24OS0000-01-2020-000891-19
дело № 3А-116/2021
011а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 марта 2021 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Жуля А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карасевой Ю.Н.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Абрамчика М.А.,
административного истца Соловьева И.В., являющегося также представителем иных соистцов, а также административных истцов Галкова В.П., Андреевой Н.И.,
представителей Губернатора Красноярского края- Куренева Д.С., Гореликовой Н.А.,
представителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Киреева Р.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-116/2021 по коллективному административному исковому заявлению Соловьева Ивана Вячеславовича, Даниленко Ильи Александровича, Остапко Виктора Николаевича, Псарева Егора Викторовича, Суворовой Ольги Александровны, Хворовой Анны Александровны, Алхименко Ирины Николаевны, Николаевой Анны Серафимовны, Чужаковой Дарьи Валерьевны, Алиева Максима Руслановича, Андреевой Натальи Игоревны, Галкова Вячеслава Павловича, Зудихиной Ирины Александровны, Богданкевича Вячеслава Николаевича, Грязнева Владислава Андреевича, Дмитриева Ивана Александровича, Бакулина Андрея Сергеевича, Леонтьева Андрея Викторовича, Негатина Константина Викторовича, Логвинец Александра Валентиновича, Салахутдинова Рустама Саматовича, Старковой Ольги Авсахановны, Митина Сергея Владимировича, Воробьевой Галины Евгеньевны, Сапура Александра Владимировича, Володиной Наталии Ивановны, Сергеевой Виктории Александровны, Андреевой Нины Андреевны, Дюминой Валентины Анатольевны о признании частично недействующим указа Губернатора Красноярского края от 27 марта 2020 года № 71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края», по административному исковому заявлению Лашкова Василия Ивановича, Бастригиной Елены Дмитриевны, Осиповой Екатерины Михайловны, Рыбака Александра Семёновича, Дроздовской Любови Александровны, Липина Николая Петровича, Петровой Ирины Георгиевны, Короля Валерия Борисовича, Тазина Василия Федоровича, Лаптева Владимира Львовича, Водяницкой Оксаны Евгеньевны, Водяницкой Инны Тимофеевны, Селезнева Дмитрия Станиславовича, Лысенко Татьяны Федоровны, Лашкова Андрея Васильевича о признании недействующим в части Указ Губернатора Красноярского края от 27 мая 2020 года № 131-уг «О внесении изменений в Указ Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 N 71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края»,
УСТАНОВИЛ:
27 марта 2020 года Губернатором Красноярского края издан Указ № 71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края» (далее - Указ от 27 марта 2020 года № 71-уг), опубликованный 27 марта 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru, 31 марта 2020 года – на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 3 апреля 2020 года - в газете «Наш Красноярский край», № 25.
Указом Губернатора Красноярского края от 23 октября 2020 года № 288-уг «О внесении изменений в Указ Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 N 71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края» (далее – Указ от 23 октября 2020 года № 288-уг) в пункте 2 Указа от 27 марта 2020 года № 71-уг абзац третий изложен в новой редакции, которым предписано приостановить (ограничить) до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки проведение на территории Красноярского края публичных мероприятий, досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, за исключением конгрессной и выставочной деятельности, указанной в пункте 1.9 настоящего Указа.
Указ от 23 октября 2020 года № 288-уг опубликован 23 октября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru, 26 октября 2020 года – на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30 октября 2020 года - в газете «Наш Красноярский край», № 82.
Соловьев И.В., Даниленко И.А., Остапко В.Н., Псарев Е.В., Суворова О.А., Хворова А.А., Алхименко И.Н., Николаева А.С., Чужакова Д.В., Алиев М.Р., Андреева Н.И., Галков В.П., Зудихина И.А., Богданкевич В.Н., Грязнев В.А., Дмитриев И.А., Бакулин А.С., Леонтьев А.В., Негатин К.В., Логвинец А.В., Салахутдинов Р.С., Старкова О.А., Митин С.В., Воробьева Г.Е., Сапура А.В., Володина Н.И., Сергеева В.А., Андреева Н.А., Дюмина В.А. обратились с коллективным административным иском о признании недействующим Указа от 27 марта 2020 года № 71-уг в части пункта 2 изложенного в редакции Указа от 23 октября 2020 года № 288-уг и безоговорочно ограничивающего проведение на территории Красноярского края всех видов публичных мероприятий вне зависимости от их численности. Также, просят признать Губернатора Красноярского края нарушившим требования законодательства, в связи с принятием им Указа от 23 октября 2020 года № 288-уг, запрещающего проведение на территории Красноярского края всех видов публичных мероприятий, вне зависимости от количества граждан, принимающих в них участие.
Требования, с учетом уточнений сделанных в судебном заседании 18 марта 2021 года мотивированы тем, что Указ от 27 марта 2020 года № 71-уг в оспариваемой части противоречит действующему законодательству Российской Федерации, в частности
Федеральному закону от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и Международному пакту о гражданских и политических правах, предоставляющему право гражданам собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, чем нарушает их права в данной части. Губернатору Красноярского края не предоставлено право ограничивать права граждан, которые предоставлены им федеральным законодательством. Данному административному делу был присвоен номер 3а-116/2021.
Дюмина В.А., Кириллова О.В., Зиновьева А.О., Жукова А.П., Васильев К.В., Андреева Н.А., Каманникова Т.В., Сумина М.А., Гуреева М.А., Старцева М.В., Туровцева Т.А., Херуимова А.П., Кабаева В.В., Сильнягина Т.Г., Попова Т.Н., Рязанова А.В., Чобану Т.А., Володина Н.И., Антонюк А., Васюта К.С. обратились в суд с самостоятельным коллективным административным исковым заявлением о признании недействующим указа Губернатора Красноярского края от 27 марта 2020 года № 71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края», требования которого мотивированы тем, что оспариваемый Указ от 27 марта 2020 года № 71-уг противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и свободы административных истцов. Данному административному делу был присвоен номер 3а-219/2021.
Указом Губернатора Красноярского края от 27 мая 2020 года № 131-уг «О внесении изменений в Указ Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 N 71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края» (далее – Указ от 27 мая 2020 года № 131-уг) Указ от 27 марта 2020 года № 71-уг дополнен пунктом 2.9 которым предписано обязать хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю, деятельность которых не приостановлена в соответствии с федеральными и краевыми правовыми актами, направленными на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, не допускать на территорию торгового объекта и не обслуживать граждан, не использующих средства индивидуальной защиты органов дыхания (лицевые маски одноразового использования, медицинские маски, ватно-марлевые маски, респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия).
Указ от 27 мая 2020 года № 131-уг опубликован 27 мая 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru, 29 мая 2020 года – на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10 июня 2020 года - в газете «Наш Красноярский край», № 42.
Лашков В.И., Бастригина Е.Д., Осипова Е.М., Рыбак А.С., Дроздовская Л.А., Липин Н.П., Петрова И.Г., Король В.Б., Тазин В.Ф., Лаптев В.Л., Водяницкая О.Е., Водяницкая И.Т., Селезнев Д.С., Лысенко Т.Ф., Лашков А.В. обратились с административным иском о признании недействующим пункта 1 Указа от 27 мая 2020 года № 131-уг, в части дополнения пунктом 2.9 Указ от 27 марта 2020 года № 71-уг.
Требования мотивированы тем, что оформление Указа от 27 мая 2020 года № 131-уг не соответствует требованиям ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», поскольку отсутствует личная подпись и печать должностного лица, оформившего документ. Вопросы продажи товаров регулируются гражданским законодательством, в связи с чем, у Губернатора Красноярского края не имеется полномочий на введение запрета на продажу товаров покупателям, не имеющим средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок, респираторов); не имеется полномочий на введение повышенной готовности. Губернатор Красноярского края вправе издавать указы только для своих подчиненных. В соответствии с разъяснениями Роспотребнадзора ношение средств индивидуальной защиты органов дыхания носит рекомендательный характер. У сотрудников магазинов нет полномочий по принуждению покупателей к ношению средств индивидуальной защиты органов дыхания под предлогом отказа в обслуживании. Законодательство не содержит такого основания для отказа в предоставлении услуг как отсутствие у потребителя средств индивидуальной защиты органов дыхания. Ношение маски против воли унижает, подавляет сознание человека и является инструментом манипуляции. Данному административному делу был присвоен номер 3а-185/2021.
Определением Красноярского краевого суда от 28 января 2021 года административные дела № 3а-116/2021 и № 3а-219/2021 объединены в одно производство, объединенному административному делу присвоен номер 3а-116/2021.
Определением Красноярского краевого суда от 17 февраля 2021 года административные дела № 3а-116/2021 и № 3а-185/2021 объединены в одно производство, объединенному административному делу присвоен номер 3а-116/2021.
Определением Красноярского краевого суда от 18 марта 2021 года производство по коллективному административного исковому заявлению Дюминой В.А., Кирилловой О.В., Зиновьевой А.О., Жуковой А.П., Васильева К.В., Андреевой Н.А., Каманниковой Т.В., Суминой М.А., Гуреевой М.А. Старцевой М.В., Туровцевой Т.А., Херуимовой А.П., Кабаевой В.В., Сильнягиной Т.Г., Поповой Т.Н., Рязановой А.В., Чобану Т.А., Володиной Н.И., Антонюк А., Васюта К.С. о признании недействующим указа Губернатора Красноярского края от 27 марта 2020 года № 71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края» прекращено, в связи с отказом административных истцов от административного иска.
Оснований для прекращения производства по административному делу о признании недействительным Указа от 27 марта 2020 года № 71-уг в части пункта 2 изложенного в редакции Указа от 23 октября 2020 года № 288-уг, по требованиям Дюминой В.А. и Володиной Н.И., в связи с отказом от административного иска о признании недействующим указа Губернатора Красноярского края от 27 марта 2020 года № 71-уг суд не усматривает, поскольку по административному иску о признании недействительным Указа от 27 марта 2020 года № 71-уг в части пункта 2 изложенного в редакции Указа от 23 октября 2020 года № 288-уг указаны иные основания иска.
Определением Красноярского краевого суда от 18 марта 2021 отказано в удовлетворении ходатайства Лашкова В.И., Бастригиной Е.Д., Осиповой Е.М., Рыбака А.С., Дроздовской Л.А., Липина Н.П., Петровой И.Г., Короля В.Б., Тазина В.Ф., Лаптева В.Л., Водяницкой О.Е., Водяницкой И.Т., Селезнева Д.С., Лысенко Т.Ф., Лашкова А.В. о выделении их административного иска в отдельное производство.
Определением Красноярского краевого суда от 18 марта 2021 отказано в удовлетворении ходатайства представителя Правительства Красноярского края о приостановлении производства по делу, до вступления в законную силу решения Красноярского краевого суда от 18 декабря 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Писаревского Т.М. об оспаривании постановления Правительства Красноярского края от 16 марта 2020 года № 152-п «О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения в Красноярском крае новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)».
В судебном заседании представитель административных истцов по коллективному административному исковому заявлению- Соловьев И.В., настаивал на заявленных требованиях по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители Губернатора Красноярского края, Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах компетенции Губернатора Красноярского края с соблюдением процедуры принятия и требований к их форме и содержанию,
В своем заключении прокурор - отдела прокуратуры Красноярского края полагал требования административных исков не подлежащими удовлетворению.
Административные истцы Лашков В.И., Бастригина Е.Д., Осипова Е.М., Рыбак А.С., Дроздовская Л.А., Липин Н.П., Петрова И.Г., Король В.Б., Тазин В.Ф., Лаптев В.Л., Водяницкая О.Е., Водяницкая И.Т., Селезнев Д.С., Лысенко Т.Ф., Лашков А.В. обратились к суду с ходатайством о рассмотрении дела в их отсутствие, на заявленных требованиях настаивают.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело при данной явке, против чего явившиеся участники судебного процесса не возражали.
Выслушав участников процесса, заключение прокурора, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы осуществления мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
На основании части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина, в том числе право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации (часть 1 статьи 27), могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон от 25 июня 1993 года № 5242-1) ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
На отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности, право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено (статья Закона от 25 июня 1993 года № 5242-1).
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ) определяются общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Действие указанного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Как следует из положений статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ, чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится:
- принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а» пункта 1);
- принятие решений об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт «м» пункта 1);
- установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» пункта 1 (подпункт «у» пункта 1).
В силу подпункта «ф» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 данного Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ порядок деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного (далее – Положение № 794), пунктом 24 которого предусмотрено, что решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться, в том числе, режим повышенной готовности при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
На региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) координационными органами единой системы являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации (пункт 7 Положения № 794).
Постановлением Правительства Красноярского края от 2 декабря 2008 года № 209-п образована краевая комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – Комиссия), основными задачами которой, в числе прочих, являются: разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Красноярском крае; координация деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на уровне края; обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления и организаций при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 3 Положения о Комиссии).
Комиссия с целью выполнения возложенных на нее задач осуществляет, в частности, следующие функции: рассматривает в пределах своей компетенции вопросы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, готовит предложения о введении режимов функционирования краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее звеньев (пункт 4 Положения о Комиссии).
Председателем Комиссии является Губернатор Красноярского края, который руководит деятельностью Комиссии (пункт 6 Положения о Комиссии).
Подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ определено, что при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Правительства Красноярского края от 16 марта 2020 года № 152-п «О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения в Красноярском крае новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», принятом на основании решения Комиссии от 16 марта 2020 года № 7, на территории Красноярского края введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций края. Границами территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, определена вся территория края.
В силу подпунктов «а», «в» пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Согласно пункту 3 статьи 46, статье 85, подпункту «г» части 3 статьи 90 Устава Красноярского края от 5 июня 2008 года № 5-1777, Губернатор Красноярского края возглавляет исполнительную власть края, является высшим должностным лицом края, к полномочиям которого отнесено осуществление правового регулирования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, Уставом, законами края.
Губернатор Красноярского края по вопросам своей компетенции издает указы и распоряжения. При этом, указами Губернатора края осуществляется нормативное правовое регулирование (пункты 1, 2 статьи 136 Устава).
На основании части 1 статьи 6 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2627 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края» официальным опубликованием закона края, иного нормативного правового акта края считается публикация его полного текста в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» или «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края» или размещение его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или на краевом портале правовой информации.
В силу требований подпункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ, подпунктов «а», «б» пункта 3 Правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417, граждане обязаны соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Статьей 7.1 Закона Красноярского края от 10 февраля 2000 года № 9-631 «О защите населения и территории Красноярского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории края или отдельных муниципальных образований края граждане и организации обязаны исполнять следующие правила поведения, установленные Губернатором края в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ и данным Законом края (пункт 2 указанной статьи), которые включают в себя:
а) ограничение въезда и выезда в населенные пункты и (или) муниципальные образования края;
б) ограничением времени работы или приостановление деятельности образовательных, культурно-развлекательных, спортивных и иных организаций с массовым пребыванием людей;
в) требование к гражданам не покидать место жительства (место пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной медицинской помощью, следования к месту (от места) работы (для работающих в организациях, деятельность которых не ограничена на период действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации), приобретения товаров, работ, услуг и иных определенных Губернатором края случаев;
г) требование о соблюдении в общественных местах, организациях, обслуживающих граждан, на общественном транспорте дистанции между гражданами (социальное дистанцирование);
д) ограничение работы общественного транспорта;
е) иные требования к гражданам и организациям, связанные с обеспечением безопасности и защитой прав граждан в условиях режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории края.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ), ограничительные мероприятия (карантин) представляют собой административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Согласно пункту 2 статьи 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.
Пунктом 3 статьи 46 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ установлено, что организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальный органов – главные государственные санитарные врачи по соответствующим территория и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти.
В силу абзаца 3 подпункта 8 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями вносить предложения в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина).
Из содержания Указа от 27 марта 2020 года № 71-уг и последующих его изменений следует, что характер и объем введенных ограничений определены высшим должностным лицом Красноярского края не произвольно, а с учетом постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», от 13.03.2020 N 6 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019", от 30 марта 2020 года № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», от 13 июля 2020 года № 20 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020 – 2021 годов», от 16 октября 2020 года № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом», согласно которым высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки в конкретном субъекте Российской Федерации, предоставляется право вводить ограничительные мероприятия и определять перечень таких мероприятий.
Также, при определении Указом от 27 марта 2020 года № 71-уг характера и объема вводимых ограничений учтены письма Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, согласно которым Губернатору Красноярского края предлагалось ввести ограничительные мероприятия, направленные на улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Красноярского края.
Из преамбулы Указа от 23 октября 2020 года № 288-уг следует, что данный Указ принят, в том числе на основании письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от 22 октября 2020 года N 24-00-17/02-14370-2020, решения краевой комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 22.10.2020 N 95.
В соответствии с письмом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от 22.10.2020 N 24-00-17/02-14370-2020, Губернатору Красноярского края предложено, с учетом складывающейся неблагоприятной эпидемической обстановки по новой коронавирусной инфекции COVID-2019, ежедневного увеличения количества случаев заболевания коронавирусной инфекцией COVID-2019, приостановить до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Красноярского края проведение массовых мероприятий, ранее разрешенных пунктом 1.9 Указом от 27 марта 2020 года № 71-уг (за исключением осуществления конгрессной и выставочной деятельности) (т.2 л.д.29).
Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Красноярского края принято решение от 22 октября 2020 года № 95, согласно которому предложено Губернатору Красноярского края принять дополнительные меры, направленные на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в том числе ограничить проведение публичных мероприятий, досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, за исключением конгрессной и выставочной деятельности (т.2 л.д.33-34).
В связи с чем, Указом от 23 октября 2020 года № 288-уг абзац третий в пункте 2 Указа от 27 марта 2020 года № 71-уг изложен в новой редакции, которым предписано приостановить (ограничить) до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки проведение на территории Красноярского края публичных мероприятий, досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, за исключением конгрессной и выставочной деятельности, указанной в пункте 1.9 настоящего Указа (т.2 л.д.43-44).
Пунктом 1.9. Указа от 27 марта 2020 года № 71-уг, в редакции действовавшей на дату принятия Указа от 23 октября 2020 года № 288-уг было предусмотрено, что проведение на территории Красноярского края публичных мероприятий, досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, а также осуществление конгрессной и выставочной деятельности с очным присутствием граждан допускается при условии одновременного нахождения в месте проведения мероприятия не более 200 человек (в расчет численности входят посетители, персонал, представители средств массовой информации, иные участники), а также при условии обязательного соблюдения в соответствующей части:
методических рекомендаций "МР 3.1/2.1.0198-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.1. Коммунальная гигиена. Рекомендации по проведению профилактических мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при осуществлении конгрессной и выставочной деятельности. Методические рекомендации", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.06.2020;
других санитарно-эпидемиологических требований, методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рекомендаций главных государственных санитарных врачей и превентивных мер, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.
На дату вынесения решения суда пункт 2 Указа от 27 марта 2020 года № 71-уг, в оспариваемой части действует в следующей редакции:
Приостановить (ограничить) до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки: проведение на территории Красноярского края публичных мероприятий, досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, за исключением: конгрессной и выставочной деятельности, указанной в пункте 1.9 настоящего Указа; организации с 10 марта 2021 года краевыми государственными учреждениями службы занятости населения ярмарок вакансий и учебных рабочих мест для организации трудоустройства безработных граждан и кадрового обеспечения работодателей.
Из преамбулы Указа от 27 мая 2020 года № 131-уг следует, что основанием для его принятия послужило, в том числе письмо Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от 26.05.2020 N 24-00-17/02-6973-2020, в соответствии с которым Губернатору Красноярского края предложено, с учетом складывающейся неблагоприятной эпидемической обстановки по новой коронавирусной инфекции COVID-2019, а также с целью соблюдения введенного «масочного» режима на территории Красноярского края, дополнить превентивные меры, направленные на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, необходимостью обеспечения работодателями соблюдения специального режима допуска и нахождения посетителей в торговом объекте. Также указано, что в соответствии с разъяснениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, размещенными на официальном сайте, действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих разрешенную торговую деятельность, направленные на ненасильственное восприпятствование в условиях «масочного режима» гражданам-потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения, не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей (т.5 л.д. 73).
В связи с чем, Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Красноярского края принято решение от 26 мая 2020 года № 29, согласно которому предложено Губернатору Красноярского края принять дополнительные меры, направленные на исключение посещения и обслуживания граждан в торговых объектах без использования ими средств индивидуальной защиты органов дыхания (т.5 л.д.74).
В связи с чем, в соответствии с пунктом 1 Указа от 27 мая 2020 года № 131-уг, Указ от 27 марта 2020 года № 71-уг дополнен пунктом 2.9 следующего содержания: Обязать хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю, деятельность которых не приостановлена в соответствии с федеральными и краевыми правовыми актами, направленными на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, не допускать на территорию торгового объекта и не обслуживать граждан, не использующих средства индивидуальной защиты органов дыхания (лицевые маски одноразового использования, медицинские маски, ватно-марлевые маски, респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия) (т.5 л.д.59-61).
На дату вынесения решения суда п.2.9 Указа от 27 марта 2020 года № 71-уг действует в этой же редакции.
Таким образом, оспариваемый пункт 2 Указа от 27 марта 2020 года № 71-уг (в редакции Указа от 23 октября 2020 года № 288-уг), в части запрещающем проведение на территории Красноярского край публичных мероприятий, досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, за исключением конгрессной и выставочной деятельности, вне зависимости от численности участников, а также пункт 1 Указа от 27 мая 2020 года № 131-уг, в части дополнения Указа от 27 марта 2020 года № 71-уг пунктом 2.9., приняты Губернатором Красноярского края, во исполнение рекомендаций Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в целях предупреждения распространения на территории Красноярского края новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Таким образом, из указанных норм права и установленных по делу обстоятельств следует, что оспариваемые, в части указы Губернатора Красноярского края приняты уполномоченным на то лицом, в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением процедуры их принятия, опубликования и вступления в законную силу.
В связи с чем, судом отклоняются доводы стороны административных истцов о нарушении Губернатором Красноярского края требования законодательства, при принятии оспариваемых Указов. Вопреки доводам стороны административного ответчика данные доводы не могут являться самостоятельными требованиями, в рамках оспаривания нормативного правового акта, поскольку направлены на оспаривание полномочий лица (органа власти) принявшего нормативный правовой акт и самостоятельному разрешению не подлежат.
Вопреки доводам стороны административных истцов суд полагает, что установленные данными нормативными правовыми актами ограничительные меры (приостановление проведения на территории Красноярского края публичных мероприятий, досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, за исключением конгрессной и выставочной деятельности, а также запрета на допуск на территорию торгового объекта и на обслуживание граждан, не использующих средства индивидуальной защиты органов дыхания (лицевые маски одноразового использования, медицинские маски, ватно-марлевые маски, респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия)) согласуются с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина, оправданы необходимостью создания условий для предупреждения возникновения распространения короновирусной инфекции на территории Красноярского края.
По решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 г. эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.
С учетом приведенных норм права, а также наличием реальной угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, которое повлекло и может еще повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, оспариваемые пункт 2 Указа от 27 марта 2020 года № 71-уг и пункт 1 Указа от 27 мая 2020 года № 131-уг, возлагающие на граждан, находящихся на территории Красноярского края, обязанности публично-правового характера в виде ограничения права на проведение публичных мероприятий, досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, за исключением конгрессной и выставочной деятельности, а также запрета на допуск на территорию торгового объекта и на обслуживание граждан, не использующих средства индивидуальной защиты органов дыхания (лицевые маски одноразового использования, медицинские маски, ватно-марлевые маски, респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия), направлены прежде всего на защиту населения Красноярского края, его (населения) здоровья и предотвращение массового распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019). При этом граждане Российской Федерации обязаны добросовестно осуществлять предоставленные им права и обязанности, не нарушать права и свободы других лиц.
При принятии оспариваемых Указов, Губернатором Красноярского края были соблюдены требования соразмерности, пропорциональности и обоснованности установленных ограничений прав и свобод, а также их адекватности, ясности, и недвусмысленности, поскольку установленные в оспариваемом акте меры направлены исключительно на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), сопровождаются государственной поддержкой наиболее уязвимых сфер экономики, материальной поддержкой широких категорий граждан, носят временный характер и регулярно пересматриваются на предмет соответствия (пропорционально) текущей ситуации; постепенное ослабления ограничений подтверждают указанную в оспариваемом Указе от 27 марта 2020 года № 71-уг цель их введения, опровергая доводы о произвольном ограничении прав граждан.
Доводы представителя административных истцов по коллективному административному иску, об отсутствии в настоящее время оснований для сохранения ограничительной меры в виде запрета на проведение публичных мероприятий (одиночных пикетов), досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, за исключением конгрессной и выставочной деятельности, при отмене в настоящее время иных ограничительных мер не свидетельствуют о незаконности оспариваемого Указа Губернатора Красноярского края на дату его принятия.
Вопреки доводам стороны административного истца, оснований для вынесения частного определения в адрес Губернатора Красноярского края, в связи с не отменой ограничительных мер в виде запрета на проведения публичных мероприятий, судом не установлено, поскольку вопрос об отмене ограничительных мер на территории Красноярского края решается с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты приняты в соответствии с требованиями законодательства и не нарушают права, свободы и законные интересы административных истцов, суд полагает в удовлетворении административных исков отказать.
Также, суд не усматривает оснований для вынесения отдельного определения по ходатайству представителя Губернатора Красноярского края о прекращении производства по делу, в части проверки оспариваемых Указов на соответствие Конституции Российской Федерации, поскольку представитель административных истцов Соловьев И.В., уточнил требования административного искового заявления, в данной части. Кроме того, в рамках настоящего административного дела оспариваемые Указы Губернатора Красноярского края проверяются в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 170-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований административного искового заявления Соловьева Ивана Вячеславовича, Даниленко Ильи Александровича, Остапко Виктора Николаевича, Псарева Егора Викторовича, Суворовой Ольги Александровны, Хворовой Анны Александровны, Алхименко Ирины Николаевны, Николаевой Анны Серафимовны, Чужаковой Дарьи Валерьевны, Алиева Максима Руслановича, Андреевой Натальи Игоревны, Галкова Вячеслава Павловича, Зудихиной Ирины Александровны, Богданкевича Вячеслава Николаевича, Грязнева Владислава Андреевича, Дмитриева Ивана Александровича, Бакулина Андрея Сергеевича, Леонтьева Андрея Викторовича, Негатина Константина Викторовича, Логвинец Александра Валентиновича, Салахутдинова Рустама Саматовича, Старковой Ольги Авсахановны, Митина Сергея Владимировича, Воробьевой Галины Евгеньевны, Сапура Александра Владимировича, Володиной Наталии Ивановны, Сергеевой Виктории Александровны, Андреевой Нины Андреевны, Дюминой Валентины Анатольевны о признании недействующим пункта 2 указа Губернатора Красноярского края от 27 марта 2020 года № 71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края», административного искового заявления Лашкова Василия Ивановича, Бастригиной Елены Дмитриевны, Осиповой Екатерины Михайловны, Рыбака Александра Семёновича, Дроздовской Любови Александровны, Липина Николая Петровича, Петровой Ирины Георгиевны, Короля Валерия Борисовича, Тазина Василия Федоровича, Лаптева Владимира Львовича, Водяницкой Оксаны Евгеньевны, Водяницкой Инны Тимофеевны, Селезнева Дмитрия Станиславовича, Лысенко Татьяны Федоровны, Лашкова Андрея Васильевича о признании недействующим пункта 1 Указа Губернатора Красноярского края от 27 мая 2020 года № 131-уг «О внесении изменений в Указ Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 N 71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края», в части дополнения пунктом 2.9 Указ Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 N 71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края» - отказать.
Обязать Губернатора Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда А.В. Жуль
Решение в окончательной форме принято 30 марта 2021 года.