Дело № 2-1311/2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2018 года Новоусманский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующей судьи Чевычаловой Н.Г., при секретаре Е.В. Тятовой,
с участием ст. помощника прокурора Новоусманского района Воронежской области Молочкина М.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по исковому заявлению (в порядке ст. 45 ГПК РФ) прокурора Новоусманского района Воронежской области (в защиту неопределённого круга) к администрации Хреновского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства, а также ликвидировать несанкционированную свалку,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Новоусманского района Воронежской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга граждан к администрации Хреновского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства, а также ликвидировать несанкционированную свалку.
25.09.2018 года прокуратурой Новоусманского района по заданию прокуратуры области и во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от 01.04.2014 года №165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании» проведена проверка соблюдения администрацией Хреновского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области требований законодательства об охране окружающей среды и санитарно–эпидемиологического законодательства.
В ходе проведённой проверки было установлено, что на территории поселения перед кладбищем по <адрес> с. Хреновое имеется несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов, состоящая из строительного, бытового и производственного мусора (металлолом, стекло, пластиковые бутылки, пакеты, битый шифер и другой мусор, на общей площади около 50 кв.м.
Наличие указанной несанкционированной свалки ухудшает экологическую обстановку на территории поселения, наносит вред окружающей среде и человеку.
Положения ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами закреплён принцип охраны здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.
Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное положение закреплено в ст. 8 Федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения».
Проверкой установлено, что органом местного самоуправления – администрацией Хреновского сельского поселения, не всегда исполняются требования федерального законодательства, что и явилось причиной образования несанкционированной свалки мусора на территории с. Хреновое.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения прокурора Новоусманского района Воронежской области с настоящим исковым заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц, в котором он просит обязать администрацию Хреновского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области, ликвидировать места несанкционированного размещения отходов производства и потребления на данном участке.
В судебное заседание, будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте рассмотрения дела, представитель администрации Хреновского сельского поселения Новоусманского муниципального района не явился. Ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не поступило, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Участвующий в судебном заседании старший помощник прокурора Новоусманского района Воронежской области Молочкин М.Ю., поддержав исковые требования, пояснил, что выявленные нарушения ставят под угрозу санитарно – эпидемиологическое благополучие населения, создают опасность причинения вреда окружающей среде, ущемляют права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Нарушения подтверждаются актом проверки и фототаблицей к нему. Кроме того, ранее прокуратурой Новоусманского района в адрес Главы Хреновского сельского поселения выносилось представление об устранении нарушений, однако принятые администрацией меры оказались неэффективными.
Выслушав участников, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
В силу ст. 12, ст. 56, ст. 57 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В статье ст. 42 Конституции РФ и ч. 1 ст. 11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 года закреплено право каждого гражданина на благополучную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.
Как следует из положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003 года, ст. 7 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» №7-ФХ от 10.01.2002 года, ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 года, п. 9 ст. 2 Закона Воронежской области «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области» №148-ОЗ от 10.11.2014 года, к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов.
Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998 года, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно требованиям ст. 11 Федерального закона РФ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 года, юридические лица, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно – эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно – эпидемиологический надзор.
Положениями ст. 22 вышеуказанного Федерального закона, предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными правовыми актами РФ.
Требования к содержанию территорий населённых мест закреплены Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест», утверждёнными Минздравом СССР 05.08.1988 года №4690-88.
Вышеуказанные правила устанавливают, что система санитарной очистки и уборки территории населённых мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надёжное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно – бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общственного питания и культурно – бытового назначения; жидких из не канализованных зданий, уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населённого пункта).
Согласно п. 2.1.1 СанПиН объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха и т.д.
В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 СанПиН обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.
Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе проведённой прокуратурой <адрес> проверки на территории Хреновского сельского поселения перед кладбищем по <адрес> имеется свалка твёрдых бытовых отходов, состоящая из строительного, бытового и производственного мусора (металлолом, стекло, пластиковые бутылки, пакеты, битый шифер и другой мусор, на общей площади около 50 кв.м. Данный участок фактически представляет собой несанкционированную свалку, то есть необустроенную территорию, функционально непредназначенную для размещения бытовых и промышленных отходов, что угрожает санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Судом так же установлено, что обязанность организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции муниципального образования, а в случае неисполнения законодательно предусмотренной обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора ответственность, в том числе, и в части ликвидации несанкционированных свалок, несет именно орган местного самоуправления.
Предпринятые прокуратурой Новоусманского района Воронежской области ранее меры к устранению указанных нарушений, их причин и условий возникновения, а также недопущения нарушений впредь, не дали должного эффекта, в связи с чем, учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего исполнения ответчиком своих обязательств в этой области деятельности, суд приходит к выводу о правомерности предъявленных требований, в связи с чем, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56,194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования (в порядке ст. 45 ГПК РФ) прокурора Новоусманского района Воронежской области (в защиту неопределённого круга лиц) к администрации Хреновского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства, а также ликвидировать несанкционированную свалку, удовлетворить.
Обязать администрацию Хреновского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора общей площадью 50 кв.м., размещенной перед кладбищем по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 1 месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья: Н.Г. Чевычалова