А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 декабря 2016 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе
Председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Туктамышевой О.В. и Королевой Е.В.
при секретаре Малявиной В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО9 к МОРАС ГИБДД №5 УМВД России по Приморскому краю (дислокация г. Лесозаводск) о признании решения от 13 августа 2016 года МОРАС ГИБДД №5 УМВД России по Приморскому краю (дислокация г. Лесозаводск) об отказе в предоставлении государственной услуги по регистрации транспортного средства незаконным по апелляционной жалобе МОРАС ГИБДД №5 УМВД России (дислокация г. Лесозаводск) на решение Лесозаводского районного суда от 13 сентября 2016 года, которым административный иск удовлетворен. Отказ в предоставлении государственной услуги по регистрации транспортного средства о внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства признан незаконным. На госавтоинспекцию МОРАС ГИБДД №5 УМВД России по Приморскому краю (дислокация г. Лесозаводск) возложена обязанность внести изменения в регистрационные данные транспортного средства.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Нестеренко С.С. обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав, что в период времени с 23 часов 30 сентября 2015 года по 05 часов 30 минут 1 октября 2015 года принадлежащее ему на праве собственности транспортное средство «ISUZU ELF», 2002 года выпуска, государственный регистрационный знак № было похищено. 1 октября 2015 года транспортное средство было обнаружено с измененной идентификационной маркировкой шасси и возвращено Нестеренко С.С. Согласно справке об исследовании экспертно-криминалистического отдела МО МВД России «Спасский» №№ от 3 ноября 2015 года установить первичное идентификационное маркировочное обозначение номера шасси (рамы) не представляется возможным, поскольку маркировка удалена полностью с фрагментами рамы, произведен срыв полимерной заводской таблички.
13 августа 2016 года административным истцом в МОРАС ГИБДД №5 УМВД России по Приморскому краю (дислокация г. Лесозаводск) подано заявление о внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства после угона. Решением МОРАС ГИБДД №5 УМВД России по Приморскому краю (дислокация г. Лесозаводск) от 13 августа 2016 года Нестеренко С.С. отказано о внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства. С данным отказом Нестеренко С.С. не согласен, поскольку административным ответчиком созданы препятствия к осуществлению его конституционных прав по владению, пользованию и распоряжению его имуществом, кроме того обстоятельства изменения идентификационной маркировки транспортного средства установлены на основании экспертного исследования. Просит признать незаконным решение МОРАС ГИБДД №5 УМВД России по Приморскому краю (дислокация г. Лесозаводск) от 13 августа 2016 года об отказе в предоставлении государственной услуги по регистрации транспортного средства о внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства.
В судебном заседании административный истец Нестеренко С.С. поддержал заявленные административные требования.
Представитель МОРАС ГИБДД №5 УМВД России по Приморскому краю (дислокация г. Лесозаводск) Удовенко А.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, просил оставить их без удовлетворения.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился административный ответчик, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения, как постановленного с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом установлено, что на основании договора купли продажи от 26 февраля 2015 года собственником транспортного средства является Нестеренко С.С. 27 февраля 2015 года отделением МРЭО ГИБДД МВД по Республике Бурятии транспортное средство «ISUZU ELF», 2002 года выпуска поставлено на регистрационный учет, выданы свидетельство о регистрации №, государственные регистрационные знаки №.
1 октября 2015 года по факту хищения транспортного средства ОД МО МВД РФ «Лесозаводский» возбуждено уголовное дело № №, Нестеренко С.С признан потерпевшим.
В ходе предварительного следствия, автомашина «ISUZU ELF», 2002 года выпуска была обнаружена, осмотрена с участием потерпевшего Нестеренко С.С., который по внешним признакам опознал свою автомашину. Постановлением о возвращении вещественных доказательств от 12 октября 2015 года транспортное средство «ISUZU ELF», 2002 года выпуска, государственный регистрационный знак № возвращена потерпевшему Нестеренко С.С.
Согласно справке об исследовании экспертно-криминалистического отдела МО МВД России «Спасский» №№ от 3 ноября 2015 года, установлено, что идентификационный номер шасси (рамы) на автомобиле «ISUZU ELF» уничтожен путем вырезания фрагмента лонжерона рамы с нанесенной маркировкой и срыва полимерной заводской таблички. Установить первичное маркировочное обозначение номера шасси (рамы) не представляется возможным, так как маркировка удалена полностью с фрагментом рамы.
13 августа 2016 года административный истец обратился в МОРАС ГИБДД №5 УМВД России по Приморскому краю (дислокация г. Лесозаводск) с заявлением о внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства после угона.
Решением МОРАС ГИБДД №5 УМВД России по Приморскому краю (дислокация г. Лесозаводск) от 13 августа 2016 года Нестеренко С.С. отказано в предоставлении государственной услуги по регистрации транспортного средства о внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства.
Удовлетворяя административные исковые требования Нестеренко С.С., суд пришел к выводу о том, что изменение идентификационной маркировки автомобиля установлено в рамках уголовного дела, а также подтверждено тождество ранее прошедшего регистрационный учет автомобиля с тем, который был изъят в рамках уголовного дела, в связи с чем, признал незаконным отказ административного органа в предоставлении государственной услуги по регистрации транспортного средства о внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства.
Судебная коллегия считает данные выводы суда первой инстанции неверными, основанным на неправильном применении норм материального права.
В силу п.2 ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил необходимость регистрации транспортных средств.
Регистрация транспортных средств является административным актом, с которым закон связывает возможность пользования приобретенным имуществом и производится с соблюдением установленного действующим законодательством порядка. При этом, приобретение лицом транспортного средства автоматически не порождает обязанность подразделений ГИБДД допустить транспортное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.
То есть само по себе наличие транспортного средства «ISUZU ELF», 2002 года выпуска в собственности Нестеренко С.С. не является основанием для проведения регистрационных действий в отношении автомобиля и осуществления его допуска к участию в дорожном движении.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В силу п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами в случае, если обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
Аналогичное положение содержится в пункте 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения», в соответствии с которым запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.
Пунктом 15 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утв. Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 N 1001 (ред. от 29.08.2011) установлено, что внесение изменений в регистрационные данные похищенных и обнаруженных транспортных средств, возвращенных их собственникам или владельцам, с измененной маркировкой, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, производится на основании постановления органов внутренних дел (предварительного следствия и дознания), осуществляющих расследование уголовного дела, с предоставлением заверенной копии справки об исследовании (заключения экспертизы) с результатами исследования номеров агрегатов, выданной органом (организацией), уполномоченным на проведение данных исследований.
Нормы, содержащиеся в пункте 15 Правил регистрации, предусматривают возможность внесения изменений в регистрационные данные похищенных транспортных средств, впоследствии обнаруженных и возвращенных их владельцам, с измененной маркировкой, при установлении первоначального содержания маркировочного обозначения автомобиля (идентификация транспортного средства).
Приказом МВД России от 07 августа 2013 года N 605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - Административный регламент).
В соответствии с п. 24 Административного регламента государственная услуга не предоставляется в случае обнаружения признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
Регистрация допускается, если маркировочное обозначение возможно установить экспертным путем, на что, в частности, прямо указано в Письме Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России от 20 ноября 2013 г. N 13/4-303 "О некоторых вопросах регистрации транспортных средств".
Вышеупомянутым заключением экспертно-криминалистического отдела МО МВД России «Спасский» №№ от 3 ноября 2015 года подтверждается, что установить первичное маркировочное обозначение номера шасси (рамы) не представляется возможным, так как маркировка удалена полностью с фрагментом рамы, кроме того, сорвана полимерная заводская табличка. Факт наличия данных изменений административным истцом не оспаривался.
При таких обстоятельствах у должностных лиц ГИБДД отсутствует обязанность по регистрации транспортного средства заявителя, поскольку на регистрацию был представлен автомобиль, не имеющий идентификационного номера, в то время как он указан в паспорте транспортного средства. Орган внутренних дел, проводивший проверку, не смог идентифицировать данное транспортное средство.
Выводы суда первой инстанции о возможности идентифицировать автомобиль, поскольку ранее он был поставлен на регистрационный учет не принимаются судебной коллегией, так как экспертным путем первичная идентификационная маркировка не установлена, суд, проверяя законность принятого решения, должен был исходить из тех документов, которыми располагал государственный орган на момент принятия оспариваемого гражданином решения.
При таких обстоятельствах МОРАС ГИБДД №5 УМВД России по Приморскому краю (дислокация г. Лесозаводск) обоснованно отказал Нестеренко С.С. в совершении регистрационных действий.
В связи с изложенным, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований Нестеренко С.С.
Руководствуясь статьями 307- 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░10 ░ ░░░░░ ░░░░░ №5 ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░ №5 ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░