Судья – Василькова И.М. Дело № 33а-4122/2022 А-21а
24RS0036-01-2021-000477-23
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 апреля 2022 года Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего – Данцевой Т.Н.,
судей – Шавриной А.И., Колпакова И.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстихиной Е.Е.
рассматривает в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.
административное дело по административному иску природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании незаконным бездействия по непроведению лесоустройства в границах Мотыгинского лесничества Красноярского края, возложении обязанности
по апелляционной жалобе представителя Министерства лесного хозяйства Красноярского края - Ивченко Е.И.
на решение Мотыгинского районного суда Красноярского края от 23 ноября 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования природоохранного прокурора Красноярского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства лесного хозяйства Красноярского края по непринятию мер по проведению лесоустройства в виде: закрепления на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леча, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксации лесов; проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Мотыгинского лесничества Красноярского края.
Обязать Министерство лесного хозяйства Красноярского края в срок до 01.07.2023 исполнить обязанность по проведению лесоустройства в границах Мотыгинского лесничества Красноярского края в части:
- закрепления на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов;
- таксации лесов;
- проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Природоохранный прокурор Красноярского края, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании незаконным бездействия по непринятию мер по проведению лесоустройства в виде: закрепления на местности местоположения границ лесничества, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксации лесов; проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Мотыгинского лесничества Красноярского края, о возложении обязанности в срок до 1 июля 2023 года выполнить указанные действия.
В обоснование своих требований сослался на то, что сотрудниками прокуратуры была проведена проверка на предмет исполнения законодательства о лесопользовании в части своевременности проведения лесоустройства на территории лесничеств Красноярского края. По результатам данного мероприятия выявлено несоблюдение Министерством лесного хозяйства Красноярского края на территории Мотыгинского лесничества установленной нормативными правовым актами периодичности выполнения лесоустройства (раз в десять лет). Последний раз соответствующее исследование лесов проводилось еще в 1994 году, что препятствует надлежащему использованию и охране лесов, создает предпосылки для незаконных рубок лесных насаждений.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства лесного хозяйства Красноярского края - Ивченко Е.И. ставит вопрос об отмене данного судебного акта как незаконного, принятого без учета того факта, что невыполнение лесоустройства было обусловлено причинами объективного характера – непредоставлением из федерального бюджета в надлежащем объеме субвенций для осуществления делегированных полномочий. Кроме того, отмечает, что с 1 января 2022 года вступили в силу изменения в Лесной кодекс Российской Федерации, согласно которым выполнение обозначенных работ отнесено к компетенции органа федеральной власти, а именно, Федерального агентства лесного хозяйства. В связи с этим решение суда в части возложения обязанности по проведению лесоустройства на Министерство лесного хозяйства Красноярского края будет являться неисполнимым.
Участники процесса (за исключением прокурора), надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, не явились, причины неявки не сообщили, с ходатайствами об отложении судебного разбирательства не обращались. С учетом положений ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
До начала рассмотрения дела по существу от заместителя Красноярского природоохранного прокурора Васильева А.И. поступило письменное заявление об отказе от предъявленных административных исковых требований в части возложения на Министерство лесного хозяйства Красноярского края обязанности по проведению лесоустройства в границах Мотыгинского лесничества Красноярского края в связи с изменившимся нормативным правовым регулированием, предусматривающим выполнение данных работ с 1 января 2022 года Федеральным агентством лесного хозяйства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения прокурора Шадриной Е.А., полагавшей необходимым принять частичный отказ от административного иска с прекращением производства по делу в этой части, а в остальном решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч. 2 ст. 23 настоящего Кодекса, проводится лесоустройство, которое включает в себя: проектирование лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, из которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Аналогичные положения получили закрепление и в п.п. 3, 4 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 марта 2018 года № 122. Дополнительно отмечено, что периодичность проведения таксации лесов составляет: для объемов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50 %, а также на которых таксация выполнена по первому таксационному разряду лесов, - 10 лет; для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов, - 15 лет; для резервных лесов – 20 лет (п. 31 Инструкции).
В соответствии с п. 7 ч. 1, ч. 3 ст. 83 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) полномочия по осуществлению мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, были переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации с предоставлением средств на их реализацию за счет субвенций из федерального бюджета.
В Красноярском крае лицом, к чьему ведению относилось регулирование названных вопросов в области лесных отношений, выступало Министерство лесного хозяйства Красноярского края. Данное обстоятельство подтверждается п.п. 1.1, 3.22 Положения о данном органе государственной власти, утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 26 июля 2021 года № 374-п, сторонами не оспаривается.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административным ответчиком, начиная с 1994 года, в нарушение установленной периодичности, не принимались меры к проведению лесоустройства в границах Мотыгинского лесничества, находящегося на землях лесного фонда. При этом, учитывая, что на обозначенной территории использование расчетной лесосеки составляет 57,97 %, а также действует 254 договора аренды лесных участков на общей площади 956725,3 га, требуемые мероприятия, предполагающие закрепление границ лесничества и отдельных видов лесов, выполнение таксации лесов и проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, должны проводиться каждые 10 лет.
Удовлетворяя при таком положении требования прокурора о признании незаконным бездействия Министерства лесного хозяйства Красноярского края, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что выявленные нарушения влекут ущемление права граждан на благоприятную окружающую среду, создают предпосылки для незаконных рубок лесных насаждений, так как лесные участки, учитываемые по материалам устаревшего лесоустройства, могут не соответствовать по реальным показателям по бонитету, породному и возрастному составу лесных насаждений. Судебная коллегия считает необходимым согласиться с данным выводом, так как он мотивирован, основан на правильно примененных нормах материального права, соответствует установленным обстоятельствам дела.
Довод жалобы об отсутствии достаточного финансирования на проведение требуемых работ в границах Мотыгинского лесничества выступал предметом тщательного исследования судом первой инстанции, и мотивированно им отклонен ввиду того, что данный факт не освобождает от принятия всех необходимых мер для предотвращения нарушений требований лесного законодательства. Более того, как видно из представленных материалов, запросы о предоставлении субвенций на осуществление делегированных полномочий, в частности, на проведение лесоустройства, начали поступать в органы федеральной власти только в 2020 году, в то время как обязанность по выполнению требуемых работ возникла значительно раньше. При этом отсутствуют сведения о том, что административным ответчиком в состав испрашиваемых ассигнований были заложены денежные средства, необходимые для выполнения лесоустройства на спорной территории.
О времени и месте слушания дела судом первой инстанции административный ответчик извещался надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении заказной корреспонденции (л.д. 32) и отчетом Почты России об отслеживании отправления (л.д. 48). Кроме того, актуальная информация о движении дела, в частности, о назначенных судебных заседаниях, размещалась на официальном сайте Мотыгинского районного суда в сети Интернет, которую орган власти, зная о наличии предъявленного к нему административного иска, мог и должен был отслеживать.
В целях устранения допущенных нарушений суд первой инстанции возложил на Министерство лесного хозяйства Красноярского края обязанность выполнить обозначенные мероприятия.
Вместе с тем, как указывалось ранее, в суд апелляционной инстанции поступило заявление прокурора об отказе об исковых требований в данной части. Это обусловлено тем, что Федеральным законом «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2 июля 2021 года № 304-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2022 года, внесены коррективы в ст.ст. 81, 83 ЛК РФ, оговаривающие изъятие полномочий по осуществлению мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, из ведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации в ведение органа государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений. В качестве такового выступает, в том числе согласно Правилам подготовки и утверждения плана проведения лесоустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2022 года № 166, Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации.
В силу ст. 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком или соглашение о примирении сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска или заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по правилам, установленным статьями 137.1 и 157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу, при этом разъясняет сторонам, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
В случае непринятия или невозможности принятия судом отказа от административного иска, признания административного иска или неутверждения соглашения о примирении сторон суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение административного дела по существу (ч. 4 ст. 157 КАС РФ).
Поскольку отказ прокурора от административного иска в части возложения обязанности по проведению лесоустройства в границах Мотыгинского лесничества является добровольным, связан с изменением правового регулирования спорных правоотношений, предъявлен лицом, уполномоченным на совершение такого процессуального действия, отказ от заявления соответствует требованиям закона и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, судебная коллегия принимает отказ от административного иска в названной части.
При таких обстоятельствах, в соответствии с п. 4 ст. 309 КАС РФ, решение суда относительно удовлетворения требований о возложении на Министерство лесного хозяйства Красноярского края обязанности провести лесоустройство в границах Мотыгинского лесничества подлежит отмене, а производство по административному делу – прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Принять отказ прокурора от исковых требований в части возложения на Министерство лесного хозяйства Красноярского края обязанности по проведению лесоустройства в границах Мотыгинского лесничества Красноярского края.
Решение Мотыгинского районного суда Красноярского края от 23 ноября 2021 года в этой части отменить, производство по делу прекратить.
В остальной части решение Мотыгинского районного суда Красноярского края от 23 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства лесного хозяйства Красноярского края Ивченко И.Е. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, находящийся в г. Кемерово.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 8 апреля 2022 года.
Судья – Василькова И.М. Дело № 33а-4122/2022 А-21а
24RS0036-01-2021-000477-23
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
5 апреля 2022 года Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего – Данцевой Т.Н.,
судей – Шавриной А.И., Колпакова И.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстихиной Е.Е.
рассматривает в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.
административное дело по административному иску природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании незаконным бездействия по непроведению лесоустройства в границах Мотыгинского лесничества Красноярского края, возложении обязанности
по апелляционной жалобе представителя Министерства лесного хозяйства Красноярского края - Ивченко Е.И.
на решение Мотыгинского районного суда Красноярского края от 23 ноября 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования природоохранного прокурора Красноярского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства лесного хозяйства Красноярского края по непринятию мер по проведению лесоустройства в виде: закрепления на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леча, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксации лесов; проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Мотыгинского лесничества Красноярского края.
Обязать Министерство лесного хозяйства Красноярского края в срок до 01.07.2023 исполнить обязанность по проведению лесоустройства в границах Мотыгинского лесничества Красноярского края в части:
- закрепления на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов;
- таксации лесов;
- проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов»,
руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Принять отказ прокурора от исковых требований в части возложения на Министерство лесного хозяйства Красноярского края обязанности по проведению лесоустройства в границах Мотыгинского лесничества Красноярского края.
Решение Мотыгинского районного суда Красноярского края от 23 ноября 2021 года в этой части отменить, производство по делу прекратить.
В остальной части решение Мотыгинского районного суда Красноярского края от 23 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства лесного хозяйства Красноярского края Ивченко И.Е. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, находящийся в г. Кемерово.
Председательствующий:
Судьи: