Дело № 5-143/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Вяземский районный суд Смоленской области
ул. 1 Мая, д.2, г. Вязьма, Смоленская область, 215110
г. Вязьма 6 апреля 2021 года
Судья Вяземского районного суда Смоленской области Лакезин А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в Вяземском, Угранском и Темкинском районах Зыкова А.В., дд.мм.гггг. года рождения, <данные изъяты>, ранее к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений не привлекавшегося,
У С Т А Н О В И Л:
09 марта 2021 года в Вяземский районный суд Смоленской области из Второго кассационного суда общей юрисдикции поступило для рассмотрения дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области (на момент совершения административного правонарушения) Зыкова А.В..
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судом установлено следующее.
Основанием для возбуждения в отношении указанного должностного лица дела об административном правонарушении (л.д. 3-8) послужило следующее.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона РФ от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций в случае установления фактов нарушения закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Статья 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленные в ст. 22 указанного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влекут за собой установленную законом ответственность.
Согласно ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующим, о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии с пп. «б» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 11.05.2020 № 316 в целях дальнейшего обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, необходимо обеспечить приостановление (ограничение, в том числе путем определения особенностей режима работы, численности работников) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом методических рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.
Указом Губернатора Смоленской области от 18 марта 2020 года № 24 на территории Смоленской области введен режим повышенной готовности.
Согласно п. 3.5 Указа Губернатора Смоленской области от 18 марта 2020 года № 24 по 15 июня 2020 года включительно приостановлена работа объектов розничной торговли (за исключением аптек и аптечных пунктов, специализированных объектов розничной торговли, в которых осуществляется заключение договоров на оказание услуг связи и реализация связанных с данными услугами средств связи (в том числе мобильных телефонов, планшетов), специализированных объектов розничной торговли, реализующих зоотовары, объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, а также розничной торговли строительными материалами, скобяными изделиями, лакокрасочными материалами, стеклом, пиломатериалами, кирпичом, металлическими и неметаллическими конструкциями, обоями и напольным покрытием в специализированных магазинах, розничной торговли саженцами, рассадой, семенами, удобрениями в специализированных магазинах, продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки).
Пунктом 3.7. Указа Губернатора Смоленской области от 18 марта 2020 года № 24 установлено, что по 15 июня 2020 года включительно приостановлена деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, основным (дополнительным) видом деятельности которых является деятельность по виду экономической деятельности, включенному в группу 96.02 «Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты», группу 96.04 «Деятельность физкультурно-оздоровительная» (за исключением деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг) подкласса 96.0 «Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг» класса 96 «Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг» раздела S «Предоставление прочих видов услуг» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, принятого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст.
Согласно п. 12.1 Указа Губернатора Смоленской области от 18 марта 2020 года № 24 установлена обязанность граждан соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Пунктом 12.4 Указа Губернатора Смоленской области от 18 марта 2020 года № 24 установлена обязанность граждан использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания при нахождении в общественном транспорте, в том числе пригородного и местного сообщения, в такси и при посещении гражданами зданий, строений и сооружений транспортной инфраструктуры (автовокзалы, железнодорожные вокзалы), остановок (павильонов, платформ) всех видов общественного транспорта.
Вяземской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Смоленской области проведена проверка соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории Вяземского района Смоленской области в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
По результатам проведения проверки 05 июня 2020 года Вяземской межрайонной прокуратурой установлено, что на территории г. Вязьмы вопреки требованиям, установленным п. 3.5, 3.7 Указа Губернатора Смоленской области от 18 марта 2020 года № 24, осуществляют деятельность ряд магазинов по ул. 25 Октября: «Мебель-центр», «LifeStyle», «Рыбалка-Охота-Туризм», «Топтыжка», «Elegant», «Подарки», «Nataly», «Канцтовары», «Sela», «Татьяна», «Ювелирный». Также осуществляет деятельность салон красоты «Акварель», расположенный по адресу: г. Вязьма ул. Восстания, д.2а.
Кроме того, перевозчиками пассажиров ИП А.В., ИП А.В., ООО «Попутчик» вопреки п. 12.1, 12.4 Указа Губернатора Смоленской области от 18 марта 2020 года № 24, не соблюдаются требования социального дистанцирования, а также использования гражданами средств индивидуальной защиты органов дыхания при нахождении в общественном транспорте.
Свободное осуществление деятельности магазинов, салонов красоты, деятельность которых в условиях режима повышенной готовности, введенном Указом Губернатора Смоленской области запрещена, свидетельствует о ненадлежащем исполнении возложенных на ТО Управления Роспотребнадзора по Смоленской области в Вяземском, Темкинском, Угранском районах обязанностей по недопущению распространения коронавирусной инфекции на территории Вяземского района Смоленской области.
Несоблюдение введенных ограничительных мероприятий в условиях режима повышенной готовности влечет распространение новой коронавирусной инфекции и массовые заболевания гражданин, в том числе с летальным исходом.
05 июня 2020 года Вяземским межрайонным прокурором по фактам выявленных нарушений внесено представление в адрес начальника ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в Вяземском, Угранском, Темкинском районах об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства с требованием принять меры к закрытию объектов розничной торговли, деятельность которых запрещена, а также салонов красоты на территории Вяземского района Смоленской области, а также незамедлительно организовать проведение совместных с МО МВД России «Вяземский» проверок организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по перевозке граждан, направленные на соблюдение установленных п. 12.1, 12.4 Указа Губернатора Смоленской области от 18.03.2020 № 24 требований.
По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования в удовлетворении требований прокурора отказано.
11 июня 2020 года Вяземским межрайонным прокурором направлено требование начальнику ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в Вяземском, Угранском, Темкинском районах о проведении внеплановой проверки субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность в нарушение требований Указа Губернатора Смоленской области о введении режима повышенной готовности.
Однако в исполнении требований прокурора о проведении внеплановой проверки начальником ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в Вяземском, Угранском, Темкинском районах Зыковым А.В. было отказано по мотиву отсутствия полномочий по контролю за соблюдением нормативных правовых актов, изданных субъектами Российской Федерации.
Отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируются положениями Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно ст. 2 Закона от 30.03.1999 №52-ФЗ под санитарно-противоэпидемиологическими (профилактическими) мероприятиями понимают организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В соответствии с п. 5.1 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу указанных норм закона осуществление противоэпидемиологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и их ликвидацию, входит в полномочия территориальных органов Роспотребнадзора.
Отказ в удовлетворении требований прокурора является неправомерным и свидетельствует о нарушении начальником ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в Вяземском, Угранском, Темкинском районах Зыковым А.В. требований ст. 6, ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
В качестве доказательств по делу об административном правонарушении приведены: постановление Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.3-8), представление (л.д. 9-141), ответы на акты прокурорского реагирования начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора (л.д. 12-16, 18-20), требование о проведении внеплановой проверки (л.д. 17, 51-52), рапорт старшего помощника Вяземского межрайоного прокурора с фототаблицей к нему (л.д. 21-32), сообщения руководителям территориальных органов Роспотребнадзора (л.д. 33,36), сообщение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области (л.д.34-35), регламент по предупреждению возникновению и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (л.д. 37-40), приказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области № 98-П от 09.06.2020 (л.д. 41-42).
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Административная ответственность по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает только в случае неисполнения законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. Следовательно, вопрос о законности и обоснованности представления и требования прокурора, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Осуществление контроля и проведение проверок осуществляется в соответствии с Приказом Роспотребнадзора от 16 июля 2012 года № 764 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров».
В соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:
принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением;
право разработки, утверждения и реализации региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласованных с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей;
право осуществления мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни;
обеспечение своевременного информирования населения субъекта Российской Федерации о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), о состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
право участия в проведении социально-гигиенического мониторинга субъекта Российской Федерации.
Контроль за соблюдением нормативно правовых актов субъекта Российской Федерации в рамках полномочий предусмотренных указанной статьей Федерального Закона не входит в компетенцию территориальных органов Роспотребнадзора.
В представлении от 05 июня 2020 года № 02-05 и требовании о проведении внеплановой проверки от 11 июня 2020 года № 02-16 Вяземским межрайонным прокурором указано о нарушении субъектами предпринимательской деятельности на территории г. Вязьмы требований п. 3.5, 3.7 Указа Губернатора Смоленской области от 18 марта 2020 года № 24 (о функционировании магазинов, салона красоты, расположенных в г. Вязьме) и нарушении требований п. 12.1, 12.4 указанного Указа Губернатора Смоленской области перевозчиками пассажиров ИП А.В., ИП А.В., ООО «Попутчик». При этом, проверка соблюдения перечисленными субъектами предпринимательской деятельности Указа Губернатора Смоленской области от 18 марта 2020 года № 24 не относилась к компетенции органа, в который внесены представление и требование прокурора. Сведения об иных нарушениях действующего законодательства, проверка которых относится к полномочиям ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в Вяземском, Угранском и Темкинском районах в указанных актах прокурорского реагирования не приведены.
Информации о необходимости проведения на указанных объектах противоэпидемических мероприятий в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 года № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в указанных актах прокурорского реагирования не содержится, несмотря на доводы в судебном заседании представителя Вяземской межрайонной прокуратуры об обратном.
Обзором по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 года) разъяснено, что в соответствии с пунктом 18 части 5 и частью 6.4 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица, указанные в Перечне должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 975-р), в который органы Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не включены.
Проведение ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в Вяземском, Угранском и Темкинском районах внеплановых проверок перечисленных в актах прокурорского реагирования от 05 и 11 июня 2020 года субъектов предпринимательской деятельности по приведенным в них сведениях о нарушении законности влекло за собой как нарушение их прав, так и невозможность привлечения к ответственности виновных лиц за совершенные административные правонарушения, поскольку согласно п. 3. ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Исследованные доказательства по делу об административном правонарушении объяснение и доводы привлекаемого к административной ответственности должностного лица не опровергают. Иных доказательств по делу не представлено.
В соответствии со статьями 2.2, 2.4, 26.1 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
По делу об административном правонарушении помимо прочего выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку факт умышленного невыполнения начальником территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в Вяземском, Угранском и Темкинском районах Зыковым А.В. требований прокурора не нашел своего подтверждения доказательствами, отвечающими требованиям относимости, допустимости и достаточности, проанализировав положения Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», установив, что представление и требование прокурора были рассмотрены с предоставлением письменных ответов, основанных на положениях действующего законодательства, прихожу к выводу об отсутствии в действиях указанного должностного лица признаков объективной стороны состава вменяемого ему правонарушения, в связи с чем, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ имеются основания для прекращения производства по настоящему делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава правонарушения.
Руководствуясь ст. ст.29.7, 29.9-29.11 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Прекратить дело об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ в отношении начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в Вяземском, Угранском и Темкинском районах Зыкова А.В. по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения копии постановления лицами, перечисленными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области.
Судья А.В. Лакезин
19.04.2021 вступает в законную силу