№ 2-2237/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
14 апреля 2016 г. г. Туймазы РБ
Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Рыбаковой В.М.,
при секретаре ФИО3,
с участием представителя истца ФИО4, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. сроком по ДД.ММ.ГГГГ.,
представителя ответчика судебного пристава-исполнителя Управления ФССП России по РБ ФИО5, действующего на основании служебного удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального района <адрес> РБ к Туймазинскому межрайонному ОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по РБ об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Администрация муниципального района <адрес> РБ обратилась в суд с вышеназванным иском с последующими уточнениями к Туймазинскому межрайонному ОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по РБ, просит уменьшить исполнительский сбор в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП, возбужденного на основании исполнительного документа - исполнительный лист № № от ДД.ММ.ГГГГ. об обязании предоставить ФИО1, ФИО2 вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления с учетом имеющегося в собственности жилого помещения, в отношении должника Администрации муниципального района <адрес> РБ.
В судебном заседании представитель администрации муниципального района <адрес> ФИО4 исковые требования с учетом уточненных требований поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.
Судебный пристав-исполнитель Управления ФССП России по РБ ФИО5 в судебном заседании пояснил, что с заявлением Администрации муниципального района <адрес> РБ не согласен по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ. на исполнение поступил Исполнительный лист № № от ДД.ММ.ГГГГ., выданный Туймазинским районным судом по делу №, решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ., предмет исполнения - обязать Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан предоставить ФИО1, ФИО2 вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления с учетом имеющегося в собственности жилого помещения,
ДД.ММ.ГГГГ. возбуждено исполнительное производство №-ИП в соответствии ст. 13,30 ФЗ «Об исполнительном производстве». Постановление о возбуждении направлено сторонам исполнительного производства почтовой корреспонденцией. Должник ознакомлен с постановлением о возбуждении исполнительного производства, неоднократно вручены требования об исполнении решения суда, предупреждения за злостное неисполнение решения суда по статье 315 УК РФ. ДД.ММ.ГГГГ. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
Просил в удовлетворении искового заявления Администрации муниципального района <адрес> РБ отказать.
Выслушав пояснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 11 ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор согласно п. 1 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с ч. 2 ст. 112 названного Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исходя из содержания ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника - организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника - организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 6 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001г. N 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.В соответствии с пунктом 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015г. N 50, при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Судом установлено, что решением Туймазинского районного суда РБ по делу №, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ., исковые требования Туймазинского межрайонного прокурора, действующего в интересах ФИО2, ФИО1, ФИО6 к Правительству РБ, Администрации муниципального района <адрес> РБ о понуждении предоставить жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма удовлетворены.
ДД.ММ.ГГГГ. на основании исполнительного листа, выданного Туймазинским районным судом РБ, судебным приставом-исполнителем Туймазинского межрайонного ОСП было возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Администрации муниципального района <адрес> РБ, предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией муниципального района <адрес> РБ в адрес председателя Совета муниципального района <адрес> было направлено письмо о заложении в бюджет муниципального района денежных средств для приобретения жилых помещений в целях исполнения вступивших в законную силу судебных решений.
ДД.ММ.ГГГГ. Советом муниципального района <адрес> РБ был дан ответ, что заложение денежных средств в бюджет муниципального района <адрес> РБ с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма не представляется возможным, в силу того, что данная статья расходов не является расходным обязательство органа местного самоуправления.
ДД.ММ.ГГГГ. Администрация муниципального района <адрес> в адрес Туймазинского межрайонного отдела судебных приставов УФССП по РБ направила информацию, в которой указано, что согласно ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № от ДД.ММ.ГГГГ., ст. 109 Жилищного Кодекса Российской Федерации - предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно письму Правительства Республики Башкортостан №-П от 13.04.2015г. разрабатывается проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части передачи государственных полномочий Российской Федерации по обеспечению вне очереди жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, субъектам Российской Федерации. После принятия изменений и распределения полномочий судебное решение об обеспечении жилым помещением по договору социального найма семьи ФИО2 будет исполнено по мере финансирования.
ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией муниципального района <адрес> РБ в адрес Министерства финансов РБ было направлено письмо о выделении субвенций за счет средств республиканского бюджета на исполнение вступивших в законную силу судебных решений.
ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем Туймазинского межрайонного ОСП в адрес Администрации муниципального района <адрес> РБ было направлено требование в 5-дневный срок предоставить ФИО1, ФИО2 вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления с учетом имеющегося в собственности жилого помещения, которое администрацией получено в тот же день.
ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем Туймазинского межрайонного ОСП в адрес Администрации муниципального района <адрес> направлено повторное требование о предоставлении жилого помещения и было предложено предоставить судебному приставу-исполнителю информацию о ходе исполнения решения Туймазинского районного суда РБ по делу №.
ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией муниципального района <адрес> РБ в адрес Министерства финансов РБ повторно было направлено письмо о выделении субвенций за счет средств республиканского бюджета на исполнение вступивших в законную силу судебных решений.
ДД.ММ.ГГГГ. премьер-министру Правительства РБ было направлено письмо о выделении из республиканского бюджета <данные изъяты> на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. в адрес Администрации муниципального района <адрес> от Министерства финансов поступил ответ, что в настоящее время вопрос обеспечения жильем граждан, имеющих ребенка-инвалида, и вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГг., на федеральном и региональном уровне окончательно не урегулирован и рекомендовано исполнение решения обеспечить за счет средств местного бюджета.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Туймазинского межрайонного ОСП УФССП России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ. с Администрации муниципального района <адрес> РБ был взыскан исполнительский сбор в сумме <данные изъяты> за неисполнение по неуважительной причине в добровольном порядке решения суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Администрацией муниципального района <адрес> РБ проделана определенная работа в целях исполнения решения суда. Вместе с тем указанных мер оказалось недостаточно, решение суда до настоящего времени не исполнено.
Принимая во внимание изложенное, с учетом положений ч. 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", суд находит возможным снизить определенный судебным приставом-исполнителем исполнительский взнос на <данные изъяты>
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Администрации муниципального района <адрес> РБ к Туймазинскому межрайонному ОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по РБ об уменьшении исполнительского сбора удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с Администрации муниципального района <адрес> РБ постановлением судебного пристава-исполнителя Туймазинского межрайонного ОСП УФССП России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ., до <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Туймазинский межрайонный суд РБ в течение одного месяца.
Судья В.М.Рыбакова