Решение по делу № 2-28/2024 от 10.01.2024

УИД: 72RS0006-01-2024-000003-40

№ 2-28/2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Викулово Тюменская область 27 февраля 2024 года

Викуловский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Березинской Е.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Матаевой А.Г.,

с участием Тюменского межрайонного природоохранного прокурора в лице помощника прокурора Викуловского района Тюменской области Коневой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры к администрации Викуловского муниципального района об устранении нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Викуловского муниципального района об устранении нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического законодательства.

Просит суд обязать администрацию Викуловского муниципального района Тюменской области ИНН , ОГРН , адрес места нахождения: <адрес>, разработать проекты-санитарно-защитных зон для скотомогильников, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес> (кадастровый помер: ); <адрес>, <адрес> (кадастровый ); <адрес> <адрес> (кадастровый ); <адрес>, <адрес> (кадастровый ), и обратиться в Управление Роспотребнадзора по Тюменской области с заявлениями о получении санитарно-эпидемиологических заключений на проекты санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями п. 3 ст.20,Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в срок 6 месяцев с даты вступлениям в силу решения суда.

Заявленные требования мотивированы тем, что Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории Тюменской области. Установлено, что в муниципальной собственности администрации Викуловского муниципального района Тюменской области находятся действующие скотомогильники, расположенные по адресам: <адрес>, <адрес> <адрес> (кадастровый ); <адрес>, <адрес> (кадастровый ); <адрес>, <адрес> (кадастровый ); <адрес> <адрес> (кадастровый ) (далее -скотомогильники). Таким образом, администрация Викуловского муниципального района Тюменской области осуществляет эксплуатацию скотомогильников, для которых в соответствии с п.3.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 разработка проектов санитарно-защитных зон является обязательной. Администрация Викуловского муниципального района Тюменской области при осуществлении деятельности по Эксплуатации скотомогильников и являясь собственником скотомогильников допустило нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Указанное создает угрозу здоровья неопределенного круга лиц, нарушается гарантированное ст.42 Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду. Также нарушены интересы Российской Федерации, гарантирующей право на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие для каждого гражданина, проживающего на территории Российской Федерации, а также регулирующей вопросы использования земельных участков в соответствии с видом разрешенного использования. В соответствии с паспортом национального проекта «Экология» национальными целями и целевыми показателями, на достижение которых влияет указанный национальный проект является снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека. Вместе с тем, не разработка проектов санитарно-защитных зон для скотомогильников создаёт угрозу загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха и негативного воздействия на здоровье человека, что препятствует реализации целевых показателей национального проекта (л.д. 4-6).

Прокурор Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры в лице помощника прокурора Викуловского района Тюменской области Коневой С.А. в судебном заседании поддержала исковые требования по указанным в иске основаниям, дополнив, что отношения по содержанию, эксплуатации скотомогильников являются длящимися, санитарные требования распространяются на все скотомогильники вне зависимости от времени их организации. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами в целях обеспечения безопасности населения и вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического,- биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. В этой связи не принятие своевременных мер к разработке проекта санитарно-защитной зоны, затягивание сроков по установлению размера такой зоны для источника воздействия на среду обитания и здоровье человека влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Отсутствие денежных средств не является безусловным основанием для предоставления более длительных сроков исполнения ответчиком обязанностей, установленных действующими санитарными правилами и нормами. На скотомогильники, поименованные в исковом заявлении Тюменского межрайонного природоохранного прокурора, контракты на разработку проектов санитарно-защитных зон не заключены и соответственно не исполнены.

Представитель ответчика Администрации Викуловского муниципального района в судебное заседание не явился при надлежащем извещении, просили о рассмотрении дела в отсутствии представителя, согласно представленному возражению просят в удовлетворении иска отказать, поскольку требования СанПиН 2.2..1/2.1.1.1200-03 не распространяются на предметные действующие скотомогильники, но в случае признания судом данной позиции необоснованной, предоставить срок исполнения решения суда 2 года, с четом особенностей бюджетного процесса органа местного самоуправления, время на закупочные мероприятия, соблюдения баланса сторон (л.д. 74-83)

Представители третьих лиц Управления ветеринарии Тюменской области, Департамента имущественных отношений Тюменской области, Управления Роспотребнадзора по Тюменской области в судебное заседание не явились при надлежащем извещении (л.д. 91-93,100 ).

От представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора по Тюменской области на основании доверенности Борисенко Е.Г. поступил отзыв на исковое заявление, согласно которого в виду отсутствия согласованных Администрацией Викуловского района с Управлением в установленном порядке проектов санитарно-защитной зоны в отношении спорных скотомогильников, нарушены требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что создает угрозу здоровья неопределенного круга лиц, а также нарушает интересы Российской Федерации, гарантирующей право на благоприятную окружающую среду, в связи с чем исковое заявление Тюменского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Викуловского муниципального района Тюменской области подлежит удовлетворению (л.д. 82-83).

От представителя третьего лица Управления ветеринарии Тюменской области в лице представителя по доверенности Аминевой Л.В. поступил отзыв на исковое заявление, согласно которого, все скотомогильники являются биотермическими ямами (биологическими камерами), соответствуют требованиям, установленным ветеринарно-санитарным правилами. Право муниципальной собственности зарегистрировано за Викуловским муниципальным районом Тюменской области. На скотомогильники отсутствуют проекты санитарно-защитной зоны. В силу Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», норм СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03, разработка проекта санитарно-защитных зон является обязательной.Ветеринарное законодательство не содержит нормы о необходимости установления санитарно-защитных зон. Требования законодательства по установлению санитарно-защитных зон не относятся к сфере, регулируемой ветеринарным законодательством, и не является мероприятием, направленным на предупреждение и ликвидацию болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Соответственно данные мероприятия не могут быть частью переданного государственного полномочия и финансироваться за счет субвенции на реализацию переданного госполномочия. Обязанность по разработке проекта санитарно-защитных зон (установлению санитарно- защитных зон) возложена на правообладателя объекта. Скотомогильники введены в эксплуатацию до дня вступления в силу постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222. С целью формирования расходной части бюджетов муниципальных образований Управлением ежегодно в адрес Департамента финансов Тюменской области направляются предложения по обеспечению органов местного самоуправления финансовыми ресурсами на мероприятия по разработке проектов санитарно-защитных зон скотомогильников в рамках исполнения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия. Средства на разработку проектов санитарно-защитных зон скотомогильников предусматриваются в бюджетах муниципальных образований на основании запросов органов местного самоуправления в рамках балансировки местных бюджетов. Для разработки проекта санитарно-защитной зоны необходимо проведение ряда мероприятий, в частности, заключение контракта на выполнение работ, сбор исходных данных, выполнение расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух, проведение оценки риска здоровью населения, получение экспертных заключений и т.п., в связи с чем срок разработки проектов санитарно-защитных зон скотомогильников 6 месяцев является недостаточным (л.д. 96-105)

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле. Принимая во внимание, что в соответствии с ч. 7 ст. 113 ГПК РФ, ст. 14, ст. 16 Федерального закона от 22.12.2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о дате, времени и месте судебного заседания размещена на официальном интернет-сайте Викуловского районного суда Тюменской области. Оснований для отложения судебного заседания судом не установлено.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), направленного, как следует из его преамбулы, на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (пункт 2 статьи 2).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (СанПиН 2.2.1 2.1.1.1200-03).

Согласно п.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования настоящих правил распространяется в том числе, на эксплуатацию действующих объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

В соответствии с пунктом 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 скотомогильники с захоронением в ямах отнесены к 1 классу санитарной классификации объектов и сооружений, для них определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны - 1000 м; скотомогильники с биологическими камерами отнесены ко II классу с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 500 м.

Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункт 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

На основании пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 г. N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления.

Согласно абзацу второму пункта 1 Правил N 222 санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Таким образом, положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 применительно к Правилам N 222 в своей совокупности свидетельствуют о том, что санитарно-защитная зона не предполагается установленной в силу закона, а подлежит установлению в заявительном порядке по решению уполномоченного на выдачу разрешения на установление санитарно-защитной зоны при соблюдении установленных Правилами N 222 процедур установления санитарно-защитных зон.

Согласно части 8 статьи 1 Федерального закона от 21.12.2021 г. N 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее - Закон N 414-ФЗ) органы государственной власти субъекта Российской Федерации участвуют в решении задач местного самоуправления, вправе наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Пунктом 92 части 1 статьи 44 Закона N 414-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В силу статьи 52 Закона N 414-ФЗ субъекты Российской Федерации вправе передавать органам местного самоуправления осуществление отдельных государственных полномочий, осуществляемых субъектами Российской Федерации на территории соответствующих муниципальных образований, в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления, при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций из соответствующего бюджета. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственное имущество (материальные ресурсы, финансовые средства) для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что администрации Викуловского муниципального района принадлежат на праве собственности скотомогильник с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.12-15); скотомогильник с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.16-19); скотомогильник с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.20-23); скотомогильник с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, которые не относятся к сибиреязвенным скотомогильникам ( л.д. 24-27,11).

Согласно письму Управления ветеринарии Тюменской области, органам местного самоуправления передано государственное полномочие по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части содержания и приведения в нормативное состояние скотомогильников (биотермических ям), оформления в муниципальную собственность бесхозяйных скотомогильников (биотермических ям). Средства на разработку проектов санитарно-защитных зон скотомогильников предусматриваются в бюджетах муниципальных образований (л.д. 9-10).

Согласно ответу Управления Роспотребнадзора в Тюменской области, заявления о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения и принятии решения об установлении санитарно-защитной зоны в отношении скотомогильников от администрации Викуловского муниципального района Тюменской области в Управление не поступали (л.д. 67).

Сведений о том, что санитарно-защитная зона скотомогильников установлена в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства, в материалах дела не имеется.

Довод административного ответчика о том, что требования СанПиН 2.2..1/2.1.1.1200-03 не распространяются на предметные действующие скотомогильники не состоятелен, поскольку в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 года N 222, правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Вместе с тем заслуживают внимания следующие обстоятельства:

Согласно официальным сведениям, Устав Викуловского муниципального района Тюменской области принят решением Думы ОМО Викуловский район от 16.06.2005 № 65 (с изменениями и дополнениями) Согласно Уставу Викуловский муниципальный район Тюменской области (является муниципальным районом, наделенным законом Тюменской области статусом муниципального района. Викуловский район образован 05.03.1924. Территорию муниципального района составляют Балаганское, Березинское, Викуловское, Ермаковское, Калининское, Каргалинское, Коточиговское, Нововяткинское, Озернинское, Подцубровинское, Рябовское, Сартамское, Скрипкинское, Чуртанское сельские поселения, объединенные общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера (пункт 2 статьи 2 Устава).

Статьей 18 Устава определена структура органов местного самоуправления муниципального района: представительный орган муниципального района - Дума муниципального района, Глава муниципального района - высшее должностное лицо Викуловского MP; Администрация муниципального района; контрольно- счетный орган муниципального района - контрольно-счетная палата Викуловского MP.

В соответствии со статьей 29 Устава Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий.

На основании решения Думы Викуловского муниципального района от 05.12.2023 года № 26 «О бюджете Викуловского муниципального района на 2024 год и плановый период 2025- 2026 годов» запланировано выделение бюджетных средств на разработку проектов санитарно-защитных зон скотомогильников на 2026 год (л.д. 73-74).

По настоящему делу целью обращения прокурора в суд являлась защита прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, нарушенных, по мнению прокурора, на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие для каждого гражданина, проживающего на территории РФ.

Для устранения этих нарушений прокурор просил возложить на ответчика обязанность выполнить требования законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения разработать проекты СЗЗ для спорных скотомогильников, и обратиться в Управление Роспотребнадзора по Тюменской области с заявлениями о получении заключения на проекты СЗЗ.

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (статья 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1).

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом(абзац тридцать шестой статьи 6).

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно администрация муниципального образования Викуловский район, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета принимает меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

При этом понуждение администрации Викуловского муниципального района к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Таким образом, администрация Викуловского муниципального района не уклоняется от исполнения обязанности по разработке СЗЗ скотомогильников, которые могут быть произведены только за счет средств местного бюджета путем включения в проект бюджета Викуловского муниципального района на плановый 2025 и 2026, учитывая особенности бюджетного процесса органа местного самоуправления, положения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5.04.2013 № 44-ФЗ, в связи с чем, суд находит вывод административного истца об уклонении Администрации от исполнения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения преждевременным.

Руководствуясь ст. ст. 56, 68, 98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требования прокурора Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры к администрации Викуловского муниципального района об устранении нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического законодательства – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Викуловский районный суд Тюменской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 27 февраля 2024 года.

Председательствующий Е.С. Березинская

УИД: 72RS0006-01-2024-000003-40

№ 2-28/2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Викулово Тюменская область 27 февраля 2024 года

Викуловский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Березинской Е.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Матаевой А.Г.,

с участием Тюменского межрайонного природоохранного прокурора в лице помощника прокурора Викуловского района Тюменской области Коневой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры к администрации Викуловского муниципального района об устранении нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Викуловского муниципального района об устранении нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического законодательства.

Просит суд обязать администрацию Викуловского муниципального района Тюменской области ИНН , ОГРН , адрес места нахождения: <адрес>, разработать проекты-санитарно-защитных зон для скотомогильников, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес> (кадастровый помер: ); <адрес>, <адрес> (кадастровый ); <адрес> <адрес> (кадастровый ); <адрес>, <адрес> (кадастровый ), и обратиться в Управление Роспотребнадзора по Тюменской области с заявлениями о получении санитарно-эпидемиологических заключений на проекты санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями п. 3 ст.20,Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в срок 6 месяцев с даты вступлениям в силу решения суда.

Заявленные требования мотивированы тем, что Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории Тюменской области. Установлено, что в муниципальной собственности администрации Викуловского муниципального района Тюменской области находятся действующие скотомогильники, расположенные по адресам: <адрес>, <адрес> <адрес> (кадастровый ); <адрес>, <адрес> (кадастровый ); <адрес>, <адрес> (кадастровый ); <адрес> <адрес> (кадастровый ) (далее -скотомогильники). Таким образом, администрация Викуловского муниципального района Тюменской области осуществляет эксплуатацию скотомогильников, для которых в соответствии с п.3.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 разработка проектов санитарно-защитных зон является обязательной. Администрация Викуловского муниципального района Тюменской области при осуществлении деятельности по Эксплуатации скотомогильников и являясь собственником скотомогильников допустило нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Указанное создает угрозу здоровья неопределенного круга лиц, нарушается гарантированное ст.42 Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду. Также нарушены интересы Российской Федерации, гарантирующей право на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие для каждого гражданина, проживающего на территории Российской Федерации, а также регулирующей вопросы использования земельных участков в соответствии с видом разрешенного использования. В соответствии с паспортом национального проекта «Экология» национальными целями и целевыми показателями, на достижение которых влияет указанный национальный проект является снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека. Вместе с тем, не разработка проектов санитарно-защитных зон для скотомогильников создаёт угрозу загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха и негативного воздействия на здоровье человека, что препятствует реализации целевых показателей национального проекта (л.д. 4-6).

Прокурор Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры в лице помощника прокурора Викуловского района Тюменской области Коневой С.А. в судебном заседании поддержала исковые требования по указанным в иске основаниям, дополнив, что отношения по содержанию, эксплуатации скотомогильников являются длящимися, санитарные требования распространяются на все скотомогильники вне зависимости от времени их организации. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами в целях обеспечения безопасности населения и вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического,- биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. В этой связи не принятие своевременных мер к разработке проекта санитарно-защитной зоны, затягивание сроков по установлению размера такой зоны для источника воздействия на среду обитания и здоровье человека влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Отсутствие денежных средств не является безусловным основанием для предоставления более длительных сроков исполнения ответчиком обязанностей, установленных действующими санитарными правилами и нормами. На скотомогильники, поименованные в исковом заявлении Тюменского межрайонного природоохранного прокурора, контракты на разработку проектов санитарно-защитных зон не заключены и соответственно не исполнены.

Представитель ответчика Администрации Викуловского муниципального района в судебное заседание не явился при надлежащем извещении, просили о рассмотрении дела в отсутствии представителя, согласно представленному возражению просят в удовлетворении иска отказать, поскольку требования СанПиН 2.2..1/2.1.1.1200-03 не распространяются на предметные действующие скотомогильники, но в случае признания судом данной позиции необоснованной, предоставить срок исполнения решения суда 2 года, с четом особенностей бюджетного процесса органа местного самоуправления, время на закупочные мероприятия, соблюдения баланса сторон (л.д. 74-83)

Представители третьих лиц Управления ветеринарии Тюменской области, Департамента имущественных отношений Тюменской области, Управления Роспотребнадзора по Тюменской области в судебное заседание не явились при надлежащем извещении (л.д. 91-93,100 ).

От представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора по Тюменской области на основании доверенности Борисенко Е.Г. поступил отзыв на исковое заявление, согласно которого в виду отсутствия согласованных Администрацией Викуловского района с Управлением в установленном порядке проектов санитарно-защитной зоны в отношении спорных скотомогильников, нарушены требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что создает угрозу здоровья неопределенного круга лиц, а также нарушает интересы Российской Федерации, гарантирующей право на благоприятную окружающую среду, в связи с чем исковое заявление Тюменского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Викуловского муниципального района Тюменской области подлежит удовлетворению (л.д. 82-83).

От представителя третьего лица Управления ветеринарии Тюменской области в лице представителя по доверенности Аминевой Л.В. поступил отзыв на исковое заявление, согласно которого, все скотомогильники являются биотермическими ямами (биологическими камерами), соответствуют требованиям, установленным ветеринарно-санитарным правилами. Право муниципальной собственности зарегистрировано за Викуловским муниципальным районом Тюменской области. На скотомогильники отсутствуют проекты санитарно-защитной зоны. В силу Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», норм СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03, разработка проекта санитарно-защитных зон является обязательной.Ветеринарное законодательство не содержит нормы о необходимости установления санитарно-защитных зон. Требования законодательства по установлению санитарно-защитных зон не относятся к сфере, регулируемой ветеринарным законодательством, и не является мероприятием, направленным на предупреждение и ликвидацию болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Соответственно данные мероприятия не могут быть частью переданного государственного полномочия и финансироваться за счет субвенции на реализацию переданного госполномочия. Обязанность по разработке проекта санитарно-защитных зон (установлению санитарно- защитных зон) возложена на правообладателя объекта. Скотомогильники введены в эксплуатацию до дня вступления в силу постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222. С целью формирования расходной части бюджетов муниципальных образований Управлением ежегодно в адрес Департамента финансов Тюменской области направляются предложения по обеспечению органов местного самоуправления финансовыми ресурсами на мероприятия по разработке проектов санитарно-защитных зон скотомогильников в рамках исполнения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия. Средства на разработку проектов санитарно-защитных зон скотомогильников предусматриваются в бюджетах муниципальных образований на основании запросов органов местного самоуправления в рамках балансировки местных бюджетов. Для разработки проекта санитарно-защитной зоны необходимо проведение ряда мероприятий, в частности, заключение контракта на выполнение работ, сбор исходных данных, выполнение расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух, проведение оценки риска здоровью населения, получение экспертных заключений и т.п., в связи с чем срок разработки проектов санитарно-защитных зон скотомогильников 6 месяцев является недостаточным (л.д. 96-105)

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле. Принимая во внимание, что в соответствии с ч. 7 ст. 113 ГПК РФ, ст. 14, ст. 16 Федерального закона от 22.12.2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о дате, времени и месте судебного заседания размещена на официальном интернет-сайте Викуловского районного суда Тюменской области. Оснований для отложения судебного заседания судом не установлено.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), направленного, как следует из его преамбулы, на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (пункт 2 статьи 2).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (СанПиН 2.2.1 2.1.1.1200-03).

Согласно п.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования настоящих правил распространяется в том числе, на эксплуатацию действующих объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

В соответствии с пунктом 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 скотомогильники с захоронением в ямах отнесены к 1 классу санитарной классификации объектов и сооружений, для них определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны - 1000 м; скотомогильники с биологическими камерами отнесены ко II классу с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 500 м.

Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункт 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

На основании пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 г. N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления.

Согласно абзацу второму пункта 1 Правил N 222 санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Таким образом, положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 применительно к Правилам N 222 в своей совокупности свидетельствуют о том, что санитарно-защитная зона не предполагается установленной в силу закона, а подлежит установлению в заявительном порядке по решению уполномоченного на выдачу разрешения на установление санитарно-защитной зоны при соблюдении установленных Правилами N 222 процедур установления санитарно-защитных зон.

Согласно части 8 статьи 1 Федерального закона от 21.12.2021 г. N 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее - Закон N 414-ФЗ) органы государственной власти субъекта Российской Федерации участвуют в решении задач местного самоуправления, вправе наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Пунктом 92 части 1 статьи 44 Закона N 414-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В силу статьи 52 Закона N 414-ФЗ субъекты Российской Федерации вправе передавать органам местного самоуправления осуществление отдельных государственных полномочий, осуществляемых субъектами Российской Федерации на территории соответствующих муниципальных образований, в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления, при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций из соответствующего бюджета. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственное имущество (материальные ресурсы, финансовые средства) для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что администрации Викуловского муниципального района принадлежат на праве собственности скотомогильник с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.12-15); скотомогильник с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.16-19); скотомогильник с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.20-23); скотомогильник с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, которые не относятся к сибиреязвенным скотомогильникам ( л.д. 24-27,11).

Согласно письму Управления ветеринарии Тюменской области, органам местного самоуправления передано государственное полномочие по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части содержания и приведения в нормативное состояние скотомогильников (биотермических ям), оформления в муниципальную собственность бесхозяйных скотомогильников (биотермических ям). Средства на разработку проектов санитарно-защитных зон скотомогильников предусматриваются в бюджетах муниципальных образований (л.д. 9-10).

Согласно ответу Управления Роспотребнадзора в Тюменской области, заявления о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения и принятии решения об установлении санитарно-защитной зоны в отношении скотомогильников от администрации Викуловского муниципального района Тюменской области в Управление не поступали (л.д. 67).

Сведений о том, что санитарно-защитная зона скотомогильников установлена в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства, в материалах дела не имеется.

Довод административного ответчика о том, что требования СанПиН 2.2..1/2.1.1.1200-03 не распространяются на предметные действующие скотомогильники не состоятелен, поскольку в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 года N 222, правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Вместе с тем заслуживают внимания следующие обстоятельства:

Согласно официальным сведениям, Устав Викуловского муниципального района Тюменской области принят решением Думы ОМО Викуловский район от 16.06.2005 № 65 (с изменениями и дополнениями) Согласно Уставу Викуловский муниципальный район Тюменской области (является муниципальным районом, наделенным законом Тюменской области статусом муниципального района. Викуловский район образован 05.03.1924. Территорию муниципального района составляют Балаганское, Березинское, Викуловское, Ермаковское, Калининское, Каргалинское, Коточиговское, Нововяткинское, Озернинское, Подцубровинское, Рябовское, Сартамское, Скрипкинское, Чуртанское сельские поселения, объединенные общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера (пункт 2 статьи 2 Устава).

Статьей 18 Устава определена структура органов местного самоуправления муниципального района: представительный орган муниципального района - Дума муниципального района, Глава муниципального района - высшее должностное лицо Викуловского MP; Администрация муниципального района; контрольно- счетный орган муниципального района - контрольно-счетная палата Викуловского MP.

В соответствии со статьей 29 Устава Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий.

На основании решения Думы Викуловского муниципального района от 05.12.2023 года № 26 «О бюджете Викуловского муниципального района на 2024 год и плановый период 2025- 2026 годов» запланировано выделение бюджетных средств на разработку проектов санитарно-защитных зон скотомогильников на 2026 год (л.д. 73-74).

По настоящему делу целью обращения прокурора в суд являлась защита прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, нарушенных, по мнению прокурора, на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие для каждого гражданина, проживающего на территории РФ.

Для устранения этих нарушений прокурор просил возложить на ответчика обязанность выполнить требования законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения разработать проекты СЗЗ для спорных скотомогильников, и обратиться в Управление Роспотребнадзора по Тюменской области с заявлениями о получении заключения на проекты СЗЗ.

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (статья 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1).

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом(абзац тридцать шестой статьи 6).

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно администрация муниципального образования Викуловский район, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета принимает меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

При этом понуждение администрации Викуловского муниципального района к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Таким образом, администрация Викуловского муниципального района не уклоняется от исполнения обязанности по разработке СЗЗ скотомогильников, которые могут быть произведены только за счет средств местного бюджета путем включения в проект бюджета Викуловского муниципального района на плановый 2025 и 2026, учитывая особенности бюджетного процесса органа местного самоуправления, положения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5.04.2013 № 44-ФЗ, в связи с чем, суд находит вывод административного истца об уклонении Администрации от исполнения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения преждевременным.

Руководствуясь ст. ст. 56, 68, 98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требования прокурора Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры к администрации Викуловского муниципального района об устранении нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического законодательства – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Викуловский районный суд Тюменской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 27 февраля 2024 года.

Председательствующий Е.С. Березинская

2-28/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Тюменский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация Викуловского муниципального района
Другие
Управление ветеринарии по Тюменской области
Управление Роспотребнадзора по Тюменской области
Департамент имущественных отношений Тюменской области
Суд
Викуловский районный суд Тюменской области
Судья
Березинская Елена Сергеевна
Дело на странице суда
vikulovsky.tum.sudrf.ru
10.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2024Передача материалов судье
16.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2024Подготовка дела (собеседование)
05.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2024Судебное заседание
27.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2024Дело оформлено
03.04.2024Дело передано в архив
27.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее