Решение по делу № 33а-15930/2020 от 16.10.2020

Судья Садриханова С.В. Дело № 33а-15930/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 ноября 2020 года город Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Кормильцевой И.И.,

судей Бочкаревой Е.Ю., Насыкова И.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ярковой И.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2-127/2020 по административному исковому заявлению МИФНС России № 2 по Свердловской области к Полторацкой И.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций

по апелляционной жалобе административного ответчика Полторацкой И.Н.

на решение Красноуфимского районного суда Свердловской области от 21 августа 2020 года.

Заслушав доклад судьи Кормильцевой И.И., судебная коллегия

установила:

МИФНС России № 2 по Свердловской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с Полторацкой И.Н.:

недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год – 23400 руб., за 2018 год – 5954 руб., за период с 01 января 2019 года по 13 декабря 2019 года 29933, 65 руб., пени в сумме 411,60 руб.;

недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4590 руб., за 2018 год в размере 2294 руб., за 2019 год 6550,90 руб., пени 96,53 руб.;

недоимки по единому налогу на вмененный доход в размере 782 руб., пени в сумме 1,14 руб.

В обоснование административного иска указано на то, что административный ответчик Полторацкая И.Н. в период с 20 августа 2004 года по 13 декабря 2019 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование. Также налогоплательщиком в налоговой декларации за 2019 год заявлен вмененный доход от развозной и разносной торговли в <адрес> в размере 5211 руб. (ЕНВД), в связи с чем сумма налога составила 782 руб., начислены пени 1,14 руб. В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате указанных страховых взносов и ЕНВД административным истцом начислены пени на образовавшуюся недоимку, в адрес административного ответчика направлено требование об уплате страховых взносов, налога, пени. В добровольном порядке данное требование административным ответчиком также не исполнено, что послужило основанием для обращения административного истца к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены – в суд с административным исковым заявлением.

Представитель административного истца в судебном заседании суда первой инстанции не участвовал.

Административный ответчик Полторацкая И.Н. в судебном заседании суда первой инстанции требования налогового органа признала в части, указала, что страховые взносы за 2017 год частично уплачены, пропущен срок обращения в суд.

Решением Красноуфимского районного суда Свердловской области от 21 августа 2020 года административный иск МИФНС России № 2 по Свердловской области удовлетворен. Также с Полторацкой И.Н. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2360,41 руб.

Административный ответчик Полторацкая И.Н. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда как несправедливое, поскольку ставит ее на грань банкротства, указывает, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд по взысканию обязательных платежей за 2017 год.

Административным истцом на апелляционную жалобу представлены письменные возражения, в которых, повторяя доводы административного искового заявления, просит оставить решение без изменения.

Представитель административного истца МИФНС России № 2 по Свердловской области, административный ответчик Полторацкая И.Н. в судебное заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, в том числе посредством публикации указанной информации на официальном сайте Свердловского областного суда, в связи с чем, руководствуясь частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.

Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Данному конституционному положению корреспондирует пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с названным Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 9 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные названной статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений этого пункта.

Согласно статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Исходя из положений пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (относительно правоотношений 2017 года) данные плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 названного Кодекса (подпункт 1); страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 указанного Кодекса (подпункт 2). Приведенная норма в редакции от 01 ноября 2019 года предусматривала: плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года (подпункт 1); страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года (подпункт 2).

Согласно статье 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период указанными выше плательщиками, производится ими самостоятельно (пункт 1).

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (пункт 2).

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (пункт 5).

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Кроме того, согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.

В силу пунктов 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика, плательщика страховых взносов в случае уплаты налогов, страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, Полторацкая И.Н., которая в период с 20 августа 2004 года по 13 декабря 2019 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, не исполнила обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, налога на вмененный доход в установленный законом срок, то есть не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе.

Из сведений налогового органа следует, что после снятия Полторацкой И.Н. с учета в налоговом органе 13 декабря 2019 года технологическим процессом 31 декабря 2019 года произведено начисление суммы страховых взносов за фактический период осуществления деятельности: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 27933,65 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 6550,90 руб., при этом ранее начисленные суммы были сторнированы с последующим частичным зачислением сумм в 2018 год: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 5954 руб. (26545 -20591), страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 2294 руб. (5840-3546).

Установлено, что указанная недоимка образовалась в период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором она выявлена налоговым органом.

18 февраля 2020 года инспекцией в адрес Полторацкой И.Н. заказной почтой направлено требование от 04 февраля 2020 года № 1701 об уплате в срок до 31 марта 2020 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 57287,65 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 13434,90 руб., единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности 782 руб., а также пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 411,60 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 96,53 руб., пени на недоимку по ЕНВД - 1,14 руб.

Учитывая, что требование № 1701 административным ответчиком в установленный срок не исполнено, административный истец 30 апреля 2020 года обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены определением мирового судьи от 15 мая 2020 года – в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Разрешая спор и удовлетворяя требования МИФНС России № 2 по Свердловской области о взыскании с Полторацкой И.Н. вышеуказанных недоимок, суд первой инстанции проверил соблюдение налоговым органом порядка и сроков направления требования об уплате страховых взносов, пени, срока на обращение административного истца в суд и пришел к выводам о наличии у административного ответчика обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, единого налога на вмененный доход, пени за указанный период.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования и оценки по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющихся в материалах административного дела доказательств.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в обжалуемом решении.

Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд по недоимке за 2017 год.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 марта 2012 года № 621-О-О указал, что предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.

Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса.

Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.

Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения этого статуса и до момента внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Как следует из вышеприведенных положений законодательства о налогах, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период индивидуальными предпринимателями, производится ими самостоятельно, при этом неисполнение обязанности по уплате страховых взносов является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Правила, предусмотренные названной статьей, применяются также в отношении требований об уплате страховых взносов (пункт 8 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).

Требование от 04 февраля 2020 года № 1701 об уплате страховых взносов, ЕНВД, пени направлено налоговым органом в адрес Полторацкой И.Н. в установленные законом сроки по почте заказным письмом, что свидетельствует о соблюдении административным истцом досудебного порядка урегулирования административного спора.

При этом из системного толкования положений статей 32, 82, 87, 89 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговый орган уполномочен проводить налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, налоговые проверки плательщиков страховых взносов, в том числе на предмет правильности исчисления и своевременность их уплаты последними, в рамках налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором принято решение о проведении проверки.

Учитывая, что недоимка по страховым взносам, образовавшаяся у Полторацкой И.Н. на 31 декабря 2017 года, выявлена налоговым органом 31 декабря 2019 года, то есть в пределах трех лет, предшествующих проведению мероприятий по налоговому контролю, судебная коллегия приходит к выводу о соблюдении административным истцом установленного законом срока направления в адрес административного ответчика требования об уплате страховых взносов за данный период.

Сроки на обращение с заявлением о вынесении судебного приказа, с административным исковым заявлением, предусмотренные пунктами 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом также соблюдены.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы административного ответчика не влекут отмену или изменение правильного решения суда.

Расчет взыскиваемых с Полторацкой И.Н. сумм страховых взносов, ЕНВД судебной коллегий проверен, является верным.

Доводы административного ответчика о тяжелом материальном положении также не являются основанием для отмены состоявшегося решения суда первой инстанции, при этом Полторацкая И.Н. не лишена возможности обратиться в суд первой инстанции о предоставлении отсрочки, рассрочки исполнения решения.

Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.

В связи с этим, оснований для отмены или изменения правильного решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Красноуфимского районного суда Свердловской области от 21 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Полторацкой И.Н. – без удовлетворения.

Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.

Председательствующий И.И. Кормильцева

Судьи Е.Ю. Бочкарева

И.Г. Насыков

33а-15930/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС России №2 по СО
Ответчики
Полторацкая Ирина Николаевна
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Кормильцева Ирина Ивановна
Дело на странице суда
oblsud.svd.sudrf.ru
20.10.2020Передача дела судье
26.11.2020Судебное заседание
07.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2020Передано в экспедицию
26.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее