Решение по делу № 33-4668/2024 от 25.03.2024

УИД 59RS0004-01-2023-004134-90

Судья Будилова О.В.

Дело № 2-145/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь Дело № 33-4668/2024

25 апреля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Лапухиной Е.А.,

судей Заривчацкой Т.А., Лобанова В.В.,

при ведении протокола помощником судьи Косогоровой К.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации города Перми на решение Ленинского районного суда города Перми от 15 января 2024 года.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., пояснения представителя истца прокурора Захарова Е.В. (удостоверение), пояснения представителя ответчика Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение (далее – МАДОУ) «Центр развития ребенка – детский сад №272» города Перми Мокрушина А.А. (паспорт, доверенность, диплом), пояснения представителя третьего лица Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю» (далее – ФГКУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю») Шадриной Е.В. (паспорт, доверенность, диплом), судебная коллегия

установила:

Прокурор города Перми обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с учетом измененных в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) исковых требований к Администрации города Перми, МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад № 272» г.Перми о возложении на МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №272» г.Перми обязанности в течение 10 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму, требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006: оборудовать на первом этаже в зданиях учреждения по адресам: г.Пермь ул.Халтурина, д.16, ул.Дружбы, д.15а, ул.Техническая, д.4, помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации; оборудовать видеонаблюдением уязвимые места и критические элементы зданий по адресам: г.Пермь, ул.Халтурина, д.16, ул.Дружбы, д.15а, ул.Техническая, д.4, архивирование и хранение данных в течение одного месяца; оборудовать территорию объектов образования по адресам: г.Пермь, ул.Халтурина, д.16, ул.Дружбы, д.15а, ул.Техническая, д.4, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, обеспечивающими оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.

Возложить на Администрацию города Перми обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу осуществить финансирование мероприятий МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №272» г.Перми по устранению нарушений антитеррористического законодательства (л.д.2-8, 195-196).

В обоснование заявленных требований указано, что 01.04.2022 прокурором города Перми Главе города Перми внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической безопасности, так как указанным требованиям не соответствовало 93 муниципальных объекта образования. Прокуратурой города Перми проведена проверка исполнения МАДОУ «Центр развития ребенка–детский сад № 272» г.Перми законодательства об антитеррористической защищенности образовательной организации, по результатам которой выявлено, что объекты образования не соответствуют требованиям, предъявляемым к антитеррористической защищенности. МАДОУ «Центр развития ребенка –детский сад 272» г. Перми осуществляет деятельность на базе трех объектов – зданий, расположенных по адресам: г.Пермь, ул.Халтурина, д.16, ул.Дружбы, д.15а, ул.Техническая, д.4. Здание по адресу: г.Пермь, ул. Техническая, д.4 арендуется у ИП С. Здание по адресу: г.Пермь, ул.Халтурина, 16 арендуется у ИП М. Договорами аренды с указанными арендодателями на индивидуальных предпринимателей обязанность по соблюдению требований антитеррористической защищенности объектов образования не возложена. В ходе осмотра объекта по адресу: г.Пермь, ул.Халтурина, 16, установлено отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией, обеспечивающей оперативное информирование лиц, находящихся на внешней территории детского сада, о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники; помещения для охраны, расположенного на первом этаже, с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии. Также на втором этаже отсутствует видеонаблюдение, что не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест. Указанные нарушения отражены в актуализированном паспорте безопасности, утвержденном 12.09.2022. Аналогичные нарушения выявлены при осмотре объектов по адресам: г. Пермь, ул.Дружбы, 15а, Техническая, 4. До актуализации паспорта безопасности были утверждены в ноябре 2020 года. Проверка показала, что МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №272» г.Перми не соблюдается законодательство об образовании, об антитеррористической безопасности, что является недопустимым и требует принятия конкретных мер по их устранению. Из Устава МДОУ следует, что учредителем организации является Муниципальное образование город Пермь, отдельные полномочия и функции учредителя осуществляет департамент образования администрации города Перми.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 272» г. Перми в судебном заседании исковые требования признал в части, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на иск (л.д.147-148).

Представитель ответчика Администрации города Перми, извещенного о времени и мете рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил письменные возражения на иск, согласно которым Администрация города Перми просит отказать в удовлетворении исковых требований в части возложения на нее обязанности, поскольку в рамках представленных финансовых средств учреждением должна планомерно вестись работа по устранению предписаний надзорных органов, проводится мероприятия в целях приведения имущества ДОУ в соответствие с нормативными требованиями. Обязанность администрации города Перми в лице Департамента образования как учредителя по финансированию и обеспечению деятельности исполнена в полном объеме (л.д.149-151).

Представитель третьего лица Департамента образования администрации города Перми в судебном заседании возражала относительно заявленных требований.

Представитель третьего лица ФГКУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю» в судебном заседании полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица Индивидуального предпринимателя Медведюк Ю.С. в судебном заседании полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица Управления ФСБ по Пермскому краю в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица – 1-го Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Перми ГУ МЧС России по Пермскому краю, третьи лица Индивидуальный предприниматель М., Индивидуальный предприниматель С., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Решением Ленинского районного суда города Перми от 15.01.2024 постановлено:

исковые требования прокурора г.Перми в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить, возложить обязанность на муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №272» г.Перми (ИНН 5906051691) в течение одного года со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006: оборудовать на первом этаже в зданиях учреждения по адресу: г.Пермь ул.Халтурина, д.16, г.Пермь ул.Дружбы, д.15а, г.Пермь ул.Техническая, д.4, помещения охраны с установкой в них системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации; оборудовать видеонаблюдением уязвимые места и критические элементы зданий по адресу: г.Пермь ул.Халтурина, д.16, г.Пермь ул.Дружбы, д.15а, г.Пермь ул.Техническая, д.4, архивирование и хранение данных в течение одного месяца; оборудовать территорию объектов образования по адресу: г.Пермь ул.Халтурина, д.16, г.Пермь ул.Дружбы, д.15а, г.Пермь ул.Техническая, д.4, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, обеспечивающими оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники;

возложить обязанность на администрацию г.Перми (ИНН 5902290635) в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу осуществить финансирование муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №272» г.Перми по устранению нарушений антитеррористического законодательства.

В апелляционной жалобе ответчик Администрация города Перми просит решение суда отменить в части возложения на апеллянта обязанности по осуществлению финансирования мероприятий по устранению нарушений антитеррористической защищенности, указывая, что в этой части обязанности администрации как учредителя исполняются в полном объеме. В ходе судебного заседания истцом не было предоставлено доказательства того, что данные нарушения антитеррористического законодательства напрямую связаны с тем, что Администрация города Перми в лице Департамента образования не финансирует образовательное учреждение. Финансирование образовательных учреждений производится в соответствии со статьями 69.1. и 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также статьи 8,9 Федерального закона Российской Федерации №273- ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» и включает, в том числе, затраты на содержание муниципального имущества в размере, установленном правовыми актами органов местного самоуправления (для муниципальных учреждений), включающие расходы на приведение образовательного учреждения в состояние, соответствующее нормативным требованиям. Размер нормативных затрат на оказание муниципальной услуги «Присмотр и уход» в муниципальных образовательных учреждениях города Перми, реализующих образовательную программу дошкольного образования и нормативных затрат на содержание муниципального имущества, утверждается ежегодно постановлением Администрации города Перми. Указанный норматив доводится до учреждения по нормативно-подушевому принципу в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (статьи 69.1, 69.2), постановлением администрации города Перми № 502 от 30.11.2007 «О Порядке формирования, размещения, финансового обеспечения и контроля выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)», пунктом. 3.4.4 которого установлено, что объем финансового обеспечения на оказание муниципальных услуг, включает расходы на работы и услуги по содержанию имущества, в том числе содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за муниципальным образовательным учреждением или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему главным распорядителем бюджетных средств (учредителем) на приобретение такого имущества. Таким образом, Администрация города Перми в лице Департамента образования осуществляет финансирование образовательных учреждений в рамках муниципального задания, в сумму которого включено содержание зданий образовательных учреждений в состоянии, удовлетворяющих установленным нормативам. Исполнение предписаний надзорных органов имеет первостепенное значение, поэтому полученные денежные средства должны расходоваться, в том числе на устранение нарушений законодательства по предписаниям надзорных органов. Кроме этого, на основании Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №272» г. Пермь является самостоятельным юридическим лицом, а в соответствии со статьей 2 вышеуказанного закона и статьей 123.22. Гражданского кодекса РФ автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. В связи с чем, обязанность по содержанию имущества в нормативном состоянии, а также устранение нарушений лежит на автономном учреждении.

Автономное учреждение самостоятельно составляет план финансово-хозяйственной деятельности (далее - план ФХД), утверждаемый в порядке, установленным муниципальными правовыми актами, в соответствии с требованиями, определенными Министерством финансов Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Администрации г. Перми от 18.07.2011 № 354 «Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения города Перми» (в ред. от 02.06.2016) план ФХД учреждение утверждает самостоятельно руководителем, с учетом приоритетных направлений деятельности, без участия учредителя. При этом направление полученных бюджетных средств на выполнение мероприятий в соответствии с предписаниями надзорных органов является приоритетным.

В рамках предоставленных финансовых средств учреждением должна планомерно вестись работа по устранению предписаний надзорных органов, проводится мероприятия в целях приведения имущества дошкольного образовательного в соответствие с нормативными требованиями.

В возражениях на жалобу представитель ФГКУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю» приводит доводы об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда.

На заседании судебной коллегии представитель истца просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве Прокуратуры города Перми на апелляционную жалобу.

Представитель ответчика просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

На заседании судебной коллегии представитель третьего лица просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве ФГКУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю» на апелляционную жалобу.

Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В соответствии с п. «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Как следует из материалов дела, МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 272» г.Перми является образовательной организацией, осуществляет деятельность в трех объектах недвижимости – зданиях, расположенных по адресам: г.Пермь, ул.Халтурина, д.16, ул.Дружбы, д.15а, ул.Техническая, д.4.

На основании договора №3-2012 аренды недвижимого имущества от 01.01.2012г., заключенного между Индивидуальными предпринимателем М. (арендодатель) и МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 272» г.Перми (арендатор), 2-этажное здание детского сада-ясли по адресу: г.Пермь, ул.Халтурина, д.16, передано в аренду учреждению (л.д.28-43 том 1).

Двухэтажное здание детского сада по адресу: г.Пермь, ул.Техническая, д.4, передано в аренду учреждению на основании договора №2-2012 договора аренды недвижимого имущества, заключенного между Индивидуальными предпринимателем С. (арендодатель) и МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 272» г.Перми (арендатор) (л.д.45-52 том 1).

01.04.2022 Прокурором города Перми Главе города Перми внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической безопасности, так как указанным требованиям не соответствовало 93 муниципальных объекта образования (л.д.75-76 том 1).

Согласно ответу Главы города Перми от 16.05.2022 Департаментом образования администрации города Перми ежегодно проводятся плановые работы и внеплановые заседания антитеррористической комиссии г.Перми по соблюдению требований, установленных постановлением Правительства Российский Федерации от 20.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». В ходе работы проведен анализ 93 объектов образования, не соответствующих требованиям АТЗ, установлено, что из 93 объектов по состоянию на 29.04.2022 24 объекта не выполнили мероприятия по оснащению АТЗ, устранение замечаний запланировано на 2022 год. До руководителей образовательных учреждений неоднократно доводилась информация об обязательном устранении выявленных нарушений (л.д.78-80 том 1).

Согласно ответу МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №272» г.Перми от 22.06.2023, оборудование на первом этаже каждого из корпусов помещения для охраны с установкой в нем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии РФ, установка автономной системы оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории), которая будет обеспечивать оповещение снаружи зданий; оборудование помещения для охраны, внешней автономной системы, непрерывного видеонаблюдения запланированы на 2024 год; количество внешних и внутренних камер на ул.Халтурина, 16 - 3 внутренних камеры и 16 внешних, на ул.Дружбы, 15а - 2 внутренних и 8 наружных, на ул.Техническая, 4 - 3 внутренних и 7 наружных камер, вторые этажи зданий не оборудованы камерами видеонаблюдения (л.д.21 том 1).

Прокуратурой города Перми проведена проверка исполнения МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №272» г.Перми законодательства об антитеррористической защищенности образовательной организации, по результатам которой выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму. Так, в здании по адресу: г.Пермь, ул. Халтурина, 16, установлено отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией, обеспечивающей оперативное информирование лиц, находящихся на внешней территории детского сада, о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники; помещения для охраны, расположенного на первом этаже, с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии. Также на втором этаже отсутствует видеонаблюдение, что не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест. Указанные нарушения отражены в актуализированном паспорте безопасности, утвержденном 12.09.2022. Аналогичные нарушения выявлены при осмотре объектов по адресам: г.Пермь, ул.Дружбы, 15а, Техническая, 4 (л.д.20 том 1).

Доказательств устранения вышеуказанного нарушения ответчиками не представлено.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции принял во внимание, что муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение не соответствуют требованиям законодательства об антитеррористической защищенности объекта, меры, направленные на создание безопасных условий для лиц, пребывающих в МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №272» города Перми, не предпринимаются в необходимом объеме. Судом установлено, что до настоящего времени охрана образовательного учреждения не соответствует предъявляемым требованиям, здания образовательной организации не оборудованы системами и оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иные лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновении чрезвычайной ситуации, обеспечивающими оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников учреждения в период их нахождения в образовательной организации, то есть неопределенного круга лиц.

Таким образом, факт несоответствия МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №272» города Перми требованиям законодательства об антитеррористической защищенности объекта судом установлен и подтверждается материалами дела. В этой части решение не оспаривается.

Исходя из того, что финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности образовательных учреждений в силу действующего законодательства относится к обязанностям муниципального образования как субъекта антитеррористической деятельности и главного распорядителя средств бюджета муниципального образования, выступает учредителем МАДОУ «Центр развития ребенка- детский сад № 272» г.Перми, суд пришел к выводу о возложении обязанности по обеспечению финансирования названных мероприятий на Администрацию города Перми.

Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для отмены решения в обжалуемой части заслуживают внимания.

Из материалов дела следует, что согласно Уставу МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 272» г.Перми муниципальное образование г.Пермь является учредителем и главным распорядителем бюджетных средств МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 272» (л.д.59-74 том 1).

В соответствии с пунктом 7 статьи 49 Устава города Перми, принятого решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 №150, Администрация города осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения города Перми, в том числе владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в порядке, определенном Думой.

Как указано в статье 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 131-ФЗ) формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 53 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Согласно статьям 28 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является самостоятельность бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.

Учитывая изложенные правовые нормы, понуждение Администрации к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств местного бюджета, предусмотренных на содержание муниципальных образований, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. Возложение на Администрацию такой обязанности является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, решение суда в связи с нарушением норм материального права подлежит отмене в части удовлетворения требований к Администрации с вынесением в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.

В остальной части оснований для отмены или изменения решения суда в порядке, предусмотренном статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу Администрации города Перми на решение Ленинского районного суда города Перми от 15 января 2024 года удовлетворить.

Решение Ленинского районного суда города Перми от 15 января 2024 года отменить в части возложения на Администрацию города Перми (обязанности по осуществлению финансирования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №272» г.Перми по устранению нарушений антитеррористического законодательства».

Принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

В окончательном виде апелляционное определение изготовлено 06 мая 2024 года.

УИД 59RS0004-01-2023-004134-90

Судья Будилова О.В.

Дело № 2-145/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь Дело № 33-4668/2024

25 апреля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Лапухиной Е.А.,

судей Заривчацкой Т.А., Лобанова В.В.,

при ведении протокола помощником судьи Косогоровой К.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации города Перми на решение Ленинского районного суда города Перми от 15 января 2024 года.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., пояснения представителя истца прокурора Захарова Е.В. (удостоверение), пояснения представителя ответчика Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение (далее – МАДОУ) «Центр развития ребенка – детский сад №272» города Перми Мокрушина А.А. (паспорт, доверенность, диплом), пояснения представителя третьего лица Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю» (далее – ФГКУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю») Шадриной Е.В. (паспорт, доверенность, диплом), судебная коллегия

установила:

Прокурор города Перми обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с учетом измененных в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) исковых требований к Администрации города Перми, МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад № 272» г.Перми о возложении на МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №272» г.Перми обязанности в течение 10 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму, требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006: оборудовать на первом этаже в зданиях учреждения по адресам: г.Пермь ул.Халтурина, д.16, ул.Дружбы, д.15а, ул.Техническая, д.4, помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации; оборудовать видеонаблюдением уязвимые места и критические элементы зданий по адресам: г.Пермь, ул.Халтурина, д.16, ул.Дружбы, д.15а, ул.Техническая, д.4, архивирование и хранение данных в течение одного месяца; оборудовать территорию объектов образования по адресам: г.Пермь, ул.Халтурина, д.16, ул.Дружбы, д.15а, ул.Техническая, д.4, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, обеспечивающими оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.

Возложить на Администрацию города Перми обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу осуществить финансирование мероприятий МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №272» г.Перми по устранению нарушений антитеррористического законодательства (л.д.2-8, 195-196).

В обоснование заявленных требований указано, что 01.04.2022 прокурором города Перми Главе города Перми внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической безопасности, так как указанным требованиям не соответствовало 93 муниципальных объекта образования. Прокуратурой города Перми проведена проверка исполнения МАДОУ «Центр развития ребенка–детский сад № 272» г.Перми законодательства об антитеррористической защищенности образовательной организации, по результатам которой выявлено, что объекты образования не соответствуют требованиям, предъявляемым к антитеррористической защищенности. МАДОУ «Центр развития ребенка –детский сад 272» г. Перми осуществляет деятельность на базе трех объектов – зданий, расположенных по адресам: г.Пермь, ул.Халтурина, д.16, ул.Дружбы, д.15а, ул.Техническая, д.4. Здание по адресу: г.Пермь, ул. Техническая, д.4 арендуется у ИП С. Здание по адресу: г.Пермь, ул.Халтурина, 16 арендуется у ИП М. Договорами аренды с указанными арендодателями на индивидуальных предпринимателей обязанность по соблюдению требований антитеррористической защищенности объектов образования не возложена. В ходе осмотра объекта по адресу: г.Пермь, ул.Халтурина, 16, установлено отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией, обеспечивающей оперативное информирование лиц, находящихся на внешней территории детского сада, о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники; помещения для охраны, расположенного на первом этаже, с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии. Также на втором этаже отсутствует видеонаблюдение, что не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест. Указанные нарушения отражены в актуализированном паспорте безопасности, утвержденном 12.09.2022. Аналогичные нарушения выявлены при осмотре объектов по адресам: г. Пермь, ул.Дружбы, 15а, Техническая, 4. До актуализации паспорта безопасности были утверждены в ноябре 2020 года. Проверка показала, что МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №272» г.Перми не соблюдается законодательство об образовании, об антитеррористической безопасности, что является недопустимым и требует принятия конкретных мер по их устранению. Из Устава МДОУ следует, что учредителем организации является Муниципальное образование город Пермь, отдельные полномочия и функции учредителя осуществляет департамент образования администрации города Перми.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 272» г. Перми в судебном заседании исковые требования признал в части, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на иск (л.д.147-148).

Представитель ответчика Администрации города Перми, извещенного о времени и мете рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил письменные возражения на иск, согласно которым Администрация города Перми просит отказать в удовлетворении исковых требований в части возложения на нее обязанности, поскольку в рамках представленных финансовых средств учреждением должна планомерно вестись работа по устранению предписаний надзорных органов, проводится мероприятия в целях приведения имущества ДОУ в соответствие с нормативными требованиями. Обязанность администрации города Перми в лице Департамента образования как учредителя по финансированию и обеспечению деятельности исполнена в полном объеме (л.д.149-151).

Представитель третьего лица Департамента образования администрации города Перми в судебном заседании возражала относительно заявленных требований.

Представитель третьего лица ФГКУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю» в судебном заседании полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица Индивидуального предпринимателя Медведюк Ю.С. в судебном заседании полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица Управления ФСБ по Пермскому краю в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица – 1-го Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Перми ГУ МЧС России по Пермскому краю, третьи лица Индивидуальный предприниматель М., Индивидуальный предприниматель С., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Решением Ленинского районного суда города Перми от 15.01.2024 постановлено:

исковые требования прокурора г.Перми в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить, возложить обязанность на муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №272» г.Перми (ИНН 5906051691) в течение одного года со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006: оборудовать на первом этаже в зданиях учреждения по адресу: г.Пермь ул.Халтурина, д.16, г.Пермь ул.Дружбы, д.15а, г.Пермь ул.Техническая, д.4, помещения охраны с установкой в них системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации; оборудовать видеонаблюдением уязвимые места и критические элементы зданий по адресу: г.Пермь ул.Халтурина, д.16, г.Пермь ул.Дружбы, д.15а, г.Пермь ул.Техническая, д.4, архивирование и хранение данных в течение одного месяца; оборудовать территорию объектов образования по адресу: г.Пермь ул.Халтурина, д.16, г.Пермь ул.Дружбы, д.15а, г.Пермь ул.Техническая, д.4, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, обеспечивающими оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники;

возложить обязанность на администрацию г.Перми (ИНН 5902290635) в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу осуществить финансирование муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №272» г.Перми по устранению нарушений антитеррористического законодательства.

В апелляционной жалобе ответчик Администрация города Перми просит решение суда отменить в части возложения на апеллянта обязанности по осуществлению финансирования мероприятий по устранению нарушений антитеррористической защищенности, указывая, что в этой части обязанности администрации как учредителя исполняются в полном объеме. В ходе судебного заседания истцом не было предоставлено доказательства того, что данные нарушения антитеррористического законодательства напрямую связаны с тем, что Администрация города Перми в лице Департамента образования не финансирует образовательное учреждение. Финансирование образовательных учреждений производится в соответствии со статьями 69.1. и 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также статьи 8,9 Федерального закона Российской Федерации №273- ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» и включает, в том числе, затраты на содержание муниципального имущества в размере, установленном правовыми актами органов местного самоуправления (для муниципальных учреждений), включающие расходы на приведение образовательного учреждения в состояние, соответствующее нормативным требованиям. Размер нормативных затрат на оказание муниципальной услуги «Присмотр и уход» в муниципальных образовательных учреждениях города Перми, реализующих образовательную программу дошкольного образования и нормативных затрат на содержание муниципального имущества, утверждается ежегодно постановлением Администрации города Перми. Указанный норматив доводится до учреждения по нормативно-подушевому принципу в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (статьи 69.1, 69.2), постановлением администрации города Перми № 502 от 30.11.2007 «О Порядке формирования, размещения, финансового обеспечения и контроля выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)», пунктом. 3.4.4 которого установлено, что объем финансового обеспечения на оказание муниципальных услуг, включает расходы на работы и услуги по содержанию имущества, в том числе содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за муниципальным образовательным учреждением или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему главным распорядителем бюджетных средств (учредителем) на приобретение такого имущества. Таким образом, Администрация города Перми в лице Департамента образования осуществляет финансирование образовательных учреждений в рамках муниципального задания, в сумму которого включено содержание зданий образовательных учреждений в состоянии, удовлетворяющих установленным нормативам. Исполнение предписаний надзорных органов имеет первостепенное значение, поэтому полученные денежные средства должны расходоваться, в том числе на устранение нарушений законодательства по предписаниям надзорных органов. Кроме этого, на основании Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №272» г. Пермь является самостоятельным юридическим лицом, а в соответствии со статьей 2 вышеуказанного закона и статьей 123.22. Гражданского кодекса РФ автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. В связи с чем, обязанность по содержанию имущества в нормативном состоянии, а также устранение нарушений лежит на автономном учреждении.

Автономное учреждение самостоятельно составляет план финансово-хозяйственной деятельности (далее - план ФХД), утверждаемый в порядке, установленным муниципальными правовыми актами, в соответствии с требованиями, определенными Министерством финансов Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Администрации г. Перми от 18.07.2011 № 354 «Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения города Перми» (в ред. от 02.06.2016) план ФХД учреждение утверждает самостоятельно руководителем, с учетом приоритетных направлений деятельности, без участия учредителя. При этом направление полученных бюджетных средств на выполнение мероприятий в соответствии с предписаниями надзорных органов является приоритетным.

В рамках предоставленных финансовых средств учреждением должна планомерно вестись работа по устранению предписаний надзорных органов, проводится мероприятия в целях приведения имущества дошкольного образовательного в соответствие с нормативными требованиями.

В возражениях на жалобу представитель ФГКУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю» приводит доводы об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда.

На заседании судебной коллегии представитель истца просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве Прокуратуры города Перми на апелляционную жалобу.

Представитель ответчика просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

На заседании судебной коллегии представитель третьего лица просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве ФГКУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю» на апелляционную жалобу.

Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В соответствии с п. «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Как следует из материалов дела, МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 272» г.Перми является образовательной организацией, осуществляет деятельность в трех объектах недвижимости – зданиях, расположенных по адресам: г.Пермь, ул.Халтурина, д.16, ул.Дружбы, д.15а, ул.Техническая, д.4.

На основании договора №3-2012 аренды недвижимого имущества от 01.01.2012г., заключенного между Индивидуальными предпринимателем М. (арендодатель) и МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 272» г.Перми (арендатор), 2-этажное здание детского сада-ясли по адресу: г.Пермь, ул.Халтурина, д.16, передано в аренду учреждению (л.д.28-43 том 1).

Двухэтажное здание детского сада по адресу: г.Пермь, ул.Техническая, д.4, передано в аренду учреждению на основании договора №2-2012 договора аренды недвижимого имущества, заключенного между Индивидуальными предпринимателем С. (арендодатель) и МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 272» г.Перми (арендатор) (л.д.45-52 том 1).

01.04.2022 Прокурором города Перми Главе города Перми внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической безопасности, так как указанным требованиям не соответствовало 93 муниципальных объекта образования (л.д.75-76 том 1).

Согласно ответу Главы города Перми от 16.05.2022 Департаментом образования администрации города Перми ежегодно проводятся плановые работы и внеплановые заседания антитеррористической комиссии г.Перми по соблюдению требований, установленных постановлением Правительства Российский Федерации от 20.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». В ходе работы проведен анализ 93 объектов образования, не соответствующих требованиям АТЗ, установлено, что из 93 объектов по состоянию на 29.04.2022 24 объекта не выполнили мероприятия по оснащению АТЗ, устранение замечаний запланировано на 2022 год. До руководителей образовательных учреждений неоднократно доводилась информация об обязательном устранении выявленных нарушений (л.д.78-80 том 1).

Согласно ответу МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №272» г.Перми от 22.06.2023, оборудование на первом этаже каждого из корпусов помещения для охраны с установкой в нем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии РФ, установка автономной системы оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории), которая будет обеспечивать оповещение снаружи зданий; оборудование помещения для охраны, внешней автономной системы, непрерывного видеонаблюдения запланированы на 2024 год; количество внешних и внутренних камер на ул.Халтурина, 16 - 3 внутренних камеры и 16 внешних, на ул.Дружбы, 15а - 2 внутренних и 8 наружных, на ул.Техническая, 4 - 3 внутренних и 7 наружных камер, вторые этажи зданий не оборудованы камерами видеонаблюдения (л.д.21 том 1).

Прокуратурой города Перми проведена проверка исполнения МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №272» г.Перми законодательства об антитеррористической защищенности образовательной организации, по результатам которой выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму. Так, в здании по адресу: г.Пермь, ул. Халтурина, 16, установлено отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией, обеспечивающей оперативное информирование лиц, находящихся на внешней территории детского сада, о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники; помещения для охраны, расположенного на первом этаже, с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии. Также на втором этаже отсутствует видеонаблюдение, что не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест. Указанные нарушения отражены в актуализированном паспорте безопасности, утвержденном 12.09.2022. Аналогичные нарушения выявлены при осмотре объектов по адресам: г.Пермь, ул.Дружбы, 15а, Техническая, 4 (л.д.20 том 1).

Доказательств устранения вышеуказанного нарушения ответчиками не представлено.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции принял во внимание, что муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение не соответствуют требованиям законодательства об антитеррористической защищенности объекта, меры, направленные на создание безопасных условий для лиц, пребывающих в МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №272» города Перми, не предпринимаются в необходимом объеме. Судом установлено, что до настоящего времени охрана образовательного учреждения не соответствует предъявляемым требованиям, здания образовательной организации не оборудованы системами и оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иные лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновении чрезвычайной ситуации, обеспечивающими оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников учреждения в период их нахождения в образовательной организации, то есть неопределенного круга лиц.

Таким образом, факт несоответствия МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №272» города Перми требованиям законодательства об антитеррористической защищенности объекта судом установлен и подтверждается материалами дела. В этой части решение не оспаривается.

Исходя из того, что финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности образовательных учреждений в силу действующего законодательства относится к обязанностям муниципального образования как субъекта антитеррористической деятельности и главного распорядителя средств бюджета муниципального образования, выступает учредителем МАДОУ «Центр развития ребенка- детский сад № 272» г.Перми, суд пришел к выводу о возложении обязанности по обеспечению финансирования названных мероприятий на Администрацию города Перми.

Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для отмены решения в обжалуемой части заслуживают внимания.

Из материалов дела следует, что согласно Уставу МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 272» г.Перми муниципальное образование г.Пермь является учредителем и главным распорядителем бюджетных средств МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 272» (л.д.59-74 том 1).

В соответствии с пунктом 7 статьи 49 Устава города Перми, принятого решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 №150, Администрация города осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения города Перми, в том числе владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в порядке, определенном Думой.

Как указано в статье 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 131-ФЗ) формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 53 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Согласно статьям 28 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является самостоятельность бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.

Учитывая изложенные правовые нормы, понуждение Администрации к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств местного бюджета, предусмотренных на содержание муниципальных образований, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. Возложение на Администрацию такой обязанности является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, решение суда в связи с нарушением норм материального права подлежит отмене в части удовлетворения требований к Администрации с вынесением в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.

В остальной части оснований для отмены или изменения решения суда в порядке, предусмотренном статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу Администрации города Перми на решение Ленинского районного суда города Перми от 15 января 2024 года удовлетворить.

Решение Ленинского районного суда города Перми от 15 января 2024 года отменить в части возложения на Администрацию города Перми (обязанности по осуществлению финансирования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №272» г.Перми по устранению нарушений антитеррористического законодательства».

Принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

В окончательном виде апелляционное определение изготовлено 06 мая 2024 года.

33-4668/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор города Перми
Ответчики
Администрация города Перми
МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №272» г. Перми
Другие
Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Пермскому краю
ИП Сарксян Вагаршак Борисович
департамент образования администрации города Перми
ИП Медведюк Юрий Станиславович
ФГКУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю»
1 Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
25.03.2024Передача дела судье
25.04.2024Судебное заседание
06.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2024Передано в экспедицию
25.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее