адм. дело №2а-1040/086 – 2019 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2019 года г. Курск
Курский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Гуторовой Е.В.
при секретаре Вялых А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению Воронова Евгения Николаевича к ФГБУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник им. Профессора В.В. Алехина» о признании незаконным отказа от 25 апреля 2019 года в согласовании порядка ведения хозяйственной деятельности путем согласования возможности регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № и о возложении обязанности устранить нарушения прав путем согласования,
УСТАНОВИЛ:
10.07.2019 года Воронов Евгений Николаевич обратился в Курский районный суд Курской области с вышеуказанным административным исковым заявлением и дополнением к нему, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ им был приобретен земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м, категории земель населенных пунктов - для жилищного строительства с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес> а ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП за ним было зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок. Указывает, что Постановлением администрации Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден градостроительный план данного земельного участка, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Курского района Курской области ему было выдано разрешение на строительство жилого дома на указанном земельном участке № и постановлением администрации Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ № земельному участку был присвоен почтовый адрес: <адрес>. Просит учесть, что ДД.ММ.ГГГГ он обраился в Управление Россреестра по Курской области с заявлением об осуществлении кадасрового учета и государственной регистрации права собственноси на возведенный жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу, однако согласно Уведомлению Россреестра по курской области от ДД.ММ.ГГГГ государственный учет и регистрация были приостановлено, в связи с тем, что земельный участок расположен в границах охранной зоны охраняемого природного объекта «Охранная (буферная) зона Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника им. проф. В.В. Алехина- участок «Стрелецкий» и в ЕГРН содержится информация об ограничении прав на земельный участок, а в соответствии с п. II Положения об охранной зоне Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника им. проф. В.В. Алехина, утвержденного решением исполкома Курского областного Совета народных депутатов от 17.11.1988 г. № 294 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны и рациональному использованию территории и объектов Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника им. проф. В.В. Алехина в свете постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» на территории охранной (буферной) зоны запрещается всякая деятельность, которая может нарушить природные комплексы заповедника или угрожающая сохранению природных объектов, имеющих научную, эстетическую, историческую и культурную ценность, а именно: отвод земель под сооружение жилых, хозяйственных (животноводческих, складских, подсобных) помещений, всех видов технических и коммуникационных сооружений и иных объектов без предварительного согласования с заповедником и областным отделом строительства и архитектуры, в связи с чем 19.04.2019 года, он обратился в ФГБУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени ФИО5 Алехина» за согласованием порядка хозяйственной деятельности, в том числе возможности регистрации права собственности на объект завершенного строительства на спорном земельном участке с кадастровым номером №, в границах <адрес>, однако, согласно выписке из протокола Научно-Технического Совета Центрально-черноземного заповедника им. проф. Алехина №4 от 25 апреля 2019 г. ему было отказано в согласовании со ссылкой на то, что: участок находится в охранной зоне Центрально-Черноземного государственного заповедника и не входил в границы населенного пункта д. Кукуевка по состоянию на 1988г., когда принималось Решение исполкома Курского областного Совета народных депутатов №294 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны и рациональному использованию территории и объектов Центрально-черноземного государственного заповедника им. проф. В.В. Алехина», а также в связи с тем, что заповедник ранее не согласовывал перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов и выделение их под индивидуальное жилищное строительство в его охранной буферной зоне. Полагает, что вышеуказанное решение в виде отказа в согласовании возможности регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, принятое на Научно-Техническом Совете Центрально-Черноземного заповедника им. проф. Алехина 25 апреля 2019 года и оформленное выпиской из протокола (далее по тексту - Решение НТС), является незаконным, так как, по его мнению, не основано на предусмотренных законом, либо иными нормативно-правовыми актами основаниях для отказа, носит формальный характер, нарушает его права и законные интересы, поскольку перевод земли из категории сельхозназначения в земли населенных пунктов был, по его мнению, осуществлен уполномоченными государственными органами, законность указанного перевода земель являлась предметом проверки органов прокуратуры, и соответствующий перевод земли, в том числе, на которой в настоящее время расположен земельный участок, признан законным и не оспорен, а указанное решение было принято неуполномоченным органом, неутвержденным составом Научно-Технического Совета Центрально-Черноземного заповедника им. проф. Алехина и с нарушением процедуры принятия, с нарушением п. 8.2. Приказа Росприроднадзора от 18.06.2007 года № 169 «О совершенствовании организации научно-исследовательской и научно-технической деятельности заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Росприроднадзора», п. 4 ст. 4 Федерального закона от 23.08.1996 года № 127-ФЗ «О науке государственной научно-технической политике», поскольку при принятии данного Решения об отказе в состав НТС входили и такие специалисты как главный инженер, главный бухгалтер, бухгалтер, инспектор по кадрам, специалист по охране труда, которые, по его мнению, не являются квалифицированными специалистами в области охраны окружающей среды и природопользования и не уполномочены были участвовать при принятии таких решений, без проведения экспертизы, без предоставления иных достоверных подтверждений нарушения со стороны ее-собственника земельного участка прав и охраняемых законом интересов Заповедника (и указания на такие права), в том числе связанных с оказанием негативного (вредного) воздействия на природный комплекс особо охраняемой природной территории (территории заповедника) либо угрозы такого нарушения.
Просит также учесть, что в силу пункта 8.4. Приказа Росприроднадзора от 18.06.2007 года № 169 «О совершенствовании организации научно-исследовательской и научно-технической деятельности заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Росприроднадзора» персональный состав НТС утверждается Росприроднадзором по представлению директора заповедника (национального парка) сроком на 2 года, а в заседании вышеуказанного Научно-Технического Совета 22 мая 2019 года приняли участие не входящие в состав данного Научно-Технического Совета, утвержденный заместителем директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России в 2016 году, юрисконсульт ФИО7, главный бухгалтер ФИО8; бухгалтер ФИО9; инспектор по кадрам ФИО10. Утверждает, что действующее законодательство также не содержит положений указывающих на исключительные полномочия научно-технического совета в области согласования хозяйственной деятельности на территории буферной зоны заповедника, и отсутствие действующего правового механизма согласования с Заповедником хозяйственной и иной деятельности на территории охранной (буферной) зоны, по его мнению, фактически делает невозможным реализовать ему свое право на согласование любой своей хозяйственной деятельности на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке и в результате полностью исключает предусмотренную и гарантированную законом возможность использования своего земельного участка по назначению.
Ссылаясь на положения Решения исполкома Курского областного Совета народных депутатов от 17.11.1988 года № 294, п. 7.1. Приказа МПР РФ от 10.06.2003 № 530 (ред. от 26.03.2009 года) «Об утверждении Положения о федеральном государственном учреждении «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина», указывает, что должностные лица административного ответчика на протяжении всего периода осуществления им хозяйственной деятельности с 2015 года по 2018 год, не предприняли никаких мер для информирования об установленных ограничениях, в частности о нахождении земельного участка в охранной (буферной) зоне и необходимости получения согласия на строительство жилого дома, не запретили ему ведение хозяйственной деятельности на принадлежащем ей земельном участке, не обратился с требовании о совершении такого запрета, не сообщил о причинении вреда Заповеднику в результате осуществления строительства жилого дома, не обратился с требованиями о возмещении причиненного вреда, об устранен допущенных нарушений либо о приведении деятельности в соответствие с допустимыми нормами.
Считает, что действующее законодательство не содержит запрета на предоставление гражданам в собственность земельных участков, расположенных в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, в том числе государственных природных заповедников, поскольку такие земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте, и их использование допускается с соблюдением определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы, а главное условие использования таких земельных участков - это отсутствие вреда окружающей среде. Просит суд также учесть, что при обращении в Центрально-Черноземный государственный заповедник им. проф. В.В. Алехина в своем заявлении он одновременно сообщил о том, что земельный участок будет использоваться им согласно установленного вида разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, при этом он гарантировал, что не будет оказываться негативное воздействие на окружающую среду и осуществляемая деятельность не повлечет коренного изменения естественного хода природных процессов.
Ссылаясь на прововые позиции, изложенные в Определениях Судебных коллегий по административным и гражданским делам Верховного Суда РФ, изложенные в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, а также требования ч.2 ст. 35, ч.1 ст.19 Коституции РФ, ст. 3 Федерального Закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ (ред от 27.12.2018 года) «Об охране окружающей среды», ч.4 ст. 95 ЗК РФ, Положение об охранной (буферной) зоне Центрально-Черноземной государственном биосферном заповеднике им. Проф. В.В. Алехина (прилож.№1 к решению Курского облисполкома от 17.11.1988 г. №294, п.3 ст.209 ГК РФ, п.1 ст.263ГК РФ, п.1 ст.288 ГК РФ указывает, что негативное влияние принадлежащего ему домовладения не устанавливалось и не установлено, в связи с чем, по его мнению, произвольные отказ в согласовании регистрации права собственности незаконен.
Просит суд признать незаконным отказ от 25 апреля 2019 года в согласовании порядка ведения хозяйственной деятельности, в том числе регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, находящегося в границах <адрес> и возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем согласования порядка ведения хозяйственной деятельности, возможность регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, находящемся в границах <адрес>
В судебном заседании административный истец Воронов Е.Н., в судебное заседание, в условиях надлежащего извещения о его дне, времени и месте, не явился.
Представитель административного истца Воронова Е.Н.– Колоколов Я.Н. заявленные административные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске и дополнении к нему, и просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика – ФГБУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник им. профессора Алехина В.В.» Борзенкова М.Л. в судебном заседании заявленные требования не признала и просила в их удовлетворении отказать, подав возражения в письменном виде.
Заинтересованное лицо – Администрация Курского района Курской области в судебное заседание своего представителя не направило, в условиях надлежащего извещения о его дне, времени и месте.
Заинтересованное лицо – Министерство природных ресурсов и экологии РФ в судебное заседание своего представителя не направило, в условиях надлежащего извещения о его дне, времени и месте, направило в суд суд возражения в письменной форме, считая заявленные исковые тербования не подлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица- Администрации Курской области Новиков Ю.Л. считал заявленные исковые тебования подлежащими удовлетворению по основания, указанным в иске.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему:
в соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусматривает, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу приведенных норм, требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов, при этом обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
В соответствии со статьями 218, 227 КАС РФ, решения и действия органа, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно не действительными, не законными при наличии совокупности двух условий - не соответствия оспариваемых решений, действий (бездействий) нормативным правовым актам и нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца. При недоказанности хотя бы одного из названных условий требование о признании решения, действия (бездействия) незаконными не может быть удовлетворено.
Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, и судом не установлено.
Так, пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие (категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под зонами с особыми условиями использования территорий понимаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 40 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик указано, что землями заповедников признаются выделенные в установленном порядке участки земли, в пределах которых имеются природные объекты, представляющие особую научную или культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, сообщества растительных и животных организмов, редкие геологические образования, виды растений, животных и т.п.). Всякая деятельность, нарушающая природные комплексы заповедников или угрожающая сохранению природных объектов, имеющих особую научную или культурную ценность, запрещается как на территории заповедников, так и в пределах устанавливаемых вокруг заповедников.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25.10.2001 года N137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы земельного права и действующие на территории Российской Федерации, не применяются.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (с последующими изменениями и дополнениями), с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются такие территории как государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники.
В соответствии с п. 10 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.
В настоящее время ограничения использования земельных участков, включенных в границы особо охраняемых природных территорий, установлены статьей 95 Земельного идекса Российской Федерации, а также Федеральным законом от 14 марта 1995 года "Об особых охраняемых природных территориях".
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Закона N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Исходя из пункта 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
В соответствии с пунктом 3 той же статьи, на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
В силу части 1 статьи 32 Закона N 7-ФЗ оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды, а также принципа ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Кроме того, в ст. 3 вышеуказанного Федерального закона № 7-ФЗ установлен приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов.
Статьей 4 Федерального закона № 7-ФЗ определены объекты охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, к которым относятся компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 34 указанного выше Федерального закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
В силу 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
Согласно пункту 7 данной статьи на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства; строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных федеральным законом (в случае зонирования особо охраняемой природной территории – в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с федеральным законом, запрещает размещение соответствующих объектов), а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами; движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог; иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 7-ФЗ природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Согласно п.2 ст.95 ЗК РФ особо охраняемые природные территории отнесены к объектам общенационального достояния.
Правила и порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон установлен Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 года № 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон».
Пунктом 2 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 N 138 (с последующими изменениями и дополнениями) "Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» установлено, что охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон (далее - режим охранных зон) устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании (п. 5). Режим охранной зоны устанавливается положением об охранной зоне конкретного государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы, утверждаемым органом государственной власти принимающим решение о ее создании (п. 28). В границах охранных зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы государственного природного заповедника, национального парка, природною парка иди памятника природы (п.29).
В пункте 28 указанного Постановления предусмотрено, что режим охранной зоны, то есть конкретные ограничения на использование участков, устанавливается положением об охранной зоне конкретного государственного природного заповедника, утверждаемым органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.
В силу пункта 11 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации охранная зона государственного природного заповедника является видом зоны с особыми условиями использования территорий.
Как следует из пункта 1 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий также создаются в целях охраны окружающей среды, в том числе защиты и сохранения природных лечебных ресурсов, предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно пункту 2 статьи 104 Земельного кодекса РФ в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах с особыми условиями использования территорий - ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земли, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедннк имени проф. В.В. Алехина был учрежден 10 февраля 1935 года Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР.
Охранная зона заповедника им Алехина В.В. была создана Решением Исполкома Курского областного Совета депутатов трудящихся от 02.07.1971 года № 380 вокруг участков Заповедника в Курской области шириной 1 км.
Решением Курского облисполкома от 17.11.1988 №294 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны и рациональному использованию территории и объектов Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника им. проф. В.В. Алехина в свете постановления ЦК КПСС и совета министров СССР «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» утверждено новое «Положение об охранной (буферной) зоне Центральночерноземного государственного биосферного заповедника им. проф. В.В. Алехина».
Разделом 1 Положения охранная (буферная) зона является переходной зоной между заповедником и окружающими хозяйственно-используемыми территориями; на нее возлагается задача поддержания естественных условий развития всех явлений и процессов в природном комплексе заповедника и защиты его от хозяйственной деятельности человека.
Данным Положением охранная зона вокруг участков заповедника (Стрелецкий, Казацкий, Баркаловка, Букреевы Бармы) была расширена до 3 км, установлен исчерпывающий перечень видов деятельности, запрещенный на территории охранной (буферной) зоны заповедника, в любом случае порядок деятельности на территории охранной зоны подлежит согласованию между землепользователем и заповедником, утверждается райисполкомами.
Более того, подпунктом «б» Раздела 2 Положения об охранной зоне предусмотрен запрет на отвод земель под сооружение жилых, хозяйственных (животноводческих, складских, подсобных) помещений, всех видов технических коммуникационных сооружений и иных объектов без предварительного согласования с заповедником и областным отделом строительства и архитектуры в охранной зоне заповедника.
На момент принятия вышеуказанного решения Курского облисполкома от 17.11.1988 года № 294 порядок создания охранных зон государственных заповедников был установлен Положением о государственных заповедниках РСФСР, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.06.1962 года N 769.
В настоящее время Решение Курского облисполкома от 17 ноября 1988 года № «О мерах по дальнейшему улучшению охраны и рациональному использованию территории и объектов центрально – черноземного государственного биосферного заповедника им. Проф. В.В. Алехина» не отменено и является действующим.
Какие-либо нормативные правовые акты, изменяющие ранее установленные границы, уполномоченными органами не принимались.
Распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2008 года Н №2055-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России» Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина включен в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России (и. 91 перечня).
Решением Президиума Международного координационного Совета программы ЮНЕСКО от 19.02.1979 года заповедник включен в международную систему биосферных резерватов ЮНЕСКО, с 1998 года является обладателем Диплома Совета Европы, а с 2012 года вошел в Изумрудную сеть Европы.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В сложившейся ситуации право заповедника не согласовывать застройку и хозяйственную деятельность в охранной зоне, оказывающие негативное (вредное) воздействие на природные комплексы государственного природного биосферного заповедника, по существу стало правовым механизмом сдерживания антропогенного воздействия на охраняемые территории.
Как следует из Устава ФГБУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник им. профессора Алехина В.В.» (утвержден приказом Минприроды России от 25.05.2011 №345, с изменениями, утвержденными приказом МПР России от 11.04.2012 года №103), в соответствии с пунктом 34 Директор Учреждения в том числе выдает в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешения на пребывание на территории заповедника граждан, не являющихся работниками Учреждения; организует и обеспечивает необходимые согласования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что охранная (буферная) зона Центрально-Черноземного государственного заповедника - участок «Стрелецкий», расположенная на территории Курского и Медвенского районов Курской области, была поставлена на кадастровый учет 18 января 2018 года и представлена на публичной кадастровой карте с учетным номером ЗОУИТ 46.11.2.164. В границах Охранной (буферная) зоны Центрально-Черноземного Государственного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина (зоны с особыми условиями использования территорий), расположен принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером №. Данные обстоятельства подтверждены представителем административного истца при рассмотрении настоящего иска, а также совокупностью представленных суду доказательств.
По смыслу требований действующего законодательства РФ, охранные зоны минимально допустимых расстояний считаются фактически установленными в силу действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» охранные зоны особо охраняемых природных территорий, созданные до дня вступления в силу данного федерального закона (т.е. до 30.12.2013 года), сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Вопреки доводам административного истца и его представителя Колоколова Я.Н., наличие или отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах заповедника как о зоне с особыми условиями использования территорий не свидетельствует о том, что данные границы не были установлены.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что законодательством предусмотрена возможность ограничения осуществления хозяйственной деятельности на земельных участках, входящих в границы охранной зоны, с целью недопущения отрицательного воздействия на при полный комплексы объекты заповедника.
Из приведенных выше норм законодательства РФ следует, что любая хозяйственная деятельность в границах охранной (буферной) зоны заповедника, в том числе, по возведению объектов капитального строительства и ввода его в эксплуатацию, должна быть согласована с Заповедником.
Как следует из данных, содержащихся в свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, Воронову Евгению Николаевичу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, относящийся к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для жилищного строительства.
Постановлением администрации Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден градостроительный план данного земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Курского района Курской области ему было выдано разрешение на строительство жилого дома №.
Постановлением администрации Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ № земельному участку был присвоен почтовый адрес: <адрес>.
То обстоятельство, что вышеуказанный земельный участок, принадлежавший административному истцу, расположен в охранной зоне участка «Стрелецкий» ФГБУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина» сторонами не оспаривается и подтверждается данными, содержащимися в публичной кадастровой карте
На обращение истца в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области ДД.ММ.ГГГГ с заявлением об осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права на жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, регистрационные действия не были осуществлены, ввиду отсутствия письменного согласования с Центрально-Черноземным Государственным биосферным заповедником им. проф. В.В. Алехина и областным отделом строительства и архитектуры на строительство истцом жилого дома.
В Уведомлении от 09.10.2018 года, было указано, что, по имеющимся в Управлении сведениям, земельный участок расположен в границах охранной зоны особо охраняемого природного объекта «Охранная (буферная) зона Центрально-Черноземного Государственного биосферного заповедника им. проф. В.В. Алехина - участок «Стрелецкий» и в ЕГРН содержится информация об ограничениях прав на земельный участок, предусмотренных ст.56 ЗК РФ, и согласно п.II Положения об охранной зоне Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника им. проф. В.В.Алехина, утв. Решением исполкома Курского областного Совета народных депутатов от 17.11.1988г. №, на территории охранной (буферной) зоны запрещается всякая деятельность, которая может нарушить природные комплексы заповедника или угрожающая сохранению природных объектов, имеющих научную, эстетическую, историческую и культурную ценность, а именно, отвод земель под сооружение жилых, хозяйственных (животноводческих, складских, подсобных) помещений, всех видов технических и коммуникационных сооружений и иных объектов без предварительного согласования с заповедником и областным отделом строительства и архитектуры.
За согласованием возможности регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, расположенного на вышеуказанном земельном участке Воронин Е.Н. 19.04.2019 года обратился в ФГБУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник им. профессора Алехина В.В.».
При этом, как следует из представленных суду доказательств 25 апреля 2019 года на заседании Научно-технического совета ФГБУ «Центрально-Черноземный Государственный биосферный природный заповедник им. профессора В.В. Алехина» было принято единогласное решение об отказе Воронину Е.Н в согласовании вышеуказанной деятельности, при принятии этого решения присутствовал директор ФГБУ «Центрально-Черноземный Государственный биосферный природный заповедник им. профессора В.В. Алехина». При этом, вышеуказанный отказ мотивирован тем, что земельный участок Воронина Е.Н. находится в охранной зоне Центрально-Черноземного государственного заповедника и не входил в границы населенного пункта д. Кукуевка по состоянию на 1988 года., т.е. на момент, когда принималось Решение исполкома Курского областного Совета народных депутатов №294 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны и рациональному использованию территории и объектов Центрально-черноземного государственного заповедника им. проф. В.В. Алехина», а заповедник ранее не согласовывал перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов и выделение их под индивидуальное жилищное строительство в его охранной (буферной) зоне.
Выписка из протокола вышеуказанного заседания Научно-технического совета от 25 апреля 2019 года была получена Ворониным Е.Н., что подтверждено им при рассмотрении настоящих исковых требований.
Таким образом, согласование с ФГБУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина» порядка ведения хозяйственной деятельности, в том числе возможность регистрации права собственности на объект незавершенного строительства на спорном земельном участке с кадастровым номером № расположенном в охранной зоне заповедника, с административным истцом в настоящее время не произведено.
Земельный кодекс РФ определяет, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим Кодексом и федеральными законами, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном данным Кодексом для охранных зон (пункты 1 и 2 статьи 56).
При этом, Закон установил не уведомительный, а разрешительный режим пребывания хозяйствующих субъектов и ведения ими хозяйственной деятельности на территории охранных (буферных) зон.
Согласование данной деятельности носит административный характер посредством обращения в уполномоченный государственный орган или учреждение и не может быть преодолено посредством предъявления иска в суд в порядке административного искового производства.
Вместе с тем, суд учитывает, что приказом Росприроднадзора от 18.06.2007 года №169 «О совершенствовании организации научно-исследовательской и научно-технической деятельности заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Росприроднадзора" утверждены Методические рекомендации по организации научно-исследовательской и научно-технической деятельности государственных природных заповедников и национальных парков.
Пунктом 8.5 данных Методических рекомендаций установлено, что научно -технический совет рассматривает и дает предложения и рекомендации по следующим вопросам: регламентация и поддержание режима особой охраны территории заповедника (национального парка) и его охранной зоны, регулирование хозяйственной деятельности на территории заповедника (национального парка) и его охранной зоны.
Подпунктом «а» пункта 7.6 Положения о ФГУ "Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени проф. В.В. Алехина», утвержденного приказом Минприроды России №530 от 01.06.2003 года (в редакции приказа № 71 от 26.03.2009 года) предусмотрено, что главному государственному инспектору (директору заповедника) и его заместителям предоставлено право запрещать хозяйственную деятельность, не соответствующую установленному режиму Заповедника и его охранной зоне.
Исходя из вышеизложенного, суд доводы административного истца и его представителя, указанные в административном иске и в представленных суду дополнительных пояснениях, в том числе о том, что перевод спорного земельного участка из категории сельхозназначения в земли населенных пунктов был осуществлен уполномоченным государственным органом, а оспариваемое решение принято неуполнмоченным органом, без проведения соответствующей экспертизы и без предоставления иных достоверных подтверждений нарушения прав и охраняемых законом интересов Заповедника, считает несостоятельными, поскольку исковые требования не подлежат удовлетворению по изложенным выше основаниям.
Проанализировав вышеуказанные положения действующего законодательства, установленные по делу обстоятельства, производя анализ сведений публичной кадастровой карты, а также схемы градостроительного зонирования Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных суду доказательств, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, суд считает, что правовых оснований для признания решения ФГБУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник им. Профессора В.В. Алехина» от 25 апреля 2019 года об отказе в согласовании порядка ведения хозяйственной деятельности, в том числе возможности регистрации права собственности на объект незавершенного строительства на спорном земельном участке с кадастровым номером №, незаконным не имеется, поскольку оно принято в пределах предоставленных административному ответчику полномочий и компетенции, основания для принятия оспариваемого решения имелись, оно не противоречит действующему законодательству, в связи с чем не может рассматриваться, как нарушающее права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд отказывает Воронину Е.Н. в удовлетворении заявленных требований.
При этом, судом учитывается, что пунктом 1 части 3 ст. 227 КАС Российской Федерации установлено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, суд указывает на необходимость совершения определенного действия.
Следовательно решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действий (бездействия) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
При изложенных выше обстоятельствах, суд оснований для возложения на административного ответчика обязанности согласовать порядок ведения административным ответчиком хозяйственной деятельности, в том числе возможность регистрации права собственности на объект незавершенного строительства объекта на спорном земельном участке с кадастровым номером №, также не усматривает и считает необходимым и в этой части в удовлетворении требований Воронову Е.Н. отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░. ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 25 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 02 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░