Дело № 2-97/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 февраля 2015 г. п. Урмары
Урмарский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего – судьи Павлова В.И.,
с участием истца ТТТ
представителя Управления ПФР в Урмарском районе Чувашской Республики-Чувашии Т
при секретаре судебного заседания Павловой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ТТТ к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Урмарском районе Чувашской Республики-Чувашии о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения,
у с т а н о в и л:
ТТТ обратилась в суд с исковым заявлением по тем основаниям, что после её обращения (дата) в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Урмарском районе Чувашской Республики - Чувашии по вопросу назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», решением ответчика от 24 ноября 2014 г. № 145 в назначении такой пенсии ей было отказано, ввиду отсутствия необходимого специального медицинского стажа, поскольку по решению ответчика её специальный стаж работы составляет 21 год 7 месяцев 8 дней при требуемой продолжительности стажа 25 лет в сельской местности и поселках городского типа.
С решением ответчика она не согласна.
По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до (дата) могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. До 01 ноября 1999 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет». Этим постановлением было определено, что врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца (п.2 Постановления).
Исчисление сроков выслуги в отношении врачей и среднего медицинского персонала в отделениях хирургического профиля стационаров производилось по правилу - 1 год работы считать за 1 год и 6 месяцев.
Хирургическое отделение предусмотрено Перечнем хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, утвержденным Приказом Минздрава РФ № 28 от 29.01.1999 г. и Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от (дата) №781.
Вышеуказанное Постановление не устанавливает запрет на сложение периодов работы в сельской местности и периодов работы в отделениях хирургического профиля стационара как 1 год работы за 1 год 9 месяцев, тем более данная судебная практика имеет место быть на территории Российской Федерации.
Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 29.01.1999 г. № 28 «О перечне хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений» родильное, акушерское отделение являются отделениями хирургического профиля стационара учреждения.
Таким образом, периоды работы с (дата) в должности медицинской сестры родильного отделения (данные изъяты) районной больницы, по мнению истца, подлежат включению в специальный стаж работы в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 9 месяцев, как и период работы с (дата) в должности медицинской сестры акушерского отделения (данные изъяты) районной больницы - в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 9 месяцев.
Согласно информационному письму Минтруда России и ПФР № 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067 отпуск по беременности и родам включается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, поскольку рассматривается как период получения пособия по государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью. Период временной нетрудоспособности не прерывает трудовые отношения работника.
Согласно п. 7 Постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. № 375/24-11 время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Периоды нахождения в отпусках по беременности и родам, в отпусках по уходу за ребенком до 1,5 лет подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении, то есть 1 год за 1 год и 9 месяцев, поскольку действующая на тот момент статья 167 КЗоТ ФИО1 прямо предусматривала, что отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности.
Так как нахождение в отпусках по беременности и родам, отпусках по уходу за ребенком имело место в период осуществления работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, из расчета 1 год работы за 1 год и 9 месяцев, считает, что данные периоды подлежат включению в специальный стаж в том же порядке, что и периоды, предшествующие этим отпускам, то есть в льготном исчислении.
Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем для повышения
квалификации, определены в статье 187 Трудового кодекса РФ. Так, при направлении
работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. При этом работодатель отчисляет из заработной платы работника установленные законодательством взносы в соответствующие фонды социального страхования, в т.ч. и в Пенсионный фонд РФ.
Тем самым, периоды её трудовой деятельности с (дата) являются страховыми, должны включаться в страховой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
При этом ТТТ. просила:
1.Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ /ГУ/ в Урмарском районе Чувашской Республики - Чувашии от (данные изъяты) в части следующих периодов, включенных в специальный стаж работы в льготном исчислении, как 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа /рабочем поселке/ за 1 год и 3 месяца:
- периодов работы с (дата) в должности медицинской сестры родильного отделения (данные изъяты) районной больницы;
- периода работы с (дата) в должности медицинской сестры акушерского отделения (данные изъяты) районной больницы;
в части следующих периодов, включенных в специальный стаж работы в календарном исчислении:
- периода нахождения в отпуске по беременности и родам с (дата) за время работы в должности медицинской сестры родильного отделения (данные изъяты) районной больницы;
- периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с (дата) за время работы в должности медицинской сестры родильного отделения (данные изъяты) районной больницы;
- периода нахождения в отпуске по беременности и родам с (дата) за время работы в должности медицинской сестры родильного отделения (данные изъяты) районной больницы;
в части следующих периодов, не включенных в специальный стаж работы и отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения:
- периодов нахождения на курсах повышения квалификации с (дата)
2. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ /ГУ/ в Урмарском районе Чувашской Республики - Чувашии включить в подсчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости следующие периоды:
- периоды работы с (дата) в должности медицинской сестры родильного отделения (данные изъяты) районной больницы в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 9 месяцев;
- период работы с (дата) в должности медицинской сестры акушерского отделения (данные изъяты) районной больницы в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 9 месяцев;
- период нахождения в отпуске по беременности и родам с (дата) за время работы в должности медицинской сестры родильного отделения (данные изъяты) районной больницы в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 9 месяцев;
- период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с (дата) за время работы в должности медицинской сестры родильного отделения (данные изъяты) районной больницы в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 9 месяцев;
- период нахождения в отпуске по беременности и родам с (дата) за время работы в должности медицинской сестры родильного отделения (данные изъяты) районной больницы в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 9 месяцев;
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с (дата) в календарном исчислении.
3. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ /ГУ/ в Урмарском районе Чувашской Республики - Чувашии назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента определения права, т.е. с «(дата) г.
В судебном заседании истица ТТТ требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении, и просила удовлетворить их.
Представитель Управления ПФ РФ в Урмарском районе Чувашской Республики Т действующая на основании доверенности от (дата) г., просила отказать в иске ТТТ., указав, что все возражения изложены в письменном отзыве, который она поддерживает полностью, т.к. действующим законодательством не предусмотрено включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, и что указанные истицей периоды работы в должности медсестры родильного отделения и акушерского отделения (данные изъяты) районной больницы включены в специальный стаж полностью в льготном порядке как 1 год и 3 мес., применение льготного порядка 1 год работы как 1 год и 9 мес. в отношении истицы по этому периоду, и периодам отпусков по беременности и родам и отпускам по уходу за ребенком считает невозможным, т.к. в соответствии с Перечнем должностей по Постановлению № 781 от 2002 года предусмотрена должность «медицинская сестра операционная», а не родильного отделения.
Выслушав доводы сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, а также материалы отказанного пенсионного дела ТТТ., рассмотрев настоящее дело в пределах исковых требований истца, суд приходит к следующему.
Из трудовой книжки ТТТ сер. (данные изъяты) видно, что (дата) она принята на работу в (данные изъяты) центральную районную больницу на должность медсестры родильного отделения. В дальнейшем ТТТ работала на различных должностях в (данные изъяты) Минздравсоцразвития Чувашии: с 14(данные изъяты)
Указанное выше подтверждается также справкой БУ «(данные изъяты) центральная районная больница» от (данные изъяты)
Ответчиком изложенные выше факты работы ТТТ в должности медсестры в родильного и акушерского отделении (данные изъяты) районной больницы, факты нахождения в соответствующих отпусках и на курсах повышения квалификации в спорные периоды не оспариваются, что отражено в решении Управления ПФР в Урмарском районе Чувашской Республики-Чувашии от (данные изъяты) При этом из решения ответчика видно, что в специальный стаж истицы не включены спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с (дата) а также периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с (дата)
Из решения также следует, что в специальный стаж ТТТ. включены в порядке, изложенном в исковом заявлении, спорные периоды работы:
1. с (дата) медицинская сестра родильного отделения (данные изъяты)
2.с (дата) период нахождения в отпуске по беременности и родам;
3.с (дата)период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1.5 лет;
4. с (дата)медицинская сестра родильного отделения (данные изъяты) ЦРБ. пр. (данные изъяты)
5. с (дата)период нахождения в отпуске по беременности и родам;
6. с (дата) - медицинская сестра родильного отделения (данные изъяты)
7. с (дата)медицинская сестра родильного отделения (данные изъяты)
9. с (дата) медицинская сестра акушерского отделения (данные изъяты)
При этом указано, что специальный стаж работы составляет (данные изъяты) дней при требуемой продолжительности стажа 25 лет в сельской местности и поселках городского типа.
В судебном заседании установлено, что периоды работы в должности медсестры родильного и акушерского отделении (данные изъяты) районной больницы включены в специальный стаж истицы в льготном порядке как 1 год и 3 мес. за 1 год работы, а периоды нахождения в отпусках по беременности и родам и в отпусках по уходу за ребенком включены в этот стаж в календарном порядке.
По этим основаниям, в связи с отсутствием требуемого специального стажа ответчиком принято решение об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ».
По мнению истицы, периоды работы с (дата) в должности медсестры родильного и акушерского отделения (данные изъяты) районной больницы подлежат включению в специальный стаж работы в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 9 месяцев.
В соответствии с требованиями подпункта 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Учитывая, что ТТТ осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения только в поселке городского типа, трудовая пенсия по старости ей может быть назначена при специальном стаже работы не менее 25 лет.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях РФ".
При назначении досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж исчисляется согласно Правилам исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.
В соответствии с подпунктом «б» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
В соответствии с п. 1 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как один год и шесть месяцев, а также п. 1 Списка «Должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. 1 ст. 27 "О трудовых пенсиях в РФ» утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, работа в должностях, в частности, операционной медицинской сестры, в отделениях хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 списка, дает право на досрочное назначение трудовой пенсии из расчета 1 год и шесть месяцев за один год работы.
Согласно п. 1 Перечня к отделениям хирургического профиля относятся акушерские, акушерские физиологические, акушерские обсервационные отделения, а также акушерское патологии беременности, родовые (родильные) отделения стационаров государственных и муниципальных больниц всех наименований, а также родильных домов.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 19 Постановления Пленума Верховного суду РФ от 11.12.2012 года № 30 по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости, по нормам ФЗ № 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Согласно п. 2 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, действовавшего до 01.11.1999 года, В абзаце 2 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, предусматривалось исчисление выслуги указанным в Списке работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений 1 год работы за 1 год и 3 месяца. Кроме того, предусматривалось исчисление выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев (абз. 3 п. 2 данного Постановления).
Соответствующее правило содержится в Перечне, утвержденном постановлением правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 и в Перечне, утвержденном постановлением правительства РФ № 781 от 22.10.2002 года.
Вышеуказанные льготы по Постановлению № 464 и Постановлению № 781 не исключают возможности одновременного применения, допуская возможность применения льготного порядка исчисления стажа по нескольким основаниям.
Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ № 28 от 29.01.1999 года к хирургическому профилю стационара лечебно-профилактических учреждений относятся родильное и акушерское отделения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ТТТ. работала в должностях:
- с (дата) медицинская сестра родильного отделения (данные изъяты)
- с (дата) -медицинская сестра родильного отделения (данные изъяты)
- с (дата) - медицинская сестра родильного отделения (данные изъяты)
- с (дата) - медицинская сестра родильного отделения (данные изъяты)
- с (дата) - медицинская сестра акушерского отделения (данные изъяты)
Данные в трудовой книжке подтверждены справкой БУ Чувашской Республики (данные изъяты)
При таких обстоятельствах суд считает установленным, что в указанные выше периоды ТТТ фактически она деятельность медсестры отделения хирургического профиля.
Тогда периоды работы истца с (дата) в должности медсестры родильного отделения (данные изъяты) районной больницы и с (дата) в должности медсестры акушерского отделения (данные изъяты) районной больницы, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, подлежат исчислению как 1 год и 9 месяцев за 1 год работы, поскольку ТТТ. в спорные периоды занимала должность среднего медицинского персонала в учреждении здравоохранения, работа, которой осуществлялась в сельской местности и в должности медицинской сестры отделения хирургического профиля стационара, т.е. (1 год 3 мес.) + (1 год 6 мес.) = 1 год 9 месяцев.
Суд также полагает, что иное применение законодательства, регламентирующего спорные правоотношения, ставит медицинских работников, осуществляющих свою трудовую деятельность в спорный период в отделениях хирургического профиля стационаров медицинских учреждений, расположенных в сельской местности, в неравное положение с категорией работников, осуществляющих свою трудовую деятельность хирургического профиля стационаров медицинских учреждений, расположенных в городе.
При этом суд учитывает разъяснения, приведенные в абз. 7 пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 30 от 11 декабря 2012 г. «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» и то обстоятельство, что положения постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 не содержат запрета на применение двух льгот при исчислении стажа среднему медицинскому персоналу отделений хирургического профиля стационаров, работающих в сельской местности
ТТТ также считает, что периоды нахождения в отпусках по беременности и родам с (дата), а также в отпуске по уходу за 1 ребенком до достижения возраста полутора лет с (дата) подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении, то есть 1 год за 1 год и 9 месяцев.
Из трудовой книжки истца и оспоренного решения ответчика следует, что в указанных выше отпусках по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком ТТТ действительно находилась в период её работы в должности медицинской сестры родильного отделения (данные изъяты) районной больницы.
На момент нахождения ТТТ в отпусках по беременности и родам и в отпусках по уходу за ребенком действовали нормы Кодекса законов о труде Российской Федерации (КЗоТ), утратившего силу с 1 февраля 2002 года в связи с принятием Трудового кодекса РФ.
Так, статьей 165 КЗоТ предусматривалось, что женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей - сто десять) календарных дней после родов. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.
Статья 167 КЗоТ прямо предусматривала, что отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности.
Исходя из вышеуказанных льготы по Постановлению № 464 и Постановлению № 781, периоды нахождения ТТТ. в отпуске по беременности и родам с (дата) а также в отпуске по уходу за ребенком с (дата) г., должны учитываться в том же порядке, как и ее работа, т.е. в льготном порядке – 1 год работы как 1 год и 9 месяцев.
Тогда исчисленный в льготном порядке (1 год работы как 1 год и 9 месяцев) специальный стаж в указанный выше спорные периоды у ТТТ. составляет:
- (данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
Таким образом, в специальный стаж ТТТ подлежат включению дополнительно: 02 года 03 мес. 04 дн. – как работа в должности медицинской сестры в родильном и акушерском отделениях Урмарской районной больницы: (данные изъяты) - как отпуска по беременности и родам; (данные изъяты) – как отпуск по уходу за ребенком.
Как было указано выше, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Кроме того, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516.
Указанное выше Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 и утвержденные им Правила не содержат прямого запрета на включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, но не содержат и указания на включение таких периодов в специальный стаж.
В свою очередь, в п.п. 4 и 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, отсутствует также указание на включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации в льготный стаж при назначении пенсии.
Так, согласно п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с (дата) – нормы Трудового кодекса РФ.
Статьей 112 Кодекса законов о труде Российской Федерации было предусмотрено, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
В силу ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и т.д.
Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы, т.к. работнику сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Исходя из изложенного выше следует, что трудовые отношения с ТТТ на период нахождения на курсах повышения квалификации не прерывались, в указанные периоды она находилась в командировке, ей выплачивалась заработная плата, из которой производились все установленные законодательством отчисления.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеуказанных льготы по Постановлению № 464 и Постановлению № 781, суд считает, что период нахождения ТТТ на курсах повышения квалификации с (дата) подлежит включению в специальный стаж в льготном порядке – 1 год работы как 1 год и 9 мес., а периоды нахождения её на курсах повышения квалификации с (дата) – в календарном порядке.
Тогда в специальный стаж ТТТ подлежат включению время нахождения её на курсах повышения квалификации - (данные изъяты)., что определяется из расчета:
01 мес. 03 дн. + 01 мес. 14 дн. + 01 мес. 01 день + 01 мес. 01 день. + 06 дн. = 04 мес. 25 дн.
Согласно ч. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
В силу ч. 2 указанной выше статьи Федерального закона днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Из заявления, имеющегося в материалах пенсионного дела ТТТ следует, что оно зарегистрировано ответчиком (дата) г., т.е. днем обращения истицы за пенсией является именно эта дата.
Тогда с учетом времени нахождения на курсах повышения квалификации, работы в должности медицинской сестры родильного и акушерского отделения (данные изъяты) районной больницы, нахождения в отпусках по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, специальный стаж в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения у ТТТ. на момент обращения за пенсией (дата) составлял 25 лет 05 мес. 13 дн., что определяется из расчета:
21 год 07 мес. 08 дн. + 02 года 03 мес. 04 дн. + 06 мес. 27 дн. + 07 мес. 09 дн. + 04 мес. 25 дн. = 25 лет 05 мес. 13 дн.
Следовательно, на день обращения с заявлением о назначении пенсии (дата) ТТТ. имела право на назначение ей досрочной пенсии по старости по основаниям, предусмотренным подпунктом 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Поскольку на момент обращения за назначением ей досрочной пенсии ТТТ имела право на назначение ей такой пенсии, указанное выше решение ответчика от (данные изъяты) об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности нельзя признать законным и оно в этой части подлежит отмене.
Истица просила обязать Управления Пенсионного фонда РФ в Урмарском районе Чувашской Республики-Чувашии назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента определения права, т.е. с (дата)
Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, суд приходит к выводу, что исковые требования ТТТ подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
1. Признать незаконным и отменить решение Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Урмарском районе Чувашской Республики - Чувашии от (данные изъяты):
а) в части исчисления в специальный стаж работы в льготном порядке – 1 год работы как 1 год 3 мес. периодов работы ТТТ в должности медицинской сестры родильного отделения (данные изъяты) районной больницы с (дата).; период работы в должности медицинской сестры акушерского отделения (данные изъяты) районной больницы с (дата)
б) в части исчисления в специальный стаж работы в календарном порядке периодов нахождения ТТТ в отпусках по беременности и родам с (дата) и в отпуске по уходу за ребенком с (дата) за время работы в должности медицинской сестры родильного отделения (данные изъяты) районной больницы;
в) в части не включения в специальный стаж работы ТТТ периодов нахождения на курсах повышения квалификации с (дата)., а также в части отказа в досрочном назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
2.Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Урмарском районе Чувашской Республики - Чувашии включить в подсчет специального стажа работы Тихоновой ТТТ, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости:
- периоды работы с (дата) в должности медицинской сестры родильного отделения (данные изъяты) районной больницы в льготном исчислении – 1 год работы как 1 год и 9 месяцев;
- период работы с (дата) в должности медицинской сестры акушерского отделения (данные изъяты) районной больницы в льготном исчислении – 1 год работы как 1 год и 9 месяцев;
- период нахождения в отпуске по беременности и родам с (дата) за время работы в должности медсестры родильного отделения (данные изъяты) районной больницы в льготном исчислении – 1 год работы как 1 год и 9 месяцев;
- период нахождения в отпуске по беременности и родам с (дата) за время работы в должности медсестры родильного отделения (данные изъяты) районной больницы в льготном исчислении – 1 год работы как 1 год и 9 месяцев;
- период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с (дата) за время работы в должности медсестры родильного отделения (данные изъяты) районной больницы в льготном исчислении – 1 год работы как 1 год и 9 месяцев;
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с (дата) в льготном исчислении – 1 год работы как 1 год и 9 месяцев, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с (дата) - в календарном исчислении.
3. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Урмарском районе Чувашской Республики - Чувашии назначить ТТТ досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением, т.е. с (дата)
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия через Урмарский районный суд.
Судья Урмарского районного суда В.И. Павлов.