Решение по делу № 3а-44/2019 от 09.01.2019

               Р Е Ш Е Н И Е

                      Именем Российской Федерации

15 марта 2019 года                                                         г. Абакан

дело № 3а-44/2019

Верховный Суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Вениченко О.В.,

при секретаре                     Киричек О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Манирова Валерия Амировича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

                                                       УСТАНОВИЛ:

Маниров В.А. 15 марта 2019 г. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости находящегося в муниципальной собственности муниципального образования г. Абакан земельного участка с кадастровым , одним из арендаторов которого он является.

В обоснование административного иска указал, что кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 15317792,88 рубля, что значительно превышает его рыночную стоимость, определённую в отчёте оценщика, выполненного по заказу административного истца, и составляющую 10481000 рублей.

Полагая, что несоответствие внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права административного истца, возлагая на него обязанности по внесению арендной платы в большем размере, чем следовало бы, просит установить кадастровую стоимость указанного земельного участка, равной его рыночной стоимости, определённой оценщиком.

В судебном заседании представитель административного истца Лунин А.Ю., действующий на основании доверенности от 6 декабря 2018 г., являющийся также представителем заинтересованных лиц Адвокатского бюро «Фемида» по доверенности от 7 декабря 2018 г., ООО «ИТАКО» по доверенности от 13 декабря 2018 г., ННО «Адвокатская палата Республики Хакасия» по доверенности от 7 декабря 2018 г., конкурсного управляющего ООО «ПрофСтрой» Ощепкова Г.В. по доверенности от 25 февраля 2019 г., требования административного искового заявления поддержал, приводя изложенные в нём доводы.

Представители административных ответчиков Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия (далее – Министерство, Минимущество Хакасии), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, (далее – Управление Росреестра по Республике Хакасия), заинтересованных лиц администрации г. Абакана, федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Хакасия, ООО «ПрофСтрой», ООО «Россельхозбанк» и Городилов В.В., административный истец Маниров В.А., извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыли.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия Зубец Н.В., действующая на основании доверенности от 26 сентября 2018 г. № 020-52-д, представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Хакасия Музалева Н.А., действующая на основании доверенности от 9 января 2019 г. № 03-30-1/19, заинтересованного лица федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Хакасия Малыхина Е.В., действующая на основании доверенности от 9 января 2019 г. № 1, заинтересованного лица администрации г. Абакана Кириченко Е.Ю., действующая на основании доверенности от 28 декабря 2018 г., представили письменные отзывы на административное исковое заявление, в которых указали на отсутствие спора с административным истцом по его праву на установление в судебном порядке кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, а также просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, с учетом мнения представителя административного истца и заинтересованных лиц, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав пояснения представителя административного истца и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Маниров В.А. является одним из арендаторов находящегося в муниципальной собственности муниципального образования г. Абакан земельного участка с кадастровым , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания административного здания – I очередь комплекса административных зданий (литера А4) и строительства административного здания – II очередь комплекса административных зданий (литера А5), общей площадью ..... кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором аренды земельного участка от 23 марта 2010 г. .

Из содержания выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 28 ноября 2018 г. следует, что сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым в сумме 15317792,88 рубля внесены в государственный кадастр недвижимости 27 декабря 2016 г. в соответствии с приказом Минимущества Хакасии от 14 ноября 2016 г. № 020-153-п, утвердившим результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия по состоянию на 1 января 2016 г.

В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчёта об определении рыночной стоимости данного объекта недвижимости по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость.

В указанном случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определённой в отчёте об оценке.

Согласно пункту 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. № 508, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.

Кадастровая оценка, как правило, осуществляется методами массовой оценки (пункты 6 и 7 ФСО № 4), при которых могут не учитываться специфические характеристики объекта недвижимого имущества, что может привести к несоответствию кадастровой и рыночной стоимости данного объекта.

Административным истцом представлен отчет оценщика ИП ФИО12 от 24 декабря 2018 г. № 18-12-24-02 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым , с указанием его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 10481000 рублей, свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость данного земельного участка, определённая с применением методов массовой оценки, значительно превышает его рыночную стоимость.

Указанное обстоятельство затрагивает права и законные интересы Манирова В.А., поскольку от размера кадастровой стоимости зависит размер уплачиваемой им арендной платы (пункт 2.6 договора аренды земельного участка от 23 октября 2010 , постановление Правительства Республики Хакасия от 23 января 2008 г. № 05).

В соответствии со статьями 12, 15 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

Оценщик обязан при осуществлении оценочной деятельности соблюдать требования Федеральных законов, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утверждённые саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.

Возражения по представленному отчету от 24 декабря 2018 г. № 18-12-24-02 административными ответчиками и заинтересованными лицами не заявлены.

Проверив отчет на предмет его соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, суд не находит оснований для признания его недопустимым доказательством.

Выводы оценщика мотивированы, подтверждены необходимыми доказательствами о состоянии рынка недвижимости и суд принимает за основу указанную в отчете рыночную стоимость спорного земельного участка.

В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьёй настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его рыночная стоимость.

В материалы дела представлены все необходимые доказательства, подтверждающие в соответствии с требованиями статей 246, 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рыночную стоимость вышеуказанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2016 г, то есть на дату, на которую установлена его кадастровая стоимость.

Из содержания части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки.

Таким образом, административными ответчиками по делу являются Управление Росреестра по Республике Хакасия, как государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, и Минимущество Хакасии, утвердившее результаты определения кадастровой стоимости земельных участков.

При таких обстоятельствах административные исковые требования Манирова В.А. к Министерству и Управлению Росреестра по Республике Хакасия об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым , равной его рыночной стоимости в размере 10481000 рублей, по состоянию на 1 января 2016 г, подлежат удовлетворению.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 177, 249, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

                                              Р Е Ш И Л:

Требования административного искового заявления Манирова Валерия Амировича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, поданного 9 января 2019 г. – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания административного здания – I очередь комплекса административных зданий (литера А4) и строительства административного здания – II очередь комплекса административных зданий (литера А5), площадью ..... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 10481000 (десять миллионов четыреста восемьдесят одна тысяча) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Хакасия в месячный срок со дня составления в мотивированной форме.

Председательствующий                    Вениченко О.В.

В мотивированной форме решение составлено 18 марта 2019 г.

3а-44/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Маниров Валерий Амирович
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия
Другие
Негосударственная некоммерческая организация «Адвокатская палата Республики Хакасия»
Некоммерческая организация адвокатское бюро «Фемида»
ООО "ПрофСтрой"
Открытое акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк» (Россельхозбанк)
Администрация г. Абакана
Городилов Валерий Васильевич
ФГБУ "ФКП Росреестра"
ООО "ИТАКО"
Ощепков Геннадий Владимирович
Негосударственная коммерческая организация «Абаканская городская коллегия адвокатов»
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Дело на странице суда
vs.hak.sudrf.ru
09.01.2019Регистрация административного искового заявления
09.01.2019Передача материалов судье
10.01.2019Решение вопроса о принятии к производству
10.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2019Подготовка дела (собеседование)
28.01.2019Рассмотрение дела начато с начала
11.02.2019Подготовка дела (собеседование)
11.02.2019Рассмотрение дела начато с начала
26.02.2019Подготовка дела (собеседование)
26.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2019Судебное заседание
18.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2019Дело оформлено
07.08.2020Дело передано в архив
15.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее