Дело № 2-1002-2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2018 года г. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мартьяновой А.В., при секретаре Афанасьевой Е.П., с участием истца Румянцевой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Румянцевой Валентины Михайловны к ГУ-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии о признании решения незаконным, обязании включить в общий страховой стаж периоды работы, произвести перерасчет пенсии, взыскании расходов на оплату юридических услуг, по госпошлине,
УСТАНОВИЛ:
Румянцева В.М. обратилась в суд с иском к ГУ- Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики – Чувашии о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании включить в общий страховой стаж периоды работы в колхозе <данные изъяты>» <адрес> Чувашской Республики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и произвести перерасчет размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. также просит взыскать с ответчика расходы на оплату юридических услуг по составлению искового заявления в размере 2 000 руб. и по госпошлине в размере 300 руб.
Требования мотивированы тем, что решением пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ истцу во включении указанных периодов работы в общий страховорй стаж и перерасчете размера пенсии было отказано. Считает отказ незаконным, поскольку с 12 лет, обучаясь в средней школе, во время летних каникул осуществлял трудовую деятельность в колхозе «<данные изъяты> <адрес> Чувашской Республики, однако документы, подтверждающие данное обстоятельство, не сохранились. Факт работы истца в спорное время подтверждается свидетельскими показаниями М. и И., работа которых в колхозе включена в их страховой стаж. Учитывая, что ограничение возможности зачета периодов работы в стаж не может быть поставлено в зависимость от возраста заявителя, просит включить в общий страховой стаж указанные выше периоды работы и произвести перерасчет размера страховой пенсии.
В судебном заседании истец Румянцева В.М. поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям, и вновь привела их суду.
Представитель ответчика ГУ- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары, извещенный надлежащим образом, в суд не явился, решен вопрос о рассмотрении дела без их участия.
Заслушав объяснения истца, исследовав письменные доказательства, материалы пенсионного дела истца, суд приходит к следующим выводам.
В ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со ст. 19 Конституции государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Таким образом, ограничение права гражданина на получение государственной пенсии по возрасту условием достижения определенного возраста, начиная с которого трудовая деятельность засчитывается в трудовой стаж, недопустимо.
Трудовое законодательство устанавливает минимальный возраст, при достижении которого допускался прием лиц на работу, однако ни Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", ни Федеральный закон "О трудовых пенсиях в РФ" не устанавливают минимальный возраст, по достижении которого время работы подлежит включению в общий трудовой стаж.
Таким образом, юридически значимым при решении вопроса о зачете в стаж для назначения пенсии периода работы в колхозе, является наличие доказательств выполнения этой работы, а не возраст заявителя.
Пунктом 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 № 555, предусмотрено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Эта же норма закреплена в пункте 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015.
Обращаясь с настоящим иском, истец указала на то, что во время обучения в средней школе она, как все школьники, во время летних каникул работала в колхозе «<данные изъяты>» <адрес> Чувашской Республики, однако пенсионный орган периоды работы в страховой стаж не включил ввиду недостижения ею общеустановленного трудоспособного возраста.
Согласно статье 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшей до 1 января 2002 года, в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
Установленные в законодательстве того времени запреты принимать в члены колхоза несовершеннолетних накладывали ограничения и имели негативные последствия при их несоблюдении для работодателей, но не для работников, принятых на работу и фактически осуществлявших трудовую деятельность. Иное толкование и применение законодательства повлекло бы неправомерное ограничение конституционного права граждан на социальное обеспечение.
К. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Чувашской АССР.
ДД.ММ.ГГГГ К. вступила в брак с Р. и стала Р..
С ДД.ММ.ГГГГ года Румянцева В.М. является получателем пенсии по старости.
ДД.ММ.ГГГГ Румянцева В.М. обратилась в ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары с заявлением о включении в общий страховой стаж периодов работы в колхозе «<данные изъяты>» <адрес> Чувашской Республики в период летних школьных каникул в 1974 по 1978 годы и произведении перерасчета размера пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики – Чувашии истцу было отказано в перерасчет размера пенсии и включении в страховой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в колхозе «<данные изъяты>» <адрес> Чувашской Республики ввиду недостижения ею шестнадцатилетнего возраста
В этой связи была вынуждена обратиться в суд.
Судом установлено, что истец в ДД.ММ.ГГГГ году закончила <данные изъяты> среднюю школу <адрес> Чувашской АССР, что подтверждено аттестатом о среднем образовании (л.д.12).
Сведений о работе истца К. (ныне Р.) В.М. в колхозе «<данные изъяты>» <адрес> Чувашской Республики не имеется, в архивном фонде МБУ «<адрес> архив» <адрес> Чувашской Республики архивные документы по личному составу – книги расчетов по оплате труда колхозников колхоза «<данные изъяты>» за ДД.ММ.ГГГГ годы отсутствуют (л.д.28).
Письмом начальника ОНДиПР по <адрес> УНДиПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждено уничтожение здания правления колхоза «Герой» в результате произошедшего пожара (л.д.6).
Согласно ст.14 ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. По ранее действовавшему пенсионному законодательству также предусматривался порядок установления стажа работы в колхозе на основании показаний свидетелей.
В соответствии с п.п. 38,39 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" при утрате документов о работе и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе и невозможность их получения.
При установлении периода работы на основании свидетельских показаний учитываются:
а) период работы, начиная с достижения работником возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений;
б) свидетельские показания только за тот период совместной работы, в который свидетель достиг возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.
Для подтверждения факта работы истца в спорные периоды пенсионным органом были допрошены свидетели И. и М.
Свидетель И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, показала, что К.(ныне Р.) В.М. работала в колхозе «<данные изъяты>» <адрес> Чувашской Республики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Факт работы истца в указанные периоды подтвердила и свидетель М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Работа свидетелей в колхозе «Герой» подтверждена представленными в пенсионный орган трудовыми книжками.
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 13 апреля 1942 года № 507 «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей, предусматривалось, что на сельскохозяйственные работы в колхозы и совхозы в порядке мобилизации привлекались лица мужского пола в возрасте от 14 до 55 лет и лица женского пола в возрасте от 14 до 50 лет, а также учащиеся 6-10 классов неполных средних сельских и городских школ, студенты техникумов и ВУЗов. При этом привлечение на сельскохозяйственные работы учащихся школ, техникумов и ВУЗов производилось лишь в летнее время.
Положения ст.ст. 173,174, 179 Трудового кодекса РСФСР предусматривали возможность приема на работу учащихся общеобразовательных школ, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения в свободное от учебы время по достижении ими четырнадцатилетнего возраста с согласия одного из родителей или заменяющего его лица данные несовершеннолетние лица в трудовых правоотношениях приравнивались в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются льготами, установленными настоящим кодексом и другими актами трудового законодательства. При этом для несовершеннолетних работников устанавливался сокращенный рабочий день.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением: периодов работы во время Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года), за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.
Ограничение права гражданина на получение трудовой пенсии условием достижения определенного возраста, начиная с которого трудовая деятельность засчитывается в трудовой стаж, является нарушением конституционных прав, гарантированных статьями 19, 39 Конституции Российской Федерации.
Проанализировав представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец, обучаясь в общеобразовательной школе, привлекалась к работе в колхозе «<данные изъяты>» <адрес> Чувашской АССР в спорные периоды в летнее время, что не противоречило действовавшему в то время законодательству, предусматривающего возможность привлечения на сельскохозяйственные работы учащихся школ в летнее время.
Таким образом, оценив в совокупности представленные документы, суд считает возможным включить Румянцевой В.М. в общий страховой стаж периоды работы колхозе «<данные изъяты>» <адрес> Чувашской Республики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Учитывая, что истец с заявлением о перерасчете обратилась ДД.ММ.ГГГГ, суд считает возможным произвести перерасчет страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, подлежит удовлетворению и требование истца о признании решения пенсионного органа незаконным, поскольку исковые требования истца о включении спорных периодов удовлетворены.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы, понесенные истцом на оплату государственной пошлины при подаче иска, в размере 300 рублей.
Помимо этого, истец просит взыскать с ответчика расходы на оплату юридических услуг по составлению искового заявления в размере 2 000 руб.
Факт несения указанных расходов подтвержден договором на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Данилова И.В. приняла на себя обязательство по изучению документов, составлению искового заявления и консультированию по всем возникающим в связи с судебными процессами вопросами.
Стоимость услуг по нему составила 2000 руб., которые уплачены истцом ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 96 ГПК РФ.
На основании ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату представителя в разумных пределах.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Принимая во внимание объект судебной защиты и объем защищаемого права, категорию спора и уровень его сложности, суд приходит к выводу о возможности взыскания уплаченной истцом суммы в размере 2000 руб.
В силу требований ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная госпошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Признать незаконным Решение ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики-Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Румянцевой Валентине Михайловне во включении в общий страховой стаж периодов работы в колхозе «<данные изъяты>» <адрес> Чувашской Республики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и произвести перерасчет размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики- Чувашии включить Румянцевой Валентине Михайловне в общий страховой стаж периоды работы в колхозе «Герой» <адрес> Чувашской Республики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики- Чувашии произвести перерасчет размера пенсии Румянцевой Валентине Михайловне с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в пользу Румянцевой Валентины Михайловны расходы по госпошлине в размере 300 руб., на оплату юридических услуг в размере 2 000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Калининский районный суд <адрес> в месячный срок со дня вынесения судом решения.
Судья А.В.Мартьянова