Дело № 2а-474/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
14 августа 2018 года г. Краснослободск
Среднеахтубинского района
Волгоградской области
Краснослободский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Рагимовой Е.С.,
при секретаре Бирюковой Л.В.,
с участием административного истца – ФИО2, представителя административного истца ФИО13, представителя административного ответчика ФИО9,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации п.г.т. Краснослободск Среднеахтубинского района Волгоградской области о признании постановления администрации г. Краснослободск Среднеахтубинского района Волгоградской области от 13 июня 2018 года №253 «О снятии гражданина ФИО2 и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным, возложении обязанности восстановить ФИО2 и членов его семьи в статусе нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия семьи в программе «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», включить членов семьи ФИО2 в список семей-участников программы за 2019 год,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к администрации п.г.т. Краснослободск Среднеахтубинского района Волгоградской области о признании постановления администрации г. Краснослободск Среднеахтубинского района Волгоградской области от 13 июня 2018 года №253 «О снятии гражданина ФИО2 и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным, возложении обязанности восстановить ФИО2 и членов его семьи в статусе нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия семьи в программе «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской федерации», включить членов семьи ФИО2 в список семей-участников программы за 2019 год.
В обоснование своих требований указал, что 8 апреля 2010 года на основании Постановления администрации городского поселения г. Краснослободск №44 ФИО1 и члены её семьи были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
С момента постановки семьи на учет административный истец и члены его семьи подтверждали статус семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставляли справки и иные документы.
Административный истец и члены его семьи: ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО4 постоянно проживают в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 48,7 кв.м., принадлежащей на праве долевой собственности ФИО2 и ФИО1
21 июня 2018 года административный истец получил уведомление от администрации городского поселения г. Краснослободск, согласно которому административный истец и члены его семьи утратили право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, следовательно и утратили право на участие в программе «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Вместе с тем, в информационном письме отсутствовала информация о Постановлении администрации городского поселения г. Краснослободск ; 253 от 13 июня 2018 года о снятии административного истца и членов его семьи, о котором он узнал позже.
В обжалуемом постановлении уровень обеспеченности жильем ФИО2 и членов его семьи был определен административным ответчиком исходя из суммарной общей площади помещения, где семья фактически проживает- квартиры по адресу: <адрес>, а также площади помещения, где зарегистрированы, но не проживают ФИО2 и его сын ФИО3- квартиры по адресу: <адрес>. Собственником вышенавзанной квартиры является ФИО8, членами семьи которой ФИО2 и ФИО4 не являются, общего хозяйства с ней не ведут, какие-либо договоры с ней не заключались. Регистрация носит формальный и временный характер.
Административный истец ФИО2, его представитель ФИО13 в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивали, просили удовлетворить его в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФИО9 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, пояснила, что обжалуемые действия и решения администрации г.Краснослободска Среднеахтубинского района Волгоградской области не нарушают прав административного истца и членов его семьи.
Выслушав и оценив доводы участников судебного разбирательства, в совокупности с исследованными доказательствами, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ граждане, организации, иные лица вправе обратиться в суд за защитой своих прав, свобод и (или) законных интересов с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, или они незаконно привлечены к ответственности.
На основании положений статьей 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно Постановлению администрации городского поселения г. Краснослободск от 25.08.2017 г. № 462 «Об утверждении положения о порядке признания молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий, в целях включения в муниципальную программу «Улучшение жилищных условий молодых семей на территории городского поселения г. Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области на 2018-2020 годы» отказ в признании молодой семье нуждающейся в улучшении жилищных условий осуществляется в случае, если предоставлены документы, не подтверждающие право молодой семьи быть признанно нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным пунктами 2,3 настоящего положения.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Судом установлено, что 8 апреля 2010 года на основании постановления администрации городского поселения город Краснослободск Среднеахтубинского района Волгоградской области ФИО1, а также члены её семьи: ФИО2, ФИО3, признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с 11 марта 2010 года.
ФИО1 и ФИО2 на праве общей долевой собственности принадлежит квартира, общей площадью 55 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>
Согласно уведомлениям ЕГРН от 20 марта 2018 года у ФИО4, ФИО3, ФИО5, отсутствуют права на какие-либо объекты недвижимости.
В соответствии с решением Думы городского поселения г. Краснослободск от 24 декабря 2014 года №6/42 «О внесении изменений в Решение Думы городской поселения г. Краснослободск №64/391 от 25 декабря 2013 г. «Об установлении (утверждении) учетной нормы и нормы представления жилого помещения по договору социального найма в городском поселении г. Краснослободск на 2013 год», учетная норма площади жилого помещения для признания гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении, менее 10 кв.м. от общей площади жилого помещения, приходящегося на одного человека.
В уведомлении администрации городского поселения город Краснослободск №1459 от 14 июня 2018 года указано, что согласно справке о составе семьи в домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированы: ФИО2, ФИО3 Указанное домовладение принадлежит ФИО8, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации, общей площадь 60,2 кв.м., жилой площадью 33.5 кв.м. Согласно справке о составе семьи в квартире, расположенной по адресу: <адрес> зарегистрированы: ФИО1, ФИО4, ФИО4
Кроме того, согласно вышеуказанному уведомлению администрации городского поселения город Краснослободск исходила из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, пришла к выводу, что на каждого из членов семьи приходиться по 21,6 кв.м. (48,7+60,2 кв.м. = 108/5=21,6 кв.м.). Вышеуказанный расчет и основания для снятия ФИО10 и членов его семьи постановлением от 13 июня 2018 года № 253 с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий подтвердила в судебном заседании представитель административного ответчика ФИО9
При этом, как установлено судом ФИО2 и ФИО3, несмотря на тот факт, что имеют регистрацию в домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, не являются собственниками данного домовладения, а также не являются членами семьи ФИО8, совместно не проживают и не ведут хозяйство, какие-либо договоры о пользовании вышенавзанным жилым помещением с его собственником не заключали, что подтвердила в судебном заседании ФИО8, которая показала, что является тетей ФИО2, он проживал в ее доме несколько лет до регистрации брака с ФИО1 в 2008 году, со дня регистрации брака они проживают отдельно, что также подтвердила допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО11
Также ФИО8 показала, что сын административного истца ФИО6 зарегистрирован в принадлежащем ей доме в связи с необходимостью посещения школы, расположенной рядом с ее домом, подтвердила, что ФИО2 и ФИО3 в домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, не проживают и не имеют прав собственности на указанное домовладение.
Данное обстоятельство административным ответчиком не опровергнуто, доказательств обратного суду не представлено. То обстоятельство, что ФИО2 зарегистрирован по адресу: <адрес>, не свидетельствует о том, что он является собственником доли указанного дома, либо членом семьи ФИО8
В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что судам необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Таким образом, суд не вправе обязать административного ответчика принять то или иное конкретное решение, которое, по мнению административного истца, представляется правильным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования ФИО2 подлежат частичному удовлетворению, признав постановление администрации п.г.т. Краснослободск Среднеахтубинского района Волгоградской области о признании постановления администрации г. Краснослободск Среднеахтубинского района Волгоградской области от 13 июня 2018 года №253 «О снятии гражданина ФИО2 и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным и возложив обязанность на Администрацию г.Краснослободска Среднеахтубинского района Волгоградской области повторно рассмотреть вопрос о признании ФИО2 и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Руководствуясь ст. 175 - 180 и 226 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО2 к администрации п.г.т. Краснослободск Среднеахтубинского района Волгоградской области о признании постановления администрации г. Краснослободск Среднеахтубинского района Волгоградской области от 13 июня 2018 года №253 «О снятии гражданина ФИО2 и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным, возложении обязанности восстановить ФИО2 и членов его семьи в статусе нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия семьи в программе «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» включить членов семьи ФИО2 в список семей-участников программы за 2019 год – удовлетворить частично.
Признать постановление администрации п.г.т. Краснослободск Среднеахтубинского района Волгоградской области от 13 июня 2018 года №253 «О снятии гражданина ФИО2 и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным и возложить обязанность на Администрацию г. Краснослободска Среднеахтубинского района Волгоградской области повторно рассмотреть вопрос о признании ФИО2 и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий с учетом изложенных в решении выводов суда.
В удовлетворении требований ФИО2 к администрации п.г.т. Краснослободск Среднеахтубинского района Волгоградской области восстановить ФИО2 и членов его семьи в статусе нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия семьи в программе «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», включить членов семьи ФИО2 в список семей – участников программы на 2019 год – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Волгоградского областного суда через Краснослободский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Е.С.Рагимова