Дело № 2-625/2019 20 марта 2019 года
29RS0023-01-2018-006809-70
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Горишевской Е.А.
при секретаре Черноковой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Северодвинске гражданское дело по исковому заявлению Дворецкой ФИО8 к акционерному обществу «Орелпродукт» о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Дворецкая А.А. обратилась в суд с иском к акционерному обществу «Орелпродукт» (далее – АО «Орелпродукт») о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование требований указала, что ответчик занимается изготовлением продуктов питания, предназначенных для реализации всем желающим. Истец в 2018 г. решила купить ряд продуктов, в том числе консервов говядина тушеная «Семейный бюджет», высший сорт, в жестяных банках, массой нетто 525 граммов. При открытии одной из банок обнаружила, что в ней слишком мало мяса, кроме того после разогревания обнаружила, что продукт также состоит из перемолотых остатков разделки туш. Указанное нарушило её права как потребителя. Просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб.
В судебное заседание истец Дворецкая А.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом.
Ответчик АО «Орелпродукт», извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил, возражений относительно заявленных требований суду не представил.
По определению суда судебное заседание проведено в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 8 и 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе в отношении продуктов питания, сведения о составе, пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объёме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания.
Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Согласно п.п. 3.1, 3.4 и 3.5 ГОСТ Р 51074-2003 «Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», утверждённого постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 29 декабря 2003 г. № 401-ст, изготовитель (продавец) обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введён в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям. Информация о пищевых продуктах должна содержать, в том числе, состав продукта. Перед списком ингредиентов должен быть заголовок «Состав». Перечень ингредиентов приводят для всех пищевых продуктов, за исключением продуктов, состоящих из одного ингредиента. Ингредиенты перечисляют в порядке уменьшения массовой доли в момент изготовления пищевого продукта.
Из материалов дела следует, что истец приобрела продукт, содержащийся в консервной жестяной банке, говядина тушеная, высший сорт, масса нетто 500 граммов, под названием «Семейный бюджет», изготовитель АО «Орелпродукт».
Заявляя требование о взыскании компенсации морального вреда, истец полагает, что ответчиками нарушены её права как потребителя, поскольку ей продан товар ненадлежащего качества, сообщена недостоверная информация о составе приобретённого продукта.
В силу требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Для установления фактов соответствия или несоответствия состава продукта, приобретенного истцом, информации, указанной на этикетке банки, а также соответствия или несоответствия продукта, содержащегося в приобретенной истцом банке, нормативным документам, регламентирующим требования к данной продукции, судом по ходатайству представителя истца назначена судебная товароведческая экспертиза, производство которой поручено экспертам Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области».
Согласно заключению эксперта от 22 февраля 2019 г. № 09, исследовавшего представленный стороной истца продукт: консервы мясные кусковые стерилизованные «Говядина тушеная высший сорт» торговая марка «Семейный бюджет», весом 500 граммов, дата изготовления 19 марта 2018 г., код 301А295; изготовитель АО «Орелпродукт», он не соответствует ГОСТ Р 32125-2013 «Консервы мясные. Мясо тушеное. Технические условия» по следующим показателям: внешний вид – в разогретом состоянии 1 кусок измельченной мясной массы спрессованной в виде блока, с наличием грубой соединительной ткани, крупных кровеносных сосудов и лимфатических узлов, в бульоне; при извлечении из банки масса не распадается; куски массой менее 30 граммов отсутствуют, при величине допустимого уровня – в разогретом состоянии – мясо кусочками произвольной формы массой не менее 30 г., без грубой соединительной ткани, крупных кровеносных сосудов и лимфатических узлов, в бульоне. При извлечении из банки кусочки сохраняют свою форму, возможно частичное распадание кусочков; кусочки массой менее 30 г. не должны составлять более 10% общей массы мяса; массовая доля мяса и жира 49,1%, при величине допустимого уровня – не менее 58% (л.д.20-35).
Оснований не доверять заключению эксперта у суда не имеется, поскольку указанное заключение соответствует требованиям ст. 25 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», эксперт, давший заключение, имеет соответствующее высшее образование, стаж экспертной работы 8 лет, эксперт предупреждён об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Исследование проведено с использованием специального оборудования, выводы эксперта мотивированы, непротиворечивы.
При таких обстоятельствах экспертное заключение принимается судом как доказательство, подтверждающее факт продажи истцу товара ненадлежащего качества.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что факт нарушения прав истца как потребителя приобретением товара, качество которого не соответствует установленным законодательством обязательным требованиям, а также сообщением недостоверной информации о товаре нашел свое подтверждение.
На основании ст. 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Согласно п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Поскольку ответчиком нарушено законодательство о защите прав потребителей и нарушены права истца как потребителя, что выразилось в продаже истцу товара ненадлежащего качества и предоставлении ему недостоверной информации о товаре, и доказательств, свидетельствующих об отсутствии его вины в данном нарушении, в суд не представлено, требования истца о взыскании компенсации морального вреда основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Исходя из фактических обстоятельств дела, учитывая характер и степень нравственных страданий истца, принимая во внимание то обстоятельство, что истец не употреблял в пищу конкретный некачественный продукт, в отношении которого в рамках настоящего гражданского дела проведена экспертиза, степень вины ответчика, являющегося производителем некачественного продукта, требования разумности и справедливости, в соответствии со ст.ст. 151, 1100 и 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации суд определяет подлежащую взысканию с ответчика в пользу истца сумму компенсации морального вреда в размере 300 руб.
Согласно п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортёра) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присуждённой судом в пользу потребителя.
При этом согласно п. 46 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации штраф взыскивается в пользу потребителя.
В связи с этим суд взыскивает с ответчика в пользу истца штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом, то есть в размере 150 руб.
Кроме того, при рассмотрении дела назначалась судебная товароведческая экспертиза, производство которой поручалось Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области». Стоимость услуг экспертов согласно счету на оплату № 01/00710 от 11 февраля 2019 г. составила 10680 руб. и на момент рассмотрения спора не оплачена.
Таким образом, в силу требований ст. 98 ГПК РФ судебные расходы по оплате услуг судебной экспертизы подлежат взысканию с ответчика.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Северодвинск» государственную пошлину в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Дворецкой ФИО9 к акционерному обществу «Орелпродукт» о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить.
Взыскать с акционерного общества «Орелпродукт» в пользу Дворецкой ФИО10 компенсацию морального вреда в сумме 300 руб., штраф в размере 150 руб., всего взыскать 450 (четыреста пятьдесят) руб.
Взыскать с акционерного общества «Орелпродукт» в пользу Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области» расходы по проведению судебной экспертизы в сумме 10680 (десять тысяч шестьсот восемьдесят) руб.
Взыскать с акционерного общества «Орелпродукт» в доход бюджета муниципального образования «Северодвинск» государственную пошлину в размере 300 (триста) руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Горишевская
Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2019 г.