.В. с МКУ «УКХ г. Орла» во исполнение решения Советского районного суда г. Орла от 28.11.2013. Заключением Орловской городской межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 15.05.2013 №660 многоквартирный дом <...> признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Постановлением администрации г. Орла от 02.09.2013 №3971 «О дальнейшем использовании помещений многоквартирного жилого дома <...>» установлен срок переселения граждан до 30.12.2017. Постановлением администрации г. Орла от 10.01.2017 №37 срок организации переселения жителей дома <...> продлен до 30.12.2019. Согласно ответу администрации г. Орла от 24.08.2017 №М-7634 в муниципальном реестре многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 дом <...> числится под №***.
До настоящего времени Мельникову М.В. другое жилое помещение для проживания не предоставлено.
Просит суд обязать Муниципальное образование «город Орел» предоставить Мельникову М.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в виде квартиры, общей площадью не менее 31,1 кв.м., пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в границах г. Орла.
В ходе рассмотрения дела судом приняты к производству уточненные исковые требования Мельникова М.В., в которых истец просит обязать администрацию г. Орла предоставить Мельникову М.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в г. Орле общей площадью не менее 31,1 кв.м
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Мельникова Е.И.
В судебном заседании представитель истца Редникина С.С. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации г.Орла по доверенности в деле Александрова В.И. исковые требования не признала, пояснив, что определение сроков отселения граждан из аварийного жилого фонда осуществляется исходя фактического состояния жилищного фонда.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, Мельникова Е.И., Департамент финансов Орловской области, Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, истец Мельников М.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельны.
В силу ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
Статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ч. 1 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу (п. 1); жилое помещение признано непригодным для проживания (п. 3).
В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Статьей 87 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателям предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии со ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В судебном заседании установлено, что истец является нанимателем жилого помещения по адресу: <...>, общей площадью 31,1 кв.м., жилой площадью – 20,1 кв.м. на основании договора социального найма жилого помещения, заключенного Мельниковым М.В. с МКУ «УКХ г. Орла» во исполнение решения Советского районного суда г. Орла от 28.11.2013.
Согласно указанного договора найма, совместно с нанимателем Мельниковым М.В. в жилое помещение были вселены: жена Мельникова Е.И., сестра Гладких Т.В., племянница Шматова Н.В.
Решением Советского районного суда г.Орла от 29.10.2019 года Гладких Т.В. и Шматова Н.В. признаны утратившими право пользования жилым помещением адресу: <...>, установлено, что с 1987 г. указанные лица в спорной квартире не проживают.
Мельникова Е.И. в спорной квартире в настоящий момент не зарегистрирована, не проживает, имеет постоянное место жительства по адресу: <...>.
Заключением Орловской городской межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 15.05.2013 №660 многоквартирный дом <...> признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Постановлением администрации г. Орла от 02.09.2013 №3971 «О дальнейшем использовании помещений многоквартирного жилого дома <...>» установлен срок переселения граждан до 30.12.2017.
Постановлением администрации г. Орла от 10.01.2017 №37 срок организации переселения жителей дома <...> продлен до 30.12.2019.
Согласно ответа администрации г. Орла от 24.08.2017 №М-7634 в муниципальном реестре многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 дом <...> числится под №***.
Постановлением администрации г. Орла от 14.10.2019 №4339 срок организации переселения жителей дома <...> продлен до 31.12.2022.
До настоящего времени Мельникову М.В. другое жилое помещение для проживания не предоставлено.
Как следует из заключения ООО «Земстройпроект» №101-13.57.62-13, по результатам проведенного в 2013 году обследования жилого дома, расположенного по адресу: <...> установлено, что общее состояние основных строительных конструкций характеризуется категорией технического состояния от ограниченно работоспособного до недопустимого. Общий физический износ жилого дома составляет 71%. Моральный и физический износы здания превышены в несколько раз. Указанное здание не пригодно для нормальной эксплуатации, а строительный конструкции, находящиеся в недопустимом состоянии, угрожают жизни и здоровью граждан.
Судом с участием участников процесса, а также специалистов ООО «Центр независимой экспертизы и оценки «АНСОР» Сорокина Р.С., Анискина Р.В. было осуществлено выездное судебное заседание по адресу: <...>. По итогам осмотра спорной квартиры ООО «Центр независимой экспертизы и оценки «АНСОР» подготовлен акт экспертного исследования №1408/2-2, согласно которого техническое состояние исследуемой части жилого дома по адресу: <...> создает угрозу жизни и здоровью граждан, конструктивные элементы находятся в недопустимом состоянии и не пригодны для дальнейшей эксплуатации.
Таким образом, многоквартирный жилой дом <...> является непригодным и небезопасным для проживания граждан.
Данный дом включен в Областную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области, из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Однако в силу Жилищного кодекса РФ переселение граждан из аварийного дома должно быть произведено в разумный срок с соблюдением права граждан на сохранность их жизни и здоровья. Такой же разумный срок должен быть указан в требовании о сносе дома, предъявляемым собственникам в соответствии с пунктом 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.
Из изложенного следует, что действия администрации г. Орла по непринятию мер к расселению граждан являются незаконными, так как данный дом представляет опасность для жизни и здоровья граждан по причине его аварийного состояния, в связи с чем предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям статьи 89 ЖК РФ.
Необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
При этом, граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
На основании ответа администрации г.Орла от 18.05.2021 г. следует, что согласно представленным документам семья Мельникова М.В. может быть признана малоимущей.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению с возложением на администрацию г.Орла обязанности по предоставлению Мельникову М.В. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 31,1 кв.м.
В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Как следует из ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
В силу ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
На основании изложенного, принимая во внимания разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 1 от 21 января 2016 г. «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», суд считает необходимым взыскать с администрации г.Орла в пользу истца судебные расходы на оплату госпошлины в размере 300 рублей, а также почтовые расходы в размере 196 рублей 20 копеек.
Кроме того, с администрации г.Орла в пользу ООО «Центр независимой экспертизы и оценки «АНСОР» подлежат взысканию расходы за проведение строительного исследования в размере 5600 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Мельникова М.В. к администрации г.Орла о предоставлении жилого помещения – удовлетворить.
Обязать администрацию г.Орла предоставить Мельникову М.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в г.Орле общей площадью не менее 31,1 кв.м.
Взыскать с администрации г.Орла в пользу Мельникова М.В. расходы на оплату госпошлины в размере 300 рублей, почтовые расходы в размере 196 рублей 20 копеек.
Взыскать с администрации г.Орла в пользу общества с ограниченной ответственностью «Центр независимой экспертизы и оценки «АНСОР» подлежат взысканию расходы за проведение строительного исследования в размере 5600 рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Орловский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления полного текста – 25 мая 2021 г.
Председательствующий: