Дело № 2а-406/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«04» июля 2024 года с.Кунашак
Кунашакский районный суд Челябинской области в составе председательствующего Нуретдиновой Н.Г.
при секретаре Шафиковой М.Ф.
с участием прокурора Докучаевой Е.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора Кунашакского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кунашакского муниципального района о возложении обязанности организовать возведение и ввод в эксплуатацию очистных сооружений, канализационных насосных станций на территории с.Новобурино в месте, исключающем сброс неочищенных сточных вод в реку Караболка, возложении обязанности провести капитальный ремонт (замену) участков сети водоотведения, расположенных на территории колодца 1 до канализационного колодца 160 общей протяженностью 5,5 км
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кунашакского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации Кунашакского муниципального района о возложении обязанности организовать возведение и ввод в эксплуатацию очистных сооружений, канализационных насосных станций на территории с.Новобурино в месте, исключающем сброс неочищенных сточных вод в реку Караболка, возложении обязанности провести капитальный ремонт (замену) участков сети водоотведения, расположенных на территории с.Новобурино согласно схеме водоотведения от канализационного колодца 1 до канализационного колодца 160 общей протяженностью 5,5 км, установив срок для совершения указанных действий 3 года со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о водоотведении на территории Буринского сельского поселения, по результатам которой установлено, что на территории с.Новобурино канализационные очистные сооружения и канализационная насосная станция отсутствует. В с.Новобурино функционирует одна централизованная неполная, объединенная система водоотведения ЦСВО «Новобурино», к которой подключены все многоквартирные дома, большинство общественных зданий и отдельные индивидуальные жилые дома, оборудованные внутренними сетями водопровода и канализации. Поступающие хозяйственно-бытовые стоки с помощью самотечных труб и без очистки сбрасываются в реку Караболка на западной окраине с.Новобурино. Согласно схемы водоснабжения и водоотведения Буринского сельского поселения на период с 2020 по 2030 годы общая протяженность самотечных сетей хозяйственно-бытовой канализации ЦСВО «Новобурино» составляет 5,5 км, общее количество канализационных колодцев 160 шт. Самотечные сети водоотведения выполнены из чугунных труб различных диаметров и находятся в ветхом состоянии, отдельные участки сетей разрушены и ХБС поступают в грунт. Строительная часть канализационных колодцев находится в неудовлетворительном состоянии, колодцы заилены, часть колодцев утеряна. Слив ХБС осуществляется без очистки в реку Караболка, что является нарушением санитарно- эпидемиологических норм и правил. Полагает, что сброс загрязненных сточных вод ведет к загрязнению окружающей среды и причинение вреда водным объектам, что нарушает права Российской Федерации и права граждан на благоприятную окружающую среду. Прокуратурой района главе администрации Кунашакского муниципального района внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, однако меры по устранению нарушений законодательства не приняты.
В судебном заседании прокурор Докучаева Е.А. поддержала уточненное административное исковое заявление.
Представитель ответчика- Администрации Кунашакского муниципального района Хусаинов В.Р. не согласен с иском по тем основаниям, что с 2017 г. административным ответчиком ведутся работы по возведению и вводу в эксплуатацию очистных сооружений в с.Новобурино. Возведение и ввод в эксплуатацию очистных сооружений, канализационных насосных станций на территории Буринского сельского поселения входит в полномочия района. Считает, что требования прокурора невозможно исполнить в течение 3 лет со дня вступления решения суда в законную силу, возможно исполнение решения суда в течение 5 лет. Не согласны с требованием прокурора об обязанности провести капитальный ремонт сети водоотведения протяженностью 5,5 км, поскольку сети водоотведения регулярно обслуживаются МУП «Балык» и находятся в удовлетворительном состоянии, жалобы на эксплуатацию сетей водоотведения от жителей с.Новобурино не поступало.
Заинтересованное лицо- руководитель Управления по ЖКХ, строительству и энергообеспечению администрации Кунашакского муниципального района Гиззатуллин А.А. пояснил, что реальный срок исполнения решения суда 5 лет. На строительство очистных сооружений потребуется около 500 млн. руб., указанная сумма из областного бюджета на строительство очистных сооружений будет выделяться на протяжении 2-3 лет. Не согласен с требованиями о проведении капитального ремонта сети водоотведения протяженностью 5,5 км, поскольку сети канализации находятся в удовлетворительном состоянии.
3 лицо- представитель МУП «Балык» в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области, привлеченное в качестве 3 лица, в судебное заседание не явилось, извещены о рассмотрении дела, представили отзыв на исковое заявление, где указали, что в силу Федерального закона от 06.10. 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация водоснабжения и водоотведения относятся к вопросам местного значения муниципального района. При условии подачи Кунашакским муниципальным районом заявки, вопрос финансирования строительства, модернизации и капитального ремонта объектов водоснабжения и водоотведения может быть рассмотрен в рамках государственной программы Челябинской области «Чистая вода» на территории Челябинской области, а также в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» государственной программы Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации в Челябинской области.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, поскольку извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав прокурора, пояснения представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 ч.1 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокуратурой Кунашакского района проведена проверка соблюдения законодательства о водоотведении на территории Буринского сельского поселения Кунашакского муниципального района.
В ходе проверки установлено, что МУП «Балык» осуществляет водоснабжение и водоотведение в с.Новобурино Кунашакского муниципального района. Очистка сточных вод фактически не осуществляется, очистные сооружения находятся в непригодном для эксплуатации состоянии, сточные воды сбрасываются в русло р.Караболка.
МУП «Балык» не имеет решения о предоставлении водного объекта (река Караболка) в пользование, а также отсутствует договор водопользования.
В соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения Буринского сельского поселения Кунашакского муниципального района за период 2020-2030 годы в с.Новобурино функционирует одна централизованная неполная, объединенная система водоотведения (ЦСВО «Новобурино»). К ЦСВО «Новобурино» подключены все МКД, большинство общественных зданий и отдельные индивидуальные жилые дома, оборудованные внутренними сетями водопровода и канализации. В остальных населённых пунктах Буринского сельского поселения системы централизованного водоотведения отсутствуют. В настоящее время в Буринском сельском поселении слив ХБС осуществляется без очистки в реку Караболка на западной окраине села, что является нарушением санитарно-эпидемиологических норм и правил. КНС и КОС в с.Новобурино разрушены и находятся в нерабочем состоянии. Общая протяженность самотечных сетей хозяйственно-бытовой канализации ЦСВО «Новобурино» составляет 5,5 км, общее количество канализационных колодцев - 160 шт. Самотечные сети водоотведения выполнены из чугунных труб различных диаметров и находятся в ветхом состоянии, отдельные участки сетей разрушены и ХБС поступают в грунт. Износ самотечных сетей составляет 100 %. Канализационные колодцы построены из сборных железобетонных элементов. Строительная часть канализационных колодцев находится в неудовлетворительном состоянии, колодцы заилены и захламлены, часть колодцев утеряна. В колодцы поступают ливневые и поверхностные воды (неорганизованный приток).
Из схемы следует, что на северной окраине с.Новобурино по ул. Нагорная было начато строительство КОС мощностью 250 куб.м/сут.: выделена площадка, построена электроподстанция, здания и сооружения. КОС не были введены в эксплуатацию и на данный момент находятся в разрушенном состоянии. На перспективу на данной площадке рекомендуется строительство новой блочно- модульной КНС производительностью 350 м.куб/сут., в с.Новобурино необходимо выполнить техническую модернизацию и реконструкцию существующих самотечных сетей централизованного отведения хозяйственно-бытовых стоков.
Постановлением и.о. обязанности главы Кунашакского муниципального района от 27.06.2023 г. № 1053 утверждена актуализированная схема водоснабжения и водоотведения Буринского сельского поселения Кунашакского муниципального района на 2020-2030 г. (актуализация на 2024 год).
Из ответа Администрации Кунашакского муниципального района от 10.01.2024 г. № на требование прокурора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в с.Новобурино имеется централизованная система водоотведения, канализационно- очистные сооружения отсутствуют, очистка производится путем слива на биологические пруды на западной окраине с.Новобурино, сброс из системы водоотведения осуществляется с помощью самотечных труб на западной окраине с.Новобурино.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с выявленными нарушениями прокуратурой района внесено представление главе администрации Кунашакского муниципального района об устранении нарушений закона, которое не исполнено.
Статьей 42 Конституции РФ закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.34 ч.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.56 ч.6 Водного кодекса РФ запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии со ст.44 ч.1 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с требованиями ст. 65 Водного Кодекса РФ и п.4.2,4.7 СанПин 2.1.5.980-00.2.1.5 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы» сброс не очищенных сточных вод на рельеф запрещен и является недопустимым.
В соответствии со ст. 15 ч.1, ст. 14 ч.3 и 4 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация водоснабжения и водоотведения в границах муниципального района относится к полномочиям Кунашакского муниципального района.
В соответствии со ст. 17 ч.1 п.4.3 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения отнесена организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнении организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Из схемы следует, что на северной окраине с.Новобурино по ул. Нагорная было начато строительство КОС мощностью 250 куб.м/сут.: выделена площадка, построена электроподстанция, здания и сооружения. КОС не были введены в эксплуатацию и на данный момент находятся в разрушенном состоянии. На перспективу на данной площадке рекомендуется строительство новой блочно- модульной КНС производительностью 350 м.куб/сут., в с.Новобурино необходимо выполнить техническую модернизацию и реконструкцию существующих самотечных сетей централизованного отведения хозяйственно-бытовых стоков.
Учитывая, что обязанность по организации водоотведения на территории с.Новобурино, возложенная на орган местного самоуправления, не исполняется, отсутствие очистных сооружений приводит к негативному воздействию на окружающую среду, водного объекта, износ канализационных сетей отведения составляет 100 %, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований с установлением срока для исполнения решения суда до 31 октября 2028 г.
Согласно ст. 210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
Административный ответчик не имеет возможности исполнить решение суда в установленные сроки в связи с обстоятельствами, не зависящими от него.
Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области в рамках курируемых государственных программ предусмотрено финансирование расходных обязательств по строительству или реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
При направлении заявки в Министерство на финансирование строительства и реконструкции объекта: строительство очистных сооружений с.Новобурино, муниципальное образование обязано обеспечить проектно-сметную документацию, получившую заключение государственной экспертизы ОГАУ «Управление государственной экспертизы проектной документации», проектов документов территориального планирования и инженерных изысканий Челябинской области ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области». В случае соответствия заявки предъявляемым требованиям возможно предоставление субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках Программ, которыми предполагается предоставление финансирования за счет средств бюджета Челябинской области.
Министерством в адрес Минстроя России и Минприроды России направлена информация о потребности в финансировании мероприятий по строительству и реконструкции очистных сооружений канализации на общую сумму 43,5 млр.руб., в том числе строительство очистных сооружений канализации в с.Кунашак на общую сумму 35 млн.руб. Реализация проекта запланирована в период 2025-2030 годы.
После выделения субсидии в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» посредством аукциона должен быть выбран подрядчик для выполнения строительно-монтажных работ.
Выделение денежных средств из областного бюджета на строительство очистных сооружений и капитальный ремонт сетей водоотведения, а также положительного исхода при проведении аукциона в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ находится вне воли и контроля органа местного самоуправления.
При указанных обстоятельствах суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда до 31 октября 2028 г.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.175- 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Возложить обязанность на Администрацию Кунашакского муниципального района (ОГРН 1027401708311 ИНН 7433001399) организовать возведение и ввод в эксплуатацию очистных сооружений, канализационных насосных станций на территории с.Новобурино Кунашакского района в месте, исключающем сброс неочищенных сточных вод в реку Караболка в срок до 31 октября 2028 года.
Возложить обязанность на Администрацию Кунашакского муниципального района (ОГРН 1027401708311 ИНН 7433001399) провести капитальный ремонт (замену) участков сети водоотведения, расположенных на территории с.Новобурино согласно схеме водоотведения, от канализационного колодца 1 до канализационного колодца 160 общей протяженностью 5,5 км в срок до 31 октября 2028 года.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.Г.Нуретдинова