Решение по делу № 2а-617/2020 от 15.05.2020

Дело № 2а-617/2020 (УИД 43RS0034-01-2020-000766-32)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июня 2020 года     г.Слободской Кировской области

Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Колодкина В.И., при секретаре Маракулиной К.И., рассмотрев дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Кировской области к Пономареву Виталию Андреевичу о взыскании задолженности по страховым взносам, пени

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС № 13 по Кировской области обратилась в суд с административным иском к Пономареву В.А., указав, что последний, будучи индивидуальным предпринимателем, являлся плательщиком страховых взносов. 13 сентября 2019 года Пономарев В.А. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. За административным ответчиком числится задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФОМС за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года: налог за 2019 год в размере 4404,28 руб., пени – 57,33 руб.; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии: налог за 2019 в размере 18780,25 руб., пени- 244,46 руб.. Налоговым органом рассчитана сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2019 по 21.08.2019 в размере 18780,25 руб., сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2019 по 21.08.2019- 4404,28 руб.. В установленные законом сроки страховые взносы Пономаревым В.А. не уплачены, в связи с чем были начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01.10.2019 по 27.11.2019- 244,46 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 01.10.2019 по 27.11.2019- 57,33 руб.. Налоговым органом административному ответчику направлялось требование № 19564 от 28.11.2019 для добровольной уплаты страховых взносов, которое Пономаревым В.В. в установленный в нем срок не исполнено. В связи с изложенным Межрайонная ИФНС России № 13 по Кировской области просит взыскать с административного ответчика вышеуказанную сумму задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФОМС за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года: налог за 2019 год в размере 4404,28 руб., пени – 57,33 руб.; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии: налог за 2019 в размере 18780,25 руб., пени- 244,46 руб.

В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС №13 по Кировской области ФИО5 на удовлетворении заявленных требований настаивал. Дополнительно суду пояснил, что в соответствии с налоговым законодательством нахождение налогоплательщика в местах лишения свободы не освобождает от уплаты налогов.

В судебное заседание административный ответчик Пономарев В.А., надлежащим обозом извещенный о времени, месте и дате рассмотрения дела не явился.

Представитель административного ответчика ФИО6 в судебное заседание не явился. В письменном отзыве указал, что в период с 01.09.2016 по 13.08.2019 Пономарев В.А. находился в местах лишения свободы. В соответствии с Определением Верховного Суда РФ от 04.04.2018 №306-КГ18-2499, поскольку административный ответчик находился в местах лишения свободы, в связи с чем не имел реальной возможности осуществлять предпринимательскую деятельность, поэтому оснований для взыскания налоговых платежей не имеется. На основании изложенного в иске административному истцу просит отказать.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Пономарев В.А. прекратил предпринимательскую деятельность 13 сентября 2019 года.

Приговором Ленинского районного суда г.Нижний Тагил Свердловской области от 27.10.2016, вступившим в законную силу Пономарев В.А. был осужден по ч.2 ст.228 УК РФ к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима со штрафом 50 000 руб.

Согласно справке №065191 Пономарев В.А. отбывал наказание в ФКУ ИК-53 в период с 01.09.2016 по 13.08.2019.                     Конституция Российской Федерации, закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1), гарантирует также каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.        Введенный в действие с 1 января 2002 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает, что право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (часть первая статьи 3); при определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2).                    Трудовая пенсия, назначаемая застрахованным лицам в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", складывается из базовой, страховой и накопительной частей. Базовая часть трудовой пенсии формируется за счет единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет. Страховая же и накопительная части трудовой пенсии финансируются за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые имеют неналоговый индивидуально возмездный характер, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются применительно к каждому застрахованному лицу и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации. Учтенные на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца). В условиях действующего правового регулирования размер выплат будущей пенсии (ее страховой и накопительной частей) напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые уплачивались страхователями, при этом страховая часть трудовой пенсии носит условно-накопительный характер, финансируется по распределительному методу и базируется на принципе солидарности поколений.                                        Определяя в Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 1 статьи 7, пункт 2 статьи 14). Отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации. Напротив, оно направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из статьи 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, тем более что индивидуальные предприниматели подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору. Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.        Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, т.е. в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода.                        Уплата индивидуальными предпринимателями за себя страховых взносов, исчисляемых по правилам, отличным от тех, что предусмотрены для лиц, производящих выплаты физическим лицам, не означает нарушение принципа равенства. Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в ряде его решений, в том числе в Постановлении от 27 апреля 2001 г. N 7-П по делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации, принцип равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) гарантирует одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, и не исключает возможность установления различных правовых условий для разных категорий, если такие различия не являются произвольными и основываются на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов права. Данная правовая позиция имеет общее значение для всех отраслей законодательного регулирования, и, следовательно, конституционный принцип равенства не препятствует законодателю использовать дифференцированный подход к установлению способов определения и исчисления страховых взносов для разных категорий страхователей - индивидуальных предпринимателей, уплачивающих взносы за себя, и страхователей-работодателей, основываясь на различиях в условиях и характере деятельности этих субъектов права.    Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.                        Вместе с тем в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.

Взыскание недоимки по страховым взносам осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (пункт 2 статьи 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

Суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не может - исходя из принципов состязательности и равноправия сторон - ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. При этом предписания статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не препятствуют суду при наличии доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период.            

В данном случае суд приходит к выводу, что в период отбывания наказания в местах лишения свободы Пономарев В.А., как индивидуальный предприниматель, временно не мог заниматься предпринимательской деятельностью в силу вышеуказанной объективной причины, а потому не имел никакого дохода, следовательно, положения статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу, не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа за указанный период, подлежащий в соответствии с правилами статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" зачету в страховой стаж застрахованного лица наравне с периодами работы и (или) иной, в том числе предпринимательской, деятельности.

Следовательно, оснований для взыскания с Пономарева В.А. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пенсионное страхование в спорный период не имеется.

Таким образом, исковые требования межрайонной ИФНС России №13 по Кировской области к Пономареву В.А. о взыскании задолженности по уплате налогов, пени удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Кировской области к Пономареву Виталию Андреевичу о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пенсионное страхование, пени отказать.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Слободской районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: В.И.Колодкин

        

2а-617/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 13 по Кировской области
Ответчики
Пономарев Виталий Андреевич
Другие
Бедрицкий Олег Викторович
Суд
Слободской районный суд Кировской области
Судья
Колодкин Владимир Иванович
Дело на странице суда
slobodskoy.kir.sudrf.ru
15.05.2020Регистрация административного искового заявления
15.05.2020Передача материалов судье
18.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.06.2020Судебное заседание
16.05.2020Передача материалов судье
19.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2020Судебное заседание
09.06.2020Судебное заседание
03.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее