КОПИЯ
Дело № 2а-286/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 14 февраля 2018 года
Орджоникидзевский районный суд г. Перми:
в составе председательствующего судьи Макашиной Е.Е.,
при секретаре Жужговой Д.А.,
с участием ответчика Сапегиной Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 9 по Пермскому краю к Сапегиной Т. В. о взыскании пени по транспортному налогу,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец – Межрайонная ИФНС России № 9 по Пермскому краю обратилось в суд с административными исковыми требованиями к Сапегиной Т.В. о взыскании пени по транспортному налогу в сумме 1 852 рублей 81 копейки. В обоснование требований истец указал, что ответчику в <.....> г.г. на праве собственности принадлежало транспортное средство: <.....> в связи с чем, был начислен транспортный налог за <.....> год в сумме 13 920 рублей, за <.....> год в сумме 13 920 рублей. Ответчику были направлены налоговые уведомления на уплату налога №... от (дата)., №... от (дата).. В установленный срок сумма налога не уплачена. В связи с несвоевременной уплатой налога за указанный период были начислены пени на недоимку по транспортному налогу за <.....>.г. за период с (дата). по (дата). в общей сумме 1 852,81 рубля. Инспекцией выставлено требование №... от (дата). на уплату задолженности по пени со сроком добровольного погашения до (дата).. Мировым судьей <.....> (дата). был вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика Сапегиной Т.В. пени по транспортному в сумме 3 121,02 рублей. (дата). указанный судебный приказ по заявлению ответчика отменен. (дата). инспекцией произведено списание пени по транспортному налогу в сумме 1 268,21 рубля. Имеются следующие сведения по взысканию транспортного налога за <.....>.г.:
-мировым судьей <.....> вынесен судебный приказ №... от (дата). о взыскании транспортного налога за <.....> год в сумме 13 920 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 2 799,11 рублей, налога на имущество в сумме 189,82 рублей, пени по налогу на имущество в сумме 60,50 рублей, пени по земельному налогу в сумме 8,82 рублей, в общей сумме – 16 978,34 рублей. Задолженность по судебному приказу №... в настоящее время погашена частично, имеется недоимка по транспортному налогу в сумме 157,32 рублей;
- решение <.....> суда <.....> по делу №... от (дата). о взыскании с Сапегиной Т.В. транспортного налога за <.....> год в сумме 13 920 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 2 239,64 рублей. В настоящее время сумма пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу за <.....>. ответчиком не уплачена, истец просит заявленные требования удовлетворить.
Представитель истца - Межрайонной ИФНС России № 9 по Пермскому краю Максимова С.Б., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена, направила в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции, на исковых требованиях настаивает, задолженность не уплачена.
Ответчик - Сапегина Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что задолженность с нее взыскана в судебном порядке. Ею за <.....>.г. и за <.....>. задолженность по транспортному налогу погашена, сумму долга по транспортному налогу удерживали через банк. Но не может подтвердить, что эти денежные средства ушли на погашение именно транспортного налога. Не согласна с начисленными пени. В течение 4 лет у нее производили удержания из пенсии, считает, что налоги ею полностью оплачены. Автомобилем не пользуется, <.....>
Суд, выслушав пояснения ответчика, изучив материалы дела, материалы дел №..., №..., №..., приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В силу ст. 23 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", которым предусмотрено, что к органам, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, относятся подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. На них в соответствии с п. 4 ст. 85 и п. 4 ст. 362 Налогового кодекса РФ возложена обязанность сообщать в налоговые органы сведения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства.
В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
По смыслу вышеуказанных положений законодательства, основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная в Инспекцию Государственной инспекцией безопасности дорожного движения выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств.
Порядок и сроки уплаты налога на транспортные средства установлены Законом Пермской области от 30.08.2001 года N 1685-296 "О налогообложении".
В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
Статья 363 Налогового кодекса РФ регламентирует порядок и сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по транспортному налогу. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии с п. 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
Судом установлено, что Сапегина Т.В., согласно ст. 357 НК РФ, является плательщиком транспортного налога с физических лиц, поскольку ответчику на праве собственности в <.....>.г. принадлежало транспортное средство: <.....> (л.д.16 дело №...), в связи с чем, был начислен транспортный налог за <.....> год в сумме 13 920 рублей, за <.....> год в сумме 13 920 рублей.
Налоговым периодом по транспортному налогу, согласно п.1 ст.360 НК РФ, признается календарный год.
Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 363 НК РФ).
Пунктом 1 ст. 23 Закона Пермской области от 30.08.2001 года N1685-296 (в ранее действовавшей редакции) установлено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговым органом в адрес Сапегиной Т.В. направлены налоговые уведомления на уплату налога №... от (дата). с указанием срока для добровольной уплаты до (дата)., №... от (дата). по состоянию на (дата). с указанием срока для добровольной уплаты до (дата) (л.д. 7 оборот, 9 оборот).
В связи с неуплатой налога в установленный законом срок, ответчику в соответствии со ст. 75 НК РФ за период с (дата). по (дата). начислены пени за неуплату транспортного налога за <.....>.г. в общем размере 1 852,81 рубля.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (ст. ст. 69, 70 НК РФ).
В порядке ст.ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику было выставлено и направлено требование об уплате налога (сбора), пени №... от (дата). со сроком уплаты до (дата). (л.д. 5).
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
(дата). мировым судьей <.....> вынесен судебный приказ о взыскании с Сапегиной Т.В. пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу за <.....>. в общей сумме 3 121,02 рублей (л.д.12 дело №...).
(дата). определением мирового судьи <.....>, на основании письменных возражений ответчика, указанный судебный приказ отменен (л.д.19).
Межрайонная ИФНС России № 9 по Пермскому краю просит взыскать с административного ответчика Сапегиной Т.В. пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за <.....>. за период с (дата). по (дата). в сумме 20 рублей 71 копейка, а также пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за <.....>. за период с (дата). (дата). в сумме 1832 рубля 10 копеек.
В силу ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п. 1 п. 2 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно п. п. 3, 5 ст. 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как следует их представленных в материалы дела документов, (дата)г. мировым судьей <.....> вынесен судебный приказ о взыскании с Сапегиной Т.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № 9 по Пермскому краю налога на имущество физических лиц в сумме 189,82 рублей, пени по налогу на имущество в сумме 60,59 рублей, задолженности по транспортному налогу за <.....>. в сумме 13 920 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 2 799,11 рублей, пени по земельному налогу в сумме 8,82 рублей (л.д. 7 дело №...).
Решением <.....> суда <.....> от (дата) исковые требования Межрайонной инспекции № 9 Федеральной налоговой службы по Пермскому краю к Сапегиной Т.В. о взыскании транспортного налога, пени удовлетворены, с административного ответчика в пользу Межрайонной инспекции № 9 Федеральной налоговой службы по Пермскому краю взыскан транспортный налог за <.....> года в размере 13 920 рублей, пени по транспортному налогу в размере 2 239,64 рублей. Всего взыскано 16 159 рублей 64 копейки, а также в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 646,39 рублей (л.д. 44-45 дело №...).
Указанным решением суда с административного ответчика Сапегиной Т.В. взысканы пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за период с (дата). по (дата). (л.д. 8).
29.12.2017 г. вступила в силу статья 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которой установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням (п. 1).
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (п. 3).
В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Поскольку предъявленная ко взысканию задолженность по пени, начисленным на недоимку по транспортному налогу за 2013г. имела место по состоянию на 1 января 2015г., то указанная недоимка признается безнадежной ко взысканию и подлежат списанию налоговым органом, а следовательно, у налогового органа отсутствуют правовые основания для обращения в суд с указанными требованиями.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что своевременное неисполнение административным ответчиком возложенной на него в силу закона обязанности по уплате суммы транспортного налога за <.....>. подтверждено материалами дела, документов, подтверждающих уплату задолженности, административным ответчиком суду не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что требование о взыскании с Сапегиной Т.В. пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу за <.....>. заявлено законно и обоснованно, однако, подлежит частичному удовлетворению, в части взыскания пени, начисленных за период с (дата). по (дата). в сумме 1 793 рубля 82 копейки.
Таким образом, с административного ответчика Сапегиной Т.В. подлежат взысканию пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за <.....>. за период с (дата). по (дата). в сумме 1 793 рублей 82 копеек.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 333.20, п.1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в федеральный бюджет в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст. 290, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 9 по Пермскому краю к Сапегиной Т. В. о взыскании пени по транспортному налогу, - удовлетворить частично.
Взыскать с административного ответчика Сапегиной Т. В., зарегистрированной по адресу: <АДРЕС>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 9 по Пермскому краю:
- пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за <.....>. за период с (дата). по 19(дата). в сумме 1 793 рубля 82 копейки.
Взыскать с административного ответчика Сапегиной Т. В., зарегистрированной по адресу: <АДРЕС> в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме <.....>
Судья (подпись) Е.Е. Макашина
<.....>