Решение по делу № 2а-11906/2016 от 15.08.2016

Дело А-11906/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2016 года г. Курган

Курганский городской суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Мельниковой Е.В.

при секретаре Пьянниковой Т.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана о признании незаконным отказа о смене вида разрешенного использования земельных участков, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Курганский городской суд с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана о признании незаконным отказа о смене вида разрешенного использования земельных участков, возложении обязанности.

В обоснование указала, что 29.06.2016 обратилась с заявлением в Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана Курганской области об изменении вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного использования, расположенных по адресам (местоположение): Россия, <адрес>» принадлежащих на праве собственности ФИО1

15.07.2016 заместителем директора Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений было отказано. Считает данный отказ необоснованным и незаконным.

Указывает, что садоводство - это один из видов разрешенного использования земельных участков, установленный классификатором для сельскохозяйственных угодий. Полагает, что изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка с «для сельскохозяйственного производства» на «садоводство» соответствует требованиям действующего законодательства и ст. 7 Земельного кодекса РФ.

Считает, что специальными законами, определяющими порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям, являются Земельный кодекс РФ и Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской" Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Просит признать отказ Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана Курганской области о смене вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами с вида «Для сельскохозяйственного использования» на вид «Для садоводства», принадлежащих на праве собственности ФИО1 незаконным; возложить на Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города ФИО2 <адрес> обязанность изменить вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами с вида «Для сельскохозяйственного использования» на вид «Для садоводства».

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО4 на требованиях настаивал, дал пояснения согласно административному исковому заявлению.

Представитель Администрации города Кургана, Департаменту архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана по доверенности ФИО5 в судебном заседании требования не признала, дала пояснения согласно представленному отзыву.

Представитель филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без их участия.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно представленным материалам дела, ФИО1 собственником земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного использования, площадь 596 кв.м, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно кадастровой выписке земельный участок с кадастровым номером , категория земель: «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование «для сельскохозяйственного использования».

Как следует из материалов дела, 20.06.2016 ФИО1 обратилась в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Кургана с заявлением о смене вида разрешенного использования земельного участка расположенного по адресу: <адрес>» с кадастровым номером с «для сельскохозяйственного использования» на «для садоводства».

Решением Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана от 13.07.2016 ФИО1 было отказано, поскольку данный земельный участок расположен на территории общего пользования, а действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Положения статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).

Законодатель по целевому назначению установил семь категорий земель, в перечне категорий указаны земли сельскохозяйственного назначения (п. 1 ст. 7 ЗК РФ).

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (ст. 77 ЗК РФ).

Согласно п. 2 ст. 81 ЗК РФ, порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

В соответствии с положениями Земельного кодекса РФ и главы ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» использование гражданами и их объединениями земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения для садоводства допускается при условии проведения соответствующего зонирования.

Порядок осуществления зонирования территорий регламентирован Градостроительным кодексом РФ, согласно положений которого, градостроительное зонирование - это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Градостроительным регламентом устанавливаются виды разрешенного использования земель.

Вместе с тем, оборот земель сельскохозяйственного назначения урегулирован Федеральным законом 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который в числе основных принципов установил сохранение целевого использования земельных участков, преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов.

При этом законодатель установил, что действие настоящего Федерального закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями (ст. 1 ФЗ N 101-ФЗ).

Из содержания приведенных норм следует, что установление вида разрешенного использования - для садоводства в отношении сельскохозяйственных угодий возможно только после проведения определенной процедуры, которая должна обеспечить соблюдение основных принципов использования земель сельскохозяйственного назначения, а именно после проведения процедуры изменения категории земельного участка, поскольку иного порядка, который бы обеспечил соблюдение указанных принципов земельного законодательства, действующее законодательство не предусматривает.

Границы территориальных зон, градостроительные регламенты с видами разрешенного использования земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки территорий муниципальных образований (статья 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Правила землепользования и застройки города Кургана, утвержденные решением Курганской городской Думы от 19.12.2007 №318 являются документом градостроительного зонирования, действующим на территории муниципального образования «город Курган».

Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования, земельный участок с кадастровым номером находится в границах территории общего пользования.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Между тем согласно части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для определенных категорий земель, в том числе, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

По смыслу п. 2 ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.

В соответствии с частью 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Согласно пункту 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимается в соответствии с федеральными законами.

В настоящее время федеральным законодательством не определен порядок принятия решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительного регламента не распространяется или для которые градостроительные регламенты не устанавливаются, поэтому для разрешения этого вопроса надлежит руководствоваться положениями Земельного кодекса Российской Федерации и законами регулирующими указанные правоотношения.

Статья 78 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Приведенными нормами не предусмотрена возможность использования указанных земель для садоводства.

Изменение разрешенного использования земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, без изменения категории земель, в составе которых находится данный участок, противоречит приведенным выше нормам.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Федеральным законом № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую». Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 ФЗ № 172-ФЗ, в том числе связанных с установлением или изменением черты населенного пункта.

В силу п. 10 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ (в ред. от 21.02.2014 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации», решение вопросов планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Исходя из положений статьи 1 данного Федерального закона, он предусматривает обязательное предварительное зонирование территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан.

Согласно статье 2 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» он регулирует отношения, возникающие в связи с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства гражданами, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.

Исходя из положений статей 12, 14, 16 данного Федерального закона для ведения дачного хозяйства гражданами могут быть использованы те земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.

Возможность предоставления участка для садоводства отдельному гражданину вне земель садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения - не предусмотрена.

Доказательства тому, что спорный земельный участок находится на территории садоводческого объединения, либо наличию смежных границ принадлежащего заявителю земельного участка с землями какого-либо садоводческого, огороднического или дачного объединения граждан, что позволило бы ему в дальнейшем вести садоводство на территории садоводческого объединения, в материалах дела отсутствуют.

Как следует из материалов дела, ФИО1 принадлежит земельный участок: категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного использования.

Таким образом, принадлежащий заявителю земельный участок изначально не предназначался и не предоставлялся для садоводства, огородничества или дачного хозяйства, поскольку исходя из пункта 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок заявителя относится к сельскохозяйственным угодьям.

Ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусматривают изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, без перевода их из данной категории в другую категорию.

Исходя из положений ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", использование садового земельного участка предполагает строительство на нем жилого строения, что противоречит и приоритету в использовании и особой охране сельскохозяйственных угодий.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для изменения вида разрешенного использования с «для сельскохозяйственного использования» на «для садоводства» без изменения категории земель не имеется, иное противоречило бы действующему законодательству.

В соответствии с ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

С учетом всех обстоятельств, суд считает, что оснований для признания незаконным отказа Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана о смене вида разрешенного использования земельных участков с кадастровым номером с вида «для сельскохозяйственного использования» на вид «для садоводства», не имеется.

Поскольку судом отказано в удовлетворении основных требований, то и оснований для удовлетворения требований об обязании Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана изменить вид разрешенного использования, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 218, 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Департаменту архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана о признании незаконным отказа в смене вида разрешенного использования земельных участков, возложении обязанности, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд.

Судья

Курганского городского суда Е.В. Мельникова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2а-11906/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шатайло С.И.
Ответчики
АДМИНИСТРАЦИЯ КУРГАНА
Другие
Федеральная кадастровая палата
Суд
Курганский городской суд Курганской области
Дело на странице суда
kurgansky.krg.sudrf.ru
15.08.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
16.08.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
16.08.2016[Адм.] Передача материалов судье
16.08.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.09.2016[Адм.] Судебное заседание
30.08.2016[Адм.] Судебное заседание
09.09.2016[Адм.] Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
09.09.2016[Адм.] Судебное заседание
27.09.2016[Адм.] Судебное заседание
03.10.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2017[Адм.] Дело оформлено
06.02.2017[Адм.] Дело передано в архив
27.09.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее